МО СКС
соц. педагог Шалагинова М.В.
«Кейс-технологии» в профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Плохой педагог преподносит истину,
хороший – учит её находить.
(А. Дистервег)
Каждый человек может совершить правонарушение. Но далеко не каждый это делает. Большинство взрослых людей достаточно зрелы эмоционально и в состоянии предугадать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. Совсем другое дело подростки. В силу возраста и эмоциональной неустойчивости, они зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.
Процесс формирования правосознания, правомерного поведения подростков не ограничивается только лишь овладением теоретическими основами в области права – важно научить подростков грамотно применять полученные знания в повседневной жизни, в различных ситуациях.
Одной из таких технологий является проблемно-ситуативное обучение с использованием «кейсов» («кейс-технология»).
Метод кейсов как форма профилактики правонарушений среди несовершеннолетних позволяет воспитанникам созидательно думать и действовать, подростки в этом случае не остаются пассивными слушателями, а сами становятся активными участниками занятия.
Преимущества кейс-технологии:
дает знакомство с реальной жизнью;
заставляет углубиться в процесс принятия решений;
тренирует остроту реакции воспитанника на проблемы;
развивает умение доказывать или аргументировать;
помогает формировать стратегическое мышление, коллективный характер познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и практических навыков.
Основная задача этого метода состоит в поиске проблемы и понимании ее сути, лишь затем рассматривается решение.
Ядро этого метода — принятие решений в условиях недостаточности информации.
Структурной единицей «кейс-технологии» является «кейс», сформированный по какой-либо проблеме или ситуации, который можно рассматривать как:
- описание реальной жизненной ситуации (или ситуаций), содержащей значимую практическую проблему, осмысление которой не только актуализирует имеющийся комплекс знаний, но и требует приобретения новых компетенций в той или иной области;
- набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные), выдаваемых для самостоятельной работы.
Основными требованиями к «кейсу» определены: актуальность, соответствие возрасту и особенностям участников, доступность для понимания, законченность ситуации, наличие проблемы, а также выдержанная структура (содержимое «кейса»).
Структура «кейса» включает в себя:
ситуацию (случай, проблема, история из реальной жизни, совокупность взаимосвязанных фактов и явлений);
контекст ситуации (хронология, история, место, особенности действия, особенности участников ситуации);
комментарий ситуации, представленный автором;
вопросы, задания, алгоритм анализа;
приложения;
варианты продолжения и / или завершения ситуации, примерные варианты решения проблемы (необходимо на первых занятиях с использованием «кейсов»).
При организации деятельности детей и подростков целесообразно, с точки зрения доступности их восприятию, применять типы (группы) и виды «кейсов»:
1. «Кейсы-инциденты» – группа «кейсов» на основе события, уже свершившегося или события, которое должно произойти, к ним относят:
- «фото-кейсы» (вариант: медиа-, видео-), «кейсы-иллюстрации» – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой иллюстрацию ситуации, требующей от участников анализа и разрешения;
- «кейсы-драматизации» – иллюстрируют событие, когда участники, с применением средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;
- «кейсы-мультфильмы» (вариант: фильмы), «кейсы-литературные произведения» – участникам предъявляется начало сюжета, содержащее все предпосылки для последующих событий. Участники предлагают свои варианты развития событий, получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту (важно: сюжет имеет точное и однозначное продолжение, которое предъявляется по завершению работы с «кейсом», что помогает участникам перепроверить собственные решения и выводы).
2. «Кейсы-вариации и догадки» – группа «кейсов» применяется для того, чтобы участник научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами, к ним относят:
- «кейсы-опорные картинки или серии картинок» – воспринимая, участник осознаёт причинно-следственные связи, строит варианты развития событий;
- «кейсы-предметные картинки-демонстраторы» – побуждает участника рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны;
- «кейсы-наоборот» – участники знакомятся с постигшим «наказанием» и на этой основе предполагают, что не так было сделано, что могло привести к подобной ситуации и т. д.;
- «кейсы-варианты развития событий» – педагог сам высказывает участникам 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого (участникам предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать своё мнение).
Методика работы с «кейсом» сравнительно проста и предусматривает поэтапный характер реализации.
В начале занятия участников целесообразно разделить на группы – это позволяет активизировать их деятельность (оптимально не менее 3-х, не более 6-ти человек).
