ПОЗА КУЗНЕЧИКА (Фото 61, 62)

Вхождение в позу:
«Подобно кузнечику, мысли прыгают вокруг,
То взмахивая вверх, то опускаются вниз.
Пусть моё внимание остановится вдруг
На неподвижном цветке –
Ведь это мой каприз».
Лёжа на животе, подбородком коснуться пола. Руки положить вдоль тела ладонями вниз. Сделать спокойный вдох и выдох и, упираясь кулаками в пол, поднять как можно выше прямые ноги. Держать несколько секунд. Затем с выдохом плавно опустить. Отдохнуть, лёжа на животе, до полного восстановления сил.
Отдохнув до полного восстановления сил, выполнить упражнение ещё раз, только с усложнением. Отведенные назад руки сцепить в замок.
ВНИМАНИЕ!
Поза требует большого напряжения, вызывает усиление сердечной и дыхательной деятельности, поэтому требует более длительного отдыха. Если у вас слабые мышцы живота, можно выполнить полу полукузнечика.
61)

62)
Поза укрепляет мышцы спины, улучшает работу почек, пищеварительного тракта. Это одно из самых действенных средств от запоров.
ПОЗА ЛАСТОЧКИ (Фото 63, 64)
И.п. – ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять левую ногу назад под углом 900, туловище наклонить вперёд, руки стремятся вверх, прогнуться, голову откинуть назад, как только можно. Удерживать позу 5-10 секунд (или столько сколько возможно). Руки и ноги на одной линии. Дыхание произвольное, спокойное. Затем медленно вернуться в и.п. немного отдохнув, выполнить упражнение с опорой на левую ногу. Выполнять по 2-3- раза.


63)
64)
Это упражнение увеличивает подвижность шеи и плечевых суставов, тонизирует тело, увеличивает силу и развивает чувство равновесия. Оно полезно тем, у кого слабые почки, хорошо очищает.
ПОЗА СОБАКИ (Фото 65)
И.п. – лёжа на полу, лицом вниз. Со вдохом отжаться на руках, выпрямляя их в локтях и прогибаясь в спине. Корпус расположить вертикально, прогиб в пояснице максимальный, голова откинута назад, лицо смотрит вверх. Вес тела – на прямых руках. Ноги опираются на носки. Стоят в таком положении при задержке дыхания 5-10 секунд. С выдохом вернуться в и.п. Сознание скользит от шейного отдела по позвоночнику в поясничный отдел на вдохе, и с выдохом – обратно.
65)
Поза хорошо тонизирует все органы брюшной полости, способствует хорошему пищеварению и активному выведению токсинов. Укрепляет мышцы спины, живота и области таза, помогает при заболеваниях печени, желудка, при запорах, заболеваниях почек.
ПОЗА ЧЕРЕПАХИ (Фото 66)
Сесть на пол, ноги широко расставить, руки свободно опустить вниз. Дыхание произвольное. На выдохе наклонить туловище вперёд и подсунуть руки под бёдра. Стараться, чтобы руки и грудь были прижаты к полу.
Удерживать ОЗУ в течение 3-5 секунд, затем медленно вернуться в и.п. повторить 3-4- раз.

66)
Упражнение развивает максимальную гибкость связок и поясничного отдела.
ТЕХНИКА ПОЛНОГО РАССЛАБЛЕНИЯ
Овладеть техникой расслабления не так уж трудно даже детям. Тем более, что у детей лучше развито воображение, чем у взрослых. Дети быстрее могут сосредоточиться на себе, своём теле, дыхании, хотя бы потому, что у них есть интерес к познанию самих себя.
В первую очередь необходимо научиться контролировать своё дыхание. Дышать надо спокойно и плавно, выдох должен быть продолжительнее вдоха примерно в 2 раза. Мысленно дыхание направляется на все мышцы рук, ног, лица и всего тела.
Чтобы почувствовать расслабление, детям и начинающим следует сначала напрячься. Напрягите последовательно все мышцы ног, рук, всего тела (кроме шеи). Затем резко расслабиться. Повторить 2-3 раза.
Самое удобное положение для расслабления – лёжа на спине в удобной позе (однако нужно расслабляться и сидя).
РАССЛАБЛЕНИЕ В ПОЗЕ ОТДЫХА НА СПИНЕ (Фото 67)
67)
Лечь на спину, руки вдоль туловища, немного согнуты в локтях, ладонями вниз, стопы носками наружу.
