СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека подвижных игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека подвижных игр для дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Картотека подвижных игр»

Найди себе пару

Описание: Каждый ребёнок получает один флажок. По сигналу дети разбегаются по площадке. По другому сигналу дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом. Во время бега дети должны держать свой флажок поднятыми вверх.



«Жуки»

Описание: По сигналу инструктора «Жуки полетели» все дети разбегаются по всей площадке врассыпную. На сигнал «Жуки отдыхают» дети бегут к черте, проведённой на краю площадки, и присаживаются на корточки.



«Кто самый быстрый»

Описание: На одной стороне площадки прочерчена линия. На другой стороне стоят дети.

По сигналу дети на двух ногах прыгают до черты. Обратно возвращаются бегом.







Тишина

Основное движение: Ходьба.

Описание игры: Дети идут по кругу и произносят вместе с воспитателем слова:

«У пруда тишина.

Не колышется вода,

Не шумите, камыши,

Засыпайте, малыши».

По окончании слов дети останавливаются, приседают, закрывают глаза. Воспитатель проверяет все ли дети сидят неподвижно. Потом говорит:

«Зашумели камыши.

И проснулись малыши».

Дети встают и говорят:

«А проснулись, потянулись».





«Солнышко».

Основное движение: Бег

Описание игры: Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:

«Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошко

Детки гуляют

Тебя поджидают».

Водящий в шапочке Солнышка выходит в круг и говорит:

«Ну-ка не зевайте,

Быстро убегайте!»



«Лохматый пес»

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему.

Описание: дети стоят или сидят в одной стороне площадки. Один ребенок находится в другой стороне и изображает пса. Дети все вместе подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувший нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет?»

Дети приближаются к псу. Как только стихотворение заканчивается, пес встает и лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь из них и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место.







«Трамвай»

Задачи : учит детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих, учить распознавать цвета.

Описание: 3-4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держаться за шнур, концы которого связаны, т.е. одни держат шнур правой рукой, а другие левой. Воспитатель держит в руках 3 флажка: желтый, зеленый, красный. Зеленый сигнал – трамвай движется, желтый – замедляет движение, красный – останавливается. Воспитатель поочередно поднимает флажки.

Указания: если детей много, можно сделать 2 трамвая; при остановке одни пассажиры выходят из трамвая, а другие заходят, приподнимая шнур.



«Догони меня»

Описание: дети сидят на стульях или скамейках в одной стороне комнаты. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают, воспитатель говорит: «Убегайте, убегайте, догоню!». Дети возвращаются на свои места.

Указания: количество играющих 10-12 человек.





Найди свой цвет

Описание: воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет», дети собираются у флага соответствующего цвета.

Указания: флажки можно заменить квадратиками, кружочки разного цвета.









Не опоздай

Описание: воспитатель раскладывает на полу по кругу кубики (колечки, погремушки). Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по комнате, по сигналу «Не опоздай!» бегут к кубикам.





С кочки на кочку

Описание: дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу на расстоянии 20 см один от другого обручи. По сигналу дети переходят на другую сторону зала через обручи.

Указания: вместо обручей можно использовать фанерные или резиновые круги на расстоянии 30-35 см. На участке круги можно начертить на земле.







В воротики

Описание: дети располагаются на стульях. Впереди на расстоянии 2,5 м стоит дуга – воротики. Дальше, еще на расстоянии 2 м, находится стойка с сеткой, у стойки на полу лежит мяч. Воспитатель вызывает кого-нибудь из детей и предлагает на четвереньках доползти до дуги, подлезть под нее, подползти к мячу, затем встать, поднять мяч двумя руками и опустить его в сетку.



Пройди – не задень

Описание: на полу в один ряд расставляют несколько кеглей или кладут кубики на расстоянии не менее 1 м один от другого. Дети должны пройти на другую сторону комнату, огибая кегли змейкой и не задевая их.



Проползи – не задень

Описание: дети располагаются по одной стороне комнаты. На расстоянии 3-4 м от них ставятся стулья, на сиденья которых положены гимнастические палки или длинные рейки. Двое или трое детей должны проползти под палками, стараясь не задеть их, доползти до скамейки, на которой лежат флажки, встать, взять флажки и помахать ими, затем бегом возвратиться обратно.

