СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Казачьи посиделки

Нажмите, чтобы узнать подробности

На празднике представлена защита творческих работ по теме: "Какие дома строили на Дону?", "История имени станицы", "Столицы донского казачества", "Обряды казаков", "Казак и конь", "Как говорили на Дону?" "Дом вести-не лапти плести!"

Просмотр содержимого документа
«Казачьи посиделки»

«Казачьи посиделки»

УЧИТЕЛЬ: В древности говорили: “Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их – дерево погибнет”. Так и народ, не знающие своей истории и культуры, обречен на вымирание.

Наши ребята много путешествовали по донскому краю, много узнали и прочитали, сделали своими руками то, что раньше делали их прабабушки. И сегодня - приглашают вас на казачьи посиделки.



Казак: Здорово дневали, казаки донские,

Казачка: казачки расписные, да гости дорогие?

Зал: Здравствуйте!

Казак: Кто ж так здоровается?!

Казачка: Нужно было ответить: Слава богу!

Казак: Попробуем еще раз! Здорово дневали, казачки донские

Казачка: казачки расписные, да гости дорогие?

Все: Слава Богу!

Казак: Теперь другое дело.

Казачка: А собрались мы, щоб песни казачьи спевать, игры и обычаи казачьи вспомнить, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям нашим, да внукам!
Казак: Добре, хозяюшка, гутаришь, любо-дорого слушать такие речи!


На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
И водили хоровод.


Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки,
Были праздником души.



Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Если вы в "своей тарелке"

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас,


Посиделки ждут гостей,
Заходите поскорей.
В нашей программе:
Казачий перепляс,
Да песенный час,

Да артель певцов,

Два десятка плясунов.

Всем на удивление –

Большое представление!


ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.

Хлебосольством и радушием
Знаменит Донской наш край -
Для гостей и песни звонкие,
И медовый каравай.

И места для них приметные,
За обеденным столом...

Пусть с гостями радость светлая,
Входит в наш просторный дом!

По обычаям станичным

Всем гостям поклон наш низкий!

С добрым словом и любовью,

С хлебом-солью! С хлебом-солью!

(Обходят гостей, угощают караваем)


КАЗАК: Слухай, станица, ноне праздник! Казаки песенники, да казачки веселушки, кто хорошо гутарить и играть будет, тот в свой курень унесет трохи задора и веселья!


КАЗАЧКА: На Дону по старинному обычаю за хлебом солью всякая песня хороша.


КАЗАК: Недаром у нас говорят: «Солнце землю согревает, песня сердце утешает».

КАЗАЧКА: А что на Дону еще говорят? Кто знает?


- Где песня ведется, там счастье живется.

- На Дону казаку и камешек подпевает.

- На Дону что ни хутор, то своя запевка.

- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать.

- Веселы привалы. Где казаки запевалы.


ПЕСНЯ: «Распрягайте, хлопцы, коней»

1.Распрягайте, хлопцы, коней, та лягайтесь почивать,

А я пийду в сад зеленый, в сад криниченьку копать.


Припев: Маруся раз, два, три - калина, чёрнявая дивчина,

В саду ягоды рвала. (2 раза)


2. Копав, копав криниченьку у зеленом, у саду

Чи не вийде дивчинонька рано - вранцы по воду?




3. Вышла, вышла дивчинонька рано – вранцы воду брать,

А за нею козаченько веде коня напувать.


4. Знаю, знаю, дивчинонько, чим я тебе огорчив,

Що я вчора из вечора краще тебе полюбив.


5. Вона ростом невеличка, ще й годами молода,

Руса коса до пояса, в косе лента голуба.


6. Распрягайте, хлопцы, коней, та лягайте почивать,

А я пийду в сад зеленый, в сад криниченьку копать.


Девочка: Эй вы, хлопцы, чем славны?

МАЛЬЧИКИ: Мы не мамкины сыны

В чистом поле мы росли.

Мы лихие, удалые, молодые казаки.


Мальчик: А вы, девчата, чьи будете?

ДЕВОЧКИ: Мы не мамкины, не тятькины,

Мы на улице росли

И нас курицы снесли

Учитель: - Какие у нас казаки да казачки!

-Как у нас на Дону - зорьки ясные!

-Как у нас на Дону - ветры ястребы!

-Как у нас на Дону - дали синие,

ДЕВОЧКИ: А казачки у нас говорливые!

