СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Казахстан в период гражданской войны и иностранной интервенции

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата:                                                                                           Класс: 11  урок 23

Тема:

Казахстан в период гражданской войны и иностранной интервенции

Цель урока:

расширить и систематизировать знания учащихся о гражданской войне в Казахстане и иностранной военной интервенции.

Задачи: систематизировать теоретический материал;

-проанализировать причины победы  «красных» в гражданской войне;

-продолжить формирование умений  и навыков анализа и синтеза исторического материала;

- научиться  само- и взаимооценке результатов работы на уроке.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны углубить и расширить свои знания о причинах Гражданской войны и ее основных этапах;

- учащиеся должны работая с картой представлять общую картину боевых действий;

- опираясь на источники, дополнительный материал учащиеся должны дать оценку красному и белому движению;

- учащиеся должны запомнить основные события Гражданской войны.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится»

Ученики осмысливают поставленную цель. Играют в игру «Мне в тебе нравится».

 

5 мин.

II. Мотивация к изучению нового.

Что такое гражданская война? Вспомните определения этого понятия?

1.  Период острых классовых столкновений.

2. Способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил.

3.  Противостояние классов и общественных групп.

4.  Это вооруженная борьба  между гражданами одной страны за власть.

5.  Внутригосударственный вооруженный конфликт между силами с различными интересами, не способными решить свои противоречия мирным путем.(Слайд)

-Что такое иностранная военная интервенция?

Иностранная военная интервенция в России  — военное вмешательство стран Антанты и Четверного союза в Гражданскую войну в России . Всего в интервенции приняли участие 14 государств. Иностранная интервенция – агрессивное вмешательство государства во внутренние дела другого государства.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Заполняют таблицу

Терминологическая таблица

25 мин.

III. Актуализация знаний. С помощью метода «Кластер» осуществляет усвоение нового материала.

Заполнение интерактивной таблицы ЗХУ

Знаете ли вы о событиях, происходящих сейчас на Украине? Как это можно назвать? Что такое Гражданская война? Мнения детей. Такого рода войны самые кровопролитные в истории: Гражданская война в Англии в 17 веке, В США в 18 веке, в Мексике в начале 19 века, в России в начале 20 века, в Украине в начале 21 века… Тем обиднее, что эти войны несут в себе разруху стране, какая бы сторона не победила. Сегодня наш урок будет посвящен Гражданской войне в России и Казахстане 1918-1920 гг. Нам предстоит работа по исследованию документов, связанных с теми годами, проанализируем и сделаем выводы.

Помните, рассказ Михаила Шолохова «Родинка», где описывается встреча отца и сына в бою. Отец поражает противника, который оказывается его родным сыном. (Отрывок)

Вопросы и задания группам. Кто первый отвечает на вопрос, решает жребий.

I. Вопрос первой группе: раскройте понятие «гражданская война».

Гражданская война - наиболее острая форма социального противостояния граждан одной страны в борьбе за власть.

Второй группе: дайте определение понятию «иностранная интервенция».

Иностранная интервенция – агрессивное вмешательство государства во внутренние дела другого государства.

II. Работа с картой и текстом учебника: Чтение текста по стратегии «Жигсо», пересказ по парам, по кругу.

Отметьте на карте район размещения и дату ликвидации фронтов

Первая группа – Семиреченский фронт.

Вторая группа - Восточный фронт.

Результаты фиксируются на доске после выполнения каждого задания.

III. Учитель:

Исторические личности гражданской войны в Казахстане. Работа по карточкам. На карточках – имена. Найти информацию о каждом. Дать информацию классу, не называя имени. Остальные должны определить историческую личность. На слайдах – фото.

IV. Первая группа: кто входил в состав поддерживающих советскую власть?

Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян. 40% царских офицеров служили в этой армии. Немало интеллигенции из средних и даже из высших слоёв российского общества поддерживали «эту» власть. Основной организующей силой этой армии являлась партия РСДРП(б), под руководством В.И. Ульянова.