Указания: можно увеличит расстояние для ползания



Пройди мишкой, проползи мышкой

Описание: дети располагаются у одной стены комнаты. Воспитатель напротив располагает друг за дружкой две дуги разного размера. Первая – 50 см, вторая – 30-35 см (на расстоянии 2-3 м от первой). Вызывается ребенок и ему предлагается пройти под первой дугой на четвереньках, как мишка, то есть опираясь на ступни ног и ладони, а под второй – проползи, как мышка (на коленях и ладонях), затем подняться и пробежать бегом на свое место.





Карусель

Описание: положив на пол длинный шнур, воспитатель говорит детям, что это будет карусель, на которой можно покататься. Он предлагает обойти карусель вокруг, побегать около нее, медленно походить. Затем дети, остановившись, берут шнур двумя руками. Воспитатель показывает, как нужно заводить карусель – поднимать шнур и опускать его. Затем, предложив крепче держать за шнур одной рукой, воспитатель ведет карусель, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

Скорость шага увеличивается, постепенно переходит на бег:

А потом кругом, кругом

Да бегом, бегом, бегом!

Заканчивается:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра!(Хлопки в ладоши)

Указания: Ира повторяется до 6 раз то вправо, то влево.




Котята и щенята

Описание: Детей делят на 2 группы. 1 – котята, 2 – щенята. Котята находятся около гимнастической стенки, щенята на другой стороне площадки. Воспитатель предлагает побегать легко, мягко. На слова воспитателя «щенята», 2 группа детей перелезает через скамейку, они на четвереньках бегут за котятами и лают. Котята, мяукая, влезают на гимнастическую стенку.

Указания: Воспитатель – рядом. Щенята возвращаются в свои домики; 2-3 раза меняются ролями.





Пройди – не упади

Описание: Воспитатель чертит на земле две прямые или зигзагообразные линии (на расстоянии 15-20 см одна от другой) длиной 4-5 метров. Дети должны пробежать по дорожке, не оступаясь. Они учатся ходить и бегать по ограниченной площади, сохраняя равновесие.



Зайцы и волк

Описание: Один ребенок – волк, остальные – зайцы. Они чертят себе кружки – дома на одной стороне площадки. Волк в овраге – на другой стороне площадки.

Зайцы скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

Все слова сопровождаются действиями. После последних слов волк бежит за зайцами, они убегают в свои дома. Пойманных волк уводит к себе.









По дорожке на одной ножке

Описание: Дети становятся на краю площадки. Воспитатель предлагает допрыгать до другого края на правой ноге (5-6 м), обратно можно возвращаться бегом. Затем прыгают на левой ноге.



Лягушки

Описание: Ребенок приседает и, наклонившись вперед, опирается на руки, отставив их перед собой подальше (прыгает на руки), затем прыжком подтягивает ноги на уровень рук и снова прыгает вперед и опирается руками о землю. Проделав несколько раз упражнение, ребенок может отдохнуть и затем продолжить его.

Кто скорее докатит обруч до флажка?

Описание: На противоположных сторонах площадки чертятся линии. На одной линии стоят дети с об­ручами. Напротив, на другой линии, лежат флажки, расстояние между ними не менее 50 см. По сигналу воспитателя дети катят обручи до своего флажка. Отмечается ребенок, первым достиг­ший флажка.

Вариант игры. Дети распределяются на Ъ-4 звена. На стартовую черту выходят с обручами по одному ребенку от каждого звена. Прикативший обруч первым получает флажок или значок. Затем выходят следующие дети (опять по одному из каждого звена). Выигрывает звено, полу­чившее наибольшее количество флажков (значков).



Жмурки

Описание: Воспитатель назначает водящего - жмурку. Тот встает на середину комнаты (площадки), ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Затем все дети разбегаются по комнате, а жмурка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности играющие должны предупредить жмурку словом «Огонь!». Если игра проходит на открытом воздухе, то выбирают ровную площадку и очерчивают границы, за которые играющие не имеют права выходить.

Правила игры. Поймав кого-нибудь, жмурка передает свою роль пойманному. Играющий, переступивший условленную границу, считается сгоревшим, он обязан заменить жмурку. Чтобы жмурка не вышел за границу, его предупреждают словом «Огонь!».