- Кума!

- Га.

- Ох, у вас собаки зли, семь штук напало, еле перегавкала.


1-й: Федот, иди молотить!

Федот: Не могу, спина болит!

2 -й: Федот, иди огород полей!

Федот: Не могу, нога болит.

3 -й: Федот, иди, собери фрукты в саду.

Федот: Не могу, спать охота!

1 –й: Федот, иди за стол кашу есть!

Федот: потягивается: Ну, раз мамка говорит, надо итить!



Матюха: Тюха, есть хочешь?

Тюха: Нет. Я перекусил.

Матюха: А что перекусил?

Тюха: Да съел краюшку хлеба.

Матюха: А ты бы ее в горшок со сметаной мочил.

Тюха: Да она в горшок не влезла.


КАЗАЧКА: Просим в наш куренёк! Будьте как дома.

КАЗАЧКА: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сядут.

(дети рассаживаются на скамейки)


ЗАЩИТА ПРОЕКТА № 1: «Какие дома строили на Дону?»


Показ макета куреня и хаты.


  1. Жилище казака называлось «курень». Слово «курень» происходит от монгольского хурээн, что значит лагерь, стан, пастбище в форме круга. И комнаты в курене располагались по кругу. Первые курени были на сваях, так как весной Дон разливался и мог затопить дом.

В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж). На 2-м этаже была галдарея – крытая веранда. Окна закрывались ставнями.

Курень – очень удобное жилище – летом первый этаж используется как жильё. В жару там прохладно, а зимой хранятся продукты, а люди живут в верхах. Наверху была просторная горница, небольшие спальни и кухня с печкой.

В горнице или зале, принимали и угощали гостей.

В красном углу, были иконы, между окнами стоял стол. В одном углу горка с красиво расставленной посудой. На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты. В спальне стояли кровать с пуховиками, подушками да одеялами и сундук с вещами (скрыня).


  1. На Дону сохранился и другой, более простой тип жилья – хата. Это одноэтажный дом, продолговатый в длину. Строили его на скорую руку, из всего, что ни есть всей роднёй, улицей, всей станицей.

На нижнем Дону хату делали из самана – это самодельные большие кирпичи из глины и соломы. На верхнем Дону сначала делали каркас из дерева – «козлы», а между досок набивали землю, перемешанную с соломой. По берегам реки косили камыш. Из него крышу делали. Потом дом внутри и снаружи обмазывался глиной.

В святой угол вмуровывали святой крест, цветы и деньги, чтобы в дому было богатство и божья благодать.

Хозяйка и несколько женщин обед готовили. Так что к концу рабочего дня устраивали гулянье с песнями и плясками, и каждый радовался построенной хате и поздравлял хозяев с новым жильём.



3. Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Все поля да луг.

В дело шли солома и глина

И сухой камыш

Для шатровых крыш

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!



Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Каждый дом имел свой двор, в котором находились: амбар, базы для скота, колодец, конюшня, погреб и летняя печь «горнушка». Здесь пекли и варили, чтобы сохранить курень в чистоте. Эта традиция дожила и до наших дней.


УЧИТЕЛЬ: Жили казаки очень дружно, были хорошими товарищами. Стали они селиться по 80-100 человек станами – отсюда и слово станица пошло.


ЗАЩИТА ПРОЕКТА № 2: «История имени станицы»


Показ буклета.

На Дону нет такой станицы, где древних бы преданий не сберегли, потому что названия станиц и хуторов с ними связаны.

В Кочетовской такую историю рассказывали. Бежали на Дон крестьяне, остановились передохнуть, а утром их петух разбудил. « Этот кочет нам знак подаёт, - решили казаки. Тут, стало быть, и селиться будем…»

А Черкасский городок основали черкасы – украинские казаки, тоже на Дон бежавшие.

Однажды казаки, возвращаясь из похода, стали делить добычу, «упились допьяна» и заснули. Турки ночью напали на казаков и почти всех их порубили. Убитых похоронили на том же месте. Здесь старые и увечные казаки доживали свои последние дни, поэтому городок стал называться Монастырским.

Называли ещё станицы по именам первых поселенцев – Милютинская, Семикаракорская (было 7 братьев Каракоровых).

Были и названия, перешедшие ещё от кочевников, что жили на Дону до казаков. Так появилась Багаевская станица. Багай по-тюркски «сады». Манычская – маныч – значит горький, солёный. Мигулинская от Мигулы-хана.


