СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ХI открытая научно-практическая конференция " Я познаю мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление к презентации на ХI  открытой научно-практической конференции " Я познаю мир"

Просмотр содержимого документа
«ХI открытая научно-практическая конференция " Я познаю мир"»

XI открытая научно-практическая конференция

«Я познаю мир»









ЮНЫЕ -ГЕРОИ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ





Работу выполнил ученик 3 «А» класса

Йунус Денис

Научный руководитель:

Мухамедьярова Елена Васильевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №5 г. РЕУТОВ















г.Реутов, 2015 г.

Оглавление

Введение 3

Цели 3

Задачи 4

Этапы реализации проекта 4

Предполагаемый результат проекта: 5

Основная часть. 6

Валя Котик. 7

Зина Портнова. 8

Леня Голиков 9

Марат Казей 10

Выводы 11

Список литературы 12
















Введение

 Давно отгремела война…

В мае этого года вся наша страна будет праздновать 70-летие Великой Победы. Чем дальше мы отдаляемся от этого события, тем глубже осознаём величие подвига, совершенного в годы войны советским народом, когда патриотизм тех, кто бился с врагом на фронте и в тылу, достигал такого накала, перед которым меркло всё. Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходится с печалью признавать, что с ними и память о войне. Война 1941-1945 гг. была самой жестокой, самой кровопролитной войной, которое только знало человечество. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война..

У многих людей детство вспоминается как самое счастливое и беззаботное время в жизни. Всегда вспоминают его с улыбкой, когда перед ними проплывают милые сердцу моменты.

    Война Сколько в этом слове горя и боли, страданий невинных людей. Война, унесшая жизни миллионов. Война, которая оставила в памяти страшные воспоминания голодных лет.

       Около 5 миллионов человек судьба лишила счастливых воспоминаний детства. У них ничего не осталось кроме слез о прошедшем времени.

     Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.

Основной задачей патриотического воспитания нового поколения является развитие национального и патриотического самосознания нового поколения граждан великой страны.  На сегодняшний день социальная политика государства уделяет немалое внимание проблеме воспитания чувства долга и уважения среди современных детей. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего.

  На наш взгляд, рассказать о мужественном подвиге ровесников, о нелегкой участи, которая постигла этих ребят, значит отдать должное памяти своих героев.

        Герои живы, пока живы их подвиги в сердцах народа.

Цели:

  • Формирование целостного представления учащихся о детях-героях Великой Отечественной войны.

  • Воспитание патриотических чувств у школьников, воспитание уважения к мужеству и стойкости героев войны, выражение благодарности людям отдавшим жизнь за наше будущее.

  • Воспитание уважения к  истории,  интереса к жизни сверстников в военное время, которые воевали, трудились, погибли в годы войны.

  • Воспитание гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей.

  • Приобщение юного поколения к знанию, какой ценой досталась нам Победа в Великой Отечественной войне.

  • Подготовка к 70 летию Победы в Великой Отечественной войне.

Задачи:

1. Сформировать у учащихся мотивационно-целостное представление о детях-героях ВОВ.

2. Стимулировать потребность учащихся в поиске сведений об участниках ВОВ, сверстников нынешних школьников.

3. Познакомить учащихся с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины.

4. Подвести к восприятию художественных произведений о войне.

5.Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.

6. Научить детей с уважением и гордостью относиться к ветеранам Великой Отечественной войны.

Этапы реализации проекта:

1. Социологический опрос учащихся об известных им сведениях по теме проекта.

2. Подбор, изучение и систематизация информации о детях- героях Великой Отечественной войны:

  • чтение художественной литературы

  • просмотр фотоальбомов

  • просмотр фильмов

  • рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам войны: « Парад на Красной площади » К. Юон.)

3.Просмотр презентации о детях-героях Великой Отечественной войны.

4. Посещение Центрального музея ВОВ на Поклонной горе.

5. Посещение мемориалов и монументов воинам ВОВ.

6. Посещение памятника пионерам – героям, погибшим в Великой Отечественной войне, Москва, ВДНХ.

7. Изучение официальной символики (логотип, эмблема ) празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Предполагаемый результат проекта:
  1. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.

  2. Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.

  3. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.

  4. Сформировано уважительное отношение к детям войны; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др).

  5. Сформировано умение организовывать командную работу.



































Основная часть.

В школе нам задали написать сочинение на тему: «Великая Отечественная война в истории моей семьи». За помощью я обратился к своей бабушке. Она рассказала мне о своем отце, моем прадеде, который воевал, был ранен, но остался жив. У нее сохранились его ордена и медали, а так же альбом с фотографиями военных лет.

