Казачий фольклорный праздник «Мы живём в краю Донском»
Цели:
• развитие чувства гордости за историческое наследие предков, воспитание уважения к истории и традициям своего народа; приобщение учащихся к нравственным и этическим ценностям родного края.
•интеллектуальное развитие детей посредством изучения истории и традиций Донского края;
•расширение знаний по истории Донского казачества;
•развитие мотивации к познанию историко-культурных традиций казачества;
•развитие творческих способностей детей
Используемое оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер
«Край Донской – земли огромной долька!»
Презентация Край Донской Слайды №№ 1-6
Ведущий:
Край Донской – земли огромной долька,
Прославленный веками Тихий Дон,
Ты беглых принимал, да и не только,
Тут каждый жил как будто здесь рожден.
Тебе, родной поклон земной наш низкий,
За доброту, за хлеб и соль. (Вынос каравая на рушнике казаком и казачкой)
Справляли казаки здесь свадьбы и теряли близких,
С тобой делили радость, горе, боль...
Простор Донской – от края и до края,
Ты сердцу самый близкий и родной,
Ты на земле для нас частица рая
Ты не покинешь нас, и мы всегда с тобой.
Презентация Край Донской Слайд №1-2-3
Ведущий:
Скажите, ребята, кто живет в краю родном? Люди, каких национальностей, народности?
1. Что означает слово «казак»? (В переводе с тюркского означает «удальцы», «вольные люди»).
2. Откуда они появились на Дону?
Ученик 1. Было время, когда на Руси усилился гнет помещиков, когда крестьян заставляли работать от зари до зари. За свой труд крестьяне получали так мало, что не могли прокормить ни себя, ни семью. От голода и непосильного труда они умирали сотнями, и в смерти видели спасение от мук.
Ученик 2 .Но был другой путь избавления от неволи и тяжелого труда - бежать на вольные земли, куда не достигала власть царя и помещиков. На это решались самые сильные и отважные . После разгрома Золотой Орды, широкая полоса земли, вдоль берегов Дона оказалась безлюдной - Дикое поле. Так на Дону стали селиться беглые люди, которые стали называться донскими казаками. Не с тех ли далеких времен течет из поколения в поколение, как сама казачья река, народная песня
«Как за Доном за рекой» Исполняет хор 3-бкласса
Ученик 3. Итак, в старину наш край называли Диким полем, в конце 16 века - Земля Донских казаков, сначала 19 века – область войска Донского. С начала 1918 года - Донская республика, а с 1937 года – Ростовская область.
Ученик 4. Суровые условия жизни, огромные, открытые всем ветрам, степные пространства, закалили этих людей, сделали сильными, храбрыми, мужественными. Казак просто обязан быть готовым в любую минуту вскочить на коня и рвануться на защиту своей земли, дома, семьи, свободы и чести. А воевать казакам приходилось очень много. Вот как поется в одной старой казачьей песне:
У меня молодца, было три товарища:
Первый товарищ – мой конь вороной,
А другой товарищ – я сам молодой,
А третий товарищ - сабля вострая в руках.
Ученик 5. Славен Дон своими героями. Из донских казаков вышли бесстрашными Ермак Тимофеевич, расширивший владения русского государства, своими походами в Сибирь. Непокорный бунтарь Кондратий Булавин, грозный Емельян Пугачев.
Ученик 6. Казачьей конницей восхищались великие полководцы: Суворов и Кутузов. С благодарностью мы вспоминаем атамана Матвея Платова, защищавшего Россию в Отечественной войне 1812 года. Каждый подвиг останется навечно в памяти народной.
Ученик 7. Но не только военной, боевой славой покрыли себя казаки. Здесь на берегах Тихого Дона, жил и живет сегодня удивительный народ со своими традициями, обычаями, нравами, с песнями такими широкими и вольными, как степи донские, с вихревыми плясками, с горько- солеными крепкими шутками.
«Ой, при лужке» » Исполняет хор 3-бкласса
Ученик 8. Не только воевать умеет казак, но прежде всего любить свою родную землю, трудиться на ней , украшать ее полями хлебными, садами. Не только боевые кони пасутся в широких степях, но и большие стада домашних животных, не только походные палатки расцвечивают степь, но и богатые казачьи станицы. (Показать на плакате станицу Вешенская)
Библиотекарь. А чтобы еще ярче представили себе, какие они вольные казаки, заглянем в эти маленькие, но мудрые книжки – сборники «Дон волною серебрится», «Крылатая мудрость», «Сказки Тихого Дона», «Бисеринка», в них собраны пословицы и поговорки, родившиеся на донской земле». А в них все, что любит казак, что ценит, все, что его волнует. А теперь послушайте казачьи пословицы, и определи их основной смысл.
• Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.
• От лени казак хворает, а в работе здоровье закаляет.
• Если казак захочет, гору на гору поставит.
• На донской земле все родится, надо только хорошо трудиться.
-Какое слово в этих пословицах стоит на первом месте? Что их объединяет? (труд)
Для казаков это главное слово в жизни после слова Родина.
Ученик 9. Для казака в слове « труд» заключен особый смысл. Это не только работа в поле, по дому, еще и ратный труд, т. Е. труд защитника.
-Какие пословицы вы знаете о воинской службе, доблести?
• Пусть знает ворог, что казаку Дон дорог.
• Казак скорей умрет, чем с родной земли сойдет.
• Казачья смелость порушит любую крепость
• Кто пули боится, тот в казаки не годится.
• И один в поле воин, если он по- казачьи скроен.
-А какой же казак без коня? Конь первый помощник и в труде и в бою, и в радости. Вот почему так много поговорок на Дону о спутнике казака – коне.
• Казак с конем и ночью и днем.
• Конь познается везде. А друг в беде
• Казак дружбу соблюдает: в беде коня не бросает.
Упал казак духом и конь не бежит…
-А вот послушайте о чем эти пословицы:
• Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев.
• Казак в пути не скучает: он песни играет.
• На Дону казаку и камешек подпевает.
• Казачьи песни слушать - мед ложкой кушать.
-Какой же темой объединены пословицы и поговорки? (Темой веселья)
Ученик 10. Умеют казаки хорошо повеселиться. Далеко слышна раздольная, удалая казачья песня. То тягучая, печальная, долгая, как степь донская. то искрометная, озорная, лихая, как ветер степной ! А на Тихом Дону песни не просто поют, их играют. Приговаривают и пританцовывают, и в игры хороводные играют. Все как на Руси, да только с особой казачьей удалью!
«Пчелочка златая» Исполняет хор 3-бкласса
- А сейчас проведем соревнования для казаков. «Петушиный бой»
А теперь проведем соревнования для казачек. «Поединок с яблоками»
- Вот, ребята и познакомились с донским фольклором, у которого мы учимся мастерству художественного слова, выразительности речи, яркости, меткости, краткости .Они учат нас только хорошему. А хорошо делаешь – хорошего, и жди. Доброе дело два века живет. Приглашаем отведать пирогов наших, приходите в нашу горницу.
Сейчас мы с вами побываем в казачьем курине , в самом большом и лучшем месте его – в горнице. Окончены дневные работы. После вечери (ужина) расходится не хочется, начинается самое интересное – разговор…
О чем он сегодня? Давайте послушаем.
(Звучит песня «По Дону гуляет казак молодой…» » Исполняет хор 3-б класса)
Инсценирование отрывка из «Поднятой целины»
Ведущий:
В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю как кому, а мне
Вода донская слаще меда.
Не знаю как другой, но я
Весь – слух, весь – жадное вниманье,
Когда услышу соловья
Возвышенное ликованье.
Чуть-чуть взгрустнули небеса,
В природе ярких красок мало,
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.
Пусть облетели тополя,
Я у степной твержу криницы:
“Благословенной будь земля,
Где довелось и мне родиться