УЧИТЕЛЬ: Каждая станица выбирала себе атамана. “Без атамана казак сирота”.

А центром, конечно же, была столица. Сколько их было у донского казачества? (5)


1.Раздорский городок - центр донской вольницы;

2.Монастырский городок - остров казачьей памяти;

3.Азов - город казачьей славы;

4.Черкасск - столица казачьей свободы;

5.Новочеркасск - столица Войска Донского.



ЗАЩИТА ПРОЕКТА № 3: «Столицы донского казачества».


Показ путеводителя по станицам

РАЗДОРЫ (50 лет)

Казаки говорили, что появился городок «на раздорской земле», где Северный Донец при впадении в Дон как бы раздирает руслом землю на протоки и острова. Легенды рассказывают о братьях атаманах, не поделивших пленницу – красавицу турчанку, или о том, что между казаками и турками, были постоянные ссоры-раздоры.

Расположены были Раздоры на острове, напротив нынешней станицы Раздорской. Главное Войско просуществовало здесь около 50 лет.

Позже казаки перенесли свою столицу из Раздор в Черкасский городок, а в здесь был заведен войсковой виноградный сад. Станица Раздорская стала центром виноградарства на Дону.

И сегодня здесь ещё можно увидеть курени. Самому старому - 155 лет!


МОНАСТЫРСКИЙ ГОРОДОК (15 лет)

Располагался Монастырский городок на краю Аксайского острова, ниже Черкасска. Территория эта называлась Монастырским урочищем вот почему:

В начале 17 века это был один из крупных казачьих городков. Он был хорошо укреплен, вооружен крепостными пушками.

После «Азовского осадного сидения» и оставления Азова казаками турки отомстили казакам и сожгли городок.

Там сейчас стоит памятник в виде часовни в память о казаках, погибших при взятии Азова.

АЗОВ (5 лет)

Азов, был сильной крепостью, контролировал выход в море и степи, поэтому казаки хотели захватить его. В 1637 г. им это удалось, и Азов стал столицей Войска Донского.

Турки захотели вернуть Азов и окружили его. Началось Азовское осадное сидение. По городу били тяжелые турецкие пушки, огонь и дым стояли до небес. От постоянных обстрелов стены, башни, ворота, дома Азова были разбиты. Казаки решили «помереть все как один», но не отдать свой Азов врагу. Турецкая армия сняла осаду и покинула город.

Но царь Михаил Романов, опасаясь, что Турция начнет войну с Россией из-за Азова, приказал донским казакам оставить Азовскую крепость и идти в свои городки.

Казаки покинули разрушенный Азов. Они вывезли иконы, пушки, железные ворота, калитки, городские весы. Всё это хранится в Старочеркасской станице на майдане перед Войсковым Воскресенским Собором.

Через 60 лет крепость Азов вновь взята Петром I и Россия получила выход в Азовское море.


ЧЕРКАССК (200 лет)

Остров, на котором возник Черкасский городок, защищен со всех сторон водой. С деревянных башен хорошо просматривалась степная равнина. Ров, заполненный водой, делал Черкасск неприступной крепостью. Вооружен город был азовскими пушками, которых насчитывалось около ста.

Турки несколько раз сжигали Черкасский, но казаки отстраивали его снова.

На соборной площади - майдане - проходили казачьи Круги, выбирались атаманы. В центре площади возвышается Войсковой Собор, построенный в честь взятия Азова. Тогда по случаю победы над турками здесь были устроены торжества и дан первый в России салют и фейерверк.

Ежегодно город подвергался разрушительному наводнению во время весеннего разлива Дона. Вода достигала иногда окон домов.

Было решено перенести столицу Войска Донского из Черкасска на новое место. Новый город так и назвали Ново-Черкасск. Черкасск стал станицей Старочеркасской.


НОВОЧЕРКАССК

Город Новочеркасск был основан в 1805 году как новая столица Войска Донского. Инициатором создания новой столицы был атаман Войска Донского Матвей Иванович Платов. Он контролировал строительство города лично, пригласил для этого самых лучших архитекторов и мастеров.

У въезда в Новочеркасск стоит Триумфальная арка. Таких арок две. Они были сооружены в честь побед донского казачества в Отечественной войне 1812 г. и построены у западного и северо-восточного въезда в город в честь приезда Императора Александра I.