Я обратил внимание, что на одной фотографии среди солдат стоит мальчик. Бабушка рассказала мне, что в войне принимали участие не только взрослые, но и дети. Я был поражен этим рассказом. Я решил побольше узнать о детях – героях Великой Отечественной войны. А так же сделать так, чтобы мои одноклассники тоже, как можно больше, узнали о войне.

В классе мы провели опрос среди детей и оказалось, что многие дети очень мало знают о войне. И тогда мы провели несколько классных уроков по теме: «Дети – герои Великой Отечественной войны». Были прочитаны книги, просмотрены фотографии, ознакомлены с репродукцией картины «Парад на Красной площади» ( К. Юон.), мною была представлена презентация о детях – героях ВОВ. Мы познакомились с символами празднования 70 летия Победы. Посетили Центральный музея ВОВ . Посетили памятник пионерам – героям Великой Отечественной войны.

Сегодня я расскажу вам о детях – героях Великой Отечественной войны.

Юные погибшие герои,

Юными остались вы для нас.

Мы – напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.


Жизнь иль смерть – и нету середины.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.


Сколько вас, веселых и влюбленных,

По родной земле погребено?!

Вы сегодня в легком шуме кленов,

Тихо постучавшихся в окно…



В Великой Отечественной Войне участвовало свыше 20 000 детей.

Подвиг этот, будет в памяти жить

И в наших сердцах гореть!

Тех, кто с врагом был готов разделить,

Поровну только смерть!

Ким Добкин

  До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
   

На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий и горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду- на море, в небе, в партизанском отряде, в подполье.   И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Вот истории о некоторых из них.

Валя Котик. Имя Вали Котика стало символом верности долгу, целеустремленности, беззаветной отваги. Юный партизан погиб через несколько дней после своего четырнадцатилетия. Четырнадцать - это совсем мало. В этом возрасте обычно только строишь планы на будущее, готовишься к нему, мечтаешь о нем. Валя тоже строил, готовился, мечтал. Нет сомнения, доживи до наших дней, он стал бы выдающейся личностью. Но он не стал ни космонавтам, ни рабочим-новатором, ни ученым-изобретателем. Он остался вечно юным, остался пионером. О Герое Советского Союза Вале Котике написаны сотни повестей, рассказов, очерков. Памятник юному герою стоит в городе его подвига Шепетовке и в столице нашей Родины Москве. История короткой и славной жизни пионера известна всей стране. Для миллионов юных пионеров Валя Котик сделался примером в воспитании характера. И в них живет частичка его души, его храброго сердца. Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Наступил день, когда Валя совершил свой подвиг. Рев моторов становился громче - машины приближались. Уже хорошо были видны лица солдат. Со лбов, полузакрытых зелеными касками, стекал пот. Некоторые солдаты беспечно сняли каски. Передняя машина поравнялась с кустами, за которыми спрятались мальчики. Валя привстал, отсчитывая про себя секунды. Машина проехала, против него уже броневик. Тогда он поднялся во весь рост и с криком «Огонь!» одну за другой швырнул две гранаты... Одновременно прозвучали взрывы слева и справа. Обе машины остановились, передняя загорелась. Солдаты стремительно спрыгивали на землю, бросались в кювет и оттуда открывали беспорядочный огонь из автоматов. Валя не видел этой картины. Хорошо знакомой тропкой он уже бежал в глубину леса. Погони не было, немцы боялись партизан. На следующий день гебитскомиссар правительственный советник доктор Ворбс в рапорте вышестоящему начальству писал: «Атакованные крупными силами бандитов солдаты фюрера проявили мужество и выдержку. Они приняли неравный бой и рассеяли мятежников. Обер-лейтенант Франц Кениг умело руководил боевыми действиями. Преследуя бандитов, он был тяжело ранен и скончался на месте от потери крови. Наши потери: семь убитых и девять раненых. Бандиты потеряли двадцать человек убитыми и около тридцати ранеными...». Слухи о нападении партизан на фашистов и гибели палача - шефа жандармерии быстро распространились в городе. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник

Зина Портнова. Ленинградская школьница, Зина Портнова в июне 1941 года приехала с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи, близ станции Оболь (Шумилинский район Витебщины). Ей было пятнадцать... В Оболи была создана подпольная комсомольско - молодежная организация "Юные мстители" (руководитель Е. С. Зенькова) и Зину в 1942 г. избрали членом ее комитета. С августа 1943 она стала разведчицей партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова бригады им. В. И. Ленина. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Сначала она устроилась подсобной рабочей в столовой для немецких офицеров. И вскоре вместе с подругой осуществила дерзкую операцию - отравила более ста гитлеровцев. Ее могли схватить сразу, но стали следить. Чтобы избежать провала, Зину переправили в партизанский отряд. Как-то ей поручили разведать численность и род войск в районе Оболи. В другой раз - уточнить причины провала в Обольском подполье и установить новые связи... Возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», Зина была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена. Потом ее уже не допрашивали, а методично мучили, издевались. Выкололи глаза, отрезали уши. Загоняли под ногти иголки, выкручивали руки и ноги... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли. А вскоре перешел в стремительное наступление 1-й Прибалтийский фронт. Началась крупная операция советских войск, носившая название "Багратион". Миллионная группировка вражеских армий была разгромлена. Советские войска с помощью партизан освободили белорусскую землю от фашистов. О подвигах юных мстителей советский народ узнал пятнадцать лет спустя, когда в июле 1958 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР. За подвиги и мужество, проявленные во время Великой Отечественной войны, большая группа участников Обольской подпольной комсомольской организации "Юные мстители" была награждена орденами Советского Союза. А на груди руководителя организации Ефросиньи Савельевны Зеньковой засверкала Золотая Звезда Героя Советского Союза. Этой высокой награды Родины была удостоена посмертно и Ромашка - Зина Портнова. Возле Оболи, у автострады, среди зеленых молодых деревьев и цветов, установлен высокий гранитный памятник. На нем золотыми буквами высечены имена погибших юных мстителей. В Ленинграде, на тихой Балтийской улице, сохранился дом, в котором жила легендарная Ромашка. Рядом школа, в которой она училась. А немного подальше, среди новостроек, широкая улица имени Зины Портновой, на которой установлена мраморная стена с ее барельефом.

Леня Голиков родился в 1926 году в деревне Лукино Полавского района Ленинградской области (ныне это Парфинский район Новгородской области). Отец Лени – Голиков Александр Иванович – работал мастером на сплаве леса, а мать – Екатерина Алексеевна – была домохозяйкой. В 1935 году Леня поступил в школу, находившуюся в соседней деревне Мануйлово. Там он вступил в пионеры. Как и большинство мальчишек, рос подвижным, веселым, хулиганистым. Таким и остался он в воспоминаниях сверстников: организатором ребячьих игр и баталий, инициатором дальних походов на плотах по реке. Любил Ленька побродить по лесу, посидеть с удочкой у реки, любил читать книги и петь. В 1939 году тяжело заболел отец и Леня пошел работать на Тулитовский сплавпункт. Когда началась война, и фашисты заняли Лёнино село, он не захотел трудиться на гитлеровцев и бросил работу. С первых дней оккупации в Старорусском и Полавском районах действовали местные партизаны. Не раз бродил Леня по лесу в поисках партизан, мечтая попасть в отряд. Узнав от своего учителя по мануйловской школе В.Г. Семенова о формировании партизанской бригады, Леня обратился к командованию с просьбой зачислить его в отряд. Ему отказали, однако, он не отступил и А.П. Лучин, покоренный настойчивостью мальчика, сам упрашивает И.И. Глейха (командира вновь сформированного отряда взять Голикова связным). Вместе со сверстниками он подобрал однажды на месте боя несколько винтовок, похитил у фашистов два ящика гранат. Все это они потом передали партизанам. Леня Голиков был награжден медалью за отвагу. В течение 10 дней партизанский отряд вел ожесточенные бои в районе деревни Сосницы, уничтожив 100 гитлеровцев и освободив несколько населенных пунктов. Немалая заслуга в успехе роты принадлежала Лене Голикову. Именно он указал боевую позицию на чердаке школы, откуда ураганным огнем партизаны преградили путь гитлеровцам, пытавшимся вновь овладеть деревней Сосницы. В январе 1943 года, преследуемые по пятам карателями, партизаны отступили к железной дороге Дно – Новосокольники. Там за железной дорогой начинался сожженный, но не покоренный Партизанский край. Оставалось сделать один последний рывок, но произошло непредвиденное. Утром 24 января штаб бригады остановился в деревне Острая Лука Дедовичского района, чтобы похоронить медсестру Тоню Богданову. Чтобы не привлекать внимания, дозоров решили не выставлять, просто поочередно дежурили в сарае. Деревенский староста оказался предателем и послал своего сына за карателями. Ночью партизаны были окружены гитлеровцами. Отстреливаясь, они стали отходить к лесу. Раненый начальник штаба 4-ой бригады Т.П. Петров прикрывал отход товарищей. На глазах у Лени Голикова был смертельно ранен комбриг С.М. Глебов. Едва Леня принял из его рук мешок с документами, как сам был сражен автоматной очередью. Так оборвалась жизнь юного патриота. Похоронили его вместе с Глебовым С.М., Петровым Т.П. и другими партизанами в деревне Острая Лука Дедовичского района Псковской области. "Голиков вступил в партизанский отряд в марте 1942 года - говорится в наградном листе. - Участвовал в 27 боевых операциях... Истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами... 15 августа в новом районе боевых действий бригады Голиков разбил легковую автомашину, в которой находился генерал-майор инженерных войск Ричард Виртц, направляющийся из Пскова на Лугу. Смелый партизан из автомата убил генерала, в штаб бригады доставил его китель и захваченные документы. В числе документов были: описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие ценные данные разведывательного характера". 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза. Представление на Героя ушло еще при жизни, за добытые в разведке секретные документы. А вот получить его он уже не успел. Имя героя носят улицы в Ленинграде, Пскове, Старой Руссе, Окуловке, селе Пола, поселке Парфино, совхоз в Парфинском районе, теплоход Рижского морского пароходства, в Новгороде - улица, Дом пионеров, учебное судно юных моряков в Старой Руссе, пионерские дружины и отряды области. В Москве и в Новгороде установлены памятники герою. В областном центре на Волхове памятник установлен близ площади Победы. О его подвиге и бесстрашии написаны повесть, поэма, несколько очерков, сложена песня.

