Согласно письма Минобрнауки РФ № 06-275 от 18. 03. 2009г. «О поведении ГИА и приема в высшие учебные заведения и средние специальные учебные заведения граждан с ОВЗ в 2009г» и приложения к письму Рособрнадзора № 02-52-3/10-ин от 05.03.2010г «Методические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья» к обучающимся (выпускникам) с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи (анартрия, алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, тяжелые формы заикания), с нарушением опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, лица, обучавшиеся в XI ( XII ) классе по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных учреждениях санаторного типа для детей , нуждающихся в длительном лечении, находившиеся в лечебно-профилактических учреждений более 4 месяцев)
Уровни овладения навыком чтения
Что означает аббревиатура ОВЗ?
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья.
К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии как в физическом, так и в психологическом.
Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни.
Категории детей с ограниченным здоровьем.
с расстройством поведения и общения;
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения;
- с речевыми дисфункциями; -
с изменениями опорно-двигательного аппарата; -
с отсталостью умственного развития;
- с задержкой психического развития; - комплексные нарушения
ФГОС. ОВЗ у детей
- На основе Стандарта возможно применение 4 типов программ обучения. Определение нужного варианта для учащихся происходит на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии( ПМПК)
- Для успешной реализации выбранной программы учитываются специальные условия, необходимые ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
- Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития дитя. Такое действие возможно при соблюдении следующих условий: заявление родителей, желание ребенка, видимая положительная динамика в обучении, результаты ПМПК, а также создание необходимых условий образовательной организацией.
Программы развития с учетом ФГОС
1 тип программы
- Первый вариант создан для детей, которые смогли к моменту поступления в школу достигнуть нужного уровня развития и которые могут сотрудничать со сверстниками. В этом случае наравне со здоровыми школьниками обучаются учащиеся с ОВЗ.
- Дети учатся в одной и той же среде, к ним предъявляются в основном одинаковые требования, по окончании школы все получают документ об образовании. Дети с ограниченными возможностями, которые учатся по первому варианту, имеют право на прохождение разных видов аттестации в иных формах. Специальные условия создаются в применении к конкретной категории здоровья учащегося. Основная образовательная Программа включает обязательную коррекционную работу, которая исправляет недостатки в развитии ребенка.
2 тип программы
- Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по данному варианту, имеют право на более пролонгированные сроки.
- К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ.
3 тип программы
- Ученики с ОВЗ, обучающиеся по данному варианту, получают образование, несопоставимое с тем, которое получают школьники без нарушений здоровья. Обязательным условием для реализации учебного плана является создание адаптированной индивидуальной среды. Учащиеся с ОВЗ совместно с экспертной комиссией выбирают формы аттестации и сроки обучения. В этом случае возможно осуществление учебной деятельности как совместно со сверстниками, так и в отдельных группах и специальных организациях.
4 тип программы
- В данном случае ученик с множественными нарушениями здоровья проходит обучение по адаптированной программе, с учетом индивидуального плана. Обязательным условием является формирование среды, в которой в большой степени происходит реализация жизненной компетенции в социуме.
- Четвертый вариант предусматривает обучение на дому , где акцент делается на расширении в доступных пределах социальных контактов и жизненного опыта.
- Для освоения программы возможно использование сетевой формы взаимодействия с использованием разных образовательных ресурсов . Ученикам, которые успешно прошли обучение по данному варианту, выдается свидетельство установленного образца. Перспективными можно считать те учебные заведения, которые реализуют как основные программы, так и адаптированные под потребности ребенка с ОВЗ. Такие организации включают инклюзивные классы , что позволяет детям с нарушениями здоровья свободно развиваться в социуме. Также в данных школах идет непрерывная работа не только с детьми, но и с их родителями, педагогами
Сложности начального этапа обучения чтению
Трудности запоминания конфигурации
букв и соотнесение их
с конкретными звуками
Несформированность
высших
психических
функций
Трудности различения буквенных
знаков, смешение букв
Затруднения при слиянии букв в слоги
Побуквенное чтение
Теория фонологического дефицита (недоразвитие устной речи).
