Шиһабетдин Мәрҗани исемендәге республика
фәнни-гамәли конференциясе
Тема: «Милләт өчен тугры хезмәт итәм»
Автор: Сафин Илдар Фатхуллович, ТР Атказанган укытучысы, Саба районы Юлбат тулы булмаган урта мәктәбенең тарих укытучысы
2016
Содержание
Введение.
Музейная работа
Создание видеороликов по истории родного края.
Руководство исследовательской работой по изучению
родного края.
Издание книг о родном крае.
Методические публикации
Сотрудничество с районной газетой «Саба таңнары»
Распространение собственного педагогического опыта
Наиболее значимые достижения за последние годы по краеведению
Введение
Я вижу свое предназначение как историка не только в преподавании истории России и зарубежных стран, но и в изучении истории родного края. По-моему, это и есть один из путей служения своему народу. Как можно изучать историю родного края, когда среди школьных предметов нет краеведения, истории Татарстана? Этого можно добиться только систематической работой, всецело отдавая себя и зажигая в детях любовь к родному краю.
Какие виды работы позволяют это сделать? Это краеведческая работа, привлечение детей к изучению истории села, района, Республики, руководство исследовательской деятельностью учащихся. Я 26 лет руковожу школьным краеведческим музеем, выступаю в республиканских научно-практических конференциях по вопросам изучения истории родного края. Итогом 20-летней исследовательской работы по изучению истории родного села явилась книга «Юлбатым-Ямбулатым». При его написании я использовал материал, накопленный в школьном музее, работал в архивах города Казани.
В соавторстве с группой учителей истории работал по созданию УМК «Истории Сабинского района».
С 1993 года делаю видеозаписи по истории села и создал семь видеофильмов, отражающих жизнь, быт, культуру, традиции нашего народа.
Музейная работа
Школьный музей был открыт под моим непосредственным руководством и усилиями и всего ученического и педагогического коллективов 9 мая 1995 года, в день празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, и первыми его посетителями стали ветераны войны и труда. С этого дня школьный музей стал частью исследовательской, краеведческой работы и гордостью учащихся. С 1999 года музей имеет статус «Школьный музей».
К музейной работе привлекаю не только членов Совета музея, но и остальных учащихся. Отрадно отметить, что детей интересует прошлое села, страны, продолжается сбор экспонатов, обработка источников, документов.
. В последнее время фонды музея пополнились копиями 19-й (1834 г.), 9-ой (1850 г.) «Ревизской сказок». Из них можно получить сведения о количестве подворий, населения, годе рождения членов той или иной семьи. Эти материалы будут полезны тем, кто интересуется своей родословной. Занятия кружка «Краеведение», активная работа в совете музея и привлечение детей к обработке собранных материалов стимулирует учащихся к исследовательской работе.
Создание видеороликов по истории родного края.
С 1993 года наша школа имеет видеокамеру, видеомагнитофон, телевизор, которых подарил председатель колхоза по моему ходатайству. За последние годы были созданы видеоролики «Моя школа – моя гордость» (2012 г), «Сабантуй – всенародный праздник» (2010, 2012 гг.), «Школьные годы чудесные» (видеоролики с участием выпускников с 1 по 11 класс , 2008, 2009, 2010, 2011 , 2012 гг), «Наш школьный музей», видеоклип песни местных авторов «Юлбатым» (2011 г) и др. Совместно с учителем английского языка был создан видеоролик на английском языке о школе (2011 г). В сотрудничестве учащихся, учителей и местной телерадиокомпании «Саба таңнары» был создан фильм о школьной жизни (2012 г). Это все помогает развивать информационную культуру, коммуникативные и дизайнерские навыки. В видеотеке кабинета собраны
видеозаписи по следующей тематике: «Воспоминания ветеранов войны и тыла», «Внеклассные и внешкольные мероприятия, проводимые в школе», «Жизнь современного села», «Знаменитые люди района » (академик А.Каримуллин, актер Ш.Биктимеров, скульптор К.Замитов и мн.др.), «Экскурсии по историческим местам». Это направление позволяет вовлечь ребят в поисковую работу в изучении родного края. В 2010 году авторский коллектив учащихся занял I место на районном этапе Республиканского конкурса видеороликов «От А до Я», посвященного 65-летию Победы, в январе 2013 года в районном конкурсе «Мое село: сегодня и завтра» в номинации «видео» коллектив учащихся 9 класса занял II место.