Марат Казей. В первый же день войны Марат Казей увидел двоих на кладбище. Один, в форме танкиста Красной Армии, заговорил с деревенским мальчиком. - Послушай, где тут у вас... Глаза незнакомца беспокойно бегали по сторонам. Марат обратил внимание ещё на то, что пистолет висел у танкиста почти на самом животе. «Наши так не носят оружие», - мелькнуло в голове мальчика. - Я принесу... молоко и хлеб. Сейчас. - Он кивнул в сторону деревни. - А то пойдёмте к нам. Наша хата на краю, близенько... - Неси сюда! - уже совсем осмелев, приказал танкист. «Наверное, немцы, - подумал Марат, - парашютисты»... Немцы не сбрасывали на их деревню бомбы. Вражеские самолёты пролетали дальше на восток. Вместо бомб свалился фашистский десант. Парашютистов вылавливали, но никто не знал, сколько их сброшено... ...В хате отдыхало несколько наших пограничников. Анна Александровна, мама Марата, поставила перед ними чугун со щами, кринку молока. Марат влетел в хату с таким видом, что все сразу почувствовали неладное. - На кладбище - они! Пограничники бежали к кладбищу за Маратом, который вёл их короткой тропкой. Заметив вооружённых людей, переодетые фашисты бросились в кусты. Марат - за ними. Добежав до опушки леса, «танкисты» начали отстреливаться... ...Вечером к хате Казеев подкатил грузовик. В нём сидели пограничники и двое пленных. Анна Александровна со слезами бросилась к сыну - он стоял на ступеньке кабины, ноги у мальчика были в крови, рубашка изодрана. - Спасибо вам, мамаша! - пожимали воины по очереди руку женщине. - Смелого сына вырастили. Хорошего бойца! Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске… Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. В мае 1944 года при выполнении очередного разведывательного задания был окружен гитлеровцами, отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, взорвал гранатой себя и окружавших его врагов. За мужество и отвагу пионер Марат Казей 8 мая 1965 года был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.    







Выводы

Понятия дети и война несовместимы! Однако детям пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию войны. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда. Вместе со взрослыми встали на защиту своих родных мест дети и подростки. Дети  в ту суровую пору были не только жертвами – они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, им было присвоено звание Героя Советского Союза.  Особые заслуги! А ведь они были всего лишь детьми, ещё не достигнув совершеннолетия, эти ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звёзд Героев, орденов, медалей. И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета СССР об их награждении никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему, можем задать вопрос? Да потому, что их воинская и трудовая доблесть не была доблестью «в масштабе детского возраста»: она стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых. Героизм этих детей составляет одну из прекрасных страниц истории Великой Отечественной Войны. Они были герои - каждый опять-таки по-своему, своим отдельным, неповторимым поведением.

За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:

  • Орден Ленина

  • Орден Красного Знамени

  • Орден Отечественной войны

  • Ордена Красной звезды

  • Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».

  • Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведён в ранг «пионеров-героев».

















Список литературы
    1. «Дети - герои Великой Отечественной войны» -автор Анна Печерская, издательство «Дрофа-Плюс» 2010 год

    2. Выговский B.C. Огонь юного сердца / Пер. с укр. — М.: Дет. лит., 1968. — 144 с. — (Школьная библиотека).

    3. Дети военной поры / Сост. Э.Максимова. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.

    4. Интернет-ресурсы

http://pioner.aif.ru/

https://ru.wikipedia.org