СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс-метод на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В качестве кейсов можно использовать научные, публицистические, художественные, учебные тексты. Кейсы могутбыть практическими (для закрепления ЗУН), обучающими (для решения учебных и воспитательных задач), научно-исследовательскими (для осуществления исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетентности). Особенно удачно применение данного метода при изучении социально-экономической географии, где содержание постоянно обновляется, что дает ученикам возможность проводить сравнительный анализ ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Кейс-метод на уроках географии»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС–МЕТОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС–МЕТОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

АКТУАЛЬНОСТЬ КЕЙС-МЕТОДА 1. Набор специально разработанных учебно-методических материалов для самостоятельной работы учащихся 5-8 кл. (печатные, электронные и т.д.) 2. Самостоятельный познавательный творческий поиск школьников, решение ими проблемных ситуаций 3. Обучение формулированию проблем, своей точки зрения, ее аргументации выбор путей решения проблемы. Именно эти задачи успешно позволяет решать кейс-метод.

АКТУАЛЬНОСТЬ КЕЙС-МЕТОДА

1. Набор специально разработанных учебно-методических материалов для самостоятельной работы учащихся 5-8 кл. (печатные, электронные и т.д.)

2. Самостоятельный познавательный творческий поиск школьников, решение ими проблемных ситуаций

3. Обучение формулированию проблем, своей точки зрения, ее аргументации

выбор путей решения проблемы.

Именно эти задачи успешно позволяет решать кейс-метод.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С КЕЙСОМ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В качестве кейсов можно использовать научные, публицистические, художественные, учебные тексты. Кейсы могут быть практическими (для закрепления ЗУН), обучающими (для решения учебных и воспитательных задач), научно-исследовательскими (для осуществления исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетентности). Особенно удачно применение данного метода при изучении социально-экономической географии, где содержание постоянно обновляется, что дает ученикам возможность проводить сравнительный анализ ситуации.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С КЕЙСОМ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

В качестве кейсов можно использовать научные, публицистические, художественные, учебные тексты.

Кейсы могут быть практическими (для закрепления ЗУН), обучающими (для решения учебных и воспитательных задач), научно-исследовательскими (для осуществления исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетентности).

Особенно удачно применение данного метода при изучении социально-экономической географии, где содержание постоянно обновляется, что дает ученикам возможность проводить сравнительный анализ ситуации.

Этапы кейс-метода Номер этапа Название этапа I этап II этап Введение в кейс Суть этапа Анализ ситуации Знакомство с ситуацией, её особенностями. III этап IV этап Выделение основной проблемы, ознакомление с вопросами к кейсу. Презентация V этап Этап общей дискуссии Предложение концепций или тем для «мозгового штурма». Этап подведения итогов VI этап Применение того или иного решения, анализ. Рефлексия Предложение одного или нескольких вариантов решения кейса. Обсуждение кейса.

Этапы кейс-метода

Номер этапа

Название этапа

I этап

II этап

Введение в кейс

Суть этапа

Анализ ситуации

Знакомство с ситуацией, её особенностями.

III этап

IV этап

Выделение основной проблемы, ознакомление с вопросами к кейсу.

Презентация

V этап

Этап общей дискуссии

Предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

Этап подведения итогов

VI этап

Применение того или иного решения, анализ.

Рефлексия

Предложение одного или нескольких вариантов решения кейса.

