СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КДО программа художественной направленности "Песни нашего детства"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочная программа дополнительного образования на лето

Просмотр содержимого документа
«КДО программа художественной направленности "Песни нашего детства"»



I. Комплекс основных характеристик

    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа художественной
направленности «Песни нашего детства» является модифицированной и
разработана на основании следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р;

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года №
816 «Порядок применения организациями, осуществляющих
образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ» ;

«Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

Устав МУ ДО «Тереньгульский ЦДТ»;

Положение о проектировании ДООП в МУ ДО «Тереньгульский ЦДТ»;

Положение о проведение промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП в МУ ДО «Тереньгульский ЦДТ».

Направленность программы: художественная.

Уровни (уровень) реализации программы – стартовый. Стартовый уровень направлен на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового образа жизни, мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству, на организацию их свободного времени и т.д.

Актуальность. Летние каникулы – лучшее время для развития творческого потенциала и совершенствования возможностей ребёнка, его приобщения к новым культурным ценностям, вхождения в систему новых социальных связей и воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно - значимых сферах жизни и деятельности. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное, ансамблевое, хоровое пение. Ведь пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. Осваивая основы вокального исполнительства, ребенок не только расширяет кругозор, развивает эстетический вкус, познает основы актерского мастерства, но и обучается чувствованию и художественному воображению. Через пение, игру, фантазирование происходит самореализация в творчестве, передача с помощью голоса внутреннего эмоционального состояния ребенка. Актуальность программы «Песни нашего детства» в том, что занятия, в летний период позволяют внедрять здоровье сберегающие технологии и, что она обусловлена увлечь ребят разного возраста пением, раскрыть все многообразие звучащего мира, подвести к пониманию того, что пение – это проявление духовной сущности человека.

Новизна. Новизна программы заключается в том, что главным в содержании программы является практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде художественного творчества, выполнение коллективных или индивидуальных работ, дополняемые обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни.

Педагогическая целесообразность программы. Занятия по программе «Песни нашего детства» кроме развивающих и обучающих задач, решают еще одну немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Отличительные особенности. В ходе разработки программы были проанализированы материалы краткосрочных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по обучению детей вокалу, однако, каждая программа, по-своему индивидуальна и интересна. Особенностью данной программы является ее универсальность: для всех групп предлагается общий объем учебного материала. Основной идеей педагога является развитие музыкальных и певческих способностей у всех детей.

Принципы педагогического процесса:

  • принцип единства художественного и технического развития пения;

  • принцип гармонического воспитания личности;

  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

  • принцип успешности;

  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья

    • сохранения здоровья ребенка;

  • принцип творческого развития;

  • принцип доступности;

  • принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

  • принцип индивидуального подхода;

  • принцип практической направленности.



Адресат программы. Программа «Песни нашего детства» предназначена для детей школьного возраста от 11 до 15 лет. Это возраст пограничный между детством и отрочеством. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым (педагогам и родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на принципах партнерского общения. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя.

Объём и срок освоения программы.

Программа «Песни нашего детства» является краткосрочной, имеет ознакомительный уровень и рассчитана на 24 часа. В учебный план включены часы теории, практики.

Формы обучения. Обучение по программе – очное. При необходимости возможна реализация программы с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). При реализации ДОТ занятия проводятся с использованием чатов электронной системы общения, проводятся в режиме онлайн. Основными элементами системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются: образовательные онлайн-платформы (электронная платформа для видео занятий - занятия проводятся с использованием чатов электронной системы общения, проводятся в режиме онлайн); цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.

Продолжительность занятия в дистанционном формате: 2 академических часа, в которые входит 30 минут занятия с применением интернет-платформ для дистанционного обучения (онлайн), остальное время отводится на выполнение творческих заданий и индивидуальные консультации с учащимися (офлайн).

Методы обучения:

  • Словесный – подача нового материала;

  • Наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир.

  • Практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий.

  • Демонстрационный – показ моделей, предметов, презентаций.

  • Метод стимулирования познавательного интереса.

  • Наблюдение и анализ.

  • Иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д.

Состав группы. Для обучения по данной программе существует отбор на основании прослушивания детей, обладающих музыкальными и вокальными способностями без предварительной подготовки. В группу входят от 10 до 15 девочек с 9 до 12 лет.

