СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс с заданиями по функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработан совместно с учителем математики Варфоломеевой В.Н.

Просмотр содержимого документа
«Кейс с заданиями по функциональной грамотности»























Разработка кейса

« Сладости»



Выполнил:

1. Грошева Ирина Владимировна, учитель химии МОУ СОШ №10 г.о. Люберцы

2.Варфоломеева Вера Николаевна, учитель математики МОУ СОШ №10 г.о. Люберцы










«Сладости»

Вопрос 1/6


Какое из следующих утверждений является верным?



А. Первые кондитерские изделия появились в Древнем Египте около двух тысячелетий назад.


В. Первые шоколадные конфеты были произведены в Белграде в 1857 году


С. Одним из лакомств на Руси были леваши.


D. Слово конфета в переводе с греческого языка (confectum) означает приготовленное снадобье.


«Сладости»


Две подруги Катя и Аня очень любили различные сладости. Им стало интересно, когда появились конфеты и сласти. Девочки обратились к интернету

Катя узнала такую информацию:

«Первые кондитерские изделия появились в Древнем Египте около трех тысячелетий назад. Конфеты изготавливали из меда с добавлением фиников.

Слово конфета в переводе с латинского языка (confectum) означает приготовленное снадобье. Конфеты использовались медиками древности в лечебных целях.

Первые шоколадные конфеты были произведены в Бельгии в 1857 году аптекарем Джоном Нойхаузом, который пытался приготовить средство от кашля. Спустя время конфетами стали называть и другие различные сладости. Долгое время конфеты могли себе позволить только состоятельные и знатные люди».

Аня прочитала другую статью. Для этого она обратились к истории Древней Руси. На Руси сладости назывались сладким словом СЛАСТИ. Сласти, как и вся пища наших предков, были простыми, но полезными. Одним из лакомств на Руси были леваши. Леваши — постное русское лакомство: толченые ягоды (калина, рябина, малина), высушенные в натопленной печи в виде лепешек.



1.1. Планируемый результат (проверяемые читательские умения): формирование умения находить явно заданную информацию
1.2. Контекст (мотивационная часть):
в тексте приводится информация из истории появления конфет

1.3.Содержание (условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Прочитайте текст. Для ответа на вопрос выберите нужный вариант ответа.
Какое из следующих утверждений является верным?
1.4. Описание ответа:

А. Первые кондитерские изделия появились в Древнем Египте около двух тысячелетий назад.

В. Первые шоколадные конфеты были произведены в Белграде в 1857 году

С. Одним из лакомств на Руси были леваши.

D. Слово конфета в переводе с греческого языка (confectum) означает приготовленное снадобье.

1.5 Оценка ответа

1 балл: Верно выбран ответ С.

0 баллов – любой другой

1.6 Время выполнения 5 минут.

















«Сладости»

Вопрос 2/6



Что общего в рецептах приготовления сладостей в Древнем Египте и Древней Руси?


«Сладости»


Две подруги Катя и Аня очень любили различные сладости. Подругам стало интересно, когда появились конфеты и сласти. Девочки обратились к интернету.


Катя узнала такую информацию:

«Первые кондитерские изделия появились в Древнем Египте около трех тысячелетий назад. Конфеты изготавливали из меда с добавлением фиников. Слово конфета в переводе с латинского языка (confectum) означает приготовленное снадобье. Конфеты использовались медиками древности в лечебных целях.

Первые шоколадные конфеты были произведены в Бельгии в 1857 году аптекарем Джоном Нойхаузом, который пытался приготовить средство от кашля. Спустя время конфетами стали называть и другие различные сладости. Долгое время конфеты могли себе позволить только состоятельные и знатные люди».

Аня прочитала другую статью. Для этого она обратились к истории Древней Руси. На Руси сладости назывались сладким словом СЛАСТИ. Сласти, как и вся пища наших предков, были простыми, но полезными. Одним из лакомств на Руси были леваши. Леваши — постное русское лакомство: толченые ягоды (калина, рябина, малина), высушенные в натопленной печи в виде лепешек.