Совушка

Описание: В одном из углов площадки очерчивается кружком гнездо совушки. Все дети изображают бабочек, жуков. Одного из играющих воспитатель назначает «совушкой». По сигналу воспитате­ля «День!» дети разбегаются, взмахивая руками, изображая движение крыльев. По сигналу «Ночь!» вылетает из гнезда совушка. Бабочки и жуки замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал, а совушка, медленно взмахивая крыльями, смотрит, не шевелится ли кто. Того, кто пошевелился, совушка отводит к себе в гнездо. Воспитатель снова говорит: «День!» Совушка улетает к себе в гнездо, а бабочки и жуки опять начинают летать (бегать). Вылет со­вушки повторяется 2-3 раза. После этого подсчитывается число пойманных, воспитатель выби­рает новую совушку, и игра возобновляется.


Ловишки

Описание: Воспитатель назначает водящего - ловишку. Ловишка выходит на середину площадки и громко говорит: «Я ловишка!», догоняет убегающих от него детей. Тот, кого ловишка коснулся рукой, становится ловишкой. Он должен остановиться, поднять руку и сказать: «Я ловишка!» Новому ловишке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего водящего.



Быстро возьми, быстро положи

Описание: Дети бегут друг за другом, добегая до углов площадки или комнаты. В одном углу стоит корзина с флажками, на противоположной стороне - пустая корзина. Каждый из детей должен на бегу, не задерживая бегущего сзади, быстро взять флажок из корзины и, добежав до противопо­ложной стороны, положить его в пустую корзину.




Перемени предмет

Описание: На одном конце площадки 5-6 детей, в руках у каждого погремушка. На другом конце сто­ят стулья, на которых лежит по одному кубику. По сигналу воспитателя «Бегом!» дети быстро бегут к стульям, кладут погремушку, берут кубик и быстро возвращаются на свое место. Отмеча­ется ребенок, прибежавший первым. Затем бегут следующие 5-6 детей.







Два Мороза

Описание: На противоположных сторонах площадки (комнаты) отмечают линиями два дома. Рассто­яние между домами 12-15 м. Играющие располагаются в одном доме. Воспитатель выделяет двух водящих, которые встают посредине площадки между домами, лицом к детям. Один из них Мороз Красный нос, а другой - Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя оба Мороза говорят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые:

Я Мороз - Красный нос,

Я Мороз - Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»

После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне пло­щадки, а Морозы стараются их заморозить, то есть коснуться рукой. Замороженные останавли­ваются и продолжают стоять до окончания перебежки всех остальных играющих. Два Мороза подсчитывают, кого они заморозили, после чего дети присоединяются к остальным играющим. Перебежки повторяются 2-3 раза. Затем назначаются новые водящие, и игра возобновляется.

Вариант игры. После окончания перебежки дети, которых заморозили, продолжают стоять. При повторении перебежек играющие, пробегая мимо, могут коснуться рукой и выручить их. Те присоединяются к бегущим; но если один из Морозов сделает это раньше, то замороженный ос­тается на месте.




Догони свою пару

Описание: Дети встают парами на одной из сторон площадки: один впереди, другой сзади (отступив 2-3 шага). По сигналу воспитателя первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят (каждый свою пару). При повторении игры дети меняются ролями.





Горелки

Описание: Играющие строятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов прово­дится линия. Один из играющих - ловящий - встает на эту линию. Все дети говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

После слова «звенят» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь схватиться за руки впереди ловящего. Ловящий старается поймать одно­го из пары раньше, чем дети успели встретиться и соединить руки. Если это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и встает впереди колонны, а оставшийся без пары стано­вится ловящим. Если же ловящему не удается поймать кого-нибудь из пары, он остается в той же роли. Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить. Число участвующих не должно превышать 15-17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.





Хитрая лиса

Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивает­ся дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспита­тель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который стано­вится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно по­смотреть, кто из них хитрая лиса: не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие три раза спра­шивают хором (с небольшими промежутками), сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга. После трехкратного произнесения этих слов хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного, то есть того играющего, до которого она коснулась рукой, лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймала 2-3 детей, воспитатель говорит: «В круг!» Все играющие снова образуют круг, и игра возобновляется с новой лисой.



