Химия 11 класс 9 урок
Систематизация и обобщение знаний по теме "Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева"
Цель урока: Обобщить знания учащихся о строении атомов химических элементов, раскрыть сущность периодического закона и систематизировать понимание устройства периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Планируемые результаты урока:
Предметные результаты:
Освоение теоретических основ: систематизируют представления о моделях строения атомов, (планетарной модели Резерфорда, квантово-механическом подходе Бора), демонстрируют знание закономерностей изменения свойств химических элементов в зависимости от положения элемента в периодической таблице (радиус атома, энергия ионизации, электроотрицательность).
Применение теории на практике: применяют полученные знания для решения заданий.
Развивают способность самостоятельно анализировать и интерпретировать химические явления с точки зрения электронных конфигураций атомов.
Овладевают методами графического представления структуры атомов и электронно-графическими формулами.
Развитие критического мышления:
Осваивают умение сопоставлять современные научные взгляды с историческим развитием представлений о строении атома.
Анализируют и оценивают вклад ученых-химиков (Менделеев, Резерфорд, Бор) в развитие химической науки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самостоятельно планируют этапы изучения материала и определяют критерии оценки усвоенных знаний; корректируют собственную деятельность, выявляя допущенные ошибки и формулируя способы их исправления.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Представляют собственные выводы и доказательства перед классом, используя научную терминологию.
Информационные компетенции:
Используют учебники, справочники, электронные базы данных для самостоятельного поиска необходимой информации.
Личностные результаты:
Повышают уверенность в собственных силах, успешно применяя ранее приобретённые знания на новом уровне сложности.
Ход урока
I этап. Организационный момент (1 минута)
Приветствие класса, объявление цели урока и ознакомление с планом занятий.
II этап. Актуализация знаний (5 минуты)
Краткий фронтальный опрос по основным понятиям и вопросам:
Что такое планетарная модель атома?
Какие факторы влияют на размер атома?
Как изменяется валентность элемента в периоде и группе периодической системы?
Чем объясняется изменение энергии ионизации вдоль периода?
III этап. Обобщение и систематизация знаний (10 минут)
Работа в группах или парах над заданиями, направленными на применение знаний о строении атома и периодическом законе:
Определите элемент, расположенный на пересечении определенного периода и группы, укажите его электронную конфигурацию.
Объясните, почему свойства металлов усиливаются сверху вниз в подгруппе щелочных металлов.
Нарисуйте энергетическую схему атома натрия и калия, сравните их и сделайте вывод о сходстве и различии.
IV этап. Проверочная самостоятельная работа (15 минут)
Проведение письменной проверочной работы. Задания составлены таким образом, чтобы проверить ключевые аспекты знаний.
1 вариант
Часть А (Выбрать один правильный ответ)
1. Электронная конфигурация 1s22s22p63s23p6 соответствует частице:
1) | Li+ | 2) | K+ | 3) | Cs+ | 4) | Na+ |
2. Число энергетических уровней и число внешних электронов атома хлора равны соответственно:
1) | 4, 6 | 2) | 2, 5 | 3) | 3, 7 | 4) | 4, 5 |
3. В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса?
1) | Na, Mg, Al, Si 2) Li, Be, B, C |
3) | P, S, Cl, Ar 4) F, O, N, C 4. Напишите химические элементы, зная распределение электронов по энергетическим уровням. 2,8,7 | 2,8,8 | 2,6 | 2,8,1 | 2,4 | 2,8,3 | 2,8,8,1 | 2, 8,4 | |
5. Изобразить строение атомов: хлора и калия. Записать электронную и графическую формулы распределения электронов в основном состоянии и в состоянии ионов.
Вариант № 2
Часть А (Выбрать один правильный ответ)
А1. Электронная конфигурация 1s22s22p63s23p6 соответствует частице
1) | N–3 | 2) | Cl– | 3) | S+4 | 4) | Na+ |
А2. Число энергетических уровней и число внешних электронов алюминия равны соответственно
1) | 2, 1 | 2) | 2, 3 | 3) | 3, 3 | 4) | 3, 2 |
А3. В порядке возрастания атомного радиуса химические элементы расположены в ряду:
1) | Be, B, C, N |
2) | Rb, K, Na, Li |
3) | O, S, Se, Te |
4) | Mg, Al, Si, Р |
4. Напишите химические элементы, зная распределение электронов по энергетическим уровням.
2,8,8,2 | 2,1 | 2,8,6 | 2,8, 5 |
2,2 | 2,8,2 | 2,2 | 2,6 |
5.Изобразить строение атомов: натрия и кислорода. Записать электронную и графическую формулы распределения электронов в основном состоянии и в состоянии ионов.
V этап. Подведение итогов (10 минут)
Взаимопроверка. Учитель совместно с учениками подводит итоги урока, выделяет основные моменты, обращает внимание на типичные ошибки и трудности, возникшие при выполнении заданий.
Фронтальное обсуждение наиболее сложных моментов и ошибок в проверочной работе.
VI этап. Рефлексия (3 минуты)
Организация рефлексивного анализа:
Вопросы классу: Что было легко, что вызвало затруднения?
Самооценка выполненной работы.
VII этап. Домашнее задание (1 минута)