СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс-технология как условие продуктивного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кейс-технология как условие продуктивного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО»















Выступление на районном МО учителей-химиков

учителя МБОУ ООШ №38 им. И.Х.Баграмяна с. Гойтх Биджосян Л.А.

по теме: «Кейс-технология как условие продуктивного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО»



























2021г.





Кейс-метод (технология)


Название метод получил от английского слова "case" - случай, ситуация и от понятия "кейс" - чемоданчик для хранения бумаг, документов, синтез проблемного обучения, ИКТ, метода проектов, метод проблемных ситуаций.


Кейс – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения, это описание проблемной ситуации на основе реальных фактов, случаев, которые можно перевести в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения.


Цели при использовании кейс-технологии:

1) развитие аналитического, творческого мышления;

2) формирование практики поиска и выработки альтернативных решений;

3) формирование способности и готовности к оценке и принятию решения;

4) развитие социальных компетенций: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя. 

Кейсы бывают

1)практическими (для закрепления ЗУН),

2)обучающими (для решения учебных и воспитательных задач),

3)научно-исследовательскими (для осуществления исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетентности).


Структура кейса в школьной практике может быть описана тремя основными ситуациями:

1)создание кейс - проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни;

2)к ситуации должны быть заданы вопросы, т.е. правильно поставленная учебная задача; 

3)информационный материал - это может быть материал учебника, статьи, сайты, видео. 

Решение кейса: индивидуальное, групповое, в парах


Формирование УУД в кейс – методе

Личностные:                                                                                            

1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию, познавательной деятельности

2) способность ставить цели и строить жизненные планы

3) формирование ответственного отношения к учению 

Метапредметные:

1) самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности

2) организация учебного сотрудничества с педагогами и одноклассниками 

3) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные

4) владение основами самоконтроля, самооценки при принятии

Предметные: 

1) формирование представлений о химии как о методе познания действительности, позволяющим описывать и изучать реальные процессы и явления

2)развитие умений работать с учебным химических текстом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением химической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства химических экспериментов

3)овладение простейшими способами представления и анализа результатов эксперимента, формирование понятий, аналитический эффект , качественный анализ и использование их в дальнейшем в реальном мире

4)развитие умений применять изученные химические понятия, результаты , методы для решения задач практического характера и задач межпредметных дисциплин.

Кейс: «Физические и химические свойства вещества» 8 класс

Тип кейса: обучающий

Задание:

Содержание кейса

В одном из пособий для трудовой школы по химии (1927 год) было дано задание: "Проследите со всею внимательностью все явления, которые происходят в то время, когда "ставится" самовар. Запишите, какие из этих явлений вы отнесете к физическим и какие - к химическим, начиная от наливания в самовар воды и закладки углей, не забыв зажигания спички и явлений, происходящих при этом, и кончая заваркой чая, наливанием его в стакан и растворением сахара. Обратите внимание, во что превратится уголь, не получилось ли радужных полос на медной крышке самовара около кувшина (внутренней трубы самовара)". Дайте ответ и вы.

  1. Разберите данную ситуацию, проведите ее анализ.

  2. Какие явления называются физическими?

  3. Какие явлениями называются химическими?

  4. Составьте список последовательных действий при чаепитии.

  5. Какие из перечисленных вами действий при чаепитии относятся к физическим, а какие – к химическим явлениям?

Информационный материал

Всё, что нас окружает: и живая, и неживая природа, находится в постоянном движении и непрерывно изменяется: движутся планеты и звёзды, идут дожди, растут деревья. И человек, как известно из биологии, постоянно проходит какие-либо стадии развития. Перемалывание зёрен в муку, падение камня, кипение воды, молния, свечение лампочки, растворение сахара в чае, движение транспортных средств, молнии, радуги – это примеры физических явлений.

И с веществами (железо, вода, воздух, соль и др.) происходят разнообразные изменения, или явления. Вещество может быть кристаллизировано, расплавлено, измельчено, растворено и вновь выделено из раствора. При этом его состав останется тем же.

Так, сахарный песок можно измельчить в порошок настолько мелкий, что от малейшего дуновения он будет подниматься в воздух, как пыль. Сахарные пылинки можно разглядеть лишь под микроскопом. Сахар можно разделить ещё на более мелкие части, растворив его в воде. Если же выпарить из раствора сахара воду,  молекулы сахара снова соединяться друг с другом в кристаллы. Но и при растворении в воде, и при измельчении сахар остаётся сахаром.

