СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химические свойства и применение воды

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Химические свойства и применение воды»











Методическая разработка


Урок химии в 8 классе

по теме «Химические свойства и применение воды»











Разработал:

Попов Дмитрий Сергеевич























2020 год

Пояснительная записка

Химия в школе – это учебный предмет, в содержание которого входят основы химии - науки о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, об использовании законов химии в практической деятельности людей. Химия неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание». Химия вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно рабочей учебной программе по химии (8 класс) урок «Химические свойства и применение воды» - это урок № 28 в разделе «Вода. Растворы». Тип урока – урок открытия нового знания.

При планировании данного урока были учтены возможности, психологические и возрастные особенности класса, в котором он проводится. Урок сопровождается слайд-презентацией и ребусами о воде.

Целесообразность использования презентации на уроке:

  • - повышение эффективности усвоения материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

  • - создание необходимого эмоционального фона;

  • - повышение мотивации и развитие наглядно-образного мышления обучающихся.

Практика показывает, что проведённый с использованием ИКТ урок легко достигает поставленных задач.


Учебно – методический комплекс

  1. -Учебник: М.; «Просвещение», 2016 г. Авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.


Время реализации урока – 40 минут.

Тип урока - первичное усвоение новых знаний и способов действий

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая (в парах), индивидуальная.

Педагогические технологии:

- Технология проблемного обучения;

- Здоровьесберегающая;

- Информационно- коммуникационная.

Цель урока: научиться характеризовать химические свойства веществ на примере воды, углубить знания о химических свойствах воды и её применениях.


Задачи:

Образовательные:

  • -научить составлять уравнения реакций, характерные для воды;

  • -выявлять признаки наблюдаемых химических реакций с водой;

  • -определять типы химических реакций по количеству и составу исходных и образовавшихся веществ: (способом разложения, замещением, обмен)

  • -записать формулы оксидов с водой;

  • -научиться составлять формулы металлов и кислот с водой.

Развивающие:

  • -развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности;

  • обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

  • -учебно-коммуникативных (умение работать в парах, вести диалог, высказывать свою точку зрения);

  • -учебно-информационных (работать с таблицами, текстом учебника, тестами);

  • -учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения тестовых заданий и их проверки);

Воспитательные: воспитание аккуратности, умения слушать собеседника.

Здоровьесберегающие технологии:

  • закрепить навыки безопасного обращения с реактивами, знать Т/Б

Методы и приемы:

  • словесный, наглядный, практический;

  • частично – поисковый.

Оборудование для демонстрации опытов: штатив для пробирок, вода в колбе, раствор фенолфталеина в капельнице, марганец, оксид кальция (CaO), медь(Сu), шпатель для него, медный купорос, мерная ложечка.

Планируемые результаты:

На уроке обучающиеся научатся:

  • -выбирать источники информации, адекватные решаемым задачам;

  • -ориентироваться в источниках химической информации, находить и извлекать необходимую информацию;

  • -использовать знания о химии и законах и закономерностях, проводить и демонстрировать опыты с реактивами.

- На уроке обучающиеся 8 класса получат возможность научиться:

  • - выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в воде;

  • - давать характеристику воды и с чем она реагирует и взаимодействует.

Формирование УУД

Личностные:

  • -понимать ценность учебного труда, ценность химических знаний как важнейшего компонента научной картины мира, систему периодических химических элементов и уровни химических знаний.

Регулятивные:

  • - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;

  • - выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

  • - оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • - выявлять причины и следствия простых явлений;

  • - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • - составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

  • - преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, текст в диаграмму и т.д.);

  • - определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Коммуникативные УУД:

  • - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

  • - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • - активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Средства обучения: учебник, таблица химических элементов Д. И. Менделеева, схемы, раздаточный материал (карточки), компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, видеосюжет и оборудование для демонстрационных опытов.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)


Здравствуйте ребята! Наличие готовности к уроку (учебник и тетрадь).

Сегодня мы познакомимся с химическими свойствами самого удивительного вещества на нашей планете. (Слайд 1) Отгадайте загадку. Просмотр видео сюжета «Вода источник жизни». Как вы думаете, как называется это вещество?

Приветствуют учителя


Ответы обучающихся.

(Вода).

II. Актуализация опорных знаний


1.Приведите примеры особенности воды. Расскажите об её свойствах. И где мы ее можем применять?

Отвечают

2. Что такое Вода?

Отвечают на вопрос

3. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и определите что это за вещества? Какое отношение они имеют к нашей сегодняшней теме? (Слайд 2.Первооткрыватели и исследователи Воды)

Работа со слайдом.

Ответы обучающихся.

4. Что означает это дата? (1783).(Слайд 3)

Отвечают.

Состав воды был открыт почти случайно. В 1783 г. британским химиком Генри Кавендиш.


III. Постановка проблемы (учебной задачи)


А что же будем изучать дальше?


Отвечают

–Правильно, сегодня мы познакомимся с темой.

Тема урока (Слайд 4)– «Химические свойства и применение воды»- записать в тетрадь.

Постановка цели урока.