Режим занятий. Продолжительность занятий установлена на основании СП 2.4.3648 20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Продолжительность одного занятия - 45 минут, между занятиями 15-минутные перерывы.

Занятия проводятся два раза в неделю, по 2 часа: первая часть занятия длится 45 минут, за которой следует перерыв (15 минут), вторая часть занятия также составляет 45 минут, организационный момент – 15 минут.

Качество доступности и инновационности краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы

Программа реализуется для детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью (инклюзивный формат обучения).


1.2. Цели и задачи программы

Цель программы – создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени детей через формирование певческой и обще музыкальной культуры.

Задачи.

Образовательные:

  • прочное овладение вокально-певческими навыками: чистое интонирование, певческая дикция;

  • освоение детьми нового вокального материала;

  • освоение теоретического материала.

Развивающие:

  • развивать навыки творческой деятельности: творческое мышлении, воображение, создавая условия для их реализации;

  • развивать навыки актерского мастерства.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру;

  • формировать понимание «искусство – отражение человеческой жизни»;

  • расширять кругозор детей. 
     


1.3 Содержание программы.

Учебный план обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в программу.

2

2

-

1.1

Вводное занятие

2

2

-

2.

Эстрадное пение.

12

6

6

2.1

Песни из мультфильмов под фонограмму.

2

1

1

2.2

Песни из фильмов под фонограмму.

2

1

1

2.3

Творчество Ю. Энтина.

2

1

1

2.4

Творчество Е. Крылатова.

2

1

1

2.5

Творчество детской вокальной студии «Непоседы».

2

1

1

2.6

Творчество детской вокальной студии «Волшебники двора».

2

1

1

3.

Работа над музыкальными произведениями.

10

2

8

3.1

Детские эстрадные песни под фонограмму.

10

2

8

4.

Итоговая аттестация.

2

-

2

4.1

Итоговое занятие.

2

-

2


Итого:

26

10

16



Содержание программы обучения.


  1. Введение в программу (2 час)

1.1 Вводное занятие.

Теория 2 ч. Прослушивание и выявление качества интонирования. Выявление интересов обучающихся, инструктаж по технике безопасности, знакомство с правилами внутреннего распорядка и формами предстоящей работы. Цели и задачи обучения. Основные правила пения. Обсуждение репертуара.

Формы контроля: прослушивание, наблюдение, опрос.

2. Эстрадное пение (12 часа).

2.1 Песни из мультфильмов под фонограмму (2 часа).

Теория 1 ч. Беседа с элементами презентации о музыкальных мультфильмах. Прослеживание связи музыки и действия, и определения её роли в мультфильмах.

Практика 1 ч. Исполнение знакомых песен из популярных мультфильмов под фонограмму.

Формы контроля: наблюдение, опрос.

2.2 Песни из фильмов под фонограмму (2 часа).

Теория 1 ч. Беседа с элементами презентации о музыкальных фильмах. Знакомство с историей Кино – искусством ХХ века и огромной роли музыки в нём.

Практика 1 ч. Исполнение знакомых песен из популярных музыкальных фильмов под фонограмму.

Формы контроля: наблюдение, опрос.

2.3 Творчество Юрия Энтина (2часа).

Теория 1 ч. Беседа с элементами презентации о творчестве детского композитора Ю. Энтина, Биографические данные и основные этапы творчества. Произведения для детей.

Практика 1 ч. Исполнение знакомых песен композитора Ю. Энтина под фонограмму.

Формы контроля: наблюдение, опрос.

2.4 Творчество Евгения Крылатова (2 часа).

Теория 1 ч. Беседа с элементами презентации о творчестве детского композитора е. Крылатова. Биографические данные и основные этапы творчества. Произведения для детей.

Практика 1 ч. Исполнение знакомых песен композитора Е. Крылатова под фонограмму.

Формы контроля: наблюдение, опрос.

2.5 Творчество детской вокальной студии «Непоседы» (2 часа).

Теория 1 ч. Беседа с элементами презентации о творчестве детской вокальной студии «Непоседы». История создания, руководители и основные этапы творчества вокальной студии.

Практика 1 ч. Исполнение знакомых песен из репертуара вокальной студии «Непоседы» под фонограмму.

Формы контроля: наблюдение, опрос.

2.6 Творчество детской вокальной студии «Волшебники двора» (2 часа).