Закрыть глаза. Проследить, чтобы зубы не были стиснутыми. Если во рту есть слюна, проглотить её. Лежать спокойно, постепенно погружаясь в дремоту, как в тёплую ванну. Посторонние мысли уходят. Ничто не отвлекает, не беспокоит. Чтобы уйти от посторонних мыслей, сосредоточить внимание на дыхании. Внутренним взором следить за каждым вдохом и выдохом, представляя струю воздуха в виде голубого ручейка или лёгкого ветерка. Приятный, тёплый ветерок овевает тело, расслабляет мышцы.
Расслабляются мышцы губ, уголки рта слегка опускаются. Расслабляются мышцы щёк. Расслабляются глазные мышцы. Глазные яблоки как бы проваливаются внутрь. Веки плотно смыкаются. Они стали тяжёлыми-тяжёлыми. Мышцы лица расслаблены. На лице выражение спящего. Вы отдыхаете…
Перевести внимание на руки. Мысленно струю воздуха при выдохе направить на пальцы.
Ваши пальцы как бы увеличиваются в размерах. В подушечках пальцев вы начинаете ощущать биение пульса. Пальцы рук расслаблены. Расслабляются кисти рук. Левая, правая. Расслабляются мышцы предплечья, плеча. Руки полностью расслаблены. Они безвольно брошены, вы не ощущаете их.
Расслабляются мышцы ног. С каждой струёй воздуха волна покоя усиливается. Вы не чувствуете ног. Вы отдыхаете.
Расслабляются мышцы спины. Спина как бы соединяется с поверхностью, на которой вы лежите.
Расслабляются мышцы брюшного пресса. Живот «западает» в брюшную полость. Вы чувствуете лёгкость во всём теле.
Несколько выдохов мысленно направить в область сердца.
Сердце бьётся спокойно, ритмично. Дыхание лёгкое, свободное. Вы совершенно спокойны.
Расслабляются мышцы плечевого пояса, шеи. Усиливается волна расслабления в области лица. Мышцы лица максимально расслаблены.
Полный покой овладел вами. Вы отдыхаете. Восстанавливаются ваши силы, каждая клеточка вашего организма наливается здоровьем.
ВЫХОД ИЗ РАССЛАБЛЕНИЯ (Фото 68)
Спокойно сделать вдох, выдох полным дыханием. Вдыхая, ноздри расширяются, появляется чувство свежести, бодрости. С каждым вдохом чувство бодрости возрастает.
Пошевелите пальцами рук и ног. Сожмите пальцы в кулаки. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в «замок».
Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок. Отпустите руки.
Разотрите ладони до появления тепла. «Умойте» лицо, шею тёплыми ладонями.
Повернитесь на правый бок, немного полежите. Затем медленно, спокойно сядьте, вытянув ноги.
Соедините руки в «замок» и потянитесь, вытянув ладони вверх.
Улыбнитесь. Вы прекрасно отдохнули!
Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения!
68)
РАССЛАБЛЕНИЕ В ПОЗЕ КУЧЕРА (Фото 69)
В такой позе можно расслабиться, сидя за столом дома, в группе, в транспорте и т.д. поза напоминает поза кучера, сидящего на облучке и дремлющего.
Сидя на стуле, ноги раздвинуты на полшага в стороны, руки опущены между коленями или лежат на бёдрах. Туловище слегка наклонено вперёд, голову свесить вниз.
Находясь в такой позе, закрыть глаза, успокоить дыхание и постараться расслабиться. Следить за дыханием, мысленно направляя выдох по позвоночнику сверху вниз. Оставаться в такой позе пока приятно. Со временем, овладев техникой расслабления, понадобится всего 2-3- минуты, чтобы снять напряжение, восстановить силы.
После расслабления в позе кучера хорошо потянуться и улыбнуться. Мысленно произнести слов:
«Я хорошо отдохнул(а).
Я чувствую себя хорошо!»
69)
Приложение 1
Практикум для маленького йога:
Ответы для родителей
Современные дети развиваются быстрее своих сверстников из прошлого века. Только и успевай – подавай им новые программы развития. Уже не просто первоклассники, а даже двухлетние малыши просятся на йогу. Кто их правильно научит? Как выбрать преподавателя, если вы сами ничего не понимаете в йоге?
Что такое детская йога?