Вторая группа: кто выступал на стороне Белого движения. И почему?

Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян.

На сторону этой армии перешли казаки, кулаки, баи, сторонники возрождения монархии. Большинство представителей политических партий: кадеты, эсеры, меньшевики, «Шура – и Ислами», правительство «Алаш-Орда». Стремление свергнутых классов сохранить частную собственность и свое привилегированное положение, также было причиной начала гражданской войны.

Работа в группах. (10 минут)

1 группа Прием«Кластер» Начало иностранной интервенции и гражданской войны в Казахстане и формирование национальных частей Красной Армии в Казахстане.

 2 группа  Метод «Древо предсказаний» Партизанская война в тылу белогвардейцев, разгром Колчака.

5 мин.

IV. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

Перед вами несколько документов того времени (Приложение 1), прочитав которые обсудите в группе ответы на свой вопрос:

1 Группа: Обсудите действия Белой армии в Семиречье и назовите к чему это могло привести в дальнейшем по отношению к местному населению и приготовьте «Выступление прокурора, обвиняющего Б. Аненнкова».

2 Группа: Обсудите роль Ахмета Байтурсынова как инициатора перехода алашординцев на сторону Советской власти, подготовьте выступление депутата на съезде Верховного Совета о нем и его роли в деле пропаганды среди казахов Советской власти.

VI. Группам раздаются карточки, на которых указаны даты и события Гражданской войны. Максимальное количество баллов получает та группа, которая быстрее и правильнее сопоставит одно с другим.

Время выполнения задания пять минут.

Тест «Исторические личности времен гражданской войны»

- Выступление пар.

Критериальное оценивание

Учащиеся активизируют через физические упражнения эмоциональный настрой и готовятся к продложению работы на уроке

Разноуровневые карточки

5 мин.

V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма»

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Какие знания у вас были крепкими?

Светофор»

Красный: всё интересно, хочу больше узнать по теме

Жёлтый:  всё понятно, было интересно

Зелёный: ничего не понял

Рефлексия Упражнение «Ладонь»

  • Большой палец – для меня тема была важной и интересной.
  • Указательный  палец - узнал много нового.
  • Средний палец – мне было трудно.
  • Безымянный палец – мне было комфортно.
  • Мизинец – для меня было недостаточно информации.

Родят свою ребята обводят свою ладонь и закрашивают те пальцы, которые считают нужными.

Ученики индивидуально работают над предложенными заданиями. Пишут телеграмму своим одноклассникам.

фишки

 

стикеры

 2 мин.

VI. Домашняя работа.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

 

дополнительная информация

Просмотр содержимого документа
«Казахстан в период гражданской войны и иностранной интервенции»

Дата: Класс: 11 урок 23

Тема:

Казахстан в период гражданской войны и иностранной интервенции

Цель урока:

расширить и систематизировать знания учащихся о гражданской войне в Казахстане и иностранной военной интервенции.

Задачи: систематизировать теоретический материал;

-проанализировать причины победы «красных» в гражданской войне;

-продолжить формирование умений и навыков анализа и синтеза исторического материала;

- научиться само- и взаимооценке результатов работы на уроке.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны углубить и расширить свои знания о причинах Гражданской войны и ее основных этапах;

- учащиеся должны работая с картой представлять общую картину боевых действий;

- опираясь на источники, дополнительный материал учащиеся должны дать оценку красному и белому движению;

- учащиеся должны запомнить основные события Гражданской войны.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится»

Ученики осмысливают поставленную цель. Играют в игру «Мне в тебе нравится».


5 мин.

II. Мотивация к изучению нового.

Что такое гражданская война? Вспомните определения этого понятия?

1. Период острых классовых столкновений.

2. Способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил.

3. Противостояние классов и общественных групп.

4. Это вооруженная борьба между гражданами одной страны за власть.

5. Внутригосударственный вооруженный конфликт между силами с различными интересами, не способными решить свои противоречия мирным путем.(Слайд)

-Что такое иностранная военная интервенция?

Иностранная военная интервенция в России  — военное вмешательство стран Антанты и Четверного союза в Гражданскую войну в России . Всего в интервенции приняли участие 14 государств. Иностранная интервенция – агрессивное вмешательство государства во внутренние дела другого государства.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Заполняют таблицу

Терминологическая таблица

25 мин.

III. Актуализация знаний. С помощью метода «Кластер» осуществляет усвоение нового материала.

Заполнение интерактивной таблицы ЗХУ

Знаете ли вы о событиях, происходящих сейчас на Украине? Как это можно назвать? Что такое Гражданская война? Мнения детей. Такого рода войны самые кровопролитные в истории: Гражданская война в Англии в 17 веке, В США в 18 веке, в Мексике в начале 19 века, в России в начале 20 века, в Украине в начале 21 века… Тем обиднее, что эти войны несут в себе разруху стране, какая бы сторона не победила. Сегодня наш урок будет посвящен Гражданской войне в России и Казахстане 1918-1920 гг. Нам предстоит работа по исследованию документов, связанных с теми годами, проанализируем и сделаем выводы.

Помните, рассказ Михаила Шолохова «Родинка», где описывается встреча отца и сына в бою. Отец поражает противника, который оказывается его родным сыном. (Отрывок)

Вопросы и задания группам. Кто первый отвечает на вопрос, решает жребий.

I. Вопрос первой группе: раскройте понятие «гражданская война».

Гражданская война - наиболее острая форма социального противостояния граждан одной страны в борьбе за власть.

Второй группе: дайте определение понятию «иностранная интервенция».

Иностранная интервенция – агрессивное вмешательство государства во внутренние дела другого государства.

II. Работа с картой и текстом учебника: Чтение текста по стратегии «Жигсо», пересказ по парам, по кругу.

Отметьте на карте район размещения и дату ликвидации фронтов

Первая группа – Семиреченский фронт.

Вторая группа - Восточный фронт.

Результаты фиксируются на доске после выполнения каждого задания.

III. Учитель:

Исторические личности гражданской войны в Казахстане. Работа по карточкам. На карточках – имена. Найти информацию о каждом. Дать информацию классу, не называя имени. Остальные должны определить историческую личность. На слайдах – фото.

IV. Первая группа: кто входил в состав поддерживающих советскую власть?

Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян. 40% царских офицеров служили в этой армии. Немало интеллигенции из средних и даже из высших слоёв российского общества поддерживали «эту» власть. Основной организующей силой этой армии являлась партия РСДРП(б), под руководством В.И. Ульянова.

Вторая группа: кто выступал на стороне Белого движения. И почему?

Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян.

На сторону этой армии перешли казаки, кулаки, баи, сторонники возрождения монархии. Большинство представителей политических партий: кадеты, эсеры, меньшевики, «Шура – и Ислами», правительство «Алаш-Орда». Стремление свергнутых классов сохранить частную собственность и свое привилегированное положение, также было причиной начала гражданской войны.

Работа в группах. (10 минут)

1 группа Прием «Кластер» Начало иностранной интервенции и гражданской войны в Казахстане и формирование национальных частей Красной Армии в Казахстане.

2 группа Метод «Древо предсказаний» Партизанская война в тылу белогвардейцев, разгром Колчака.

5 мин.

IV. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

Перед вами несколько документов того времени (Приложение 1), прочитав которые обсудите в группе ответы на свой вопрос:

1 Группа: Обсудите действия Белой армии в Семиречье и назовите к чему это могло привести в дальнейшем по отношению к местному населению и приготовьте «Выступление прокурора, обвиняющего Б. Аненнкова».

