СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейсы для уроков в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит кейсы для уроков:  окружающего мира - "Зона степей" 3 класс, "Древняя Русь" 4 класс; 

                                                                      математики - "Как мы научились решать задачи" 4 класс;

                                                                      русского языка - "Текст" 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Кейсы для уроков в начальной школе»

1. Окружающий мир 3 класс. «Зона степей»

Ученики делятся на группы: географы, ботаники, зоологи и экологи, получат кейсы с материалами и вопросами.

Кейс N 1для географов:

Карточка-опора с вопросами:1) Где протянулась зона степей?

2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой природной зоной: равнина, горы, возвышенность.

3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).

4) Какая там почва? Почему?

Источники

1.Учебник Федотова О.Н., Трафимова "Окружающий мир"

2.Иллюстрации с изображением степи.

3.Карта природных зон.

4.Текст с описанием.

Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Расположена она в умеренном поясе, но ближе к северному тропику. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно-Сибирской равнине.

Солнце в степи поднимается выше, лето в степи длинное и жаркое. Чем дальше на восток, тем жарче и суше лето. Туда не доходит влажный воздух с Атлантического океана. От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Горячие ветры -суховеи, они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Степь в этот период сухая.

Зима короткая. Для -этого сурового времени года характерны снежные метели -бураны. Очень красива степь весной. Почва степей не везде одинакова. Во многих местах богата перегноем, имеет черную окраску -чернозёмы. В других местах почва менее богата перегноем, имеет бурый цвет и не так плодородна.

5.БесконечнаяРоссия

Словно вечность на земле!

Едешь, едешь, едешь, едешь,

Дни и версты нипочем!

Степь широко на просторе

Поперек и вдоль летит,

Словно огненное море

Зноем пышет и палит.

Небеса, как купол медный,

Раскалились. Степь гола;

Кое-где пред хатой бедной

Сохнет бедная ветла.

Шагом , с важностью спокойной

Тащат тяжести волы.

Пыль метет метелью знойной,

Вьюгой огненной золы.

Степи голые, немые,

Все же вам и песнь, и честь!

Все вы –матушка Россия,

Какова она ни есть!(П. Вяземский)

КейсN2 для ботаников:

Карточка-опора с вопросами:1) Как выглядит степь в разное время года? Почему?

2) Какие растения растут в степи? Почему в степи мало деревьев?

3) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? Рассказать о корнях, стеблях листьях.

4) Почему летом в степи так пахнет травами?

Источники:

1.Учебник Федотова О.Н., Трафимова "Окружающий мир"

2.Тексты с описанием степи.

Степь напоминает красочный луг: травяной покров густой и высокий,яркими пятнами выделяется цветущее разнотравье. Степь похожа на пышный красочный ковер.

Как будто вдруг свершилось чудо:

Кругом куда ни бросишь взгляд,

–Цветы, цветы, цветы –повсюду

Веселым пламенем горят.

Степь выглядит безжизненной, на ней только одна сухая трава. Кажется, что на земле сплошным слоем лежит старое сено.

Как мало здесь снега! Какой резкий ветер! Огромная снеговая туча заволакивает небо. Ветер усиливается. Начинается буран: ветер уже ревет, воет, смешивает землю и снег. –В какое время года степь особенно прекрасна? Почему?.

4.Гербарий растений степи.

5.Пион по своей красоте не уступает садовым пионам. Но встретить этот яркий цветок в степи –большая редкость. И виной всему человек. Сейчас пион взят под охрану. Ковыль образует плотную кочковатую дернину. Его отмершие листья плотным ковром прикрывают землю. Это препятствует испарению воды, но мешает прорастать другим травам. Корни ковыля густо пронизывают всю землю и забирают из неё практически всю воду. Когда ковыль цветет, степь похожа на серебристо-седое море. Многие ковыли –ценное кормовое растение, некоторые -сырьё для бумажной промышленности.

Тюльпаны появляются в степи весной. Для того чтобы выжить в условиях летней жары, растение имеет особое хранилище питательных веществ -луковицу.

Полынь. С помощью полыни русские крестьяне издавна боролись с тараканами и клопами. Орлы натаскивают к себе стебли полыни,чтобы вывести блох и клещей, а сорокопуты даже вьют себе гнезда целиком из её стеблей .В степи встречаются: ветреница, гусиный лук, шалфей, полынь, пахучий тимьян, лапчатка, перекати-поле. Одни имеют длинные переплетающиеся корни, другие корневища или луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты восковым налётом или опушены волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу. Вот почему в степи так пряно пахнет травами.

Кейс N3для зоологов: Карточка-опора с вопросами:1) Какие группы животных обитают в степи? Почему среди них нет земноводных?

2) Как они приспособились к жизни?

3) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате?

4) Почему при таком огромном количестве трав и растений очень мало крупных растениеядных животных?

Источники:

1.Учебник Федотова О.Н., Трафимова "Окружающий мир"

2.Картинки с изображением животных степной зоны.

3.Тексты о животных.

Дрофа-самая крупная птица в России. Тяжелая, длинноногая, но быстрая в полете. Небольшими стаями или поодиночке дрофы прилетают на свои кормовые участки -ковыльные и полынные степи. Там есть муравейники, а в них -корм для птенцов -«муравьиные яйца». Здесь же можно найти множество насекомых. Водится и пища покрупнее: ящерицы, лягушки, грызуны. А уж молодых сочных побегов и семян -видимо-невидимо! На земле, в высокой траве, самка выводит птенцов. Дрофа-мать заботлива и осторожна. Если грозит опасность, птица притворяется раненой и, хромая, убегает -отвлекает внимание от выводка.

Сайгаки-степные антилопы -тонконогие, быстрые. Их стада мчатся со скоростью 70-80 километров в час, поднимая тучи пыли, но животные не задыхаются, ведь у них есть устройство для очистки воздуха -короткий нос, нависающий над ртом. Сайгаки необычайно выносливы. В поисках корни проходят огромные расстояния без отдыха. Стойко переносят жару и могут подолгу обходиться без воды. И в еде не капризны: поедают траву, лишайники, даже полынь и ядовитые растения. Оказывается, в их организме много меди, а она нейтрализует действие растительных ядов.

Пустельга-мелкий сокол величиной с галку. Он легок и быстр в полете, но добычу высматривает, медленно паря в воздухе, распластав широкие крылья. Часто можно видеть, как пустельга зависает над землей, будто останавливается, а потом, камнем бросаясь вниз, через мгновение взлетает с мышью, ящерицей или змеей в лапах. Охотится она и на саранчу. Зимой, когда корма мало, добывает и мелких птиц.

4.Из жизни животных. Действующие лица: автор, тушканчик, куропатка.

А. -Жаркий летний день. Далеко –далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орел, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращается в черную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга –тушканчик растениями питается, куропатка –насекомыми.

Т. - Наконец –то орел улетел, а то я боялся по степи пробежать.

К. - И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе-то чего бояться? Ты же вон как быстро бегаешь, разве тебя орел поймает?

Т. - Я для того и быстро бегаю, чтоб меня никто не поймал. Да лучше не рисковать.

К. - А кто у нас еще в степи также быстро бегает?

Т. - Сайгак. А мыши, полевки и хомяки в норы прячутся.

К.- Мало нам орлов, так еще и лисы с волками появились.

Т. - И не говори. Хоть в другое место жить уходи. Надоело. Все ковыль. Да ковыль.

К.- Ой, смотри, дрофа бежит –ноги длинные.

Т.- Да, она не умеет летать, хотя и птица, зато быстро бегает. Длина шага у нее 2 метра. А вон кузнечик поскакал.

К.- Это не кузнечик, кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок –короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, а кобылки –растениями.

А.- И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи, туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед. А знаете ли вы? Что в степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растениеядных животных.

Кейс N4для экологов: Карточка-опора с вопросами:1) Какие основные занятия населения зоны степей?

2) Какие экологические проблемы есть в этой природной зоне?

3) Что делается для охраны природы?

Источники:

1.Учебник Федотова О.Н., Трафимова "Окружающий мир"

2.Причины – следствия

- Вырубка лесных полос

- Неправильная распашка почвы

- Суховеи

- Пыльные бури

- Смыв почвы водными потоками

- Нарушение почвы, смыв потоками перегноя.

Ветер будет выдувать верхний плодородный слой.

- Ветры-суховеи

- Разрушение почвы, рост оврагов, нарушение почвы, смыв потоками перегноя


3.–К нам поступили жалобы. Разберитесь, кто жалуется, чем помочь. Я живу в тропической степи, не умею летать, хотя и птица, зато я умею быстро бегать. Длина моего шага 2 метра, но все равно нас догоняют и истребляют. Всему виной наши драгоценные перья. Пожалейте нас, пожалуйста. Летом мы любим греться на солнышке. Совсем безопасны для человека. Питаемся насекомыми или мелкими животными. Обладаем удивительной особенностью –оставляем свой хвост в руках “ напавшего” на нас. Интересно? А они нас палкой по голове. Мы всем мешаем. Вот я –всего 16 кг зерна припас в норку и сплю, никого не трогаю. А меня вредителем и расхитителем называют. Несправедливо!–На кого жалуются эти животные? Как следует называть таких людей?

4.Растения и животные степей, занесенные в Красную книгу. (Красная книга, интернет)



2. Русский язык 4 класс. «Развитие речи. Текст.»

Выполни задание, используя справочный материал.

1. Определите, что перед вами: слова, предложения, текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

4. Определите стиль текста. Докажите.

5. Определите тему и главную мысль текста.

6. На что указывает заглавие текста?

Зимний месяц

В природе жизни почти незаметно. Деревья, за исключением хвойных, стоят голые. Видны только некоторые млекопитающие и оставшиеся на зиму птицы: синицы, дятлы, пищухи, овсянки и другие.
Клесты начинают строить деревья на хвойных деревьях. Под кустом, на мягкой постельке из листьев спит еж.
Спит в берлоге медведица. В своей глубокой норе спит барсук. Волк, лисица, хорек и куница бродят в поисках пищи. Заяц – беляк обгладывает молодые осинки. Лоси начинают терять рога; сбрасывает рога и благородный олень.

В.Д.Грошев
“Календарь российского земледельца”


Приложение к кейсу

1. Слово - единица речи.

2. Предложение - группа слов, связанных по смыслу и грамматически.

3. Текст - группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

4. Текст - целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение.

5. Стихотворение, рассказ, научная статья, заметка в газету, школьное сочинение, обсуждение с приятелем планов на воскресенье - все это виды текстов.

6. Признаки текста: состоит из группы предложений, предложения связаны по смыслу и с помощью различных грамматических средств (повторением одних и тех же слов, интонацией); имеет заголовок, предложения связаны общей темой, единой мыслью (идеей).

7. Тема - то, о чем или о ком говорится в тексте. Часто тема отражена в заглавии.











3. Математика 4 класс. «Как мы научились решать задачи»

 Вы собрали семейный совет, на котором решаете, куда отправиться в отпуск. В обсуждении участвует вся семья, включая Колю – ученика 4 класса.

Давайте попробуем решить такую задачу.

Семья из трех человек планирует поехать из города Губкин Белгородской области в Геленджик. Можно ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 1300 рублей. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 1122 км, а цена бензина равна 35 рублям за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?

Предлагаю Вам следующий план решения

  1. Сколько стоит проезд на поезде.

  2. Сколько литров бензина потребуется на дорогу.

  3. Вычислить стоимость бензина.

  4. Сделать вывод.


4. Окружающий мир 4 класс. «Древняя Русь»

«Из книжной сокровищницы Древней Руси»


- Рассмотрите кейсы. На одной стороне – вопросы, на другой – тексты. Прочитайте вопросы. На все ли вопросы вы можете ответить? Переверните, прочитайте тексты, выберите по теме урока. Можно ли теперь ответить на все вопросы? Что нового узнали?

Из глубины веков, из древней страны Ассирии дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах, как горшки.


В Китае изготавливали китайские книжки-дощечки. А в Египетском царстве книги делали из папируса – речного тростника с высоким и толстым стволом. Книга в виде длинного свитка.


Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами – чёрточками, которые писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, потом сушили их и обжигали.


Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. Древние египтяне писали вместо цифр очень сложные, громоздкие знаки. Было очень неудобно хранить глиняные таблички, веревки с узелками и рулоны папируса. Это продолжалось до тех пор, пока древние индийцы не изобрели для каждой цифры свой знак.


В древнем городе Пергаме во II веке до н. э. научились выделывать из кожи животных особый материал – пергамент. Лист пергамента сгибали пополам, и получались страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга. Много лет спустя пергамент заменили более дешевым материалом – бумагой. Рукописные книги украшали рисунками, одевали в дорогую кожу, парчу, серебро.


Десятичную систему счисления ввели римляне. Римские цифры до сих пор используют в часах и для оглавления книг, но такая система цифр тоже была слишком сложной для счета.


Предки русского народа – славяне для обозначения чисел употребляли буквы. Этот способ обозначения цифр называется цифирью. Петр I ввел в России десять цифр, которыми мы пользуемся до сих пор.



Тест.


1. В каком веке была создана славянская азбука?


а) 9 век б)11 век в) 12 век


2. Сколько букв было в славянском алфавите?


а) 43 буквы б) 33 буквы


3. Как назвали славянскую азбуку?


а) буквица б) кириллица


4. Откуда родом были монахи, создавшие славянскую азбуку?


а) из Древней Руси б) из Византии


5. В каком городе стоит памятник Кириллу и Мефодию?


а) Санкт-Петербург б)Москва


6. Из чего изготавливали пергамент?


а) из древесины б) из кожи


7. Какого цвета краска – охра?


а) желтого б) красного в) черного


8. За что рыцарей прозвали крестоносцами?


а) на одежде и вооружении был изображен крест


б) в сражениях они строились в форме креста


9. Какого оружия еще не было во времена Древней Руси?


а) ружей б) луков в) мечей