СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химические уравнения

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Химические уравнения»

Тема: Химические уравнения

Цель: повторить и расширить знания о химических реак­циях; сформировать понятие о химическом уравне­нии как об условном изображении химической реакции; пояснить правила составления уравнений химических реакций, подбора коэффициентов на ос­новании закона сохранения массы вещества; стимулировать познавательную деятельность учащихся через дидактические игры, настроить их на использование имеющихся знаний для изучения нового материала.

Мотивация: Что такое химические уравнения и зачем они нужны?

Оборудование и реактивы: Периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева.

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы проведения: химическая разминка, работа в парах, работа с учебником,

самостоятельная работа.


Ход урока

  1. Организационный этап

Подготовка класса к уроку.


  1. Актуализация опорных знаний

Разминка

  • Блиц-опрос:

1. Что изучает химия? (Вещество.)

2. Что такое вещество? (Это определенный вид материи, то, из чего состоит тело).

3. Как мы выражаем состав вещества? (С помощью химических формул).

4. Как составить химическую формулу? Что для этого необходимо знать?

(Химические знаки элементов, валентность.)

  • Угадай химический элемент (запись на доске)

H, O, S, Fe, Cu, Al, Na, Cl.

  • Игра «Крестики-нолики»

Выигрышный путь – простые вещества

О2

SO2

Cu

H2

H2O

K2O

Na

Fe

NaCl


Какие вещества называются простыми, какие – сложными?

  • Работа с текстом:

«При взаимодействии водорода Н2 и кислорода О2 образуется вода Н2О»

«При горении (взаимодействии с кислородом О2) угля С образуется углекислый газ СО2»

О каком явлении идет речь? Как записать данную химическую реакцию?


Проблема: Как записать химическую реакцию?

Что такое химическое уравнение?


  1. Мотивация:

  • Что вам известно об уравнении вообще?

  • На каких предметах вы встречались с уравнениями?

Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами.

  • Что такое, по-вашему, химическое уравнение?

Возвращаемся к нашим текстам.

  • Как можно выразить (записать) химическую реакцию?

  • Какой закон необходимо применять при составлении химических уравнений? О чем он гласит? (запись в тетрадь Закон сохранения массы веществ, стр. 160)

  1. Изучение нового материала

  1. Составление уравнений химических реакций взаимодействия простых веществ

Принцип составления уравнений реакций получения бинарных соединений из простых веществ:

в левой час­ти уравнения должны присутствовать те простые вещества, атомы элементов которых присутствуют в соединении в правой части урав­нения. Так, для получения, воды, необходимо, чтобы между собой прореагировали водород и кислород.

Запишем уравнение реакции и расставим коэффициенты:

Н2 + O2  H2O .

2H2 + O2= 2H2O

Укажите в уравнении реагенты и продукты химической реакции.

  • Что такое реагенты?

  • Что такое продукты реакции?

В общем виде алгоритм составления химического уравне­ния имеет такой вид с. учебника:

1. Составь схему взаимодействия: слева запиши форму­лы реагентов, ставя между ними знак «+». Справа запиши формулы продуктов реакции. Если их несколько, также поставь между ними знак «+». Между левой и правой частя­ми схемы поставь знак «».

2. Подбери коэффициенты к формулам каждого из ве­ществ так, чтобы количество атомов каждого элемента в ле­вой части была равна количеству атомов этого элемента в правой части схемы.

3. Сравни количества атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы. Если они одинаковы, замени знак «» знаком « = ».

По химическим уравнениям вычисляют массы реагентов и продуктов реакций.

Итак: сформулируем определение химического уравнения:

Химическое уравнение – условная запись химической реакции с помощью химических формул, математичес­ких знаков и коэффициентов.

Уравнения химических реакций составляют на основе закона сохранения массы веществ.

Коэффициенты в химическом уравнении показывают простейшие соотношения между количествами струк­турных частичек реагентов и продуктов реакции.

Количества атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения одинаковы.

  1. Закрепление и обобщение знаний

Задания

  1. «Нагретый железный порошок внесли в колбу с газом желто-зеленого цвета – хлором, молекулы которого двухатомны. Порошок воспламенился, в результате появился коричневый дым, образованный частичками хлорида железа (III)». Запишите уравнение реакции.


2. Подберите коэффициенты для следующих реакций:

а) Fe + Cl2  FeCl3;

б) Na + Br2  NaBr;

в) Р + О2  Р2О3;

г) КС1О3  КС1 + О2;

д) FeCl2 + С12  FeCl3;

е) FeCl3 + Br2  FeBr3 + С12


3. Из каких простых веществ образуются: А1С13, СО2, ZnS, Na2О, CuO, СН4, Са3Р2?

Запишите уравнения реакций.

4. Расставьте коэффициенты в следующих схемах химических реакций. Сумма всех правильно расставленных коэффициен­тов должна быть равна относительной молекулярной массе гашеной извести Са(ОН)2.

а) Fe(OH)3  Fe2О32О;

б) А12О3 + H24  Al2(SО4)3 + Н2О;

в) НС1 + Сг2О3 СгС13 + Н2О;

г) Na + Н2О  NaOH + Н2;

д) А1 + О2  А12О3;

е) А1С13 + NaOH  А1(ОН)з + NaCl;

ж) Fe2О3 + HNО3  Fe (NО3)з + H2О;

з) А1 + I2  А1I3;

и) Fe2О3 + Н2  Fe + Н2О;

к) Fe + Cl2  FeCl3.

  1. Домашнее задание: Изучить § 28, выучить определения; выполнить задание: № 3, 4 стр.166-167.

  1. Подведение итогов урока.

Итак, сегодня мы узнали, что такое химическое уравнение. Рассмотрели, что нужно для составления химического уравнения.

Чему научились на уроке, какие моменты требуют дальнейшей отработки?