Характеристика цвета по Итенну.
Цветовой круг Иттена, который является основополагающим при изучении «Теории цвета» и «Цветоведения» в современных высших и средних учебных заведениях архитектуры, дизайна и изобразительного искусства.
В круге Иттена основой являются три цвета: синий, красный и жёлтый.
Далее следуют цвета второго порядка, получаемые из смешения между собой основных: зелёный, оранжевый, фиолетовый (синий + красный = фиолетовый; красный + желтый = оранжевый; желтый + синий = зеленый).
Шесть оставшихся цветов образованы при смешивании цвета первого и второго порядка: красно-фиолетовый, красно-оранжевый, сине-фиолетовый, сине-зелёный, жёлто-оранжевый, жёлто-зелёный.
Вопрос 11. Сравнительная характеристика теорий цвета Рунге и Освальда. Рунге: использовал цвет, прежде всего как средство эмоционального воздействия, способное передать "настроение". В 1810 году Филипп Отто Рунге опубликовал свое учение о цвете, используя цветовой шар в качестве координирующей системы. В трех основных цветах синем, красном и зеленом, Рунге видел «простой символ Святой Троицы». «Три чистых цвета так же как смешанные цвета заканчиваются в сером из центра». Серый может быть смешан от черно-белого. Рунге придал модели форму «земного шара» так, чтобы отношения цветов к белому и черному могли быть сделаны постижимыми в геометрическом смысле. Чистые цвета размещены по экватору с равным интервалом. Каждый цвет, помещенный в поверхность сферы может двигаться в пяти направлениях: к цветам направо или налево; к белому; вниз к черному; и внутрь к серому.
Рунге выбрал совершенную симметрию сферы (а не ограниченную симметрию двойного конуса), потому что он полагал, что только так мог «нейтральный серый» оказаться центре
Оствальд: Он представил все цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя - черный.
По окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в определенной последовательности: красный - оранжевый - желтый - зеленый - голубой - синий - фиолетовый.
Вопрос 12. Систематизация цветов Освальда. Все многообразие основных характеристик цвета было представлено немецким ученым В. Освальдом в его теории цветоделения. Он представил все цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя - черный.
По окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в определенной последовательности: красный - оранжевый - желтый - зеленый - голубой - синий - фиолетовый.
Вопрос 13. Теория цветовых контрастов. Цветовой контраст — разновидность оптического контраста, связанная с разницей цветовых оттенков. Понятие используется в дизайне, рекламе и в фотографии («за счёт цветового контраста объект выделен…»).
Суть принципа в следующем: чтобы усилить визуальное воздействие, необходимо показывать элементы композиции, объекты и их детали в сравнении. Эффективны сравнения, основанные на противоположных свойствах, например: резкие контуры лучше выделяются в сравнении с плавными, яркость светлых тонов более заметна рядом с темными переходами и т. д.
Чтобы использовать принцип контраста применительно к цвету, необходимо иметь представление о возможных вариантах сопоставления цветов. Оказывается, их существует всего семь:
1. Контраст по цвету
2. Контраст светлого и темного
З. Контраст холодного и теплого
4. Контраст дополнительных цветов
5. Симультанный контраст
6. Контраст по насыщенности
7. Контраст по площади цветовых пятен