Памятник знаменитому атаману М.И. Платову был установлен в центре Новочеркасска. За памятником находится Атаманский дворец. Там останавливались Императоры Александр II, Александр III, Николай II которые приезжали в Новочеркасск.

В Новочеркасске расположен 3-й по величине в России Вознесенский Кафедральный Войсковой Собор. Огромная, мощеная камнем, Соборная площадь перед ним была местом проведения Войскового Круга.

Донскую столицу посещали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие знаменитые люди.

Сейчас Новочеркасск является столицей казачества России и Зарубежья.


(показывают КНИЖКУ-РАСКЛАДУШКУ с фотографиями)


КАЗАК: Разрешите поплясать. Разрешите топнуть.
Неужели в куреньке половицы лопнут?

Ну – ка девки, в перепляс! 

Перетопочите нас! 


КАЗАЧКА: Дурочек вы не ищите,

Лучше сами попляшите! 


КАЗАК: Мы обувку – вбок! Вбок!


КАЗАЧКА: А мы ножку на носок! 

Дробушкой сейчас пойдём! 


КАЗАК: А мы сядем, отдохнём! 


ТАНЕЦ: «Кадриль»

Дед Щукарь: Ох и пляшут, хоть куды,
Девки — спелые плоды.
Но видать давно забыли
Енти, как их, обряды!

КАЗАК: Ты чавой-то не туды!
Тоже ляпнул — обряды!
Ударения не знаешь?
Лучше б в рот набрал воды!

Дед Щукарь: Может я не так сказал,
Только я к чему склонял,
Что обрядов этих старых
Ты давненько не видал!

ЗАЩИТА ПРОЕКТА № 4: «Обряды казаков».


  1. Много обычаев и обрядов у донских казаков, много суеверий и поверий.

Вот, например, такие приметы:

  • При выпадении зуба бросают его на чердак и приговаривают: «Мышка, мышка, на тебе костяной, дай мне железный».

  • В понедельник рубашку не меняют - напасть будет;

  • Веником не надо бить никогда - нападёт болезнь.

  • Если икота нападет, то взять себя за ухо и приговаривать: икота иди до воды, а кто около воды, того за ухо приведи!

  • На Дону у казаков был обычай: каждое утро умываться прохладной донской водой - это предавало энергию, красоту и силу.


Казачок: Девочки-казачки!

Чем вы побелилися?

Казачки: Мы вчера спустились к Дону

И водой умылися!


Казачок: Разлюбезные казачки!

До чего ж вы хороши.

Ваши щѐчки заалели

Словно мака лепестки.

  1. По обычаю, когда в семье рождался сын, его называли не мальчиком, а казачьим сыном. Родные и знакомые приносили в дар ему, «на зубок», стрелу, патрон, пулю, лук. Дед дарил шашку или ружье. Сабля сохранялась из рода в род, переходила от отца к сыну, потом к внуку. Все это развешивали на стене. Когда сын подрастал, совершался обряд посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, подстригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком.

В 3 года казачка учили рукопашному бою, одного сажали на коня и учили ездить, а пятилетние казачата уже скакали, отводя лошадь в табун. Стрелять учили с семи лет.

В 7-9 лет играли в войну за око­лицей, устраивали "сражения", рубились деревянными саблями, кололись камышовыми пиками.

  1. В 10 лет казака учили рубить шашкой, и разрешались ходить с отцом и дедом на казачий круг – собрание.

В возрасте 14 лет дарили жеребен­ка, и дальше они росли уже вместе - казак и его будущий боевой конь.

С 17 лет казак назывался малолетка. Начинались скачки, стрельба в цель на скаку, рубка – т.е. ученье воинскому делу.

В 19 лет – приводился к присяге на верность службе.

В 21 год – зачислялся в военно-полевой разряд на 15 лет. Все 15 лет он обязан был в любую минуту стать в стремя и встретить врага с оружием в руках.

Для того чтобы казак был постоянно в готовности, ежегодно проводились летние и зимние сборы в лагерях, смотры оружия, учения.



СЦЕНКА «Проводы казака на службу»



1-я казачка: По станице разговоры: 

Скоро казакам на сборы! 

2-я казачка: Кто из молодых ребят 

Едет в этот раз в отряд? 

Едет в дальнюю станицу, 

Надобно нам с ним проститься! 