2.1. Планируемый результат (проверяемые читательские умения): формирование умения осмыслить и оценить прочитанное.
2.2. Контекст (мотивационная часть):
В тексте приводится информация о различных рецептах приготовления сладостей в Древнем Египте и Древней Руси.
2.3. Содержание (условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Прочитайте текст. Опираясь на текст, проведите сравнение рецептов приготовления сладостей. Ответьте на поставленный вопрос.
2.4. Описание ответа:

А) Для приготовления сладостей в Древнем Египте и Древней Руси использовались ягоды и фрукты

В) Любой другой ответ

2.5. Оценка ответа

1 балл: верный ответ А

0 баллов : использовались как лекарство или любой другой ответ.

2.6.Время выполнения 5 минут





















«Сладости»

Вопрос 3/6


Пользуясь данными таблиц скажите, какие полезные свойства есть у конфет?


«Сладости»


Чтобы определить полезные и вредные свойства конфет подруги обратились к изучению химического состава конфет. Они воспользовались справочником по химическому составу российских пищевых продуктов и узнали, что в конфетах:

Большое количество углеводов — от 70 % до 96 % (наибольшее количество углеводов в леденцах).

Наилучшее сочетание белков, жиров, углеводов в шоколадных конфетах.

В конфетах небольшое количество (или отсутствие) витаминов, минералов .



Калорийность и химический состав

Пищевая ценность

Содержание (на 100 грамм)


Конфеты шоколадные

Конфета леденец (карамель)

Калорийность

491 ккал

384 ккал

Белки

4 гр

0 гр

Жиры

26.3 гр

0 гр

Углеводы

59.2 гр

95.8 гр

Вода

4.9 гр

3.6 гр

Клетчатка

4.6 гр

0 гр

Органические кислоты

0.5 гр

0.5 гр


Содержание витаминов:

Витамины

Содержание в 100 граммах

Конфеты шоколадные

Конфета леденец (карамель)

Витамин А

0 мкг

0 мкг

ВитаминВ1

0.03 мг

0 мг

Витамин В2

0.06 мг

0 мг

Витамин С

0 мг

0 мг

Витамин Е

2.3 мг

0 мг

ВитаминВ3(РР)

1.6 мг

0 мг









3.1.Планируемый результат (проверяемые естественнонаучные умения): умение сопостовлять и делать выводы

3.2. Контекст (мотивационная часть): Личностный уровень. Используя информацию о составе продукта оценить воздействие на здоровье.

3.3.Содержание (условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Какие полезные свойства, по вашему мнению, есть у конфет?

3.4. Описание ответа: Полезные свойства конфет заключаются в том, что в конфетах много углеводов, а углеводы — источник энергии. И (или) Конфеты с содержанием натурального сахара улучшают настроение и повышают работоспособность.

3.5.Оценка выполнения задания: 2 балла: Полезные свойства конфет заключаются в том, что в конфетах много углеводов, а углеводы — источник энергии. И (или) Конфеты с содержанием натурального сахара улучшают настроение и повышают работоспособность.
1 балл: углеводы — источник энергии. И (или) улучшают настроение и повышают работоспособность.
0 баллов: Другие ответы.
3.6. Время выполнения задания: 10 минут















«Сладости»

Вопрос 4/6


Какой была цель этого эксперимента?

«Сладости»



Подруги решили провести эксперимент. Для этого они взяли два горшочка с овсом. Приготовили сахарный сироп. Сахарный сироп по своему составу соответствовал химическому составу леденцов. Стали поливать один овес сахарным сиропом, а другой — водой. Наблюдения проводили в период с 5 декабря по 10 декабря 2019 года.

В ходе наблюдения девочки вели протокол наблюдения и делали фотографии. Результаты наблюдений были занесены в таблицу.








