Карты для групповых исследований по окружающему миру
Тема урока №33: «В гости к зиме», УМК «Школа России», 2 класс
Форма : урок – экскурсия
Метод: групповое наблюдение
Группа 1. Рабочий лист по изучению снежного покрова Обследуйте местность. Найдите корм на снегу. Сделайте зарисовки. Изучите особенности снежного покрова (глубину): - с помощью линейки измерьте глубину снега на открытом месте _______________ см - измерьте глубину снега на закрытом постранстве _______________см 3. Почему глубина снега различна? Подумайте. 4. Раскопайте лопаткой снег и обследуйте почву: какой там есть корм для зверей, птиц? _______________________________________________ 5. Для кого растения под снегом служат пищей? Подумайте. 6. Все ли животные смогут добыть себе корм? 7. Как себя надо вести в зимнем лесу? 8. Сделайте вывод: какой корм зимой есть для животных в лесу? |
Группа 2. Рабочий лист «Плоды деревьев и кустарников» Найди деревья и кустарники, с которыми мы знакомились. По каким признакам мы их узнаем зимой? Запиши деревья и кустарники, на которых остались плоды и семена: ______________________________________________________________________________________________________________________ Зарисуй: - дерево целиком или - ветку с плодами, или - семена Подумай, для кого будут пищей осыпавшиеся на снег семена, плоды? Сделай вывод: какой корм есть зимой на деревьях и кустарниках для животных? |
Группа 3. Рабочий лист «Хвойные деревья и их гости» Рассмотрите хвойные деревья и их шишки на ветках. Опишите их.------------------------------------------------------------------------------------------------- Найдите шишки на земле и рассмотрите их. Целые они или обгрызанные животные? Как эти шишки попали на землю? Подумайте. Что вы нашли в шишках? Кому может пригодиться такой корм? _____________________________________________________________ Сделайте вывод о том, какой корм есть для птиц и животных в шишках хвойных деревьев? __________________________________________________________________________________________________________________________ Понаблюдайте за корой деревьев? Есть ли там следы царапин. Чем может служить кора для разных животных? __________________________________________________________ |
Группа 4. Рабочий лист «Птичья кормушка» Обследуйте местность. Найдите корм на снегу. Сделайте зарисовки. Изучите особенности снежного покрова (глубину): - с помощью линейки измерьте глубину снега на открытом месте _______________ см - измерьте глубину снега на закрытом постранстве _______________см 3. Почему глубина снега различна? Подумайте. 4. Раскопайте лопаткой снег и обследуйте почву: какой там есть корм для зверей, птиц? _______________________________________________ 5. Для кого растения под снегом служат пищей? Подумайте. 6. Все ли животные смогут добыть себе корм? 7. Как себя надо вести в зимнем лесу? 8. Сделайте вывод: какой корм зимой есть для животных в лесу? |
Тема урока № 57: «Океаны Земли. Жизнь в море», 4 класс УМК «Гармония»
Форма: групповое исследование нового теоретического материала
1 группа: Прочитайте. Определите главную мысль текста. Озаглавьте текст. Подчеркните обитателей морей и океанов.
________________________________________
Море – это дом для миллиардов растений и животных. Многие живые существа приспособились жить в морской воде. Это: водоросли, крабы, моллюски, креветки, кальмары, светящиеся рыбы, млекопитающие, кораллы, губки, морские ежи и звезды.Кораллы под водой очень похожи на сильно ветвящиеся водоросли, но это не растения, а животные. Ламинарии — крупные морские водоросли, достигающие 6 м длины. Многие из них живут лишь на той глубине, куда проникает солнечный свет. Солнце даёт растениям энергию, необходимую для жизнедеятельности. Растения, т.е. морские водоросли, в свою очередь, служат пищей животным.
Рыбы и устрицы – вкусная и полезная пища. Они являются одними из главных продуктов питания для жителей морских побережий. Многие водоросли съедобны: они содержат сахаристые вещества. Из них делают продукты питания, лекарства, йод. Ламинарии используются также и для удобрения полей, красящие вещества. Из некоторых морских моллюсков достают жемчужины для бус и колец.Раковины идут на изготовление перламутровых пуговиц и украшений.
Моря и океаны имеютдля человекабольшое хозяйственноезначение.
Морская вода и дно океана содержат множество полезных ископаемых. Основные запасы магния и брома добывают из морской воды. Морская вода содержит даже золото и серебро, но в очень малых количествах. Огромные запасы нефти и газа залегают на дне морей и океанов. Многие строительные материалы также рождены морем: известняк, мел, гипс. Они образованны останками морских животных.
Заполни таблицу, пользуясь текстом
Дары моря | Использование человеком |
рыба | |
водоросли | |
раковины | |
моллюски | |
Полезные ископаемые | |
2 группа: Прочитайте текст.
____________________________________
Вода – друг и помощник человека. Без воды не могут работать заводы и фабрики. Вода расходуется на выплавку стали, на выработку тканей, бумаги, строительных материалов. Вода двигает турбины электростанций, согревает дома. Без воды не приготовить пищу. Воду мы пьём, водой моемся, стираем. Любимое занятие тысячи мужчин – рыбалка.
По морям и океанам перевозят разные грузы и товары. Путешествуют на морских судах и люди. Морской воздух и морские купания полезны для здоровья, поэтому на берегах строят дома отдыха и санатории. В них отдыхают и лечатся взрослые и дети.
Выберите то название, которое больше подходит к данному тексту и запишите его:
- Значение моря и океана для человека.