Обсуждение кейса.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С КЕЙСОМ Чтение текста Пересказ текста Поиск проблемы Обсуждение Выделение критериев (признаков идеального состояния системы) Определение путей решения проблемы Подготовка презентации группы (сочинение-миниатюра, опорный контекст, схема, таблица, мультимедийная презентация)

ЭТАПЫ РАБОТЫ С КЕЙСОМ

Чтение текста

Пересказ текста

Поиск проблемы

Обсуждение

Выделение критериев (признаков идеального состояния системы)

Определение путей решения проблемы

Подготовка презентации группы (сочинение-миниатюра, опорный контекст, схема, таблица, мультимедийная презентация)

Алгоритм решения кейса: • 1 шаг: формулируется одна конкретная проблема. • 2 шаг: определяются основные причины ее возникновения. • 3 и 4 шаги: проблема переформулируется в цель, а причины превращаются в задачи. • 5 шаг: для каждой задачи определяется комплекс мероприятий по ее решению и ответственные; • 6 шаг: ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия • 7 шаг: презентация решения, представление конкретного продукта по возможности

Алгоритм решения кейса:

• 1 шаг: формулируется одна конкретная проблема.

• 2 шаг: определяются основные причины ее возникновения.

• 3 и 4 шаги: проблема переформулируется в цель, а причины превращаются в задачи.

• 5 шаг: для каждой задачи определяется комплекс мероприятий по ее решению и ответственные;

• 6 шаг: ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия

• 7 шаг: презентация решения, представление конкретного продукта по возможности

Требования к кейсам, применяемым на уроках географии: • Кейс должен быть приближен к жизни и действительности, оформлен таким образом, чтобы он позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом, а также с возможными будущими жизненными ситуациями школьника. • Кейс должен предоставить возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения участников. • Кейс должен содержать проблемы и конфликты. • Кейс должен быть обозримым и решаемым в условиях существующих временных рамок, навыков и способностей школьников. • Кейс должен допускать различные варианты решений.

Требования к кейсам, применяемым на уроках географии:

• Кейс должен быть приближен к жизни и действительности, оформлен таким образом, чтобы он позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом, а также с возможными будущими жизненными ситуациями школьника.

• Кейс должен предоставить возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения участников.

• Кейс должен содержать проблемы и конфликты.

• Кейс должен быть обозримым и решаемым в условиях существующих временных рамок, навыков и способностей школьников.

• Кейс должен допускать различные варианты решений.

ПРЕИМУЩЕСТВА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ: • использование в технологии элементов проблемного и развивающего обучения, технологии смыслового чтения и изучения изобретательных задач, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные технологий; • повышение познавательной активности у обучающихся, пробуждение интереса к изучению предмета; • приобретение навыков работы в команде, презентации и защиты проектов; • развитие логического мышления, аналитических, речевых и коммуникативных компетенций; • реализации предметных, межпредметных и метапредметных связей в обучении; • получение предметных, личностных и метапредметных результатов

ПРЕИМУЩЕСТВА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ:

• использование в технологии элементов проблемного и развивающего обучения, технологии смыслового чтения и изучения изобретательных задач, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные технологий;

• повышение познавательной активности у обучающихся, пробуждение интереса к изучению предмета;

• приобретение навыков работы в команде, презентации и защиты проектов;

• развитие логического мышления, аналитических, речевых и коммуникативных компетенций;

• реализации предметных, межпредметных и метапредметных связей в обучении;

• получение предметных, личностных и метапредметных результатов

Тема урока «Виды горных пород» Цель кейса  выяснить особенности происхождения и строения разных типов горных пород, их использование Структура кейса Оборудование 1.Инструкция заданий 2. Географический словарик терминов («горные породы», «минералы»,«полезные ископаемые») Результат Печатный кейс, коллекция горных пород и минералов, шкала твердости, презентация Заполнение таблицы «Виды горных пород» Виды горных пород: -магматические горные породы -осадочные горные породы -метаморфические горные породы 3. Использование горных пород и минералов 4. Характеристика горных пород (название, происхождение, цвет, блеск, прочность, применение) 5.Коллекция горных пород и минералов, шкала твердости

Тема урока

«Виды горных пород»

Цель кейса

выяснить особенности происхождения и строения разных типов горных пород, их использование

Структура кейса

Оборудование

1.Инструкция заданий

2. Географический словарик терминов («горные породы», «минералы»,«полезные ископаемые»)