В природе вода образует реки и моря, облака и ледники. При испарении вода переходит в пар. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. При воздействии низких температур (ниже 0˚С) вода переходит в твёрдое состояние – превращается в лёд. Мельчайшая частичка воды – это молекула воды. Молекула воды  является и  мельчайшей частичкой пара или льда. Вода, лёд и пар не разные вещества, а одно и то же вещество (вода) в разных агрегатных состояниях.

Подобно воде, и другие вещества можно переводить из одного агрегатного состояния в другое.

Характеризуя то или другое вещество как газ, жидкость или твёрдое вещество, имеют в виду состояние вещества  в обычных условиях. Любой металл можно не только расплавить (перевести в жидкое состояние), но и превратить в газ. Но для этого необходимы очень высокие температуры. Во внешней оболочке Солнца металлы находятся в газообразном состоянии, потому что температура там составляет 6000˚С. А, например, углекислый газ путём охлаждения можно превратить в «сухой лёд».

Явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие, относят к физическим явлениям.

Физические явления могут привести к изменению, например, агрегатного состояния или температуры, но состав веществ останется  тем же.

Со всеми предметами, которые нас окружают, происходят различные изменения.

Если нагреть медную пластину на воздухе, она потеряет свой блеск и покроется налётом черного цвета, который можно легко соскоблить. Повторяя этот процесс много раз, можно всю медь превратить в чёрный порошок, этот порошок называется оксид меди. Оксид меди – это новое вещество, которое обладает новыми свойствами. И при охлаждении чёрный порошок снова не станет медью.

Лента металла магния, если её поджечь, горит с ярким, ослепительным светом. Получается новое вещество – оксид магния.

Возьмём стеклянную трубку и будем продувать воздух через раствор извести – известковую воду. Жидкость станет мутной, потому что в ней образуется белый порошок, похожий на мел. Постепенно этот порошок осядет на дно сосуда. Этот осадок является новым веществом, которое образовалось из растворённой в воде извести и углекислого газа.

Если нагреть сахар в пробирке, мы увидим, как он плавится и постепенно приобретает коричнево-бурый цвет с выделением едкого запаха. На стенках пробирке появятся капельки воды, несмотря на то, что сахар был совершенно сухим. В конце опыта сахар превратится в вещество чёрного цвёта, безвкусное и нерастворимое в воде – это уголь.

При горении древесины происходит выделение воды и углекислого газа. Мы не можем этого видеть, но если провести ряд экспериментов это станет очевидным. Если поднести горящую спичку к перевёрнутому стакану, на стенках стакана изнутри осядут капельки воды.

Что же общего в описанных явлениях? Во всех случаях из одних веществ получаются другие вещества. Все рассмотренные нами явления – это примеры химических явлений.

Химическими явлениями называются такие явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества. Химические явления называют химическими реакциями.


Кейс по теме «Разделение смесей веществ» 8 класс

Тип кейса: научно-исследовательский.

Содержание кейса:

В процессе жизнедеятельности современного человека образуется огромное количество бытовых отходов. Мусор на территории городского пляжа и парка г. Амурска содержит много ценных веществ: алюминий (крышки от молочных бутылок, фольга от чая, конфет), олова (консервные банки) и даже золото (негодные радиодетали, черепки тарелок с золотой каемкой). Однако переработкой мусора с целью выделения полезных материалов и веществ в городском хозяйстве почти не занимаются. Это связано с тем, что мусор – совершенно уникальная по количеству компонентов смесь. Выделение из нее веществ в чистом виде – дело очень трудоемкое и дорогое.

Пока не найдены эффективные и простые способы переработки мусора. Это дело будущего, однако, вы уже сейчас можете предложить методы разделения некоторых компонентов отходов.

Вам выдана смесь поваренной соли, песка, железного порошка, гранул полиэтилена, моделирующая мусор, а также смесь нефти и воды. Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этой смеси. Сделайте выводы о способах разделения смеси и получения чистых веществ.


Дополнительное оборудование: стакан воды, магнит, предметное стекло, держатель, спиртовка, бумажный фильтр, воронка, стеклянная палочка, химический стаканчик, делительная воронка.


Кейс по теме «Соединения серы» 9 класс.

Тип кейса: обучающий

Предварительно учащимся дается информационный материал для знакомства с новой темой.

Сера и её соединения

Сера

Соединения серы

оксиды серы

серная кислота

1. При обычных условиях твёрдое жёлтое кристаллическое вещество.