Существуют несколько этапов работы с кейсами:
1 этап - знакомство с ситуацией, её особенностями и структурой;
2 этап - разбор случая, выделение основной проблемы, выделение персонажей, которые могут реально воздействовать на ситуацию, охарактеризовать их по возможности.;
3 этап - предложение тем для «мозгового штурма»;
4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Ученики, работая в небольших группах, прорабатывают подготовленную информацию. Наличие противоречий, на основе которых формируются проблемные ситуации, являются темой для обсуждения и ответов на поставленные вопросы, например такие:
• В чем заключается проблема?
• Актуален ли этот вопрос для вашей группы? Почему?
• Что такое дисциплина?
• Насколько важна дисциплинарная ответственность военнослужащих, работников на транспорте, врачей, судей, адвокатов и др. людей?
• Как в разные времена решали проблему дисциплины в школе?
• Как учителя решают эту проблему?
• Какие нормативно-правовые документы решают эти вопросы?
• Является ли дисциплина одним из условий свободы в школе и средством сохранения свободы или наоборот?
• Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
• Есть ли у вас проблема в реализации права на образование?
Примерные «кейсы» для профилактики правонарушений несовершеннолетних:
«Преступление и наказание»
Структура «кейса»: ситуация, контекст ситуации.
Ситуация: Перед самым началом урока в класс вбегает ученик Иван и громко сообщает: «Контрольная на сегодня отменяется! Я такое придумал! Сейчас всё сами узнаете, будем бежать из школы наперегонки!» (контекст ситуации: приближалось завершение учебной четверти, ученикам 6 «А» предстояла контрольная работа; ученики переживали, поэтому сообщение об отмене контрольной их заинтриговало).
В это время в класс входит учитель и объявляет ученикам о вынужденной эвакуации в связи с тем, что кто-то позвонил в школу и сообщил о заложенной бомбе. Одноклассники догадываются, что звонивший – это Иван. Со своего места вскакивает ученик Василий, подбегает к «сообщившему о теракте» и бьёт его учебником по голове. «Сообщивший» падает, встаёт, держась за голову, стонет, и тут же даёт сдачи своему обидчику. Начинается драка.
«Обида»
Структура «кейса»: ситуация, варианты продолжения и развития ситуации.
Ситуация: Во время школьной перемены подросток Александр попросил у своей одноклассницы Дарьи телефон, чтобы послушать музыку. Дарья телефон не дала, так как засомневалась – вдруг Александр его испортит. Телефон совсем новый, дорогой, к тому же – подарок родителей на День рождения. Александр обиделся на Дарью и…
Продолжение и развитие ситуации:
-...выхватил телефон из рук Дарьи, намереваясь подразнить её в ответ на проявленную «жадность», при этом не удержал телефон в руках – телефон упал и разбился;
-…выхватил телефон из рук Дарьи и со всей силы кинул его о пол – телефон разлетелся на кусочки.
«Ссора друзей»
Структура кейса: ситуация, комментарий педагога.
Ситуация: Друзья Евгений и Михаил поссорились и стали обзывать друг друга. Разозлившись, Михаил стал угрожать Евгению: «Ещё раз прицепишься – убью! Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить!».
Комментарий педагога: Как правило, угроза на словах не наказуема, но если эта угроза реальна, т. е. у лица, которое угрожает, есть все условия для осуществления угрозы, – это будет считаться покушением на преступление, с соответствующим наказанием за него.
«Вандализм»
Структура кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.
Ситуация: На крыльце школы стояла группа подростков лет десяти-двенадцати – не старше. Один из них – Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом стал портить обшивку стены. Другие школьники, смеясь, стали ему в этом помогать.
Вопросы для анализа и обсуждения: Действия Максима – это правонарушение или нет? Если да, то по какой статье квалифицируется данное преступление – хулиганство или вандализм? Понесёт ли Максим наказание за своё деяние? Какое наказание может последовать: арест, штраф, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определённый срок? Будет ли наказан уто-то ещё? Какие ещё меры воздействия возможны?
«Авторитет у друзей»
Структура кейса: ситуация, контекст ситуации, примерные вопросы для анализа и обсуждения.
Ситуация: у подростка Вадима появились новые друзья – Виталий и Андрей, по меркам школы и района – «очень крутые пацаны». Вадим был рад, что его приняли в «крутую» кампанию, выполнял все приказы новых друзей, вместе с ними прогуливал школу, покупал сигареты и пиво, воруя деньги у родителей. Дома Вадим теперь бывал редко, случалось, что и вовсе не приходил ночевать. Через полгода его поставили на учет в ОПДН за бродяжничество.