Таблица . Наблюдения за ростом овса


Дни

Сахарный сироп

Вода


1

Нет видимых различий

Нет видимых различий


2

Нет видимых различий

Нет видимых различий


3

Начало увядания, изменение цвета растения

Интенсивный рост


4

Увядание, замедление роста

Интенсивный рост


5

Увядание, остановка роста, появление плесени в грунте.

Интенсивный рост


6

Значительное увядание, большое количество плесени в грунте

Появление первых признаков увядания. Изменение цвета









4.1.Планируемый результат (проверяемые математические умения): распознавать вопросы и данные, используемые в естественно-научном эксперименте

4.2. Контекст (мотивационная часть): Личностный уровень. Эколого-ориентированное поведение относительно окружающей среды.
4.3.Содержание (условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Какой была цель этого эксперимента?
4.4. Описание ответа: Выяснить влияние рафинированного сахара, содержащегося в конфетах, на рост растений
4.5.Оценка выполнения задания:
1 балл: Выяснить влияние рафинированного сахара, содержащегося в конфетах, на рост растений
0 баллов: Другие ответы.
4.6. Время выполнения задания: 10 минут



























«Мармелад»

Вопрос 5/6




Пользуясь данными в тексте, рассчитать, сколько килограмм составит исходная масса для получения мармелада в домашних условиях, если использовать 750г сока.


«Мармелад»

Подруги решили найти сладкий продукт вкусный, но, менее калорийный. На глаза им попала статья о мармеладе.


Мармелад — это кулинарный продукт, приготовленный из фруктов, вареных с сахаром, с добавлением загустителя и вкусовых добавок. В англоязычных странах слово marmalade означает только варенье из цитрусовых. А исторической родиной мармелада считается Ближний Восток и восточное Средиземноморье, где испокон веков для сохранения обильного урожая фруктов было принято уваривать сок или фрукты целиком до максимального сгущения.

Также существует красивая легенда о возникновении мармелада. Однажды королева Шотландии Мария велела своему повару засахарить апельсины. Но к нему явилась французская горничная королевы и сообщила, что у той пропал аппетит. На глазах у кулинара горничная съела тарелку приготовленного лакомства, приговаривая по-французски:«Marie malade», что означало «Мари больна».


Подруги нашли в кулинарной книге рецепт приготовления мармелада на основе натуральных соков в домашних условиях: «Используя следующие ингредиенты: сахарный песок (1 кг), желатин (50 г), фруктовый или ягодный сок свежеотжатый (500 г), лимонная кислота (50г).»





5.1.Планируемый результат (проверяемые математические умения): формирование умения применять математические понятия, факты,
процедуры, рассуждения для получения решения или выводов.

5.2. Контекст (мотивационная часть):
Подруги нашли в кулинарной книге рецепт приготовления мармелада на основе натуральных соков в домашних условиях. Как рассчитать массу смеси, если взять 750г сока?


5.3.Содержание (условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Воспользуйтесь информацией из текста и опираясь на условие задачи, ответьте на поставленный ниже вопрос.
А) 1, 85 кг

В) 2,337 кг

С) любой другой ответ
5.4. Описание ответа:
Для ответа на вопрос необходимо вспомнить как перевести граммы в килограммы. Произвести вычисления и отметить правильный ответ.

5.5.Оценка выполнения задания:
1 балл: Верно указан вариант ответа В) 2,337 кг
0 баллов: Другие ответы.
5.6. Время выполнения задания: 10 минут.















«Мармелад»

Вопрос 6/6

Какую из кастрюль надо взять девочкам, учитывая, что «сырая масса мармелада» не меньше 2 литров (считая число π =3). Ответ объяснить.


«Мармелад»

Катя и Аня решили приготовить мармелад сами. Придя на кухню, девочки обнаружили свободными две кастрюли. Первая кастрюля имела диаметр дна 24 см и высоту 8сантиметров. Вторая кастрюля имела диаметр дна 16 сантиметра и высоту 9см.




