- Вода – друг и помощник человека.
- Вода – удобная дорога.
Составьте на листе опорную схему «Вода – помощник человека», используя выше текст.
Вода – помощник человека
3 группа: Прочитайте текст. Какие опасности таит море и океан?
«Море уходит», - эти страшные слова – грозное предупреждение. Когда раздаётся этот крик, жители побережий в панике бегут прочь от моря, подальше от океана, лезут в горы, карабкаются на скалы.
Море уходит! Это значит, что оно сейчас вернётся и беспощадно, в ярости обрушит чудовищную волну на берег, хлынет через дамбы и молы, слизнёт дома, как пушинки, швырнёт корабли на поля и унесёт в пучину всех, кто не успел убежать далеко или залезть повыше.
Зловещие волны, которым предшествует внезапный отлив, называются цунами. «Цунами»- слово японское, оно означает - волна, заливающая бухту.
Цунами возникают, если на морском дне извергается вулкан. Специальные службы следят за их возникновением и предупреждают людей об опасности.
ВЫВОД: От цунами погибло больше человеческих жизней, чем от всех других морских катастроф. В 2011 г. в Японии от цунами погибло около 20 тысяч человек.
Составьте и запишите правила поведения на море:
1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для 1 группы:
Из предложенных вариантов выберите только те, которые не являются источниками загрязнения воды и подчеркните
Задание для 2 группы:
Найти ответ на вопрос: как сберечь воду и уберечь от загрязнения?
Для этого из предложенных фраз зачеркните лишние предложения:
Строительство очистных сооружений
Не разбрасывать мусор в воде и по берегам водоёмов
Контролировать качество воды
Не уничтожать животный мир рек
Закрывать крепче кран
Сделать провоз нефтепродуктов более безопасным
Не купаться
Ловить больше рыбы
Задание для 3 группы:
Подумайте, что вы, дети, можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашем озере Чинарик? Подчеркните
Не сбрасывать мусор в водоемы. Учить этому других.
По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.
Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу.
Не уничтожать растения и обитателей водоемов.
Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.
Тема: «Очистка воды», УМК «Гармония» 3 класс
Метод: групповое исследование
Форма: практическая работа по исследованию свойств воды
1 группа
Инструкция по проведению исследования
1. возьми муку и всыпь ее в стакан с водой и размешай,
2.Рассмотри содержимое стакана.
3.Перелей содержимое стакана в другой сосуд (стакан) через фильтр.
4.Отметь в тетради результат опыта (+ или -)
5.Сделай вывод и выбери карточку с правильным ответом.
6. Проделай те же действия с солью.
2 группа
Инструкция.
1. возьми песок и всыпь его в стакан с водой и размешай,
2.Рассмотри содержимое стакана.
3.Перелей содержимое стакана в другой сосуд (стакан) через фильтр.
4.Отметь в тетради результат опыта (+ или -)
5.Сделай вывод и выбери карточку с правильным ответом.
6. Проделай те же действия с мукой.
3 группа
Инструкция.
1. возьми масло и капни его в стакан с водой и размешай,
2.Рассмотри содержимое стакана.
3.Перелей содержимое стакана в другой сосуд (стакан) через фильтр.
4.Отметь в тетради результат опыта (+ или -)
5.Сделай вывод и выбери карточку с правильным ответом.
6. Проделай те же действия с песком.
4 группа
Инструкция.
1. Возьми соль и всыпь ее в стакан с водой и размешай,
2.Рассмотри содержимое стакана.
3.Перелей содержимое стакана в другой сосуд (стакан) через фильтр.
4.Отметь в тетради результат опыта (+ или -)
5.Сделай вывод и выбери карточку с правильным ответом.
6. Проделай те же действия с маслом.
Тема уроков № 26-29: «Природные зоны», УМК «Школа России»,
4 класс
Метод: групповое исследование
Лист исследования природной зоны
Климатические условия | Зона расположена : _________________________________________________________________ Зима: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лето:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Природные явления: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
растительный мир | ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Животный Мир | _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Человек и его занятия | ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Экологические проблемы | _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Ц
епи питания:
Раздел «Важнейшие события в истории Отечества»
Тема урока№54: «Начало перестройки. Современная Россия», УМК «Школа России», 4 класс
Метод: групповое исследование нового теоретического материала
Исследовательский лист
Причины, мешающие развитию страны в 70-80-е годы
_________________________________________________
_________________________________________________
________________________________________________
ПЕРЕСТРОЙКА – это ______________________________________________________________________________________________________________________
Результат и последствия перестройки (стр. 111)
1)_________________________________________________________
2) ________________________________________________________
3) ________________________________________________________
4. Страны, создавшие экономический союз:
_________________________________________________________
Руководители России начиная с 1953 года по 2018 год:
_____________________________________________________________________________________________________________________
КОНСТИТУЦИЯ – это (стр115)______________________________________________________ПРЕЗИДЕНТ - __________________________________________________________
Тема урока: «Ориентирование на местности. Компас», УМК «Школа России», 4 класс
Метод: практическая работа по ориентированию
Карточка исследования
Вставь слова в текст:
Главной частью компаса является _________________________________.
Она насаживается на _____________________________.
Чтобы стрелка не выпала, компас помещают в _____________________________________________________________.
На циферблате указываются ____________________________________.
Расставь порядок работы с компасом:
__Определи стороны горизонта.
__Освободи зажим.(если есть)
__Поворачивай корпус так, чтобы синий конец стрелки был направлен на Север.
__Установить компас на ровной горизонтальной поверхности.