Контекст ситуации: Раньше Вадима в классе не любили, давали разные обидные прозвища, называли «Тихушником», «Лохом», «Валенком». Вадиму очень хотелось стать «своим» среди пацанов. Чтобы его «зауважали», он решил подражать Виталию и Андрею. Они уже стояли на учёте в ОПДН и вели себя как настоящие «крутые пацаны»: свободно выходили из класса во время урока, пинали двери, ломали цветы в коридоре, били одноклассников и младших школьников, откровенно хамили учителям.
Вопросы для анализа и обсуждения: Как вы понимаете слова «иметь авторитет у друзей»? Какие способы выбрал Вадим, чтобы заслужить авторитет у друзей? Удалось ли Вадиму стать их другом? Считали ли Виталий и Андрей своим другом Вадима? Попробуйте составить прогноз дальнейшего развития их дружбы, предскажите возможные последствия поведения Вадима. Как бы вы поступили на месте Вадима?
«Угроза»
Структура кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.
Ситуация: Девятиклассник Егор в нетрезвом виде пытался пройти на дискотеку в школу, но дежурный остановил его. Тогда подросток стал оскорблять дежурного и угрожать ему ножом. В полиции несовершеннолетний клялся, что никогда бы не совершил подобного, если бы не выпил. Учителя и родители подтвердили, что «когда мальчик трезвый, он и мухи не обидит». Инспектор ОПДН, не поверив доводам взрослых, протокол всё же составил и дал делу ход.
Вопросы для анализа и обсуждения: Прав ли инспектор? Как вы считаете: в подобной ситуации подростка нужно наказать по всей строгости или понять и простить на первый раз.
«Праздник на скамейке»
Структура кейса: ситуация, варианты продолжения и развития ситуации.
Ситуация: Стояла тёплая осень. В дальнем уголке парка, на деревянной скамейке сидела компания. Борис играл на гитаре, остальные явно скучали. По аллее шёл Степан. Подошёл к компании, поздоровался. Долго копался в своей сумке, потом сказал: «А что я принёс!» – и достал спрятанную бутылку вина.
Компания оживилась. Послышались одобрительные возгласы. Из этой же сумки появились пластиковые стаканчики и нехитрая закуска. Степан со знанием дела открыл бутылку и разлил вино по стаканчикам. Подростки загалдели, потирая руки в предвкушении удовольствия. Начался оживлённый разговор.
Неизвестно откуда возле скамейки появилась женщина неопределенного возраста.
– Ой, ребятки! У вас тут праздник?! Что отмечаете? Плесните мне, и я с вами порадуюсь.
– Иди, тётка, куда шла! Ходят тут алкашки всякие.
– Погляди, какие строгие… А сами-то?! Ну, хоть бутылку оставьте.
Ушла. Степан предложил отметить начало учебного года. Подростки взяли стаканчики. Николай, подержав стаканчик в руках, оглянулся на уходящую женщину и поставил его обратно:
– Я пить не буду.
– ?!
Степан: Да чего ты? Ребёнок что ли?
Василий: Да что ты? Такой повод. Надо выпить.
Борис: Стёпа старался, доставал. А ты…
Николай: Вы пейте, на меня не смотрите…
Продолжение и развитие ситуации:
-От имени Николая: Лет через 10 посмотрим, что с каждым из нас будет. Вы очень скоро станете такими же, как эта тётка. Каждый раз, когда вы будете покупать бутылку, я буду откладывать такую же сумму в копилку. Через 10 лет, я думаю, у меня накопится солидная сумма, а у вас возникнуть проблемы со здоровьем, учёбой, общением, семьёй, деньгами.
-В компании наступила тишина, каждый о чём-то думал. Не глядя друг на друга и, не сговариваясь, подростки вылили вино на землю. Степан, выливая вино из бутылки, весело сказал: «Что-то я проголодался, давайте поедим».
«Я и моя семья»
Состав кейса: ситуация, примерные вопросы для анализа и обсуждения.
Ситуация (письмо Марины): «… Я так хочу свободы! Так хочу просто побыть одна, но с моими родственниками это просто невозможно! У меня два брата и младшая сестра, а также родители, которые заботятся обо мне так сильно, что меня уже тошнит от этого. Если я хочу пойти к подруге на выходные, то у моих родителей сразу появляются срочные дела, которые я должна сделать именно на этих выходных. А если я скажу своим родителям, что у меня есть парень, они просто не выпустят меня из дома! Папа говорит, что я лентяйка, но я единственная в нашем доме, кто делает хоть что-то! Так обидно!
