СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Х.К.Андерсен. Художественная идея сказки "Соловей"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте урока используется игровая технология, интерактивные задания, проводится словарная работа, связанная с названием сказки.

Просмотр содержимого документа
«Х.К.Андерсен. Художественная идея сказки "Соловей"»

Урок литературы в 5 классе

Тема урока. Х.К. Андерсен. Художественная идея сказки «Соловей».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.



Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Оргмомент.

Организация деятельности учащихся.

  1. Вступительное слово учителя.


  1. Конкурс «Узнай сказку по ключевым словам»


Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

1 слайд. – Здравствуйте! Этим прекрасным словом мы начнём наш сегодняшний урок. А какая сказка им заканчивается? Кто её автор? (На слайде – фотографии с видами Копенгагена, портрет Андерсена, памятник.)

- Сегодня мы мысленно перенесёмся в мир сказки Андерсена «Соловей». Любая сказка, конечно, ложь. Но в ней намёк и урок, по словам А.С.Пушкина, не только для детей, но и, как это ни странно, для взрослых. А что такое намёк? А урок?

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока, в которой будет спрятан намёк Андерсена, а об уроке, который вы извлечёте из сказки «Соловей», мы поговорим в конце занятия.

2-6 слайды

Но для этого нам нужно найти сходство 2 сказок. Конкурс «Узнай сказку по ключевым словам».

(Утка, яйцо, мечта, лебедь. Сказка «Гадкий утёнок».

Сад, птица, смерть, император. Сказка «Соловей»)

- Что же объединяет эти сказки? (В них говорится о том, что подлинное, настоящее в жизни и искусстве нередко скрывается за внешностью гадкого утёнка, неприметного маленького соловья, а под прекрасной внешней оболочкой очень часто прячется бездарность, глупость и зло.)


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6.Пользоваться словарями, справочниками.

7.Осуществлять анализ и синтез.

8.Устанавливать причинно-следственные связи.

9.Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


Физкультминутка

Дети поднимают руки вверх, отпускают всё плохое, потом друг другу улыбаются и говорят комплименты искренне, без фальши.



























































  1. Формулирование темы урока.

Обращение к эпиграфу урока и комментирование его.

7 слайд

Тема урока

Настоящие и мнимые ценности, подлинный талант и фальшивая красота в сказке Х.К.Андерсена «Соловей».

Эпиграф урока.

Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой.

В.Гюго.

- О каких героях в первую очередь пойдёт сегодня речь на нашем уроке? (Об искусственном и настоящем соловье, императоре и его придворных)

III. Работа с текстом.


Индивидуальный мини – проект по теме «Дворец китайского императора».

















3.Исследовательская работа с текстом в группах, в парах, индивидуальные задания.







































































  1. Работа с текстом после чтения.








  1. Домашнее задание















- Где происходит действие сказки? (Во дворце китайского императора.)

- Мини – проект «Дворец китайского императора» (рисунок, чтение отрывка наизусть, формулирование учеником вопросов, обращённых к классу: «Почему к самым лучшим цветам в саду императора были привязаны колокольчики? Какой эпитет употребляет Андерсен, чтобы описать всё великолепие дворца императора? Почему хрупкий? Что в сказке противопоставлено императорскому дворцу и саду? Как называется приём противопоставления?»

Знакомство с литературоведческой статьёй, раскрывающей понятие «антитеза».) Слайд 8

- Андерсен неоднократно в сказке прибегает к антитезе. Приведите примеры из сказки. ( Бедная девочка, рыбаки и придворные, настоящий соловей и искусственный, жизнь и смерть и др.).

- Для чего он использует этот художественный приём? (Великий сказочник помогает нам понять, что же является самым главным в нашей жизни, пробуждает в нас истинное, человеческое, помогает нам ответить на вечные вопросы, важные для человечества во все времена, размышляет о жизни и смерти, добре и зле, любви и ненависти, внешней и внутренней красоте, о подлинном и фальшивом).

- Кто же помогает нам понять эти вечные истины? (Живой соловей).


Класс делится на 4 группы, 2 пары получают задание по учебнику, 2 ученика получают индивидуальные задания.

Задания для групп.

Учитель предлагает заглянуть в школьный музей сказок Андерсена и выбрать те экспонаты, которые связаны с понятием «антитеза» в сказке «Соловей». (Живой соловей, искусственный соловей, фигурка куклы – бедной девочки, картинка с изображением придворных императора, шёлковая ленточка, колокольчики, книга, шёлковая подушка).

Задания для групп.

1 и 2 группы, которым достались фигурка куклы и картинка с придворными императора, готовят выразительное чтение эпизодов. Используя приёмы изучающего чтения, ученики формулируют вопросы, связанные с содержанием анализируемого отрывка из сказки, и задают их одноклассникам.

3 и 4 группы заполняют таблицу о живом и искусственном соловьях по плану

(1. Наружность.2Голос.3. Влияние на людей 4. Место соловья во дворце5. Награда императора).

В конце своей работы учащиеся делают вывод по теме урока. (Соловей. Неприметная внешность – внутренняя красота. Его песня - произведение подлинного искусства.

Искусственный соловей. Внешняя красота, а внутри – бездушный механизм. Этот соловей подражает истинному искусству.)

Работа в парах.

Составление синквейнов об императоре, искусственном и живом соловье.

Индивидуальные задания

1. Почему соловей просит императора не говорить никому, что есть маленькая птичка, которая рассказывает обо всём?


2. Почему Андерсен назвал свою сказку «Соловей»?

- Сообщения учащихся о соловье.



  • Соловей, поэтическое «Филомела», в античные времена считался образом жалующейся матери, которая возгласом «Итис» оплакивает своего ребенка. Само слово «соловей» является часто синонимом слов «песня» и «поэзия».

  • На Востоке соловья тоже высоко ценили благодаря его сладкоголосому пению, и оно считалось так же, как и в Европе, предзнаменованием счастья. Народные же поверья, напротив, истолковали трели соловья как крик о помощи «бедной души, пребывающей в чистилище» или звучащее, как жалоба, извещение о смерти человека. С христианской же точки зрения, в пении соловья выражается тоска по раю и небу.

  • Соловей относится к «божьим», «святым», чистым птицам. Убивать соловья - грех, потому что он красиво поет людям и пользуется особой любовью Бога и Божьей Матери.

  • А в самом Курске открыли музей под названием "Курский соловей". (Курский областной детский эколого – биологический центр г. Курска. Директор – Ерёмина Л.Н.). В экспозициях музея представлено много интересных материалов о знаменитых соловьях. Там же в любое время года можно услышать соловьиное пение (в записи).

- А о чём вам рассказал Андерсен? Какой урок он вам преподал? Оцените свою работу, опираясь на алгоритм самооценки. Посмотрим, совпадёт ли ваша оценка с моей?

- Мы не прощаемся со сказкой «Соловей». И на следующем уроке мы услышим «Здравствуйте!», но не только в качестве приветствия в начале урока.

Домашнее задание:

в тетради написать сочинение – рассуждение на тему «Почему сказка заканчивается словом «Здравствуйте?» Останется ли жить император?»

По желанию можно изготовить экспонат в наш музей, проиллюстрировав его словами из сказки Андерсена «Соловей».

В выполнении домашнего задания вам помогут материалы, записанные в тетради, и слова песни «Где ты, Андерсен?» уже взрослого человека, который расскажет вам о своих уроках, полученных от общения с великим датским сказочником.