Теория 1 ч. Беседа с элементами презентации о творчестве детской вокальной студии «Волшебники двора». История создания, руководители и основные этапы творчества вокальной студии.

Практика 1 ч. Исполнение знакомых песен из репертуара вокальной студии «Волшебники двора» под фонограмму.

Формы контроля: наблюдение, опрос.

3. Работа над музыкальными произведениями (10 часов).

3.1 Детские эстрадные песни под фонограмму.

Занятие №1

Теория 1 ч. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Отчётливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом.

Практика 1 ч. Работа над выработкой умений правильного поведения во время занятий. Дыхательная гимнастика.

Формы контроля: наблюдение, опрос.

Занятие №2

Теория 1 ч. Работа над выработкой точного восприятия и передачи мелодий. Работа всем составом над единой музыкальной композицией и сценическим образом произведения.

Практика 1 ч. Работа с зеркалом. Упражнения на артикуляцию, скороговорки.

Формы контроля: наблюдение, опрос.

Занятие №3

Практика 2 ч. Дыхательная гимнастика. Упражнения по выработке точного восприятия мелодий. Упражнения: припевки, считалки, распевки на гласные звуки. Пение под минусовую фонограмму.

Формы контроля: наблюдение, опрос.

Занятие №4

Практика 2 ч. Упражнения на артикуляцию, скороговорки. Работа над выработкой умений правильного поведения во время занятий. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры. Пение под минусовую фонограмму.

Формы контроля: наблюдение, опрос.

Занятие №5

Практика 2 ч. Дыхательная гимнастика. Знакомство с понятием «пластическое интонирование». Обучение движениям в темпе исполняемого произведения. Декламация под музыкальное сопровождение. Пение на сцене в микрофоны под минусовую фонограмму.

Формы контроля: наблюдение, опрос, контрольное упражнение.

3. Итоговая аттестация (2 час)

3.1 Итоговое занятие

Практика 2 ч. Музыкальная викторина - игра «Угадай мелодию». Отчётный концерт. Воспитание необходимых для исполнения качеств в процессе концертной деятельности. Стимулирование заинтересованности, увлечённости детей коллективным творчеством.

Формы контроля: опрос – викторина, отчётный концерт.

1.4 Планируемые результаты


Предметные:

  • овладеют вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции;

  • усвоят новый вокальный материал;

  • освоят теоретический материал.

Метапредметные:

  • будут развиты навыки творческой деятельности: творческое мышление, воображение, созданы условия для их реализации;

  • будут развиты навыки актерского мастерства.

Личностные:

  • воспитание эстетического вкуса и исполнительской культуры;

  • расширение кругозора детей.



II. Комплекс организационно-педагогических условий

    1. Календарно-учебный график краткосрочной программы «Песни нашего детства».

Год обучения: первый
Количество учебных недель:7
Количество учебных дней:13
Сроки учебных периодов: со 02.06.23 по 14.07.23

п/п

Дата по

плану

Дата по факту

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма

занятия

Форма контроля

Примечание

1

02.06.


2

Вводное занятие

Теория

Практика

прослушивание, наблюдение, опрос.


2

06.06.


2

Песни из мультфильмов под фонограмму

Теория

Практика

наблюдение, опрос.


3

09.06.


2

Работа над музыкальными произведениями.

Теория

Практика

наблюдение, опрос, контрольное упражнение.


4

13.06.


2

Песни из фильмов под фонограмму.

Практика

наблюдение, опрос.


5

16.06.


2

Творчество Ю. Энтина.

Практика

наблюдение, опрос.


6

20.06.



Работа над музыкальными произведениями.

Теория

Практика

наблюдение, опрос, контрольное упражнение.


7

23.06.


2

Творчество Е. Крылатова.

Теория

Практика

наблюдение, опрос.


8

27.06.


2

Работа над музыкальными произведениями.

Практика

наблюдение, опрос, контрольное упражнение.


9

30.06.


2

Творчество детской вокальной студии «Непоседы».

Теория

Практика

наблюдение, опрос.


10

04.07.


2

Работа над музыкальными произведениями.

Практика

наблюдение, опрос, контрольное упражнение.


11

07.07.


2

Творчество детской вокальной студии «Волшебники двора».

Теория

Практика

наблюдение, опрос.


12

11.07.


2

Работа над музыкальными произведениями.