Йога – это не просто гимнастика для тела, а инструмент для развития человека, созданный тысячелетия назад. На протяжении веков йоговские асаны отрабатывались и совершенствовались таким образом, чтобы наиболее эффективно влиять на работу всех органов и систем организма. Путь йоги – ненасильственный и неспешный: упражнения выполняются плавно, в ритме с дыханием. Занимая неудобную позу, мы снимаем лишнее напряжение, помогая себе дыханием и мысленным расслаблением.
Для детей этот вид нагрузки – один из самых лучших: ребёнка-меланхолика йога расшевелит, а гиперактивного – успокоит. Весь секрет в том, что йога активизирует и перераспределяет по телу собственные энергии человека.
Детям нужно давать не статику (просто асаны), а позы в связках, в динамике (связки асан называются виньясы). Особенность детского организма, детской энергетики в том, что они очень подвижны. Ребёнок до конца ещё не сформирован, и йога помогает ему развиться наиболее гармонично. Йоговские упражнения дают им возможность направить энергию на развитие ума, памяти, слуха, зрения, умения концентрироваться и так далее. Не наматывать круги без смысла в спортивном зале и не выполнять заученные движения в спортивных секциях, повышая выносливость, а именно грамотно перераспределять энергию по телу. Ребёнок начавший заниматься йогой, начинает лучше учиться, дольше может сидеть и внимательно слушать, становится более любознательным и т.д. В йоге, в отличие от других видов нагрузки, мы учимся достигать нужного положения мягко. Выполняя тот же Хануман (в гимнастике он называет шпагат), ребёнок помогает себе дыханием. Не приходится ломать психику ребёнка, а ему самому не нужно вступать в агрессивную борьбу со своим «неподатливым» телом – он учится чувствовать его и выполнять упражнения постепенно. В конечном итоге йога учит жить в гармонии со своим телом и с самим собой.
Осталось выяснить – с какого возраста разумно занимать ребёнка йогой?
Опытные преподаватели говорят, что сейчас дети развиваются быстрее. Многие интуитивно чувствуют, что им нужно – иногда двухлетние малыши уже пытаются сесть в Позу Лотоса, даже не задумываясь, что это йога. А четырёх-пяти летние дети, родители которых занимаются йогой в их присутствии, уже вполне сознательно относятся к занятиям и готовы к регулярной практике и даже дыхательным упражнениям.
Иногда интерес к йоге проявляют и дети тех родителей, которые сами и понятия не имеют ни о каких восточных практиках. Увидев по телевизору или в книжке йога в причудливой асане, ваш малыш может заявить: «я хочу также». Что делать?
Я бы в йоги пошёл – пусть меня научат
Первое, о чём задумывается стандартный родитель, обнаружив у своего малыша пристрастие к йоге, это поиск подходящего преподавателя йоги – «хорошо бы найти надёжного человека и водить к нему ребёнка, к любой другой кружок или секцию».
В принципе, позиция более чем верная – особенно если ваши собственные познания в йоге не выходят за рамки теоретических. За самостоятельное обучение своего ребёнка йоге лучше не браться, если вы не практикуете сами.
Как выбрать преподавателя по йоге
Заниматься предстоит, конечно, ребёнку, но преподавателя, обычно выбирают родители – они читают разные статьи, обзванивают спортцентры, узнают цены и выслушивают авторитетные рекомендации. На что обратить внимание при выборе учителя по йоге для ребёнка?
Выслушайте рекомендации людей, которые уже водили к нему ребёнка. Поговорите с теми, кто выходит с занятия, посмотрите, с каким настроем идут дети – они не должны выглядеть усталыми или слишком возбуждёнными.
Хорошо, если это человек с педагогическим образованием, а лучше – ещё и с медицинским. Занятия должны проводиться в понятной для ребёнка – игровой форме, и придумать сценарий каждого занятия – это большая профессиональная и творческая работа. Кроме того, есть чисто физические ограничения для детей раннего возраста – это всё должен знать профессионал.
С другой стороны – это всё-таки занятие, а не «игра в йогу»: преподаватель должен серьёзно относиться к занятиям и помимо игры давать всё-таки и хорошую практику.
Признак хорошего преподавателя йоги – неспешность и отсутствие фанатичности в достижении результатов. Йога – это не спорт, и тем более не спорт – детская йога. По йоге не проводятся соревнования – разве что показательные выступления для красоты и радости.
Умение учитывать индивидуальные особенности и темпы развития каждого ученика – тоже важная черта учителя. Как правило, профессионалы в йоге не цепляются за возраст ученика – в одну группу могут попасть дети 5-ти и 9-ти лет, и это нормально. Характерные высказывания толкового учителя: «у каждого ребёнка свой темп освоения программы», «не спеши – со временем у тебя всё получится» и т.п.
А вот стаж преподавания не так уж важен – бывают, как говорится, учителя от Бога, таких видно сразу, с первых лет их работы. Во-первых, сами дети тянутся к такому учителю, да и он сам чувствует детей, он любит их и в каждом уважает личность. Неплохо, однако, если у вашего преподавателя всё же есть собственные дети – если вам удастся с ними познакомиться, то вы многое сможете понять о самом преподавателе.
Сходите на первое занятие и ориентируйтесь на реакцию ребёнка. Не спешите покупать годовой абонемент только на основании того, что вам лично понравился преподаватель – не исключено, что ребёнок забракует ваш выбор и откажется ходить после двух-трёх занятий.
И наконец, придя на занятие с ребёнком, пожалуйста, доверьтесь педагогу – не нужно сидеть в зале и комментировать происходящее, «помогая» учителю вести урок. Он сам знает, что лучше делать. На занятии должен быть один значимый взрослый – учитель, которого слушают и дети, и родители (если их присутствие на занятии всё же предполагается).
И чем это они занимаются?!
Итак, группы по детской йоге формируются в зависимости не только от возраста, но и уровня развития детей. Обычно на занятия для новичков дети впервые попадают в возрасте 3-6 лет. Не удивляйтесь, если учитель начнёт занятие со сказки – это признак профессионализма: дети этого возраста воспринимают обучение в игровой форме. Йоговские асаны очень образны, за каждой позой стоит своя легенда – хороший преподаватель может выстроить занятие на основе последовательности поз, связанных сказкой или игрой.
Йога – это серьёзная практика, и здесь не должно быть – «завтра пойду, с сегодня что-то мне не хочется». По уважительной причине пропуски, естественно, случаются у всех, но без неё занятия старайтесь не пропускать. Когда сам родитель ответственно относится к занятиям своего ребёнка, поддерживает его рабочее настроение, отмечает его успехи и рассказывает об этом родственникам-знакомым – тогда и сам маленький йогин прочувствует важность своих занятий.
Как правило, занимаются два раза в неделю; продолжительность занятия – 40-60 минут (со всеми разминками, сказками и расслаблениями).
В чем заниматься йогой?
Форма одежды – удобный трикотаж, который не стесняет движений. Никакой обуви (если преподаватель настаивает на обуви – вас обманули, это не йога!)
Лучше – если дети занимаются и без носков. Носки в йоге причиняют неудобство. Это объясняется соображениями безопасности – в носках ноги скользят даже по ковру, ребёнок может упасть. Кроме того, стопа лучше вентилируется, босиком эффективнее осуществляется энергообмен. В этом есть и закаливающий момент. А в залах для детей обычно тепло.
С чего начать занятия йогой?
Выполнять позы (Асаны, ударение на первый слог) в йоге рекомендуется медленно и созерцательно, в сочетании с глубоким дыханием. Любая асана – в конечном итоге это поза для медитации: предполагается, что практикующий занимает определённое положение в пространстве и, сосредоточившись на дыхании, погружается в себя.
Дети в силу особенностей нервной системы больше склонны находиться в движении, и практиковать статические позы им, как правило, не интересно. Детям (по крайней мере, на начальном этапе) упражнения даются в связках. Связки в йоге называются виньясы, ударение на «я»: это когда одно упражнение сразу следует за другим, и подолгу в одной позе ребёнок не находится. Стиль, когда асана за асаной перетекают друг в друга, называется Аштанга Виньяса; он рекомендован не только для детей, но и любим многими взрослыми йогинами.
Это не значит, что статику детям совсем давать не нужно. Здесь важно ориентироваться на темп развития ребёнка – у каждого он свой. Чем младше дети, тем больше нужно давать им динамических упражнений. Когда они становятся старше, можно начинать вводить статичные асаны. Ориентируйтесь на ребёнка: если он овладел умением концентрироваться, ему уже удаётся выдерживать статические позы (и особенно асаны на равновесие (например, Позу Дерева), то это говорит о том, что он уже не просто подготовлен физически, но и психически достаточно устойчив, умеет сосредоточиться и удерживать это состояние. Но динамические связки всё равно нужны: они дают возможность распределить энергию. Статические нагрузки – более сложны для детей в силу их несбалансированности. Но есть разные дети – какие-то и в 5-6 лет могут по часу спокойно работать во взрослой группе с дыхательными упражнениями и выдержкой асан.