Казак: Казаку уже шестнадцать, 

Пора службой заниматься! 

Завтра двинемся в дорогу, 

Собирайтесь понемногу! 


Мать (причитает):

Ой, Андрюшечка, сыночек! 

Драгоценный голубочек! 

Не хочу тебя пускать, 

Саблей вострою махать! 


Отец (строго):

Полно, мать, уже не птенчик, 

А орлом пора взлетать, 

Саблей вострою махать! 


Сестра (ласково):

Ой, ты, родненький мой братка! 

Будет там тебе не сладко! 

Потемнеет белый день, 

Опустеет наш курень! (обнимает брата) 


Бабушка (нарочито сердито):

Ишь, коза, разголосилась! 

Ничего ведь не случилось! 

(задумчиво, вспоминает):

Я, вон, деда провожала, 

До Кубани добежала. 

Не велел мне горевать, говорил: 

«Так надо, мать!» 

Вот, внучок, его папаха! 

Надевай, не ведай страха! 

Дай, тебя благословлю! 

(Бабушка берёт икону, благословляет, затем обнимает внука и целует): 

Дюже я тебя люблю! 


Андрей (обнимает бабушку): 

Ты, бабуня, не печалься, 

Обо мне не огорчайся! 

Ведь сегодня ж не война – 

Ростить воинов страна! 


Крёстный отец:

Мы тебя благословляем

Да наказом наставляем: 

Не позорь родителей, 

Да всегда будь бдительным: 

Дюже сну не доверяй, 

Саблю чаще навостряй! 

(крёстный отец с поклоном вручает Андрею подарок – саблю): 

С саблей ты казак, Андрей! 

Пред врагами не робей! 


Отец: Ну, а я вручу Андрею 

Свою личну портупею! 

(надевает на сына портупею): 

Вот теперя ты – казак! 

Что-то застит глаз слеза! 

(смахивает слезу, обнимает сына). 

ПЕСНЯ: «Шашку бери»

Крёстная мать:

Рушничок я вышивала, 

Про Андрейку вспоминала! 

В добрый час, тебе, сынок, 

Не оставит тебя Бог! 

(отдаёт Андрею рушник). 


Андрей: Благодарствую на том! 

(по очереди кланяется всем): 

Поклонюсь перед отцом, 

Перед матерью, сестрою, 

Перед бабушкой седою. 

Честь семьи я соблюду, 

Казаков не подведу! 


Друг: Ты, Андрюха, не журись, 

Да домой скорей вернись! 

Мы тебе кинжал вручаем, 

И наказ напоминаем: 

Чтобы дом свой защитить, 

Сильным должен казак быть! 


Отец (обращается к Андрею): 

Что ж, сынок, сбирайся в путь! 

Всё, что слышал – не забудь! 

На прощание, гуртом, 

Песню для тебя споём! 


ПЕСНЯ: «Как за Доном за рекой, под зелёным дубом»

  1. С нетерпением ожидали возвращения казака из похода домой, устраивали торжественную встречу, высылался вестовой, чтобы оповестить станичного атамана о прибытии. С оружейными залпами встречали казака. Он трижды я кланялся в ноги родителям и целовал их. А потом казачка кланялась его коню в благодарность за благополучное возвращение.


ЗАЩИТА ПРОЕКТА № 5: «Казак и конь».


На Дону было поверье: коня выбирают весной. Когда увидит казак первую ласточку, надо круто повернуться на левом каблуке через левое плечо, посмотреть на прилипший волосок к каблуку. Какого цвета волосок, такой масти и коня надо выбирать.

Казачий конь был приучен к походу, к бою, в сабельной руб­ке, он кусал и лягал коней противника. Укрытый в заса­де, он по свисту хозяина бежал на зов, по команде ложился и вставал. В боях, в критической ситуации, казаки укладывали по команде своих коней кругом или треугольником и из-за них отстреливались. Такой при­ем назывался сбатоваться. Кони шли за хозяином в огонь и воду.

Любовь казаков к коням отображена в поговорках:

  • Без коня казак кругом сирота.

  • Казак голоден, а конь его сыт.

  • Казаку конь себя дороже.

  • Казак без коня, что солдат без ружья.

(ПОДЕЛКА)

Щукарь: Все же у меня сумленье
К молодому поколенью…
Казак: А какое, говори!
Щукарь: Есть ли здесь богатыри?