Мой старший братец наказание какое-то! Он подкалывает меня, а я потом просто плачу ночью в подушку после его шуток! А младший просто исчадие ада! Он подслушивает мои разговоры по телефону, позорит меня перед друзьями! Сестрёнка роется во всех моих личных вещах, пользуется моей косметикой! О Боже! Как я устала от всего этого!
Поскорее бы мне уехать в колледж, чтобы не видеться с ними подольше! Я мечтаю, чтобы у меня была своя маленькая комнатка, где никто и ничего бы не трогал! Хочу решать сама с кем, куда и когда мне идти. Уеду куда-нибудь подальше, и уж точно не буду скучать!»
Вопросы для анализа и обсуждения: В чём вы согласны с Мариной? В чём она не права? Охарактеризуйте отношение к ней её братьев, сестры, мамы, папы. Правильно ли поступит Марина, если уедет из дома? Ваши советы членам Марининой семьи. Как поступить Марине в сложившейся ситуации?
«Ситуация в классе».
Петр – студент 1 не успевает по 5ти предметам и винит в этом всех кроме себя. На уроках он играет в телефон, кидает бумажки и отвлекает одноклассников. Не реагирует на просьбы преподавателей и агрессивно себя ведёт. Раздражение учителя математики привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.
«Одноклассники»
Денис – студент 1-го курса, отличник и олимпиадник, а его одноклассник Никита - двоечник и не успевающий по всем предметам. У них произошел конфликт: Никита забрал телефон у Дениса и не хотел отдавать, все ребята в классе смеялись над ним и никто не хотел остановить Никиту. После этой ситуации Денис пытался совершить суицид, но его во время спасли и теперь он лежит в больнице.
«Конфликт интересов»
Саша учится на первом курсе, ему нравится боевое искусство и он хочет ходить в кружок "карате". Родители Саши не одобряют его увлечений и напротив хотят отправить в кружок шахмат и английского языка. Из-за данной ситуации происходят разногласия между Сашей и родителями.
«Преступление и наказание»
Описание ситуации:
События происходят в городе «Х». Зима. Сильные морозы. В один из рабочих дней в правоохранительные органы поступает информация о минировании школ города. Письма с угрозами обнаружены в электронных ящиках некоторых образовательных учреждений. Начинается эвакуация детей. Службы безопасности проверяют школы. Информация о минировании оказывается ложной. На следующий день ситуация повторяется, только уже в других школах. Занятия срываются, родители в панике, дети тоже. Сотрудниками экстренных оперативных служб проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Пока безрезультатно. На третий и следующий дни ситуация та же. Обстановка накалена. Люди в панике. Главное управление образования и службы безопасности города принимают решение перевести образовательные учреждения в дистанционный режим обучения.
К вечеру этого же дня сотрудниками экстренных оперативных служб задержана группа подростков, которая неделю терроризировала город. Подростки сразу же признались в лже - минировании школ и садов.
Задача:
Подумайте, пожалуйста, и ответьте на вопросы:
Является ли этот поступок подростков преступлением?
Как вы считаете, какие мотивы могли побудить подростков к этому преступлению?
Какое наказание ожидает подростков?
«Рисунок на стене»
Описание ситуации:
Мише 13 лет. Он живет на 4 этаже пятиэтажного дома. До недавнего времени в соседней квартире на лестничной площадке проживала бабушка, Но 3 месяца назад она перенесла COVID, сильно ослабла и ее забрали родственники. А в квартире поселился молодой человек по имени Денис. Миша иногда встречался с ним около подъезда. Однажды ночью Мише не спалось, и он вышел на балкон. В свете фонаря он увидел, как Денис что - то рисует на стене соседнего дома. Утром, идя в школу, Миша обратил внимание на рисунок, нарисованный Денисом. Он показался ему странным. Встретив днем соседа, Миша спросил его о странных художествах при свете ночного фонаря. Денис сначала нахмурился, а потом сказал, что на таких рисунках можно не плохо заработать, но нужно будет сделать еще кое-что. Он сказал, что это своего рода Квест, прячешь клад, рисуешь рисунок, который поможет его найти, отчитываешься работодателю и получаешь деньги.
Вечером Миша рассказал об этом родителям и спросил, стоит ли ему поработать. Родители были сильно взволнованы рассказом Миши и запретили ему общаться с Денисом под любым предлогом. Через несколько дней Дениса арестовали. Родители объяснили Мише, что Денис преступник.
Задача:
Подумайте, пожалуйста, и ответьте на вопросы:
Как вы думаете, что рисовал на стене Денис, и о каком кладе шла речь?