Если ребёнок маленький и настроен на игру, не нужно слишком усердствовать. Для малышей-трёхлеток мы рассказываем сказку.
После 4 лет можно знакомить ребёнка с названиями поз: Горка, Кошка, Собака головой вверх, Черепаха и т.п. Дети артистичны и с удовольствием входят в образ.
Проводя занятие с детьми постарше, можно подготовиться ещё основательней: в йоге на каждую асану – своя легенда. Тот же шпагат – это поза Хануман: индийское божество с головой обезьяны, прыгающее через океан. Тогда ваше занятие будет уже не просто гимнастика, а целым спектаклем. Йога помогает ребёнку не только правильно сформировать осанку и опорно-двигательный аппарат, но также сделать гибким тело и ум.
Помните, что кроме работы с физическим телом во время занятий йогой выстраивается и энергетический баланс: нормализуется дыхание, работа сердца и в конечном итоге – всех органов и систем. Поэтому важна грамотно подобранная последовательность упражнений.
Техника безопасности
Прежде, чем приступать к выполнению, обязательно прочтите этот абзац!
Никакого насилия! Не нужно прикладывать силу для освоения асан: ни психологического давления, ни агрессивных растяжек быть не должно. Это не гимнастика и не спорт, где раскачиваются для улучшения растяжки. В йоге другой метод: заняли положение, растянули мышцу и сидим, дышим, мысленно пытаемся расслабиться.
Ориентируйтесь на ребёнка – чем он младше, тем лучше чувствует возможности своего тела. Если он говорит: «мне на сегодня хватит», это значит, что ему действительно хватит. Не нужно лукавить, уговаривать и заманивать его шоколадом.
С другой стороны – вы взрослый, и вам виднее, в каком состоянии ребёнок. Правильно распределяйте нагрузку в течение занятия: если он перевозбуждён – давайте больше мягких асан и успокаивающего дыхания. Если заскучал – взбодрите сказкой и динамическими связками асан.
Неподготовленного ребёнка нельзя ставить на голову. Если сами вы не умеете выполнять стойку на голове и другие перевёрнутые асаны – не давайте этого ребёнку. Обычно дети до шести лет не готовы к перевёрнутым асанам. Впрочем, это зависит от тела ребёнка. Ориентируйтесь на следующее: если ребёнок сам может сделать Позу Свечи (Берёзку) и оторвать таз от пола, значит, что у него сильный пупочный центр и он готов к перевёрнутым асанам.
С первых занятий йогой учите ребёнка обращать внимание на дыхание. До пранаямы (дыхательных упражнений) конечно, ещё далеко, но начать работу с дыханием можно уже сейчас. Йоги говорят: контролируешь дыхание – контролируешь ум. Обычно в руководствах по йоге упражнения даются сразу с рекомендациями по дыханию.
В конце каждого занятия уделите внимание расслаблению. Уложите ребёнка в позу спящего Крокодила (на животе) или в Шавасану (на спине) и, закрыв глаза, отправьтесь в мысленное путешествие по своему телу. Если у него не получается неподвижно отдыхать с закрытыми глазами, пусть лежит с открытыми глазами – расскажите ему сказку или попросите его послушать собственное дыхание.
И наконец, если ребёнок напрочь отказывается от занятий или вам кажется, что у него не получается, то возможно, йога – это действительно не то, что нужно вашему ребёнку. Лучше займитесь собственной практикой – время придёт, и он подтянется за вами.
Немного об успешности в обучении
Дикие (впрочем, как и домашние) животные в отличие человека не владеют разнообразной речью. Они не читают книг и не ходят в школу. А между тем, спустя сравнительно небольшое время после появления на свет детёныш любого животного владеет большинством необходимых навыков. В чём секрет успешности обучения в мире животных?
Животные не читают инструкций! «Делай как я» - вот основной принцип воспитания в дикой природе. Он же показывает наибольший результат в вопросах обучения и развития маленьких людей. Особенно это касается двигательных навыков. Малоэффективно показывать ребёнку книжки с картинками и DVD с инструкциями по йоге – начните практиковать сами, и ваш малыш к вам обязательно присоединится.