Казак: Енто ты совсем зачах,
А у них сажень в плечах.
А ну, ребята, выходите,
Свою силу покажите!


ИГРЫ для мальчиков

(толкание, накинь подкову, скачки на «конях»)

ЗАЩИТА ПРОЕКТА № 6: «Как говорили на Дону?».


Показ словарика по казачьему диалекту


Какие же посиделки без состязаний? Здесь каждый старался блеснуть умом. Сейчас я вам буду называть старые казачьи слова, а вы, если знаете их современное название, назовёте его:


раззявил (раскрыл)

гутарить (говорить)

вечерять (ужинать)

чувяки (тапочки)

кочет (петух)

баз (сарай)

хворать (болеть)

батя (отец)

ноне – сегодня

цибарка (ведро)

нехай (пускай)

будя – довольно, хватит


Игра для групп «Переводчик»

Используя словарик, перевести текст на современный язык.


Ноне гутарил один казак: «Надысь наловил в речке сулу, чебаков. Развёл костёр, устроил казан, да и наварил щербы. Тут пострелята мои прибежали, устроились вечерять. Глядь, а супротив нас чапура чикиляет».

Придумать текст, используя казачьи слова (смотреть можно в словарик). Другая группа должна его перевести на наш язык.


СЦЕНКА «СОСЕДКИ»

(Столик, 2 стула, самовар, чайник, чашки с блюдцами)

Встречаются

  1. - Здорово дневала, соседушка.

  2. - Заходи на часок, погутарим. (Садятся за столик, пьют чай, соседка рассматривает ручки у чашек и заварника)

  1. Слыхали, как вы вчерась песню заиграли, аж дух захватило, до чего понравилось.

  2. Да курень мыла, и внутри, и с улицы, да пол камнем – деруном чистила. Устала, вот и отдохнула после вечери с песней.

  1. Да у тебя и печь в порядке, и пол блестит. Побегу соседушка, стряпаться пора.

  2. А я, соседушка, уже отстряпалась.

  1. Ай, соседушка, настоящая додельница. А мой казак вареничков хочет!


ПЕСНЯ: «Варенички»

ЗАЩИТА ПРОЕКТА № 7: «Дом вести – не лапти плести!»


УЧИТЕЛЬ: Весь дом был на хозяйке — казачке. Хорошей хозяйкой считалась та, у которой всегда в порядке была печь, чист пол, и наготовлена еда. Девочку с детства учили быть хорошей хозяйкой. Когда внучка сделает своими руками не менее 200 предметов приданного, дед дарил серебряное колечко, и она становилась выданкой. Теперь она «не дите», а барышня, и вести себя должна иначе: «на неё женихи смотрят». А какие мастерицы казачки! Они вышивали, украшали одежду и дом, вышивали скатерти и рушники.

Да и наши казачки рукодельницы!

  1. РУШНИК - расшитое полотенце

  • Рушник-утиральник предназначался для вытирания рук и лица при умывании утром и вечером.

  • Рушник-блинник делали на Масленицу, в благодарность за угощение одаривали хозяев дома.

  • Пасхальные рушники предназначаются для выпеченных пасок.

  • Божником называли рушник, обрамляющий изображения икон.

  • Родильный рушник использовался при рождении ребёнка.

  • Поминальный рушник после смерти

  • Обыденными называли рушники, вытканные в течение одного дня.

  • Подорожные рушники давались с собой в дорогу тем, кто покидал родной дом.

  • Хлебосольный рушник - на нём подавали хлеб-соль гостям, он украшал свадебный стол перед женихом и невестой.

  • Первый поход молодой жены к колодцу за водой также сопровождался специальным «колодезным» рушником, который вешался на коромысло.

Основными цветами при оформлении рушников являются красный, белый и черный. Белый - цвет чистоты и священности;

Красный – огонь и солнце;

Черный цвет– земля.

Показ вышивки.

Рушник – это не просто красота.

В нем наставленья, счастья пожеланья.

В нем сердце матери, любовь и теплота,

Костра добра извечное сиянье.


Рушник как книгу можно прочитать.

Ведь вековая мудрость в нем хранится.

И чтобы этим знаньям не пропасть,

Нам нужно вновь к истокам обратиться.

  1. Пол в хате застилался ткаными дорожками, они назывались «ПОЛОВИКАМИ».