Бездомный заяц

Описание: Из числа играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие - зайцы -чертят себе кружочки, и каждый встает в свой - это дом зайца. Бездомный заяц убегает, а охот­ник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стояв­ший в кружке, должен сейчас же убежать, потому что теперь он становится бездомным и охот­ник может поймать его. Как только охотник поймал (запятнал) зайца, они меняются ролями.

Вариант игры. Вместо начерченного круга дом образуют 4-5 детей, взявшихся за руки. В каждом таком кружке становится по зайцу. Игра проводится по тем же правилам. Через 2-3 мину­ты по сигналу воспитателя игра прерывается. Один из детей, образующих круг, меняется местом с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется снова и повторяется 4-5 раз с тем, чтобы все дети побывали в роли зайца.



Удочка

Описание: Дети стоят по кругу. В центре круга - воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над са­мой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Тот, кого ве­ревка или мешочек заденет по ногам, считается проигравшим. Когда удочка заденет одного из играющих, делается небольшой перерыв, а затем игра возобновляется.



Воробьи и кошки

Описание: На земле чертится круг диаметром 3-4 м. Один из детей - кошка. Кошка сидит в середине круга. Все остальные - воробьи - становятся за чертой, вне круга. Воробьи по сигналу воспита­теля прыгают в круг и из него. Кошка неожиданно вскакивает и старается поймать (запятнать) кого-либо из воробьев, не успевших выпрыгнуть из круга. Пойманный выходит из игры. Когда кошка поймает 2-3 воробьев, выбирается новая кошка из числа непойманных, и игра возобнов­ляется. Пойманных можно не исключать из игры, а только запоминать. В заключение игры отме­тить самую ловкую кошку и лучшего воробья (кого ни разу не поймали).

Правила игры. Кошка ловит воробьев только в кругу. Воробьи прыгают на двух ногах; если кто-либо из них пробежал через круг, он считается пойманным.






Перелет птиц

Описание: Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они - птицы. На другом

конце площадки помещается вышивка или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу воспитателя «Птички улетают!» дети, подняв руки (крылья) в стороны, бегают по всей площадке. По сигналу «Буря!» дети бегут к вышке (гимнастической стенке) и влезают на нее («птицы скрываются от бури на деревьях»). Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», -дети спускаются с вышки и снова бегают («птицы продолжают полет»). Во время игры воспита­тель должен находиться возле пособий для лазанья, чтобы в случае необходимости помочь де­тям.


Ловля обезьян

Описание: Воспитатель распределяет детей на две группы: обезьян и ловцов обезьян. Дети, изобра­жающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, где имеются пособия для лазанья (гимнастические стенки, вышки). На противоположной стороне площадки находятся ловцы. Обезьяны подражают всему, что видят. Пользуясь этим, ловцы хотят заманить обезьян и поймать их. Ловцы сговариваются между собой о том, какие движения они будут делать, и показывают их на середине площадки. Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают за движениями ловцов. Проделав движения, ловцы скрываются, а обезьяны слезают с деревьев, то есть пособий для лазанья, приближаются к тому месту, где бы­ли ловцы, и повторяют их движения. По сигналу «Ловцы!» обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево, и уводят к себе. По­сле 2-3 повторений игры дети меняются ролями, и игра возобновляется.

Правша игры. Спрыгивать с гимнастической стенки нельзя, обезьяны должны спуститься вниз до последней перекладины. Обезьяну, ступившую обеими ногами хотя бы на первую пере­кладину, ловить нельзя.



Пожарные на учениях

Описание: На расстоянии 5-6 шагов от гимнастической стенки проводится черта. Воспитатель делит группу детей на 3—4 звена (по количеству пролетов гимнастической стенки). На каждом пролете стенки наверху, на одной и той же высоте, подвешивается колокольчик. Первые из каждого звена строятся на черте лицом к гимнастической стенке. По сигналу воспитателя «Раз, два, три - бе­ги!» дети бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят (каждый в свой колокольчик), затем они спускаются и возвращаются к своему звену. Воспитатель отмечает, кто первый позво­нил. Затем на линию выходят следующие дети (по одному из каждого звена) и проделывают то же, что и предыдущие. Игра продолжается, пока все участники не выполнят задание по одному разу. Выигрывает то звено, где оказалось большее число детей, успевших позвонить первыми.