2. Горит в кислороде:
S + O2 = SO2 (проявляет восстановительные свойства)

3. Взаимодействует с металлами и водородом:
Fe + S = FeS
H2 + S = H2S (проявляет окислительные свойства)

В природе:
самородная сера S.
Сульфиды: FeS2 (пирит), CuS.
Сульфаты: CaSO4 * 2H2O (гипс), Na2SO4

1. При обычных условиях SO2 - газ, SO3 - твёрдое вещество.

2. Проявляют свойства кислотных оксидов, взаимодействуя с водой:
SO2 + H2O H2SO3
SO3 + H2O = H2SO4
щелочами:
SO2 + 2NaOH = Na2SO4 + H2O
SO3 + 2NaOH = Na2SO4 + H2O
основными оксидами:
SO3 + CaO = CaSO4

Получение:
1) оксида серы (IV) в промышленности:
горение серы:
S + O2 = SO2
обжиг пирита:
4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3
в лаборатории:
Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + SO2  + H2O
2) оксида серы (VI) в промышленности: каталитическое окисление оксида серы (IV):
2SO2 + O2 = 2SO3



Содержание кейса


1. При обычных условиях бесцветная тяжёлая жидкость (p ~ 2 г/см3), неограниченно растворимая в воде.

2. Сильная двухосновная кислота: H2SO4 = H+ + HSO4  2H+ + SO42-

3. Взаимодействует с металлами: Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2
В концентрированной кислоте пассивируются Al и Fe.

4. Взаимодействует со щелочами, основаниями и амфотерными гидроксидами:
H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O
H2SO4 + Cu(OH)2 = CuSO4 + 2H2O
3H2SO4 + 2Al(OH)3 = Al2(SO4)3 + 6H2O

5. Взаимодействует с основными и амфотерными оксидами:
H2SO4 + CuO = CuSO4 + H2O
H2SO4 + ZnO = ZnSO4 + H2O

Получение в промышленности в соответствии со схемой: FeS2 (или S)  O2 SO2  O2 SO3  H2O H2SO4






Это место без преувеличения можно назвать адским - здесь, в кратере вулкана Иджен на острове Ява, расположено большое горячее озеро, по берегам которого местные жители в нечеловеческих условиях добывают самый нужный для их деревень и поселков неметалл.

В чаше из базальтовых серых стен расположено яблочно-зеленое озеро, над поверхностью которого тянутся желтые шлейфы. Озеро находится на высоте 2 386 метров над уровнем моря. Глубина его невелика - 212 метров. По берегам вокруг черных отверстий, напоминающих раскрытые зевы чудовищ, отливают золотом валики этого вещества.Такие же отверстия существуют в дне озера, поэтому его температура на поверхности составляет 60 градусов, а в глубине - свыше 200 градусов по Цельсию. Но, самое удивительное, - в каждом литре этой смеси содержится ещё и 5 граммов растворенного алюминия. Ученые подсчитали, что всего в озере растворено свыше 200 тысяч тонн этого металла.

«Дуновение» газов с высоким содержанием различных соединений вещества не позволяет подолгу находиться в этом месте. Пары вызывают острые приступы кашля, если не одевать на лицо маску.

Тем не менее, в кратере вулкана оно вручную добывается для промышленных нужд. Носильщики набивают по 70 - 80 кг сырья в специальные корзины, неся их в одну ходку. Дневная зарплата работника - около 5 долларов. Средняя продолжительность жизни индонезийского добытчика составляет 30 лет.


Вопросы:

Проанализируйте текст и ответьте на следующие вопросы:

  1. Что добывают местные жители?

  2. Какие соединения образуются в «адском» озере? Как они образуются?

  3. Запишите формулы этих соединений, их физические и химические свойства? (с кислородом, водой, металлами, гидроксидами, оксидами). Какие свойства проявляет сера в этих соединениях?

  4. Можно ли лабораторным или промышленным способом получить эти соединения?

  5. Какие еще знаете соединения серы, где могут в природе встретиться?

  6. Как эти соединения влияют на организм человека и окружающую среду?

  7. Как можно использовать эти соединения?



 Результаты работы с кейсом

Учебные: 1. Освоение новой информации;

2. Освоение методов сбора данных;

3. Освоение методов анализа;

4. Умение работать с текстом;

5. Соотнесение теоретических и практических знаний.

Образовательные:

1. Создание авторского продукта;

2. Образование и достижение личных целей;

3. Повышение уровня профессиональной компетентности;

4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем.