III. Актуализация знаний. С помощью метода «Кластер» осуществляет усвоение нового материала. Заполнение интерактивной таблицы ЗХУ Знаете ли вы о событиях, происходящих сейчас на Украине? Как это можно назвать? Что такое Гражданская война? Мнения детей. Такого рода войны самые кровопролитные в истории: Гражданская война в Англии в 17 веке, В США в 18 веке, в Мексике в начале 19 века, в России в начале 20 века, в Украине в начале 21 века… Тем обиднее, что эти войны несут в себе разруху стране, какая бы сторона не победила. Сегодня наш урок будет посвящен Гражданской войне в России и Казахстане 1918-1920 гг. Нам предстоит работа по исследованию документов, связанных с теми годами, проанализируем и сделаем выводы. Помните, рассказ Михаила Шолохова «Родинка», где описывается встреча отца и сына в бою. Отец поражает противника, который оказывается его родным сыном. (Отрывок) Вопросы и задания группам. Кто первый отвечает на вопрос, решает жребий. I. Вопрос первой группе: раскройте понятие «гражданская война». Гражданская война - наиболее острая форма социального противостояния граждан одной страны в борьбе за власть. Второй группе: дайте определение понятию «иностранная интервенция». Иностранная интервенция – агрессивное вмешательство государства во внутренние дела другого государства. II. Работа с картой и текстом учебника: Чтение текста по стратегии «Жигсо», пересказ по парам, по кругу. Отметьте на карте район размещения и дату ликвидации фронтов Первая группа – Семиреченский фронт. Вторая группа - Восточный фронт. Результаты фиксируются на доске после выполнения каждого задания. III. Учитель: Исторические личности гражданской войны в Казахстане. Работа по карточкам. На карточках – имена. Найти информацию о каждом. Дать информацию классу, не называя имени. Остальные должны определить историческую личность. На слайдах – фото. IV. Первая группа: кто входил в состав поддерживающих советскую власть? Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян. 40% царских офицеров служили в этой армии. Немало интеллигенции из средних и даже из высших слоёв российского общества поддерживали «эту» власть. Основной организующей силой этой армии являлась партия РСДРП(б), под руководством В.И. Ульянова. Вторая группа: кто выступал на стороне Белого движения. И почему? Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян. На сторону этой армии перешли казаки, кулаки, баи, сторонники возрождения монархии. Большинство представителей политических партий: кадеты, эсеры, меньшевики, «Шура – и Ислами», правительство «Алаш-Орда». Стремление свергнутых классов сохранить частную собственность и свое привилегированное положение, также было причиной начала гражданской войны. Работа в группах. (10 минут) 1 группа Прием «Кластер» Начало иностранной интервенции и гражданской войны в Казахстане и формирование национальных частей Красной Армии в Казахстане. 2 группа Метод «Древо предсказаний» Партизанская война в тылу белогвардейцев, разгром Колчака. |