Делали их из старых вещей. Сначала разрезали ненужную вещь на узкие полоски, потом из 3-х полосок плели косичку, укладывали её по кругу или в прямоугольник и сшивали. Получалась вот такая нарядная и полезная вещь! Такие дорожки служили не просто украшением, но и сохраняли пол тёплым.

Показ половика.

  1. ОДЕЖДА КАЗАКОВ И КАЗАЧЕК.

Нам было интересно узнать, что было в моде у казачек и казаков? Предлагаем вам разгадать слова:

З_п_н (зипун) К_б_л_к (кубелёк)

К_фт_н (кафтан) К_ш_к (кушак)

Б_рк_ (бурка) К_чк_ (кичка)


Одежда показывает не только вкус, но и образ жизни, привычки и характер человека. Отличались своей одеждой и донские казаки. Сначала они носили одежду калмыцкую, турецкую, то есть ту, которую смогли добыть в походе.


А платье ныне носят на Дону,

Кому какое прилежит по вкусу:

Кто – польское, кто – турскую бурнусу,

А кто – московское, как деды встарину.


Иной – к калмыцкой приобвык поддевке,

Иной одет, как турский делибаш,

Но не услышишь ни над кем издевки

И осмеяния – таков обычай наш.


Казаки любили просторную одежду, чтобы не мешала в бою. Это были зипуны, кафтаны, бурки. Обязательно носили пояс или кожаный ремень. За поясом носилось оружие. Отсутствие пояса у мужчин считалось зазорным, его переставали уважать. И сейчас о тех, кто не соблюдает обычаев или просто плохо себя ведёт, говорят, что он «распоясался». Обязательным был и головной убор. Казачий круг начинался так: «Тише, казаки, атаман трухменьку гнёть». Это значит, атаман будет держать слово перед казаками, сняв головной убор.

Женщины носили юбки и кофты. По количеству юбок у казачки судили о достатке. У некоторых было по 15-20 юбок. Все они были разного цвета и к ним такого же цвета кофты. Из головных уборов носили «кичку» и «шлычку». Традиционными цветами для донского казачества были голубой в сочетании с красным.


Показ нарядов на кукле, дефиле казачек в костюмах.


УЧИТЕЛЬ: И сейчас мы убедимся в мастерстве и сноровке наших казачек.
Как с детства не научишься, так всю жизнь промучишься.
Ну-ка, кто хочет свое умение показать?

ИГРЫ для девочек:

(намотать нитку на веретено, сходить за водой с коромыслом)

УЧИТЕЛЬ: Ой, да и хороши! Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Она прибирает, она подтирает

Она и за все отвечает.


Чтоб потешить вашу душу

И в душе оставить след,

Предлагаю спеть частушки,

Лучше этих песен нет.


А говорят, частушки вроде

В наши дни уже не в моде?
Разве дело только в моде,
Если любят их в народе.

Частушки!!!

Я казачка удалая,

Радом казачок лихой,

Пропоём мы вам частушки

Вы похлопайте с лихвой.


Казак ходит по деревне,

Ходит, улыбается.

Оказалось, зубы вставил –

Рот не закрывается


Я девчонка боевая,
В девках не остануся.
Ну и горе тому будет,
Кому я достануся.


Говорят, я боевая,

Боевая, ну и что ж

Моя мама боевая,

Ну а я, тогда, в кого ж…


Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь закончим -

Ставим точку с запятой.



Есть таланты на Дону,

Говорю уверенно!

Раз народ еще поет-

Знать - не все потеряно.


Казак: Добре дивчина спевает!
Мне б такую в куреню!
За хорошее старанье
Я ей серьги подарю!

Казак: Дорогие земляки! Удалые казаки!
Вечер наш к концу подходит,
Речь гутарить не с руки.
Мы без слов про все сказали,
Вам сегодня доказали:
Что течет, в конце концов,
В жилах наших кровь донцов.


Что казачьей нашей славы —
Мы наследники по праву.
Что традиции блюдем,

Свято память бережем.


Что в сердцах хранить мы рады;
Песни, пляски и обряды!
Словом, казаки во всем,
Так давайте же споем!
На прощанье грянем вместе
Всем любимую нам – песню!

ПЕСНЯ: «Приезжайте к нам на Дон!»

А мы садимся у стола.
Друг друга поздравляя.
Что вот уже пришла пора
Донского каравая!


Чаепитие