Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей имени Героя Советского Союза Г.К. Камалеева»
жилого комплекса «Усадьба Царево» с. Новое Шигалеево
Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
Кейс № 9
по развитию
глобальной компетенции
младших школьников
Автор-составитель:
Шакурова Эльза Рафиковна
Учитель начальных классов
МБОУ «Многопрофильный лицей»
Кейс №10 «Глобальное потепление»
Весь мир с беспокойством говорит сегодня о глобальном потеплении. Главной причиной глобального потепления большинство учёных считают усиление в последние десятилетия так называемого парникового эффекта. Сам парниковый эффект — это явление, необходимое для существования жизни на Земле. Без него средняя температура на поверхности нашей планеты была бы примерно на 33℃ ниже, чем сейчас. Но опасным может быть и усиление парникового эффекта, приводящее к повышению средней температуры на поверхности Земли.
Что такое парниковый эффект, можно понять из рисунка 1.
Рассмотрите его внимательно и выполните задание.
Задание 1
Что произойдёт, если содержание парниковых газов (водяной пар, углекислый газ, метан, озон) в атмосфере увеличится?
Выберите один ответ.
A. Атмосфера будет поглощать больше инфракрасного излучения и распространять его обратно к земной поверхности.
B. Больше инфракрасного излучения будет уходить от поверхности Земли в космос.
C. Атмосфера будет пропускать больше солнечной энергии к земной поверхности.
D. Ничего не изменится, потому что важно само присутствие парниковых газов в атмосфере, а не их содержание.
Парниковый эффект получил своё название потому, что это явление наблюдается в парниках или теплицах, покрытых стеклом или прозрачной пластиковой плёнкой. Для моделирования парникового эффекта можно использовать эксперимент, показанный на рисунках ниже.
Берутся две одинаковые банки, в нижней части которых насыпан слой почвы. Одну из банок герметично закрывают прозрачной пластиковой плёнкой, другую оставляют открытой (рис. 2). Затем обе банки ставят на деревянную или бетонную поверхность под солнечные лучи (рис. 3).
Задание 2
Какая гипотеза скорее всего будет подтверждена этим экспериментом?
Выберите один ответ.
A. Наличие почвы сделает температуру банок более высокой, чем была бы без почвы.
B. Плёнка на одной из банок не повлияет на температуру банки.
C. Температура банки, закрытой плёнкой, будет выше, чем температура банки без плёнки.
D. Температура банки, закрытой плёнкой, будет ниже, чем температура банки без плёнки.
Глобальное потепление подтверждается данными об изменении среднегодовой температуры на Земле за последние более чем 130 лет (рис. 4).
Сторонники парникового эффекта как главной причины глобального потепления объясняют рост среднегодовой температуры увеличением содержания углекислого газа в атмосфере Земли.
Увеличение выбросов CO2 в атмосферу, связанное с человеческой деятельностью, показано на рисунке 5.
Но есть и другое мнение: глобальное потепление связано с изменением активности Солнца. На рисунке 6 показано, как меняется со временем энергия, поступающая на поверхность Земли в виде солнечного излучения.
Задание 3
Основываясь на данных, приведённых на графиках (см. рис. 5, 6) выберите, какой из двух факторов лучше объясняет причины глобального потепления, а затем обоснуйте свой выбор:
увеличение выбросов CO2 в атмосферу;
изменение солнечной активности.
Обоснование: _______________________________________________________
Одним из последствий глобального потепления является повышение уровня Мирового океана в результате таяния ледников.
Во многих научных статьях приводятся расчёты, показывающие, на сколько метров поднимется уровень Мирового океана, если растают материковые ледники Антарктики или Гренландии. Но в этих статьях не говорится о том, на сколько поднимется уровень Мирового океана, если растают все льды, плавающие на поверхности Северного Ледовитого океана.
Задание 4
Почему в этих статьях не говорится о том, на сколько поднимется уровень Мирового океана, если растают льды Северного Ледовитого океана?
Выберите один ответ.
A. Потому что в результате этого уровень океана поднимется очень незначительно.
B. Потому что в результате этого уровень океана вообще не изменится.
C. Потому что сделать такие расчёты очень трудно.
D. Потому что глобальное потепление не приведёт к таянию льдов Северного Ледовитого океана.
Задание 5
Какой эксперимент можно провести в домашних условиях, чтобы выяснить, изменится или не изменится уровень Мирового океана, если растают льды, плавающие на его поверхности?
Ответ: ____________________________________________________________