Кого назвали, тот ловит мяч

Описание: Дети ходят или бегают по площадке (комнате). Воспитатель держит в руках большой мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.


Волк во рву

Описание: По середине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 70-100 см одна от другой - это ров. У одной из сторон площадки (комнаты) на расстоянии одного-двух шагов от нее очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного из играющих «волком», остальные изображают коз. Все козы располагаются в доме, а волк становится в ров. По сигналу воспитате­ля «Козы, на луг!» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров (волк в это время спит и не трогает коз). Затем воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы пере­бегают на другую сторону площадки - в дом, перепрыгивая через ров, а волк старается их пой­мать (коснуться). Пойманные отходят в конец рва. После 2-3 перебежек все пойманные козы возвращаются в свой дом и назначается другой волк (но не из числа пойманных).

Вариант игры. Во рву находится не один, а два волка. Чертятся два рва (расстояние между ними 3-4 м), в каждом - по одному волку.



Не попадись

Описание: Чертится круг. Все дети стоят за ним на расстоянии полушага. Воспитатель назначает од­ного из играющих водящим, и тот становится внутри круга в любом месте. Дети прыгают через линию в круг. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих, когда они находятся внут­ри круга. При приближении водящего все возвращаются за линию. Тот из играющих, до кого до­тронулся водящий, считается проигравшим, но продолжает участвовать в игре. Через 30-40 с воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Затем выбирается новый водящий из тех детей, кого ни разу не смогли запятнать.

Вариант игры. Назначается второй водящий.



Лягушки и цапля

Описание: В середине площадки очерчивается квадрат или прямоугольник со сторонами 4, 6 м. Это болото, где живут лягушки. В углах квадрата вбиваются колышки или кладутся кубики так, что­бы высота колышка (кубика) над землей составила 10-15 см. по сторонам квадрата протягивает­ся веревка. К концу каждой веревки привязан груз (мешочек с песком). Концы веревки кладутся на колышки (кубики).

В одном из углов площадки очерчено гнездо цапли. Воспитатель назначает одного из иг­рающих цаплей, остальные - лягушки, которые стоят или прыгают в болоте. Когда все играющие разместились на отведенных для них участках площадки, воспитатель дает сигнал: «Цапля!» Вы­соко поднимая ноги, она направляется к болоту и перешагивает через веревку, чтобы поймать лягушек. Лягушки, спасаясь от цапли, выскакивают из болота, прыгая через веревку любым спо­собом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой с разбега - лишь бы убежать от цапли. Пере­шагнув через веревку, цапля ловит не успевших выпрыгнуть из болота лягушек. Пойманных ца­пля уводит к себе в дом, и они временно выбывают из игры (пока не сменится цапля). Если все лягушки успели выскочить из болота и цапля никого не поймала, она возвращается к себе в дом. Новая цапля выбирается после того, как будут пойманы 2-3 лягушки.

Правша игры. Цапля может ловить лягушек только в болоте. Лягушки должны перепрыги­вать, а не перешагивать через веревку. Лягушка, перешагнувшая через веревку, считается пой­манной.

Примечание. Игру можно усложнить: ввести вторую цаплю.



Идите (бегите) ко мне

Задачи: упражнять детей в ходьбе в прямом направлении без остановки.

Описание упражнения. Дети сидят на стульчиках или на скамейке. Воспитатель становится на противоположную сторону комнаты на расстоянии 5 м от детей и зовет их к себе, называя по именам. При повторении упражнения воспитатель переходит на другую сторону комнаты.



Принеси игрушку (предмет)

Задачи: упражнять детей придерживаться указанного направления, самостоятельно ори­ентироваться в пространстве.

Описание упражнения. Дети сидят на стульчиках. Перед ними на расстоянии 3-5 м стоит стул, на нем игрушка. Воспитатель зовет к себе кого-либо из детей и предлагает ему принести игрушку: «Ты видишь Леночка, так курочка сидит, принеси мне ее, пожалуйста!» Ребенок идет, берет игрушку и приносит ее. Воспитатель благодарит ребенка, называет еще раз игрушку и про­сит отнести ее на место. Затем это задание выполняет другой ребенок.

