Характеристика методов психологии.
План: 1. Характеристика основных методов психологии.
2. Характеристика вспомогательных методов исследования
Характеристика методов психологии.
Метод – это способ получения психологических фактов.
Психологические факты – это проявление психики человека, акты его поведения.
Методы |
Основные | Вспомогательные |
Наблюдение Эксперимент - лабораторный - формирующий - естественный | 1. Изучение продуктов деятельности 2. Анкетирование, беседа. 3. Тестирование. |
Наблюдение – систематичное целенаправленное прослеживание проявлений психики человека.
Оно требует :
выделение объекта или явления, возможных для наблюдения;
постановки цели, разработки плана и определение сроков наблюдения;
формы протоколирования с последующим анализом фактов и выполнении выводов на их основе.
Основное правило наблюдения: человек не должен знать, что за ним наблюдают, т. к. изменяются его поведенческие реакции.
Для скрытого наблюдения используют специальные приборы (видеокамеры, зеркало Гезэла).
Достоинства наблюдения:
наблюдение можно проводить как за 1 человеком, так и за группой людей.
Наблюдение проводится в естественной, знакомой для человека обстановке.
Недостатки наблюдения:
Требует длительных временных затрат.
Субъективизм в оценке полученных данных.
Эксперимент – исследование в процессе которого исследователь создаёт необходимые условия, стимулирует проявление психики столько раз сколько это необходимо для их изучения.
А) Лабораторный эксперимент – считается самым точным и доказательным, т.к. все проявления психики человека фиксируются с помощью высокочувствительных приборов.
Недостатки: искусственно созданная среда, что вызывает эмоциональное напряжение человека. Это необходимо учитывать при анализе полученных данных.
Б) Формирующий – направлен на формирование свойств психики или качеств личности испытуемого. Первоначально выдвигается рабочая гипотеза, затем вырабатывается методика апробации, намечаются сроки. Если по завершению эксперимента гипотеза не подтвердилась, то ищут ошибку в ней или в методике. Возможно выдвижение новой гипотезы.
В) Естественный - проводится в естественной, знакомой для человека обстановке, что позволяет избежать ситуации эмоционального напряжения и получить адекватные реакции испытуемого.
2.Характеристика вспомогательных методов исследования
Вспомогательные методы – это методы, которые используются в дополнение к основным и в качестве самостоятельных при изучении небольшого по объёму вопроса.
Тестирование – один из методов сбора первичной информации, направленный на выявление особенностей психики или свойств личности человека.
Особый интерес вызывают тесты для оприделения коэффициента интеллектуального развития (IQ):
Норма 90-120 единиц.
Недостатки тестирования:
В процессе тестирования не учитывается наличие или отсутствие у человека опыта тестирования.
Ограниченное время тестирования не позволяет учитывать индивидуальные особенности психики человека, а именно темп его мышления.
Беседа и анкетирование:
Построены в вопросно-ответной форме. Анкетирование менее гибкий способ, т.к. вопросы и ответы излагаются письменно, что не позволяет их варьировать. В процессе выделяются две социальные роли:
Реципиент – задающий вопросы.
Респондент – отвечающий на вопросы.
Требования к вопросам:
- Должны быть понятными и доступными.
- Предлагаются в логической последовательности от простых к сложным.
- Не должны содержать подсказку.
- Наряду с прямыми вопросами должны стоять и косвенные, т.к. ответы на них содержат больше информации.
Продукты детской деятельности:
В качестве продуктов детской деятельности выступают рисунки, дразнилки, стишки, постройки, лепка и т.д.
Наибольший интерес представляют детские рисунки. При их анализе учитываются следующие параметры:
Цвет – яркими, тёплыми цветами ребёнок передаёт положительное отношение к изображаемому объекту; холодными тёмными цветами отражают негативное отношение.
Размер – объекты, которые эмоционально-значимы для ребёнка прорисовывает большими по размеру, использует детализацию и элементы украшательства.
Расположение на листе бумаги – объекты, вызывающие положительные эмоции располагает на переднем плане, в центре и ближе к себе.