Операции процесса декодирования при обучении чтению:
- Определение букво - звуковых соответствий;
- Слогослияние;
- Воссоздание звукового облика целого слова.
Условия успешного
овладения грамотой на начальном этапе :
- Дифференциация звуков речи и на слух, и артикуляционно.
- Представление о звуковом составе слогов и слов, умение объединить звуки в слоги, слоги в слова
Виды ошибок чтения на начальном этапе обучения
Возможные причины, связанные с недоразвитием речи
Трудности соотнесения буквы с конкретным звуком
Недостатки дифференциации звуков речи и на слух, и артикуляционно недоразвитие фонетико – фонематического анализа
Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова
Низкий уровень синтеза звуковых элементов
Недостатки в развитии звуко – буквенных ассоциаций
Побуквенное чтение
Несформированность процесса синтеза звуко – буквенных элементов
Трудности артикуляции
Смешение букв по акустическим или артикуляционным признакам
Не упрочены звуко-буквенные ассоциации
Недостаточное развитие фонематического анализа
Недостатки произношения
Теория зрительного дефицита при трудностях овладения навыком чтения.
Функциональную базу зрительных операций чтения составляют следующие компоненты:
- Зрительное узнавание;
- Зрительное запоминание;
- Зрительное внимание;
- Зрительно – пространственная ориентировка;
- Зрительно – моторные координации.
Виды ошибок чтения
Возможные причины, связанные со зрительным дефицитом
Плохо запоминает конфигурацию букв.
Недостаточная сформированность зрительно пространственного восприятия.
Недостаточная сформированность зрительной памяти.
Трудности различения буквенных знаков.
Нарушения зрительного восприятия, зрительной памяти, трудности формирования зрительного образа буквы .
Затруднения в зрительном узнавании оптически сходных букв
Несформированность процессов зрительного анализа.
Недостаточное развитие пространственных отношений.
Побуквенное чтение (трудности слияния букв).
Недостаточная сформированность зрительного образа букв, недостаточная сформированность зрительно – пространственного восприятия.
Перестановки букв при чтении
«Зеркальное» чтение, при котором оно осуществляется в направлении справа налево.
Недостаточная сформированность зрительного восприятия.
Несформированность однонаправленности считывания слева направо.
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
Соскальзывание с одной строки на другую вследствие невозможности её прослеживания взглядом
Неточное развитие анализа пространственных отношений
Челночное чтение (чтение с возвратом).
Несформированность однонаправленности считывания слева направо.
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений.
Особенности формирования зрительных функций
Направления работы по предупреждению и коррекции
ошибок чтения у младших школьников.
Цель работы - развитие и коррекция всех сторон устной речи.
Основные задачи коррекции трудностей чтения на начальных этапах обучения, обусловленных ФФН и СНР:
- Формирование точной дифференциации фонем русского языка;
- Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова;
- Закрепление навыков звуко – слогового анализа и синтеза речевых единиц;
- Коррекция дефектов звукопроизношения.
Цель коррекционной работы обучение ребенка способам обработки визуального материала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечили условия успешного овладения зрительными компонентами чтения.
Основные задачи развития и коррекции гностических зрительных функций:
- Развитие произвольного зрительного внимания;
- Развитие навыков зрительного анализа и синтеза;
- Развитие зрительной памяти.
Основные задачи развития и коррекции зрительных моторных функций:
- Формирование зрительно-пространственных представлений;
- Выработка зрительно-моторных координаций;
- Развитие и коррекция точных прослеживающих движений глаз;
- Формирование стратегий сканирования.
Последовательность предъявления картинного материала
- Цветной, реалистический
- Черно –белый
- Силуэтный
- Контурный
- Буквенный материал
Список литературы.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Санкт – Петербург. Речь 2003.
- Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников. Санкт – Петербург. КАРО. 2007
- Дефектология. 2007 №1
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Москва 2003 г.
- Безруких М.М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Начальная школа.2009 №17-22