Консультация для родителей
Воспитание культурно-гигиенических навыков
у детей 5 – 6 лет.
Автор: Лобова И.А.,
Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) важно не только для полноценной социализации дошкольников, формирования самостоятельности, но и для их здоровья. С первых дней жизни малыша формирование культурно-гигиенических навыков предполагает не обычное усвоение правил и норм поведения, это один из важнейших процессов социализации, вхождения малыша в окружающий мир. Этот процесс нельзя отложить на время и вернуться к нему позже. В соответствии с особенностями возрастного развития именно период раннего и дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. На их основе базируется развитие других социальных функций и качеств.
Задачи работы в этом направлении формулируются так: развивать умение самостоятельного умывания; развивать навык пользования туалетом; воспитывать стремление к аккуратности и опрятности, уметь замечать непорядок в своем внешнем виде; активизировать монологическую речь детей, актуализируя слова, обозначающие выполняемые действия, учить применять художественное слово; развивать умения и навыки опрятности, позитивного отношения к сверстникам; прививать культуру поведения в обществе учить скромному, вежливому, сдержанному поведению.
Ребенок еще не очень хорошо владеет навыками, которые позже будут автоматизированы, поэтому все действия даются непросто. И обычно пятилетний малыш не желает доводить начатое до конца, особенно если получается не сразу и не всегда хорошо. Для завершения действия, получения качественного результата, чтобы сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, от ребенка требуется приложение волевых усилий. В возрасте 5-6 лет, целенаправленная работа с произвольностью становится возможной. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в ней формируются все новообразования психического развития ребенка. Игровые приемы являются основой первого доступного дошкольнику вида трудовой деятельности - труда по обслуживанию себя. Пятилетка уже способен оценить качество сделанного, он учится не бросать то, что не получается сразу. Он способен самостоятельно и по собственной инициативе контролировать процесс без постоянного контроля со стороны взрослого. У него развиваются такие волевые качества, как: целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Воспитание аккуратности, самоорганизации становится в последующем хорошей основой для развития физически крепкого, здорового ребенка. Работа в направлении развития навыков самообслуживания, что становится первой ступенью и базой для развития трудовых навыков и трудового воспитания, а также формирования основ эстетического вкуса ребенка. Девочки уже приглядываются к себе и сверстницам, учатся видеть и получать эстетическое удовольствие от изменений в своем образе, когда она причесана, когда завязаны красивые бантики. Мальчики учатся видеть неполадки в собственной одежде, чувствуют удобство правильно обутых ботинок. Важно, чтобы родители при совершении обычных бытовых действий ненавязчиво обращали внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Глядя в зеркало, ребенок не только рассматривает себя, но и оценивает собственный внешний вид, соотносит его с представлением об эталонном образе. Пятилетний ребёнок уже способен самостоятельно устранить некоторые проявления неряшливости и неопрятности в своей одежде и внешности.
Дошкольник получает удовольствие от правильности выполнения действия, подтвержденой соответствующей оценкой окружающих, родителей. Стремление получить одобрение, похвалу становится стимулом, побуждающим к действию, ребенок уже способен понять это как некоторую нравственную норму, соотносит её с полученным результатом, он чувствует удовлетворение от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Пятилетка уже способен радоваться не тому, что он вымыл руки, а тому, что он теперь выглядит аккуратнее: "Я правильно, сделал, я хороший, меня похвалили мама и папа!"
Условия успешности формирования культурно-гигиенических навыков являются: рационально организованная обстановка, постоянный режим дня ненавязчивый, но постоянный контроль родителей. При этом условия необходимо соблюдать постоянно, выработанные требования должны соблюдаться всеми: никому и никогда, независимо от настроения и собственного желания, нельзя их нарушать. Например, руки перед едой моют обязательно все, и Вася, который пришел с прогулки, и родители. Методические приемы, используемые воспитателями, необходимо разнообразить. Если сначала мама говорит и показывает всю последовательность действий при умывании: завернуть рукава, открыть кран, намылить ладошки... то постепенно нужно предоставлять малышу все больше самостоятельности. От прямых указаний со временем переходя к простому напоминанию, от показа - к совету, от примера - к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам: убеждению, разъяснению смысла правил. В старший дошкольный возраст уже учитывается постоянно растущий опыт ребёнка, совершенствование его умений все более самостоятельно следовать установленным правилам. Это способствует становлению устойчивых привычек, сохраняющихся при переходе в другие условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого, а это неверно.
Приемы формирования культурно-гигиенических навыков:
Детям очень нравятся использование малых фольклорных форм - пословиц, поговорок, потешек: Расти коса до пояса не вырони ни волоса… Водичка, водичка умой мое личико, Права ножка, лева ножка - поднимайся понемножку. Что поставят, то и кушай. Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай. Ешь больше, проживешь дольше.