Руководство исследовательской работой по изучению
родного края.
Проявить свою активную гражданскую позицию школьники смогли, участвуя в референдуме по принятии герба школы (2011 г), флага школы (2012 г) На время референдума музей стал участком голосования, члены совета музея – организаторами референдума, а учащиеся – активными членами предвыборной и выборной кампаний. Именно в период референдума раскрылись ответственность, лидерские качества детей, сумевших привлечь школьников и учителей к участию в референдуме.
Деятельность по созданию условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта продолжается и в летнее время через экскурсии по историческим местам района и Республики. Например, в 2012 году программа школьного лагеря была приурочена Году истории России. Мною была разработана программа деятельности лагеря и успешно реализована. В период отдыха ребята изучали историю района, села, школы и посещали музеи на территории района, ездили по историческим местам района. Например, были в деревне Завод –Нырты на территории бывшего медеплавильного завода 18 века, встречались со старожилами, побывали на старом кладбище. Здесь захоронены несколько человек немецкой национальности, надгробные памятники которых хорошо сохранены, можно читать их имена и фамилии. И ребята решили искать потомков этих немцев. В немецкий Центральный Генеалогический архив г. Лейпциг направили запрос по Интернету. Получили ответ. (Текст ответа с переводом на русский язык прилагается )
Издание книг о родном крае.
Для профессионального роста учителя немаловажную роль играет работа над методическими проектами. Школьный учитель должен стремиться создать учебник для своих учеников. В 2012 по республиканской программе «Килэчэк» был создан учебно-методический комплект «История Сабинского района». Он включает программу курса, тематическое планирование учебного материала, учебник для учащихся, методическое пособие для учителя, диск с презентациями к урокам и полуторачасовым видеофильмом по историческим местам родного края (последняя часть полностью состоит из моих видеофильмов). Учебник создан авторским коллективом преподавателей истории нашего района. Я являюсь соавтором этого методического комплекта.
Учебник издан пока в единственном экземпляре в издательстве «Идел-Пресс» в августе 2012 года и участвовал в республиканском конкурсе в рамках реализации Стратегии «Будущее»-«Килэчэк» МО и Н РТ по разработке программ и учебно-методического комплекта курса «История родного края» и выиграл грант. Рекомендован МН и О для использования на уроках изучения истории Сабинского района. (Рецензент УМК Р.Н. Мусина, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории АН РТ им. Ш. Марджани.
Оценку данному методическому пособию дал в 2012 году Ф.Г.Ислаев, профессор кафедры педагогики и психологии ИРО РТ. В рецензии Ф.Г.Ислаев пишет: «Учебно-методический комплекс «История Сабинского района» разработан в соответствии с современными представлениями о такого рода учебно-методических пособиях и представляет собой интересное и полезное пособие для учителей и учащихся в контексте формирования гражданственности, патриотизма и духовности в современных условиях».
В школьном музее хранится информация, проектные и исследовательские работы 20-летней давности. Среди них ценные документы, архивные материалы, воспоминания ветеранов войны и тыла, комсомола, организаторов колхозов, собранные членами кружка с 1992 года. Я давно мечтал собрать весь этот материал в виде книги по истории деревни. Когда в 2011 году я сказал об этом, совет музея меня поддержал. Началась целенаправленная работа над большим проектом. Я искал материал в архивах г.Казани, потом вместе с детьми анализировал их. Также вместе изучили рукописный дневник односельчанина Хамидуллы Хузина 1916-1977 годов, организатора и первого председателя колхоза. Активисты музея с большим интересом анализировали хозяйственную книгу деревни Юлбат 1941-43 годов из архива Юлбатского исполнительного комитета.
В ходе работы дети проделали ещё несколько исследовательских работ, дополняя тем самым содержание книги. И наконец в 2012 году мы закончили работу над книгой. В издательстве «Слово» рецензировали рукопись книги и оценили стоимость издания. Через фонд «Надежда» я представил в Министерство экономики проект “Издание историко-документальной книги “Юлбатым-Ямбулатым” в конкурс социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Тарстан на право получения субсидий из бюджета РТ. И мы стали победителями этого конкурса. ” Историко-документальная книга по истории родного села вышел в ноябре 2014 года. Рецензент Бурханов Альберт Ахметжанович, зав. Отделом истории татаро-булгарской цивилизации Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, заслуженный деятель науки РТ, Бу китап Юлбат авыл җирлегенә кергән авылларыбыз тарихына багышлана. Ул мәктәп музее, Татарстан Республикасы Милли архивы материалларына, халык хәтерендә сакланган истәлекләргә нигезләнеп язылды. Китап өлкән буын кешеләренә, мәктәп укучыларына, гомумән, киләчәктә төбәгебезнең үткәне белән кызыксынучыларга адреслана.