Результат

Печатный кейс, коллекция горных пород и минералов, шкала твердости, презентация

Заполнение таблицы «Виды горных пород»

Виды горных пород:

-магматические горные породы

-осадочные горные породы

-метаморфические горные породы

3. Использование горных пород и минералов

4. Характеристика горных пород (название, происхождение, цвет,

блеск, прочность, применение) 5.Коллекция горных пород и минералов, шкала твердости

Система работы с кейсом в среднем и старшем звене:

Вторая ступень: кейс –это уже не только печатный пакет-документов, но и электронный кейс, после решения которого ребята должны защитить созданную на уроке или дома презентацию, выполнив ряд заданий, либо сбор элементов личного снаряжения в экспедицию. Целевая аудитория 7-8 классы. Тип кейса информационный и исследовательский.

Тема урока

«Природные зоны Австралии»

Цель кейса

продолжить формирование представлений о природных зонах Земли на примере континента Австралия на основе использования операций анализа и синтеза

Структура кейса

1. Инструкция заданий

Оборудование

2. Географический словарик терминов («природная зона», «природный комплекс», «эндемики»)

Печатный кейс, электронный шаблон «Почемучка», электронная карта «Природные зоны Австралии», «Климатические пояса Австралии», элементы личного снаряжения

Результат

Таблица «Характеристика природных зон Австралии», ученическая презентация

3. Природные зоны материка

4. Элементы личного снаряжения

5. Образец заполненной таблицы

6. План-характеристика природных зон (местоположение, климат, почвы, растительность,

животный мир, личное снаряжение)

Почему формируются разные природные зоны в разных частях континентов? Собери личное

снаряжение в изучаемые природные зоны, обоснуй свой выбор

КЕЙС ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКЕАНА https://musorish.ru/ekologicheskie-problemy-mirovogo-okeana

КЕЙС ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКЕАНА

https://musorish.ru/ekologicheskie-problemy-mirovogo-okeana

Вопросы к кейсу. 1.Сформулируйте проблему. 2.Подумайте и назовите причины загрязнения океанов. 3.Человек –друг или враг океана? Приведите примеры негативного влияния человека на океан. При ответе на данный вопрос, опирайтесь на те знания, которые у вас уже есть. 4.Как защитить океан от загрязнения? Предложите мероприятия по охране океана. 5.Что можешь сделать ты? 6.Вывод. После ответов учащихся, учитель подводит итоги доводит до учащихся важную информацию о путях решения проблем, связанных с загрязнением Мирового океана Работа по группам Каждая группа отвечает на вопросы и ответы собирают в кейсы ( каждый ответ на вопрос может быть представлен в виде рисунков, таблиц, схем или записей). Группа 1 кейс «Причины загрязнения океана»; Группа 2 кейс «Человек –друг или враг океана? Приведите примеры негативного влияния человека на океан»; Группа 3 кейс «Как защитить океан от загрязнения? Предложите мероприятия по охране океана»

Вопросы к кейсу.

1.Сформулируйте проблему.

2.Подумайте и назовите причины загрязнения океанов.

3.Человек –друг или враг океана? Приведите примеры негативного влияния человека на океан. При ответе на данный вопрос, опирайтесь на те знания, которые у вас уже есть.

4.Как защитить океан от загрязнения? Предложите мероприятия по охране океана.

5.Что можешь сделать ты?

6.Вывод.

После ответов учащихся, учитель подводит итоги доводит до учащихся важную информацию о путях решения проблем, связанных с загрязнением Мирового океана

Работа по группам

Каждая группа отвечает на вопросы и ответы собирают в кейсы ( каждый ответ на вопрос может быть представлен в виде рисунков, таблиц, схем или записей).

Группа 1 кейс «Причины загрязнения океана»;

Группа 2 кейс «Человек –друг или враг океана? Приведите примеры негативного влияния человека на океан»;

Группа 3 кейс «Как защитить океан от загрязнения? Предложите мероприятия по охране океана»