Если упражнение проводится с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев, то все задание вместе с ребенком выполняет воспитатель: берет ребенка за руку, идет с ним за игрушкой и также отно­сит обратно.

Когда дети освоят это задание, упражнение можно провести с подгруппой. Воспитатель раскладывает игрушки по количеству участников на расстоянии 4-6 м от детей, после чего пред­лагает детям пойти и принести по одной игрушке, а затем отнести на место. Воспитатель помога­ет лкшь тем, кто затрудняется в выполнении задания. Каждую игрушку кладут на отдельный стул.





Догони меня

Задачи: упражнять детей в ходьбе и беге в указанном направлении.

Описание упражнения. Подгруппа сидит на стульях или на скамейке по одной стороне комнаты. «Догоните меня», - говорит воспитатель и бежит к противоположной стороне. Застен­чивых и робких детей называет по имени. Когда дети подбегают, воспитатель говорит: «Убегай­те, убегайте, догоню». Все возвращаются на свои места, и игра повторяется.



Для того чтобы игра проходила более интересно, воспитатель предлагает детям (начиная с 1 года 6 месяцев) догнать собачку, куклу или другую игрушку, которая находится у него в ру­ках. Воспитатель не должен слишком быстро убегать от детей: им интересно поймать взрослого. Когда дети займут свои места, их надо похвалить

Пройти через ручеек

Задачи: развивать чувство равновесия, ловкость, глазомер.

Описание упражнения. Воспитатель чертит две линии (в помещении можно использовать шнур) и говорит детям, что это река, затем кладет через нее доску (длиной 2-3 м, шириной 25-30 см) - мостик. «На том берегу речки растут красивые цветы (на ковре разбросаны разно­цветные лоскутки), давайте соберем их, - обращается воспитатель к детям. - Но сначала мы пройдем по мостику». Дети друг за другом переходят на ту сторону речки (ручейка), собирают цветы (приседают, наклоняются), затем возвращаются на места. Упражнение выполняется 2-3 раза. Воспитатель следит, чтобы малыши шли по доске осторожно, не наталкиваясь друг на дру­га: «Будьте внимательны. Не упадите в речку».



Перешагни палку

Задачи: упражнять детей во время ходьбы не шаркать ногами, поднимать их; развивать умение перешагивать встречающиеся на пути предметы и при этом не терять равновесия.

Описание упражнения. Положить на середину коврика палку. На конце коврика поставить стул и на сиденье положить игрушку (матрешку, зайку и т. п.).

Воспитатель предлагает ребенку пройти по коврику, перешагнуть палку, подойти к стулу, взять игрушку и шагом вернуться на свое место. Затем задание выполняет другой ребенок.

Когда дети научатся самостоятельно выполнять упражнение, можно повторить задание сразу со всей подгруппой (они идут друг за другом). Можно также усложнить упражнение: по­ложить на пол параллельно 2-3 палки (обручи) на расстоянии 1 м. При этом надо следить, чтобы дети не наступали на палку (ставили ногу в центр обруча).



Доползи до погремушки

Задачи: упражнять детей в ползании; способствовать развитию самостоятельности.

Описание упражнения. Дети сидят на стульях, поставленных вдоль одной из стен комнаты, перед ними ковер или ковровая дорожка, в конце которой на гимнастической скамейке или на стуле лежит погремушка. Воспитатель показывает, как надо ползти на четвереньках до погре­мушки, затем выпрямиться, взять погремушку, позвенеть, положить ее на стул и вернуться на свое место. Дети по очереди выполняют задание.

Воспитатель, впервые организуя упражнение, должен ползти с некоторыми малышами до погремушки. Когда дети усвоят задание, на гимнастическую скамейку можно положить несколь­ко погремушек (по числу участников), и тогда упражнение выполняет вся подгруппа детей.

Игровое задание повторяется и с детьми третьего года жизни. Не следует предлагать ма­лышам быстро передвигаться на четвереньках, это снижает качество движений.







Охотники и звери

Дети изображают лесных зверей: зайцев, медведей, лисиц. Охотники (двое детей) стоят в стороне, у противоположных концов комнаты (площадки). В руках у каждого два мяча. Дети бе­гают по всей площадке, передавая движениями характерные особенности изображаемых зверей. По сигналу «Охотник!» звери «замирают» - останавливаются, а охотники «стреляют» - бросают