Почему Дениса арестовали?
Какое преступление совершил Денис согласно УК РФ?
«Буллинг, или крик о помощи»
Описание ситуации:
В июле родители Андрея купили новую квартиру. Она оказалась довольно далеко от прежнего места жительства. Поэтому 1 сентября молодой человек начал занятия в новой школе. Андрею в ней нравилось все: широкие коридоры, лаборатории с современным оборудованием, уютные места для отдыха. Так как практически все места в классе были уже заняты, Андрею пришлось сесть за последнюю парту рядом с тихой, слегка полноватой девушкой. Чем больше Андрей общался с Леной (так звали одноклассницу), тем больше он понимал, что на самом деле все не так радужно, как показалось в начале. Одноклассники явно травили Лену. Как выяснилось, причиной оказался ее лишний вес и любовь к выпечке. Которая, справедливости ради, в школьной столовой была просто потрясающая. Лене постоянно приходилось выслушивают в свой адрес все эти "А тебе разве можно это есть?", "Ты разве не на диете?» и "Когда ты в спортзал уже пойдешь, жиртрест?». Лена при очередной обидной фразе вся сжималась в комок, на глазах выступали слезы. Андрею было жалко девушку и очень хотелось ей помочь, но как это сделать он не знал.
Задача:
Подумайте, пожалуйста, и ответьте на вопросы:
Какие варианты помощи вы можете предложить Лене?
Встречались ли вы со случаями буллинга в своей школе? Был ли найден выход из сложившейся ситуации? Если да, то какой?
Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации
Преступление – это осознанно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное кодексом под угрозой наказания.
УК РФ, Статья 205. Террористический акт
Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целяхнаказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
УК РФ, Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма
1.Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей либо в размере Заработной платы или иного дохода, осуждённого за период до трёх лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
2.Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», наказываются штрафом в размере от трёхсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осуждённого за период от трёх до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет.
Меры ответственности за буллинг.
Действия по психическому и физическому давлению на школьников порой приводят к смертельно опасным последствиям. В настоящее время в законе нет понятия буллинга (травли) в школе. Нет и официального алгоритма действий в ситуации, когда происходит травля школьника со стороны других детей или учителей.
Особых норм закона, позволяющих привлечь к ответственности именно за буллинг в школе сейчас нет. Поэтому обидчика можно наказать по общим статьям:
статья 5.61 КоАП РФ (оскорбление);
статья 20.1 КоАП (мелкое хулиганство);
статья 7.17 КоАП (уничтожение или повреждение чужого имущества);
статья 213 УК РФ (хулиганство).
Для информации: в Государственную Думу РФ неоднократно поступали предложения разработать закон об уголовной ответственности за буллинг. Вот некоторые из предложений для внесения в закон:
Снизить возраст уголовной ответственности с 16 до 14 лет, а по преступлениям, указанным в части второй статьи 20 УК РФ - с 14 до 10 лет;
2) Дополнить перечень обстоятельств, отягчающих наказание, следующее обстоятельство:
"снятие акта преступления на устройство видеозаписи и последующая публикация отснятой видеозаписи в сети "Интернет"";
3) Увеличить максимальный срок лишения свободы для несовершеннолетних осужденных с 10 до 15 лет;
4) Ввести в УК РФ статью 128.2 - Буллинг (травля в школе), предусматривающую наказание для учеников, позволивших травлю потерпевшего, в виде исправительных работ на срок до 1 года или лишения свободы на срок до 2 лет, в случае совершения данного преступления с применением насилия, в отношении двух или более лиц, либо группой лиц, группой по предварительному сговору или организованной группой или же вне стен учебного заведения наказание должно составлять в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.
Если данное преступление совершается с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, с особой жестокостью или с применением пытки, либо в отношении малолетнего или находящегося заведомо для виновного в беспомощном состоянии а равно со снятием процесса травли на видео и выкладыванием отснятой записи в сеть "Интернет", то наказание за него должно составлять в виде лишения свободы на срок от 1 года до 8 лет, а в случае причинения потерпевшему ученику или воспитаннику тяжкого вреда здоровью или его/её самоубийства - в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет. При этом ответственность по данной статье должна наступать с 10-летнего возраста, чтобы дети и подростки знали, что их в случае проявления своих животных инстинктов и начал (тенденция травли одного существа другими заложена у животных на инстинктивном уровне - называется животный иерархический инстинкт, используется для утверждения и поднятия своего положения в иерархии) их будет ждать суровое наказание в виде нескольких лет колонии.