–О воде часто говорят «Это самое распространенное вещество на поверхности земли в природе. Жизнь человека во все времена самым тесным образом была связана с водой».

Слайд 5. Почему?

К концу урока мы должны выяснить, почему употребляются эти выражения применительно к Воде.

В тетрадях мы будем записывать особенности воды, как это самое вещество реагирует, или не взаимодействует с группами этих веществ, c простыми веществами – металлами и неметаллами с водой, основными и кислотными оксидами, кислотами, основаниями и солями. Сегодня мы будем учиться характеризовать химические свойства воды.

Какие источники знаний мы будем c вами использовать?

Высказывают предположения.

Научиться характеризовать химические свойства веществ на примере воды.

Записывают в тетрадь тему урока и цель.



высказываются





Перечисляют: таблица химических элементов, карта, учебник.

IV. Открытие нового знания


С чем взаимодействует вода?

Почему, как думаете?

  • Взаимодействие с неметаллами

  • Взаимодействие с оксидами металлов

  • Взаимодействие с оксидами неметаллов

  • С щелочными и щелочноземельными металлами

Что такое замещение? Это реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два или более новых веществ.

Приведём примеры и запишем в тетрадь внимание на (Cлайд 6)

Cu+H2= Cu +H2O;

CuSO4+Fе=Cu+ FеSO4

Fe+H2SO4=FeSO4+H2

-Запишем реакцию обмена

FeCI 3+3KOH=Fe (OH)+KCI образовалась соль

Под действием постоянного электрического тока или высокой температуры 2000 градусов вода разлагается на водород и кислород 2H2O=2H2+O2;

Cu (ON)2=CuO+H2O; способ разложение

С- какими металлами взаимодействует вода? (Na, Ca, Mq Fe,Al)


Вода вступает в реакции замещения с активными металлами. В ходе таких реакций один атом водорода в молекуле воды замещается атомом металла в результате образуются гидроксиды металлов и выделяется водород.

Основания (гидроксиды) – сложные вещества, молекулы которых в своём составе имеют одну или несколько гидрокси-групп OH. Чаще всего основания состоят из атома металла и группы OH. Например, NaOH – гидроксид натрия, Ca (OH)2 – гидроксид кальция.

Гидроксильная группа (гидроксогруппа, гидроксил) — функциональная группа OH органических и неорганических соединений, в которой атомы водорода и кислорода связаны ковалентной связью.

-Напишите уравнения с основаниями

2Na+2H2O=2NaOH+H2 -cтрелка вверх

Сa+ 2HOH= Сa(OH)2+H2 -cтрелка вверх

- Приведите примеры реакции металлов с водой.

1. Вода реагирует с менее активными металлами при нагревании продукты реакции - оксиды металлов и водорода

Zh+H2O= ZhO+ H2 стрелка вверх

2. Вода вступает в реакции соединения со многими сложными веществами с оксидами

-Работа со слайдом. (Слайд 7. Оксиды)

Оксиды – сложные вещества, которые состоят из 2 элементов одним из которых является кислород.

Формулы оксидов-CO, NO2, CuO. K2O, CaO, Li2O, SO2, SO3, ZnO, CuO, FeO, CO2/

Проведем опыт №1. Соблюдение Т./Б и средства защиты.

Взаимодействие CaO+H2O.= Ca(OH)2,негашёная известь. Раствор гидроксида кальция Ca(OH)2 вызывает ожоги. Вода реагирует с некоторыми неметаллами C+H2O=CO (оксид углерода 2) +H2

-Назовите в каком периоде в таблице ХЭ находятся щелочные металлы?

Наиболее легко реагируют щелочные и щелочноземельные металлы I и II групп.

- Запишем формулировку в тетрадь.

Щелочноземельные металлы - это простые вещества, которые образованы некоторыми элементами главной подгруппы второй группы Be–Mg–Ca–Sr–Ba. Это очень активные металлы, которые образуют с водой щёлочи. Ионы кальция и магния делают воду жёсткой. Sr + 2H2O → Sr(OH)2 + H2.

Опыт 2. Возьмём три раствора оксидов, FeO, СuO, CaO добавим фенолфталеин и заметим, что не все реагируют (только CaO имеет реакцию)

Опыт 3. Оксид кремния и оксид фосфора добавляем в воду. Лакмус краснеет в кислой среде. SiO2 и H2O не взаимодействуют.

В кислотах водород пишется первым, а кислота стоит на втором месте.

- Выполнить работу самостоятельно.

2K+2H2O=H2+2KOH (бурно реагирует)

3Fe+4H2O=4H2+Fe3O4 (образуется при нагревании)

-Рассмотрите формулы образования воды и кислот.

SO2+H2O=H2SO3- сернистой кислотой

SO3+H2O=H2SO4 -серная кислота

CO2+H2O=H2CO3- угольная кислота

Все эти и другие вещества реагируют с водой, либо, образуются в реакциях с нею.

Знание их формул вам поможет правильно составлять уравнения химических реакций.

Свойства вещества - это характерная особенность, по которой вещество будет отличаться от другого.

Решение задачи у доски.

При реакции водорода с кислородом образуется вода.

