ТЕМА: Химические свойства воды. Состав оснований. Понятие об индикаторах
Цель: сформировать у учащихся понятие о химических свойствах воды, об основаниях и индикаторах.
Задачи
Образовательные: обобщить и расширить знания учащихся о воде, ее роли в живой и неживой природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к воде.;
Развивающие: продолжить формировать логическое мышление, умения наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Воспитательные: формировать умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
Планируемые результаты изучения темы (требования к уровню подготовки)
Предметные: иметь понятие о химических свойствах воды, писать уравнения реакций, иметь понятия о гидроксидах, основаниях, щелочах.
Личностные: Осознание необходимости воды для жизни и бережного отношения к водным запасам страны
УУД
П. строить логическое рассуждение, умозаключение, создавать обобщение, устанавливать аналогии
Р. определять цели и задачи деятельности и выполнять их на практике
К. умения слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения; Методы обучения: наглядные, репродуктивные, метод самостоятельной работы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационный момент. |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, цели, задач урока. |
Фронтальный опрос Физические св-ва воды | Слова аквариум, акватория, акваланг, акварель. Что общего? «Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете» |
Агрегатное состояние воды Слайд | Без крыльев летят. Без ног бегут, без паруса плывут. (Облака) Приходил – стучал по крыше, Уходил – никто не слышал. (Дождь) Растёт она вниз головою. Не летом растет а зимою. Но солнце её припечёт – Заплачет она и умрет. (Сосулька) А какими еще физическими свойствами обладает вода при нормальных условиях |
Сообщение темы, цели урока. Слайд | - Известны случаи пожаров причиной, которых являлся дождь. -Вы можете это объяснить? - Объяснить это явление, можно только изучив химические свойства воды. Тема: Химические свойства воды. Состав оснований. Понятие об индикаторах. |
Изучение нового материала. Роль растворов в природе и жизни человека |
Запись в тетради | Общая характеристика воды : — формула — относительная молекулярная масса — плотность — 1 г/ мл ( при 4 градусах С). |
Химические свойства воды: | а) разлагается электрическим током на водород и кислород. (записать уравнение) |
Видео | б) вступает в реакцию замещения с активными металлами: (записать уравнение реакции) |
Л.О. | в) реагирует с оксидами металлов и неметаллов (записать). |
Работа с таблицей растворимости. | Основания (гидроксиды) — сложные вещества, в состав молекул которых входят атомы металлов и гидроксогруппы ОН. Число гидроксогрупп равно равно валентности металла. Если их больше одной , то ОН берутся в скобки и пишется индекс за ними. Основания бывают: а) нерастворимые б) растворимые или щёлочи. |
Понятие об индикаторах Дем. | Индикатор — значит — указатель. Под действием индикаторов , вещества меняют свой цвет . Раствор , в котором есть кислота , называется кислой средой , а раствор , в котором есть щёлочь , называется щелочной средой . Если нет в растворе ни кислоты , ни щёлочи , раствор— нейтральный. Индикаторы : лакмус , фенолфталеин и др. |
Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. |
Слайд | Самопроверка химических свойств по слайду Что такое щелочь? Основания – это сложные вещества, состоящие из металлов и одной или несколько гидроксильных групп ОН. Что за вещество фенолфталеин? |
Беседа. Учебник стр.109 | Рис.44 стр. 109. Дайте характеристику применению воды. |
| Экология |
Работа на карточках | «Вставь пропущенное слово» 1. Щелочи – это _( ) основания 2. Вода взаимодействует с ( ) металлами 3. С неактивными металлами вода ( ) 4. Фенолфталеин меняет свою окраску в щелочах на ( ) 5. При взаимодействии воды с оксидами неметаллов образуются ( ) 6. Без воды человек может прожить ( ) 7. Основания – это сложные вещества состоящие из металла и ( ) 8. Вода распадается на () _и ( ) |
6. Итог урока |
| Почему воду называют самым уникальным веществом на земле? |
7.Рефлексия | При ответе да на данные вопросы поднимите руку. Урок мне был полезен, интересен (да, нет) Я успешно справился с большинством заданий на уроке. На уроке я себя чувствовал комфортно. |
«Вставь пропущенное слово»
1. Щелочи – это ______________ основания
2. Вода взаимодействует с ___________________________ металлами
3. С неактивными металлами вода _____________________________
4. Фенолфталеин меняет свою окраску в щелочах на _____________________
5. При взаимодействии воды с оксидами неметаллов образуются ______________________
6. Без воды человек может прожить ________________________
7. Основания – это сложные вещества состоящие из металла и ________________
8. Вода распадается на _____________и _______________________________
«Вставь пропущенное слово»
1. Щелочи – это ______________ основания
2. Вода взаимодействует с ___________________________ металлами
3. С неактивными металлами вода _____________________________
4. Фенолфталеин меняет свою окраску в щелочах на _____________________
5. При взаимодействии воды с оксидами неметаллов образуются ______________________
6. Без воды человек может прожить ________________________
7. Основания – это сложные вещества состоящие из металла и ________________
8. Вода распадается на _____________и _______________________________
«Вставь пропущенное слово»
1. Щелочи – это ______________ основания
2. Вода взаимодействует с ___________________________ металлами
3. С неактивными металлами вода _____________________________
4. Фенолфталеин меняет свою окраску в щелочах на _____________________
5. При взаимодействии воды с оксидами неметаллов образуются ______________________
6. Без воды человек может прожить ________________________
7. Основания – это сложные вещества состоящие из металла и ________________
8. Вода распадается на _____________и _______________________________
«Вставь пропущенное слово»
1. Щелочи – это ______________ основания
2. Вода взаимодействует с ___________________________ металлами
3. С неактивными металлами вода _____________________________
4. Фенолфталеин меняет свою окраску в щелочах на _____________________
5. При взаимодействии воды с оксидами неметаллов образуются ______________________
6. Без воды человек может прожить ________________________
7. Основания – это сложные вещества состоящие из металла и ________________
8. Вода распадается на _____________и _______________________________