Методические публикации
№ | Тема (название), вид публикации | Уровень (образова-тельное учрежде-ние, муници-пальный, республи-канский) | Где напечатана (наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации | Год издания |
|
3 | «Роль школьных музеев в изучении истории родного края» | Региональ-ный | Серии научно-методических работ по материалам Региональной научно-практической конференции «Восток-Запад: диалог культур и цивилизаций Евразии» | 2012 |
4 | УМК «История Сабинского района» | Республи-канский | Издательство «Идел-Пресс» | 2012 |
5 | «Из опыта создания учебника по истории Сабинского района». | Всероссий-ский | МО И н РТ, КФУ «Школьный учебник истории». Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Печатается по решению Ученого совета Института истории КФУ | 2013 |
6 | «Школьный краеведческий музей – хранитель истории села» | Федераль-ный | Сборник «Школьный музей как культурно-образовательная ниша», Нижний Новгород, под ред. Профессора Ю.С.Мануйлова. | 2013 |
Сотрудничество с районной газетой «Саба таннары»
№ | Тема (название), вид публикации | Где напечатана | Год издания |
1 2 | Статьи на историческую тему, опубликованные в районной газете «Саба таңнары»: - «О гербе Сабинского муниципального района» - 12 ноября 2010 г. | Районная газета «Саба таңнары» | 2010 |
- «Дорогой сердцу альбом» (статья о коллек-тивной фотографии учителей Тимершикской семилетней школы в 1946-1947уч.году) - №63, 13.августа 2010 года; | Районная газета «Саба таңнары» | 2010 |
- «Сабинцы в восстании Пугачёва» 11 декабря 2009 года; | Районная газета «Саба таңнары» | 2011 |
3 | «Незабываемая встреча» - 24 февраля 2010 года, статья ученицы Юлбатской СОШ о презентации книги, организованной Сафиным И.Ф., по истории деревни Тенеки | Районная газета «Саба таңнары» | 2010 |
4 | «Встречи на земле Сабинской» - статья Т.Саматова о видеофильмах Сафина И.Ф. | Районная газета «Саба таңнары» | 2010 |
5 | «Юлбатнын хәтер мәгарәсе» (Из опыта работы в качестве руководителя школьного музея» | Газета «Мәдәни жомга», 11 мая 2012 г | 2012 |
6 | «Юбилеең белән, белем учагым» («С юбилеем, моя школа!») | Районная газета «Саба таңнары», 1 сентября 2012 г. | 2012 |
Распространение собственного педагогического опыта
В 2011 году выступил на районном семинаре руководителей школьных музеев.
Охотно делюсь с опытом работы с коллегами. Педагогическая технология по использованию видеопрограмм широко используется учителями района.
Видеофильмы, созданные мной, прошли апробацию в Завод-Ныртинской, Сатышевской, Нижне-Шицинской, Больше-Шинарской школах района и получили положительные отзывы. В настоящее время видеофильмы используются в краеведческой работе других школ района.
Наиболее значимые достижения за последние годы по краеведению
Название конкурсного мероприятия | Год | Уровень (районный, республи-канский) | Место |
Автор проекта “Издание историко-документальной книги “Юлбатым-Ямбулатым” в конкурсе социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Тарстан на право получения субсидий из бюджета РТ | 2013 | Республи-канский. | Выиграл субсидию дляиздания историко-документальной книги “Юлбатым-Ямбулатым”. Автор Сафин И.Ф. |
Всероссийская научно-практическая, историко-краеведческая (с международным участием) конференция «Проблемы истории и культуры Татарстана и народов Волго-уральского региона» | 2015 | Региональ ный (с международ ным участием) | Грамота оргкомитета, Грамота Института истории им.Ш. Марджани АН РТ |
Выступление на конференции татарских краеведов при Исполкоме Всемирного Конгресса татар | 2015 | | Благодарственное письмо Всемирного Конгресса татар |
Бөтендөнья татар конгрессы Башкарма комитеты 13 февраль көнне республикакүләм татар төбәк тарихын өйрәнүчеләр җыены советы члены итеп сайланды. | 2016 | | |