Масса воды равна 72 гр. Вычислите массы веществ, вступивших в реакцию.

m(H2O)=2моль х18г/моль=36г.

х=72х4/36 =8г (Н2). х=72х32/36=64г (О2)

Найдите в учебнике, дайте характеристику химическим свойствам воды с медным купоросом.

Учащиеся выясняют, что медный купорос голубого цвета содержит кристаллизационную воду и называется кристаллогидрат сульфата меди. Формула – CuSO4+5H2O.

Если добавить воду, то безводный белый сульфат меди превращается в кристаллогидрат. Более светлое вещество – безводный сульфат меди (CuSО4).

- Какой можно сделать вывод? Вода может образовывать кристаллогидраты.

Приведите примеры, где применяют воду? Выступление ребят.

Применение воды. (Воду в качестве льда используют для охлаждения в системах общественного питания, в медицине).

- Она является базовым элементом жизнеобеспечения на нашей планете.

-Назовите вид воды.

Многообразие Видов воды в первую очередь обусловлено ее химическими и физическими качествами, в жидком состоянии (Слайд8. Качество воды)

Высказывают предположения:

-




Отвечают.



Работа со слайдом. Выполняют записи в тетрадь.



Работа с тетрадью.






Ответы детей




высказываются







Выполняют запись в тетрадь


Работают самостоятельно, ученик записывает уравнение на доске



Высказываются.

Запись в тетрадях.










Ответы ребят по правилам технике безопасности. Работа с препаратами.



Ответы. Работа с таблицей и учебником, тетрадью






Демонстрация опыта и запись на доске и в тетрадях.










Работа в тетрадях



Ответы











Решение задачи у доски.

Обсуждаем ответ с учащимися.




Работа с препаратами









Сообщение о применение воды.







Ответы .

V.Самостоятельная работа в парах.


Учащиеся получают задание (карточки). Подписывают. Время выполнения – 5 мин.

Составьте уравнения реакций;

Приложение №1

1. между водой и углекислым газом СО2 +Н2O= H2CO3

2. серной кислотой и оксидом купрума H2SO4+CuO=CuSO4+H2O

Приложение №2 Химическая формула вещества .


А сейчас проверьте правильность ответов и оцените себя, насколько вы усвоили материал и над чем еще предстоит работать.

Проверка по образцу.

Слайд 9. Теперь оценим себя. в каком случае ставим 5, четыре… Выполнено без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».Оцените свою работу на уроке, поставьте себе отметку.

Выполняют тестовые задания, проверяют правильность ответов, исправляют ошибки, ставят себе отметку.

Работа в парах и индивидуальная работа.







VI.Физминутка.

Очень химию мы любим!

Шеей влево - вправо крутим.

К знаниям найдём дорожку,

И попрыгаем немножко.

Есть в оксидах кислород-

Делай в право поворот.

А в кислотах - водород!

Делай влево поворот.

Лакмус в щёлочи синеет,

Шагом марш! Быстрей! Бодрее!

Творческое занятие: синквейн составить все вместе, сообща

Выполняют упражнение под музыку.










Ответы учащихся.

VII. Подведение итогов:


С какой темой мы сегодня познакомились?

-Что нового мы изучили на нашем уроке

-Какие способы химических свойств воды вы узнали? (ответы)

-Классификация неорганических веществ».

Проговаривание учащимися основных моментов изученного:

Вода взаимодействует с активными металлами и металлами средней активности;

Вода реагирует с оксидами активных металлов – основными и оксидами неметаллов – кислотами.

Вода при обычных условиях является – жидкостью, без цвета, запаха;

Вода не реагирует с кислотами, основаниями, солями;


VIII. Рефлексия.

-Так что же означают слова: «Охарактеризуйте свойства вещества»

-Сегодня на уроке я узнал..

-Чему научились?

-Какие были трудности?

-Что было трудно…

-Я понял, что…

Д/з п.32, выполнить тест с.39 в рабочей тетради.

Ответы ребят.

Выставление отметок в дневник. Записывают домашнее

задание в дневник.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Учебное издание. Б.В.Мартыненко/ Кислоты – основания.

  2. Универсальный справочник школьника 100 самых важных тем химия. О.В.Мешкова

  3. «Химические свойства воды», конкурс Я иду на урок химии. – интернетсайт: him.1september.ru/urok














Приложение 1

Составьте уравнения реакций между:

  1. Водой и углекислым газом;

  2. Серной кислотой и оксидом купрума


Решить уравнения

1.CaO +H2O = ____________


2.____ + H2O = H3PO4;

C + H2O = _________ + H2;


3. H2O + _________ = NaOH;


4.SO3 + _________ = H2SO4 ;


Приложение №2 Химическая формула вещества



Название вещества

Химическая формула вещества

1

Оксид кальция


2

Гидроксид кальция


3

Гидроксид магния


4

Сернистая кислота




Название вещества


Химическая формула вещества

1


CaO

2


Ca(OH)2

3


Mg(OH)2

4


H2SO3




Написать название кислот

Название вещества

Химическая формула вещества

1

  • соляная кислота


2

  • серная


3

  • сернистая


4

  • азотная


5

  • азотистая


6

  • бромная


7

  • йодистая