Оргмомент. Организация деятельности учащихся. Вступительное слово учителя. Конкурс «Узнай сказку по ключевым словам» | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. 1 слайд. – Здравствуйте! Этим прекрасным словом мы начнём наш сегодняшний урок. А какая сказка им заканчивается? Кто её автор? (На слайде – фотографии с видами Копенгагена, портрет Андерсена, памятник.) - Сегодня мы мысленно перенесёмся в мир сказки Андерсена «Соловей». Любая сказка, конечно, ложь. Но в ней намёк и урок, по словам А.С.Пушкина, не только для детей, но и, как это ни странно, для взрослых. А что такое намёк? А урок? Давайте вместе сформулируем тему нашего урока, в которой будет спрятан намёк Андерсена, а об уроке, который вы извлечёте из сказки «Соловей», мы поговорим в конце занятия. 2-6 слайды Но для этого нам нужно найти сходство 2 сказок. Конкурс «Узнай сказку по ключевым словам». (Утка, яйцо, мечта, лебедь. Сказка «Гадкий утёнок». Сад, птица, смерть, император. Сказка «Соловей») - Что же объединяет эти сказки? (В них говорится о том, что подлинное, настоящее в жизни и искусстве нередко скрывается за внешностью гадкого утёнка, неприметного маленького соловья, а под прекрасной внешней оболочкой очень часто прячется бездарность, глупость и зло.) | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6.Пользоваться словарями, справочниками. 7.Осуществлять анализ и синтез. 8.Устанавливать причинно-следственные связи. 9.Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Технология оценивания «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично». Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. Физкультминутка Дети поднимают руки вверх, отпускают всё плохое, потом друг другу улыбаются и говорят комплименты искренне, без фальши. |
III. Работа с текстом. Индивидуальный мини – проект по теме «Дворец китайского императора». 3.Исследовательская работа с текстом в группах, в парах, индивидуальные задания. Работа с текстом после чтения. Домашнее задание | - Где происходит действие сказки? (Во дворце китайского императора.) - Мини – проект «Дворец китайского императора» (рисунок, чтение отрывка наизусть, формулирование учеником вопросов, обращённых к классу: «Почему к самым лучшим цветам в саду императора были привязаны колокольчики? Какой эпитет употребляет Андерсен, чтобы описать всё великолепие дворца императора? Почему хрупкий? Что в сказке противопоставлено императорскому дворцу и саду? Как называется приём противопоставления?» Знакомство с литературоведческой статьёй, раскрывающей понятие «антитеза».) Слайд 8 - Андерсен неоднократно в сказке прибегает к антитезе. Приведите примеры из сказки. ( Бедная девочка, рыбаки и придворные, настоящий соловей и искусственный, жизнь и смерть и др.). - Для чего он использует этот художественный приём? (Великий сказочник помогает нам понять, что же является самым главным в нашей жизни, пробуждает в нас истинное, человеческое, помогает нам ответить на вечные вопросы, важные для человечества во все времена, размышляет о жизни и смерти, добре и зле, любви и ненависти, внешней и внутренней красоте, о подлинном и фальшивом). - Кто же помогает нам понять эти вечные истины? (Живой соловей). Класс делится на 4 группы, 2 пары получают задание по учебнику, 2 ученика получают индивидуальные задания. Задания для групп. Учитель предлагает заглянуть в школьный музей сказок Андерсена и выбрать те экспонаты, которые связаны с понятием «антитеза» в сказке «Соловей». (Живой соловей, искусственный соловей, фигурка куклы – бедной девочки, картинка с изображением придворных императора, шёлковая ленточка, колокольчики, книга, шёлковая подушка). Задания для групп. 1 и 2 группы, которым достались фигурка куклы и картинка с придворными императора, готовят выразительное чтение эпизодов. Используя приёмы изучающего чтения, ученики формулируют вопросы, связанные с содержанием анализируемого отрывка из сказки, и задают их одноклассникам. 3 и 4 группы заполняют таблицу о живом и искусственном соловьях по плану (1. Наружность.2Голос.3. Влияние на людей 4. Место соловья во дворце5. Награда императора). В конце своей работы учащиеся делают вывод по теме урока. (Соловей. Неприметная внешность – внутренняя красота. Его песня - произведение подлинного искусства. Искусственный соловей. Внешняя красота, а внутри – бездушный механизм. Этот соловей подражает истинному искусству.) Работа в парах. Составление синквейнов об императоре, искусственном и живом соловье. Индивидуальные задания 1. Почему соловей просит императора не говорить никому, что есть маленькая птичка, которая рассказывает обо всём? 2. Почему Андерсен назвал свою сказку «Соловей»? - Сообщения учащихся о соловье. Соловей, поэтическое «Филомела», в античные времена считался образом жалующейся матери, которая возгласом «Итис» оплакивает своего ребенка. Само слово «соловей» является часто синонимом слов «песня» и «поэзия». На Востоке соловья тоже высоко ценили благодаря его сладкоголосому пению, и оно считалось так же, как и в Европе, предзнаменованием счастья. Народные же поверья, напротив, истолковали трели соловья как крик о помощи «бедной души, пребывающей в чистилище» или звучащее, как жалоба, извещение о смерти человека. С христианской же точки зрения, в пении соловья выражается тоска по раю и небу. Соловей относится к «божьим», «святым», чистым птицам. Убивать соловья - грех, потому что он красиво поет людям и пользуется особой любовью Бога и Божьей Матери. А в самом Курске открыли музей под названием "Курский соловей". (Курский областной детский эколого – биологический центр г. Курска. Директор – Ерёмина Л.Н.). В экспозициях музея представлено много интересных материалов о знаменитых соловьях. Там же в любое время года можно услышать соловьиное пение (в записи). - А о чём вам рассказал Андерсен? Какой урок он вам преподал? Оцените свою работу, опираясь на алгоритм самооценки. Посмотрим, совпадёт ли ваша оценка с моей? - Мы не прощаемся со сказкой «Соловей». И на следующем уроке мы услышим «Здравствуйте!», но не только в качестве приветствия в начале урока. Домашнее задание: в тетради написать сочинение – рассуждение на тему «Почему сказка заканчивается словом «Здравствуйте?» Останется ли жить император?» По желанию можно изготовить экспонат в наш музей, проиллюстрировав его словами из сказки Андерсена «Соловей». В выполнении домашнего задания вам помогут материалы, записанные в тетради, и слова песни «Где ты, Андерсен?» уже взрослого человека, который расскажет вам о своих уроках, полученных от общения с великим датским сказочником. |