Практика

наблюдение, опрос, контрольное упражнение.


13

14.07.


2

Итоговое занятие

Теория

Практика

опрос – викторина, отчётный концерт.




2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

  • музыкальный центр, компьютер;

  • записи фонограмм в режиме «+» и «-»;

  • нотный материал, подборка репертуара;

  • записи аудио, видео, формат CD, MP3;

Информационные условия:

Ссылки на видеоролики:

        1. https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%A1%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%20%D0%AD%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0&path=yandex_search&parent-reqid=1653237227716204-10762465710911288450-vla1-5779-vla-l7-balancer-8080-BAL-7848&from_type=vast&filmId=794264401340621584

        2. https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%20%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%B2&path=yandex_search&parent-reqid=1653237454290337-8636612447793367642-vla1-5779-vla-l7-balancer-8080-BAL-7857&from_type=vast&filmId=15329827072555768745

        3. https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82%20%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D1%8B%20%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B4%D1%8B&path=yandex_search&parent-reqid=1653237662467427-15906620367793897134-vla1-5779-vla-l7-balancer-8080-BAL-4312&from_type=vast&filmId=471945196709748033

        4. https://ok.ru/video/2178554728839

        5. https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82%20%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D1%8B%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%88%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5&path=yandex_search&parent-reqid=1653238075443324-14707472525851400871-vla1-5779-vla-l7-balancer-8080-BAL-5748&from_type=vast&filmId=17052517860128438593

        6. https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%B2&path=yandex_search&parent-reqid=1653238493718735-6150277409726830569-sas2-0761-sas-l7-balancer-8080-BAL-1737&from_type=vast&filmId=16394212689437669582

        7. https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%B2&path=yandex_search&parent-reqid=1653238561436661-16518275417319703005-sas2-0761-sas-l7-balancer-8080-BAL-1619&from_type=vast&filmId=11212259102843885496

https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-pesnjam-iz-multfilmov



2.3 Формы контроля

Для того чтобы увидеть результаты достижений каждого учащегося, определить результативность усвоения программы, используются следующие формы контроля:

  • прослушивание: тест – игры - комплекс стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить музыкальные и индивидуально-психологические особенности личности (см. Приложение);

  • педагогическое наблюдение;

  • опрос: данная форма помогает педагогу ближе узнать каждого обучающегося, выявить его возможности и работоспособность; у обучающихся же устные ответы помогают развивать культуру речи – навык последовательного и грамотного изложения материала (форма построения ответа, выделение главных моментов, интонация);

  • контрольные упражнения: комплекс стандартных, стимулирующих определенную форму активности, заданий, результаты которых позволяют установить качество пройденного материала каждого обучающегося;

  • викторина: способность узнать на слух музыкальное произведение, назвать и разобрать (проанализировать) его на слух;

  • отчетные концерты.


2.4 Оценочные материалы

  • Опрос;

  • Прослушивание;

  • Участие в концертных программах;

  • Формой оценки результатов обучения учащегося являются результаты, демонстрируемые им при участии в концертных программах, публичных выступлениях коллектива;

  • Формы и методы оценивания результатов:

- создание ситуаций проявления качеств, умений и навыков;

- устный анализ самостоятельных работ;

- итоговая аттестация в форме отчётного концерта после завершения программы.


Критерии результативности.


Певческая установка. Дыхание.

Освоены – применяются в работе.

  1. Музыкальный звук.

  • чистота воспроизведения;

  • свободный звук без крика и напряжения;

  • мягкая атака звука.

  1. Дикция. Артикуляция.

  • согласованность артикуляционных органов;

  • разборчивость слов при дикции (умение правильно открывать рот, правильное положение губ, свободное положение языка).

  1. Чувство ансамбля.

  • умение петь активный унисон;

  • умение чисто интонировать интервал;

  • умение слушать и слышать друг друга.

  1. Сценическая культура.

  • умение слышать и петь под фонограмму;

  • владение культурой поведения на сцене;

  • владение выходом и уходом со сцены;

  • владение сценическая мимика лица;

  • умение выделять динамические оттенки в исполнении песенного произведения;

  • умение работать со зрителем.



2.5. Методические материалы.

На занятиях по вокалу применяются следующие методические материалы:

  • наглядно-слуховые;

  • наглядно - зрительные;

  • репродуктивные.