Ребёнок 5 лет уже умеет обуваться и одеваться самостоятельно, теперь основной акцент смещается на последовательность действий и тщательность их выполнения. При этом имеющиеся навыки объединяются, складываясь в схему действий в ситуациях одевания, умывания, приготовления ко сну и т.д. Происходит укрупнение единиц действия, когда дошкольник работает уже не с отдельным элементом, а с их совокупностью. При этом он переносит само отношение на отношение к окружающему, учится следить за чистотой не только собственного внешнего вида, но и своих вещей, за порядком вокруг себя. Таким образом, можно утверждать, что формирование культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет предваряют и облегчают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
ПРО ОЧЕНЬ ГОЛОДНУЮ ЩЕТКУ
Если вас зубная щётка
Ущипнёт, как злая тётка,
Постарайтесь не скандалить,
Постарайтесь не пищать.
Если злится ваша щётка,
Как голодная селёдка,
Начинайте поскорее
Щётку пастой угощать.
После этой вкуснотищи
Щётка не щипается,
А кто зубы чистит чище -
Чаще улыбается.
Петр Синявский
КТО НЕ УМЫВАЕТСЯ
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.
Петр Синявский
МЫЛО
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкой:
- Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло,
Мыло тебя наконец бы отмыло!
Я.Аким
***
УТРЕННИЙ ПРИКАЗ
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка.
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!
Э.Мошковская
***
МЫЛО
Каждый день
Я мыло мою
Под горячею водою
И в ладонях поутру
Очень сильно тру.
Мойся, мыло,
Не ленись!
Не выскальзывай,
Не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала.
Р.Куликова
***
СТРАННЫЙ ЗАГАР
- Как у нашего Андрюши
Почернели страшно уши.
- Только уши? Только уши
Почернели у Андрюши!
От чего же почернели?
- Просто уши загорели…
- Только уши, только уши
Загорели у Андрюши.
Г.Лагздынь
***
Эх топну ногой!
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!»
Г.Ладонщиков
***
Водица, водица,
Умой наши лица,
Умой наши щёчки,
Умой наши губки,
Умой наши зубки,
Умой наши ручки!
***
Зайка начал одеваться,
Видно в гости собирался.
Вымыл ротик, вымыл носик,
Вымыл ухо, вот и сухо!
***
Петушок-петушок,
Подари мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу -
Я кудряшки расчешу!
***
ПОУТРУ.
Я беру поутру полотенце на руку
И бегом босиком умываться на реку.
В ней вода холодна,
У обрыва – омут.
Окунусь, оботрусь –
И скорее к дому
А потом босиком перепрыгну ловко
В огород, где растёт сладкая морковка.
Г.Ладонщиков
***
Няня Милу мыла
Мила мыло не любила,
Но не ныла Мила,
Мила- молодчина
***
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще,
Я грязнуль не выношу!
***
Чтоб ногам работу дать,
Будем дружно приседать.
Взял Серёжа обруч свой,
Держит обруч за спиной.
Всё, что делает Серёжа,
Повторить попробуй тоже.
Н.Кан
***
А теперь, детвора,
Умываться пора!
Н.Кан
***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Сказка о чистоте
К
огда чисто, всё вокруг сияет и сверкает, то и жизнь складывается по-другому. Следить за чистотой умеют не только люди, но и животные. Об этом я узнала из сказки…
«Чистота-красота»
Самым главным в Изумрудном лесу был Медведь Иванович. Все звери и птицы слушались его беспрекословно. Именно он объявил, что следующий месяц в Изумрудном лесу – месяц чистоты. Все животные должны подойти к его берлоге и получить инструменты: лопаты, грабли, мётлы, веники.
Если всем миром дело делать, то красота-чистота получится. Дружно взялись за дело звери и птицы. И Изумрудный лес засверкал! Все дорожки и тропинки стали чистыми, мусор собран, старые листья свалены в канаву и засыпаны землей.
И надо же такому случиться, что кто-то повадился в чистом Изумрудном лесу разбрасывать гнилые сучья. Звери и птицы организовали дежурство, но поймать озорника не удавалось. И тогда Медведь Иванович попросил зоркого Орла выследить того, кто безобразничает по ночам.
Озорником оказался Ёж из соседнего леса. Ему выдали инструменты: грабли и метлу, и он за собой всё прибрал.
С тех пор чистота стала визитной карточкой Изумрудного леса. Звери и птицы из соседних лесов ходили в Изумрудный лес, как на экскурсию. Они перенимали у соседей правила чистоты и красоты.
Вопросы к сказке «Чистота-красота»
Кто следил за чистотой в Изумрудном лесу?
Какие работы были проведены животными по наведению чистоты в лесу?
Продолжите фразу: «Самым главным в Изумрудном лесу был …»
Кто оказался безобразником в Изумрудном лесу?
Какие пословицы о чистоте ты знаешь?
Как ты понимаешь пословицу: «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят»?