СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характер детско-родительских отношений в современной семье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характер детско-родительских отношений в современной семье

Просмотр содержимого документа
«Характер детско-родительских отношений в современной семье»

Характер детско-родительских отношений в современных семьях


Влияние родителей на развитие ребенка весьма велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Отношение родителей к ребенку обычно анализируется в нескольких планах:

• реальное взаимодействие родителя с ребенком;

• отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним;

• отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя.

При этом базовым является понятие «родительская позиция», раскрытое А. С. Спиваковской, с точки зрения которой — это целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания.

Основными свойствами благоприятной родительской позиции являются адекватность, динамичность, оптимистическая прогностичность. Поэтому структуру родительского отношения можно рассматривать как совокупность трех компонентов: представлений родителя о ребенке; отношения родителей к ребенку; характера взаимоотношений родителя с ребенком. При этом родительское отношение следует рассматривать как подвижное образование, которое может меняться в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Между тем характер взаимоотношений между детьми школьного возраста и их родителями зависит от следующих воздействующих факторов:

• от особенностей личности родителя (экстраверсивные - интро-версивные, уверенные — неуверенные, тревожные и др.) и форм его поведения (эмоциональное включение или отвержение ребенка, адекватное или неадекватное отражение ситуации и др.);

• от особенностей личности ребенка (тревожность, неуверенность, коммуникативные трудности) и форм его поведения (адекватное — неадекватное отражение ситуации);

• от пола ребенка;

• от психолого-педагогической компетентности и уровня образования родителей;

• от нравственно-эмоциональной атмосферы в семье;

• от применяемых родителями и другими взрослыми средств воспитательного воздействия;

• от степени включенности ребенка в жизнедеятельность и проблемы семьи;

• от учета актуальных потребностей ребенка и степени их удовлетворения в семье и др.

Проведенный группой исследователей под руководством Н.Ю. Сенягиной анализ существенных трудностей в детско-родительских отношениях позволил выделить их причины, которые можно разделить по трем основаниям: интраиндивидуальные, зависящие от биологических особенностей индивида; интериндивидуальные, связанные с особенностями семейного воспитания; макросистемные, связанные с социокультурными особенностями жизни семьи.

Интраиндиеидуальные причины рассматриваются через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат врожденные физиологические процессы. Наибольший интерес в этом плане представляют исследования зарубежных авторов — С. Чесс и А. Томаса. Они выявили девять врожденных темпераментов у детей, которые играют существенную роль при определении того, насколько будет легко или трудно вырастить ребенка и заботиться о нем.

Эти исследования показали, что то, каким вырастет ребенок, определяется не только домашней обстановкой, но и его собственными личностными характеристиками, что в той или иной мере снимает несправедливые обвинения против родителей, воспитывающих «трудных» детей.

Инте индивидуальные причины отражают опыт общения ребенка с родителями, который интерпретируется в терминах надежных и ненадежных взаимодействий (такое понимание заимствовано из работ М.

Эйнсворт и К. Рубина). В первом случае родители внимательно и чутко реагируют на чувства, потребности, мысли детей, умеют предвидеть результаты их поступков, поддерживают их уверенность в себе. В случае ненадежных отношений родители не чувствуют своего ребенка, раздражаются, ведут себя неровно, не любят его. В результате у него не возникает доверия к миру, что негативно отражается на его развитии: угнетается познавательная активность, снижается самооценка, происходит отстранение от сверстников.

Макросистемные причины определяются совокупностью социо-культурных условий, в которых находится семья: экономическое положение семьи, образование родителей и характер взаимоотношений в семье, культурные традиции семьи.

Помимо этого были выделены группы семей по типу родительского отношения к ребенку («благоприятные» и «неблагоприятные») и составлены их типичные профили (табл. 35).

Установлено, что родители трудных школьников отличаются от других родителей тем, что реже хвалят детей за хорошее поведение,484

уделяют плохому поведению слишком много внимания, хуже понимают, как следует реагировать на ту или иную ситуацию, ведут себя непоследовательно. Для эффективного воспитательного воздействия важен выбор родителями одобряемых и осуждаемых типов поведения и эффективность проводимой ими в жизнь воспитательной тактики и стратегии.

Эффективность воспитательного воздействия включает следующие моменты:

- время реакции родителей (как одобрение, так и наказание гораздо более эффективны, если они являются немедленными);

- последовательность и принципиальность дисциплинарных требований (дети реагируют гораздо лучше, если видят, что правила являются разумными и служат справедливой цели);

- качество отношений между родителями и ребенком (родительское одобрение или порицание будет иметь больший успех, если родителей любят и уважают);

- баланс одобрений и наказаний (больше поощрений);

- последовательное проведение воспитательных мер.

К сожалению, в наши дни наблюдается уменьшение воспитательных ресурсов родителей, приходящихся на каждого ребенка, в частности — снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Уровень эмоционального отвержения ребенка современными родителями достаточно высок, а преобладающим типом родительского отношения в современных семьях является эмоциональное отвержение ребенка (его показатель превышает уровень эмоционального принятия ребенка более чем на 9%). При этом исследователи склоняются к тому, что чем выше уровень образования родителей, тем чаще они применяют методы эмоционального наказания детей, которые включает в себя эмоциональное отвержение ребенка. Родители с более низким уровнем образования чаще практикуют физические наказания.

Реальность такова, что далеко не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для своего ребенка обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости. Истоки неправильного воспитания зачастую лежат гораздо глубже и не могут быть объяснены лишь одной категорией мотивов, что позволяет говорить о необходимости индивидуального подхода в организации коррекционной работы с родителями и детьми по преодолению проблем в детско-родительских отношениях