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Так же, в зависимости от поставленных задач, используются:

Обучающие (теоретические)

Иллюстрация материала поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические

Разучивание песен детских композиторов, современных детских вокальных студий.

Постановочные, репетиционные

Отработка концертных номеров, развитие актерских способностей детей.

Итоговые

Занятие-концерт, завершающее прохождение программы, проводится для самих детей, педагогов, гостей.





  1. Список литературы

Для педагога

  1. Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995 г.;

  2. Арнхейм Р.А. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974 г.;

  3. Выготский Л.С. Гимнастика чувств. – М.: Просвещение, 1985 г.;

  4. Журавлѐв А.П. Звук и смысл. – Просвещение, 1991 г.;

  5. Литературно-музыкальный альмонах «Молодѐжная эстрада» Ретро-шлягер. – М.: «Молодая гвардия» 1999г. – с. 51 – 65.;

  6. Литературно-музыкальный альмонах «Молодѐжная эстрада» Современные хиты. - М.: «Молодая гвардия» 1997г. – с. 82 – 108.


Для учащихся

  1. Интернет ресурсы: http://mp3sort.biz/search.php?search_id=171744010&start=30

  2. http://vivat-talent.com/events

































Приложение



Входная диагностика вокальных способностей

Диагностика чувства темпа и метроритма

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано, простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Ребёнку предлагается следующая инструкция: "Давай выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов). После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.

Критерии оценки:

адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции – ребенок зачисляется на базовый уровень;

адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа - ребенок зачисляется на базовый уровень;

ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции – ребенок зачисляется на стартовый уровень;

сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень - ребенок зачисляется на стартовый уровень.

Тест - игра на изучение чувства ритма

"Ладошки"

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Предлагаемый материал

Детская песня "Дин-дон"

Детская песня "Петушок"

3. М. Карасев "Елочка"

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень – ребенок зачисляется на базовый уровень;

воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень – ребенок зачисляется на базовый уровень;

адекватное метрическое исполнение с пением 4 - 5 тактов - слабый уровень - ребенок

зачисляется на стартовый уровень;

неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень –

ребенок зачисляется на стартовый уровень.

Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

"Гармонические загадки"

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить, как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

Критерии оценки:

высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий – ребенок зачисляется на базовый уровень;

средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий – ребенок зачисляется на стартовый уровень;

слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия - зачисляется на стартовый уровень.

"Повтори мелодию"

Цель: определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:

вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в

соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;

инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки. Ребёнку предлагается: спеть любую известную ему песенку; повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте; подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.

Критерии оценки:

высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более – ребенок зачисляется на базовый уровень;

средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне - ребенок зачисляется на стартовый уровень;

слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции - ребенок зачисляется на стартовый уровень.

Диагностика чувства тембра

Тест - игра "Тембровые прятки"

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно

дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и

той же мелодии.

Предлагаемый материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:

детского голоса; женского голоса; мужского голоса; хора;

струнных смычковых инструментов; деревянных духовых инструментов; медных

духовых инструментов; фортепиано; оркестра.

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

Критерии оценки:

высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента - ребенок зачисляется на базовый уровень;

средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров - ребенок зачисляется на базовый уровень;

низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров - ребенок зачисляется на стартовый уровень.

Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест "Музыкальная палитра"

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:

"Утреннее размышление"

"Сладкая грёза"

"Баба-Яга"

"Болезнь куклы"

"Игра в лошадки"

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

Критерии оценки:

высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:

оригинальность (необычность, новизна) отображения мысли - образа, идеи;

детализация (разработанность) своей идеи или образа;

беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслей - образов;

гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслей - образов на один музыкальный материал - ребенок зачисляется на базовый уровень;

средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслей - образов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслей - образов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения) - ребенок зачисляется на базовый уровень;

низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслей - образов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и не конгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации - ребенок зачисляется на стартовый уровень.

6. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты.

Ты любишь музыку?

Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?

Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?

Поют ли твои родители (дома или в гостях)?

Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?

Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?

Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?

Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?

Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?

Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?

Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:

высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно - развлекательных, так и классических жанров) - ребенок зачисляется на базовый уровень;

средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки - ребенок зачисляется на стартовый уровень;

низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности - ребенок зачисляется на стартовый уровень.









14