СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика педагогических технологий

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Характеристика педагогических технологий»

Характеристика наиболее распространенных педагогических технологий


Образовательная технология

Основные характеристики

1 Игровые технологии

В основе данной технологии лежит принцип активности ребенка в процессе обучения.

Четыре главные черты:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.д. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Из игровых технологий наиболее популярными являются:

  • технология развивающих игр Б.П. Никитина /дошкольный возраст/;

  • деловые игры;

  • имитационные игры;

  • операционные игры;

  • «деловой театр»;

  • психодрама и социодрама;

  • школа-театр;

  • ролевые игры и др.


2

Технология проблемного обучения (Джон Дьюи)

Сегодня под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит

  • приобретение (усвоение) знаний, умений, навыков;

  • развитие познавательных и творческих способностей;

  • усвоение способов самостоятельной деятельности;

  • формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.

В литературе встречаются следующие родственные термины и понятия:

  • проблемный подход (Т.И. Шамова), принцип проблемности (В.Т. Кудрявцев, А.М. Матюшкин), требующие обязательной организации проблемной ситуации;

  • проблемные методы (В. Оконь) как пути и способы решения педагогических задач;

  • проблемное обучение как тип обучения (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин), если рассматривать его как относительно самостоятельную дидактическую систему.

3

Технология современного проектного обучения

(Шацкий С.Т.)


Теоретические концепции Д. Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У. Килпатриком и Э. Коллингсом метода проектов.

В России идеи метода проектов первым реализовал С.Т. Шацкий.


Проект (в переводе с латинского – «брошенный вперед») – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам. Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом условиях. Эти условия дают ребенку возможность действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях.

Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

Творческая, исследовательская деятельность в различных областях наук. Практическая направленность деятельности учащихся. Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Результат:
  • стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;

  • включение всех учащихся в режим самостоятельной работы;

  • самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;

  • развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;

  • развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников;

  • развитие исследовательских умений.



4


Интерактивные технологии (интерактивное обучение)

(Гузеев В.В.)

Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.

Интерактивные технологии по В.В. Гузееву – это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой.

К интерактивным технологиям относятся:

  • технология критического мышления через чтение и письмо;

  • технология дискуссий;

  • технология «Дебаты»;

  • тренинговые технологии.

Результат:

  • активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;

  • возбуждение внутреннего диалога у учащихся;

  • обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена;

  • вывод учащегося на позицию субъекта обучения;

  • достижение двусторонней связи (обмена информацией) учащего и учащегося.

Самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) – направление и помощь процессу обмена информацией (выявление многообразия точек зрения, обращение к личному опыту участников, соединение теории и практики, облегчение восприятия , усвоения и т.д.)


5

Технологии уровневой дифференциации

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организованных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

Применяется дифференциация по возрастному составу, по полу, по области интересов, по уровню умственного развития, по уровню достижений, по личностно-психологическим типам, по уровню здоровья.

К технологии уровневой дифференциации относятся:

  • дифференциация по уровню развития способностей;

  • модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н.П. Гузик);

  • модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов);

  • модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стартовая» дифференциация).

Результат:

  • обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

  • приспособление (адаптация) обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.


6

Технологии групповой деятельности

Данная технология требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, т.к. обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся.

При правильном педагогическом руководстве формы данной технологии позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Пример одной из моделей технологии групповой деятельности метод «мозгового штурма» («мозговой атаки»).

Результат:

  • Обеспечение активности учебного процесса.

  • Достижение высокого уровня усвоения содержания.


7

Коллективный способ обучения КСО

(Ривин А.Г., Дьяченко В.К.).

КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в «динамических парах», когда каждый учит каждого.

КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.

Результат:

  • усвоение ЗУН;

  • развитие коммуникативных качеств личности


8

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)

В данную систему входят технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью, это:

  • выявление и развитие творческих способностей И.П. Волкова;

  • технология технического творчества (теория решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера;

  • технология воспитания общественного творчества И.П. Иванова.

Направлены на развитие различных сфер личности.

Результат:

По И.П. Волкову:

  • выявить, учесть и развить творческие способности;

  • фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

По Г.С. Альтшуллеру:

  • обучить творческой деятельности;

  • ознакомить с приемами творческого воображения.

  • Научить решать изобретательские задачи.

По И.П. Иванову:

  • Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру.


9


Личностно ориентированное обучение (Якиманская И.С.)

В данной технологии особое значение придается субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности.

Обеспечение активности учебного процесса. Развитие потенциала учащихся.

Результат:

  • Развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка;

  • Максимальное выявление и использование субъектного опыта ребенка;

  • Помощь личности в познании себя, самоопределении и самореализации.


10

Технология коллективного творческого воспитания

И.П. Иванова

Другие названия:

педагогика общей заботы;

методика коллективных творческих дел;

орлятская педагогика.

Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и которая направлена на общественную пользу.

Целевые ориентации:

  • Главная цель: воспитание человека – творца, гуманиста, борца.

  • Формирование системы стержневых отношений (ядро личности): к Родине, к труду, к обществу, к людям, к себе.

Основная форма: КТД.



Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств

Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео) для достижения педагогических целей.

С позиции информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации. Когда компьютеры стали использоваться в образовании, появился новый термин «новые информационные технологии». Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» – ИКТ.

Компьютерные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, главным средством осуществления которых является компьютер.


Целевые ориентации:

  • Совершенствование материальной базы информатизации в школе.

  • Создание эффективной внутришкольной информационной среды.

  • Формирование информационной культуры личности информационного общества.

  • Формирование информационной культуры учреждения.

  • Развитие мышления, изменение организации процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления.

  • Формирование творческих, исследовательских качеств участников педагогического процесса с помощью средств ИКТ.