6.1. Планируемый результат (проверяемые математические умения): формирование умения размышлять над математическим решением, интерпретировать и оценивать их в контексте реальной проблемы, разработать объяснения или аргументацию.
6.2. Контекст (мотивационная часть):

Придя на кухню, девочки обнаружили свободными две кастрюли. Первая кастрюля имела диаметр дна 24 см и высоту 8 сантиметров. Вторая кастрюля имела диаметр дна16 сантиметра и высоту 9 см
Опираясь на опыт и математические знания, девочки должны определить, какой кастрюлей им надо воспользоваться. А затем дать обоснование собственной точки зрения.
6.3.Содержание (условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Воспользуйтесь информацией из текста. Опираясь на условие задачи, ответьте на поставленный ниже вопрос.
А) V= πR2H, Объем первой кастрюли :V1 = 3*122*8 = 3456см3
В) Объем второй кастрюли: V2 = 3*82*9 =. 1728 см3

С) Взять другую емкость.
6.4. Описание ответа:
Для ответа на вопрос необходимо вспомнить что означает «не меньше 2литров», как найти радиус, если известен диаметр, знать формулу объема тела цилиндрической формы; уметь переводить литры в кубические сантиметры. Произвести вычисления .

6.5.Оценка выполнения задания:

2 балла: Верно произведены все вычисления и сделан вывод: уместнее воспользоваться первой кастрюлей, т.к. ее объем соответствует условию задачи
1 балл: Ход рассуждений верный, но есть ошибки в вычислениях, и сделан вывод: «уместнее использовать первую кастрюлю»
0 баллов: Другие ответы.
7.6. Время выполнения задания: 30 минут.





Читательская грамотность

Название задания

Номер вопроса

Контекст

Формат текста

Тип текста

Проверяемые умения

Форма вопроса

Трудность



Личный

Общественный

Рабочий

Образовательный

Сплошной

Несплошной

Смешанный

Составной

Описание

Повествование

Объяснение

Аргументация

Инструкция

Поиск и извлечение информации

Интерпретация и интеграция информации

Осмысление и оценка информации

Закрытый

Открытый

Ниже 1 уровня (1б)

1 уровень (1а)

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

6 уровень

«Сладости»

1




+




+

+





+



+




+





2




+




+

+





+




+



+









Математическая грамотность

Название задания

Номер вопроса

Контекст

Формат текста

Области математического содержания

Проверяемые умения

Форма вопроса

Трудность



Личный

Общественный

Профессиональный

Научный

Сплошной

Несплошной

Смешанный

Составной

Описание

Количество

Неопределенность и данные

Изменение и зависимости

Пространство и форма

Формулировать ситуации математически

Применять математику

Интерпретировать математику

Закрытый

Открытый

Ниже 1 уровня (1б)

1 уровень (1а)

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

6 уровень

«Мармелад»

5



+





+


+





+



+



+





6

+







+





+



+


+




+








Естественнонаучная грамотность

Название задания

Номер вопроса

Контекст

Тип текста

Содержательная область

Типы научного знания

Проверяемые умения

Форма вопроса

Трудность



Здоровье

Природные ресурсы

Окружающая среда

Опасности и риски

Связь науки и технологий

Сплошной

Несплошной

Смешанный

Составной

Физические системы

Живые системы

Науки и Земле и Вселенной

Содержательное знание

Процедурное знание

Научное объяснение явления

Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Интерпретация данных и использование научных доказательств

Закрытый

Открытый

Ниже 1 уровня (1б)

1 уровень (1а)

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

6 уровень

«Сладости»

3

+







+



+


+


+




+



+





4

+







+



+



+


+



+



+







Методические рекомендации. Данный материал можно использовать как на уроках, так и на классном часе, посвященном одному из аспектов правильного питания детей. Материал может быть представлен как в печатном, так и в электронном виде.

Материал для кейса взят из журналов «Юный ученый» 2016 №5