Функции | Признаки |
1.1 Внешний вид | Отдельные дизэмбриогенетические стигмы: отклонения в размерах головы, искривленные мизинцы, отклоняющаяся форма мочек уха. Низкий рост. Осмысленный, адекватно фиксирующийся взгляд. |
1.2 Впечатление | Благоприятное: производит впечатление нормально развивающегося ребенка, может казаться, несколько более младшего возраста. |
2. Психомоторика |
2.1 Макромоторика | Несколько моторно неловок, движения не всегда достаточно координированы. Латеральные предпочтения не всегда сформированы соответственно возрасту. Встречаются случаи «вынужденного» левшества. |
2.2 Мелкая (тонкая) моторика | Недостаточно сформирована. |
3. Познавательная (когнитивная) сфера. |
3.1 Базальные психические функции (предпосылки интеллекта) | Восприятие нарушено нерезко. Лучше дифференцирует форму предметов, чем их относительную величину. Знает основные цвета. Путает дополнительные: оранжевый, фиолетовый, коричневый, серый. Часто нарушена концентрация внимания, с трудом выполняет несложные пробы на распределение внимания, быстро при этом истощается. Интеллектуальная работоспособность снижена. Часто проявляют высокую импульсивность во всех видах деятельности и поведении. Чрезвычайно низка помехоустойчивость внимания, памяти. Не всегда легко переключается с одного вида деятельности на другой. Демонстрирует явно неравномерный темп деятельности. Темп и качество работы часто зависят от самочувствия, настроения и других факторов. Продуктивная деятельность сохраняется малое время. Может быть неплохо развита механическая вербальная память. Не умеет произвольно запоминать стихи и прозаические отрывки. Испытывает выраженные трудности при припоминании запомненного учебного материала. Медленно запоминает, плохо сохраняет, с трудом припоминает, быстро забывает учебную информацию. Проприорецептивная, тактильная чувствительность в основном сохранены. Имеются проблемы с перекодированием информации, относящейся к зрительно-пространственным представлениям. Имеются выраженные затруднения в понимании и употреблении квазипространственных грамматико-логических языковых конструкций. Нарушения зрительно-двигательной координации. |
3.2 Мышление и речь | Относительно успешно решает задачи, требующие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления. Чаще всего затрудняется при выполнении задач, требующих абстрактно-логического мышления. При выделении 4-го лишнего выполняет задания после обучения, но обобщающими понятиями не владеет, объясняет принцип выделения по конкретному, а иногда и по латентному признаку. С помощью составляет рассказ по сюжетной картинке, по серии картин, пересказывает с помощью наводящих вопросов. Не всегда правильно понимает, устанавливает причинно-следственные связи. В речи имеются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения вследствие наличия дизартрического компонента. Не всегда адекватно может пользоваться неречевыми (просодическими) коммуникативными средствами, мимикой, жестами. Словарь беден, значения употребляемых слов недостаточно дифференцированы, неточны. Встречаются просторечия, аграмматизмы. Говорит простыми короткими (нераспространенными) предложениями. Может использовать ненормативную лексику. Включение речевого контроля может способствовать улучшению качества выполняемых заданий. |
3.3 Уровень актуального развития | Запас знаний и представлений о себе, своей семье, окружающем мире в значительной мере ограничен. Не может использовать в практической деятельности изученные правила. |
3.4 Обучаемость (зона ближайшего развития) | Обучаемость снижена. Затруднен самостоятельный перенос вновь полученных знаний (умений) в аналогичную или близкую ситуацию. Способен с помощью взрослого ориентироваться в доступных заданиях. С трудом воспринимает помощь (учителя), подсказку. |
3.5 Познавательная активность | Познавательный интерес в значительной степени снижен (особенно в ситуациях, связанных с учением). Недостаточная любознательность. |
3.6 Произвольная регуляция деятельности. Планирование, программирование, контроль | В значительной степени страдает произвольная регуляция. Часто требуется внешняя организующая помощь при планировании и программировании деятельности. Не может самостоятельно контролировать свою деятельность (осуществлять как текущий, так и итоговый контроль). Не в полной мере сформирована регулирующая функция речи. |
3.7 Критичность | Отчасти критичен. В ряде ситуаций не способен дать адекватный отчет своим действиям. При неудачно выполненных заданиях чаще всего расстраивается. |
4. Аффективная (эмоционально-волевая) сфера. Особенности личности. |
4.1 Мотивация | Не проявляет мотивации к школьной деятельности в достаточной степени. Наблюдается явное преобладание игровой мотивации. Нестойкие, поверхностные интересы. |
4.2 Поведение | Аффект может носить «органический» характер. Реагирует на поведение окружающих инфантильно, с налетом конфликтности. Не признает ограничений и дистанции в общении. |
4.3 Самооценка | Может быть повышенной. |
4.4 Эмоции | Слишком эмоционально лабилен. |
4.5 Коммуникативная сфера | Тянется к контактам с более младшими, чем он детьми. Конфликтен в группе сверстников. Другие дети не радуются его появлению. |
4.6 Социальная адаптация | С трудом усваивает новую для него социальную роль, не может понять, где и как себя вести. Испытывает трудности в усвоении и выполнении правил поведения, распорядка дня. Часто не может сам аккуратно одеться. Неаккуратен и небрежен в одежде, еде, рисовании и лепке. |
Выборка из педагогической характеристики |
Инфантилен. С трудом отрывается от матери, не отпускает ее от себя. Проявляет высокую эмоциональную лабильность: легко переходит от плача к смеху. Все интересы ограничены игрой. В игре неутомим, фантазер. В школу приносит полный портфель машинок и роботов. К учебе особого интереса не проявляет. С трудом запоминает буквы и цифры. Не любит рисовать, рисунки примитивны, цвет практически не использует. Пугает оранжевый и фиолетовый цвета. Плохо ориентируется на листе бумаги, не может по заданию учителя отступить нужное количество строчек, клеточек. Однако, помощь использует, иногда даже с незначительной организующей помощью может справиться с относительно сложным заданием. Устает на уроках. Продуктивно может работать не более 10 – 15 минут. |