Ребёнок всегда берёт пример с родителей. Если он видит, что мама делает упражнения с удовольствием, то конечно, и он присоединится. Постелите рядом с собой коврик для него и практикуйте свою программу. Сначала он будет время от времени к вам присоединяться, может быть, он вообще будет делать что-то своё, будет отвлекаться. Но со временем вы почувствуете, что он готов, и начните комментировать то, что делаете сами. Не торопитесь его обучать: «сделай так-то и так-то» - поясняйте свои действия, называйте упражнения. На следующем этапе (когда он будет проявлять интерес и будет пытаться повторить ваши упражнения) озвучивайте то, что он пытается делать: «у тебя почти получилась поза Кошки. Ты знаешь, как кошка выгибает спину, когда сердится? Давай попробуем представить себе сердитую кошку…» и так далее. Вскоре вы почувствуете, что он готов слушать ваши объяснения и выполнять асаны под вашим руководством.
Найдите также хорошее иллюстрированное пособие по йоге – не обязательно детской. Само разглядывание качественных фотографий, правильно выполненных асан, красивых спортивных людей действует очень вдохновляющее. Вскоре вы заметите, что ребёнок проявляет какие-то предпочтения, какие-то асаны не выполняет – он, как правило, хорошо чувствует возможности своего тела. Не нужно ему навязывать выполнение того, к чему он сам не чувствует готовности. Однако, следите, конечно, и за тем, чтобы он не переусердствовал – некоторые дети слишком старательны и могут даже повредить себе.
Дыхание детям
В йоге дыханию уделяется внимания едва ли не больше, чем самим асанам. Пранаяма – дыхательная гимнастика – важнейший элемент практики, с которым вашему ребёнку ещё предстоит познакомиться. Но уже сейчас, с самого начала занятий, учите вашего маленького йогина прислушиваться к своему дыханию – это поможет ему научиться успокаиваться и сосредотачиваться не только о время занятий.
Дыхание – это азы йоги. Приёмам саморегуляции нужно обучить всех детей как можно раньше. Говорите ему не только во время занятий, но и в других ситуациях: «обрати внимание, как ты часто дышишь, это значит – быстро работает сердце. Так ты скоро устанешь. Попробуй дышать медленнее». Позже, когда он почувствует, что перевозбуждён или напуган, он сможет этими навыками воспользоваться в школе, например, когда разволнуется, выходя к доске: достаточно сосредоточиться на дыхании и два раза глубоко вздохнуть через нос. Дети очень хорошо понимают, что происходит, мы часто недооцениваем их способности к восприятию нового. Объясняйте простым языком – дети интуитивно схватывают то, что им полезно.
Несколько режимных моментов
Будет просто замечательно, если вам с ребёнком удастся уделять совместной практике хотя бы по 15 минут ежедневно. Частично мы уже затронули отношение ребёнка и его родителей к занятиям в статье Практикум для маленького йога: программа для домашних занятий с ребёнком: занятия не должны проводиться через силу, ориентируйтесь на желание ребёнка.
С другой стороны, в течение дня он может и вовсе не вспомнить о необходимости позаниматься, а потому – мотивируйте ребёнка личным примером.
Лучше, конечно, если занятия проводятся ежедневно. Мы же спим каждую ночь, а едим – и вовсе три раза в день. Также и занятия – если вы вводите это в систему, то приучитесь каждое утро вставать и делать.
Некоторые дети, рассматривая хорошо иллюстрированную литературу по йоге или наблюдая за практикующими взрослыми, начинают сами придумывать варианты некоторых сложных асан. Не препятствуйте им в этом, однако, попробуйте всё же придерживаться золотой середины. Поощряя его креативность, поддерживайте и авторитет профессионалов в этой области. Тогда ему будет проще влиться в коллектив и слушать учителя, когда позднее он, может быть, станет посещать групповые занятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Кн. для учащихся и родителей. – М.: Просвещение, 1993.
Левин В. Простая йога для детей. – Вадим Левин. М., 2006г
Бокатов А.И., Сергеев С.А. Детская йога
Запорожцев В. Хатха-йога: Упражнения и асаны хатхи-йоги, практика и теория по материалам семинара по хатха-йоге.
Крушинская Е. Статья «Практикум для маленького йоги». Источник U-mama.ru
Ильинская О., Казак О. Детская йога. – М.: Эксмо, 2011