2 Группа: Обсудите роль Ахмета Байтурсынова как инициатора перехода алашординцев на сторону Советской власти, подготовьте выступление депутата на съезде Верховного Совета о нем и его роли в деле пропаганды среди казахов Советской власти.

VI. Группам раздаются карточки, на которых указаны даты и события Гражданской войны. Максимальное количество баллов получает та группа, которая быстрее и правильнее сопоставит одно с другим.

Время выполнения задания пять минут.

Тест «Исторические личности времен гражданской войны»

- Выступление пар.

Критериальное оценивание

Учащиеся активизируют через физические упражнения эмоциональный настрой и готовятся к продложению работы на уроке

Разноуровневые карточки

5 мин.

V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма»

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Какие знания у вас были крепкими?

Светофор»

Красный: всё интересно, хочу больше узнать по теме

Жёлтый: всё понятно, было интересно

Зелёный: ничего не понял

Рефлексия Упражнение «Ладонь»

  • Большой палец – для меня тема была важной и интересной.

  • Указательный палец - узнал много нового.

  • Средний палец – мне было трудно.

  • Безымянный палец – мне было комфортно.

  • Мизинец – для меня было недостаточно информации.

Родят свою ребята обводят свою ладонь и закрашивают те пальцы, которые считают нужными.

Ученики индивидуально работают над предложенными заданиями. Пишут телеграмму своим одноклассникам.

фишки


стикеры

2 мин.

VI. Домашняя работа.

Записывают домашнюю работу в дневниках.



дополнительная информация

Заполняем таблицу (сначала колонки Знаю и Хочу узнать, в конце урока Узнал)


Знаю

Хочу знать

Узнал

1.



2.



3.



1.



2.



3.

1.



2.



3.



Тест «Исторические личности времен гражданской войны»

1. Вместе с атаманом А. Дутовым против Советской власти выступили:

а) большевики в) ушжузовцы с) алашординцы

2. Чья армия отрезала Оренбург и Казахстан от Центральной части России?

а) армия Б. Анненкова в) армия А. Дутова с) армия В.Колчака

3. Кто руководил 25-й дивизией Восточного фронта, освободившей Уральск от белогвардейцев?

а) М. Фрунзе в) М. Куйбышев с) В. Чапаев

4. Руководитель 5-й армии Восточного фронта, освободивший Северный и Восточный Казахстан от колчаковцев?

а) М. Тухачевский в) М. Фрунзе с) В. Чапаев

5. Чья банда свирепствовала в Семиречье?

а) А. Дутова в) В. Колчака с) Б. Анненкова

6. Чрезвычайный комиссар Степного края, руководил отрядом, оказавшим поддержку Актюбинскому фронту?

а) В. Чапаев в) М. Фрунзе с) А. Джангильдин

7. Кто в годы гражданской войны был инициатором перехода алашординцев на сторону Советской власти, автор статьи «Революция и киргизы»?

а) А. Букейханов в) А. Байтурсынов с) А. Джангильдин

8. Военный комиссар Тургайского уезда:

а) В. Чапаев в) А. Джангильдин с) А. Иманов

9. Завполитотделом Казахской конной бригады:

а) Б. Каратаев в) В. Чапаев с) Джангильдин

10. Как советская власть решила судьбу алашординцев?

а) подвергла пыткам в) подвергла расстрелу с) амнистировала



1. В марте 1918 года

А Началось освобождение от колчаковцев Пятой армией Восточного фронта под ком. М.Тухачевского Северного, а затем Восточного Казахстана.

2. В марте 1920 года

Б Разгромив Уральский областной Совет, белоказаки овладели Уральском.

3. В июне 1918 года

В Черкасская оборона

4. С июня 1918 по октябрь 1919 года

Г Был ликвидирован Северный Семиреченский фронт, последний на территории Казахстана

5. Осенью 1919 года

Д Атаман Дутов занял Оренбург и перерезал железную дорогу, связывавшую Казахстан с Центральной Россией