Просмотр содержимого документа
«Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов.»
Цели и задачи:
Обучающая: Рассмотрение химической активности металлов исходя из положения в периодической таблице Д.И. Менделеева и в электрохимическом ряду напряжения металлов.
Развивающая: Способствовать развитию слуховой памяти, умению сопоставлять информацию, логически мыслить и объяснять происходящие химические реакции.
Воспитательная: Формируем навык самостоятельной работы, умение аргументировано высказывать свое мнение и выслушивать одноклассников, воспитываем в ребятах чувство патриотизма и гордость за соотечественников.
Оборудование: ПК с медиапроектором, индивидуальные лаборатории с набором химических реактивов, модели кристаллических решеток металлов.
Тип урока: с применением технологии развития критического мышления.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Актуализация знаний по теме, пробуждение познавательной активности.
Блеф-игра: «Верите ли Вы, что…».
Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ.
В кристаллах атомы металла связаны металлической связью.
Валентные электроны металлов крепко связаны с ядром.
У металлов, стоящих в главных подгруппах (А), на внешнем уровне обычно 2 электрона.
В группе сверху вниз происходит увеличение восстановительных свойств металлов.
Чтобы оценить реакционную способность металла в растворах кислот и солей, достаточно посмотреть в электрохимический ряд напряжения металлов.
Чтобы оценить реакционную способность металла в растворах кислот и солей, достаточно посмотреть в периодическую таблицу Д.И. Менделеева
Вопрос классу? Что обозначает запись? Ме0 – ne — Me+n
Ответ: Ме0 – является восстановителем, значит вступает во взаимодействие с окислителями. В качестве окислителей могут выступать:
Простые вещества (+О2, Сl2, S…)
Сложные вещества (Н2О, кислоты, растворы солей…)
II. Осмысление новой информации.
В качестве методического приема предлагается составление опорной схемы.
Вопрос классу? От каких факторов зависят восстановительные свойства металлов?
Ответ: От положения в периодической таблице Д.И.Менделеева или от положения в электрохимическом ряду напряжения металлов.
Учитель вводит понятия: химическая активность и электрохимическая активность.
Пред началом объяснения ребятам предлагается сравнить активность атомов К и Li по положению в периодической таблице Д.И. Менделеева и активность простых веществ, образованными данными элементами по положению в электрохимическом ряду напряжения металлов. Возникает противоречие: В соответствии с положением щелочных металлов в ПСХЭ и согласно закономерностям изменения свойств элементов в подгруппе активность калия больше, чем лития. По положению в ряду напряжения наиболее активным является литий.
Новый материал. Учитель объясняет в чем отличие химической от электрохимической активности и объясняет, что электрохимический ряд напряжений отражает способность металла переходить в гидратированный ион, где мерой активности металла является энергия, которая складывается из трех слагаемых (энергии атомизации, энергии ионизации и энергии гидротации). Материал записываем в тетрадь.
Вместе записываем в тетрадь вывод: Чем меньше радиус иона, тем большее электрическое поле вокруг него создается, тем больше энергии выделяется при гидротации, следовательно более сильные восстановительные свойства у этого металла в реакциях.
Историческая справка: выступление ученика о создании Бекетовым вытеснительного ряда металлов. Действие электрохимического ряда напряжения металлов ограничивается только реакциями металлов с растворами электролитов (кислот, солей).
Памятка:
Уменьшаются восстановительные свойства металлов при реакциях в водных растворах в стандартных условиях (250°С, 1 атм.);
Металл, стоящий левее, вытесняет металл, стоящий правее из их солей в растворе;
Металлы, стоящие до водорода, вытесняют его из кислот в растворе (искл.: HNO3);
Ме (до Al) + Н2О — щелочь + Н2
Другие Ме (до Н2) + Н2О — оксид + Н2 (жесткие условия)
Ме (после Н2) + Н2О — не реагируют
Ребятам раздаются памятки.
Практическая работа: «Взаимодействие металлов с растворами солей» (Слайд 13)
Осуществите переход:
CuSO4 — FeSO4
CuSO4 — ZnSO4
Демонстрация опыта взаимодействия меди и раствора нитрата ртути (II).
III. Рефлексия, размышление.
Повторяем: в каком случае пользуемся таблицей Менделеева, а в каком случае необходим ряд напряжение металлов.
Возвращаемся к начальным вопросам урока. На экране высвечиваем вопрос 6 и 7. Анализируем какое высказывание не верное. На экране – ключ (проверка задания 1
Подводим итоги урока:
Домашнее задание:
Повторить из курса физики понятие «ПОТЕНЦИАЛ»;
Закончить уравнение реакции, написать уравнения электронного баланса: Сu + Hg(NO3)2→
Даны металлы (Fe, Mg, Pb, Cu) – предложите опыты, подтверждающие расположение данных металлов в электрохимическом ряду напряжения.
Оцениваем результаты за блеф-игру, работу у доски, устные ответы, сообщение, практическую работу.