СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химия 11 класс Систематизация и обобщение знаний по теме "Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизация и обобщение знаний по теме "Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева", самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Просмотр содержимого документа
«Химия 11 класс Систематизация и обобщение знаний по теме "Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева"»

Химия 11 класс 9 урок

Систематизация и обобщение знаний по теме "Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева"

Цель урока: Обобщить знания учащихся о строении атомов химических элементов, раскрыть сущность периодического закона и систематизировать понимание устройства периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Планируемые результаты урока:

Предметные результаты:

Освоение теоретических основ: систематизируют представления о моделях строения атомов, (планетарной модели Резерфорда, квантово-механическом подходе Бора), демонстрируют знание закономерностей изменения свойств химических элементов в зависимости от положения элемента в периодической таблице (радиус атома, энергия ионизации, электроотрицательность).

Применение теории на практике: применяют полученные знания для решения заданий.

Развивают способность самостоятельно анализировать и интерпретировать химические явления с точки зрения электронных конфигураций атомов.

Овладевают методами графического представления структуры атомов и электронно-графическими формулами.

Развитие критического мышления:

Осваивают умение сопоставлять современные научные взгляды с историческим развитием представлений о строении атома.

Анализируют и оценивают вклад ученых-химиков (Менделеев, Резерфорд, Бор) в развитие химической науки.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Самостоятельно планируют этапы изучения материала и определяют критерии оценки усвоенных знаний; корректируют собственную деятельность, выявляя допущенные ошибки и формулируя способы их исправления.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Представляют собственные выводы и доказательства перед классом, используя научную терминологию.

Информационные компетенции:

Используют учебники, справочники, электронные базы данных для самостоятельного поиска необходимой информации.

Личностные результаты:

Повышают уверенность в собственных силах, успешно применяя ранее приобретённые знания на новом уровне сложности.

Ход урока

I этап. Организационный момент (1 минута)

Приветствие класса, объявление цели урока и ознакомление с планом занятий.

II этап. Актуализация знаний (5 минуты)

Краткий фронтальный опрос по основным понятиям и вопросам:

  • Что такое планетарная модель атома?

  • Какие факторы влияют на размер атома?

  • Как изменяется валентность элемента в периоде и группе периодической системы?

  • Чем объясняется изменение энергии ионизации вдоль периода?

III этап. Обобщение и систематизация знаний (10 минут)

Работа в группах или парах над заданиями, направленными на применение знаний о строении атома и периодическом законе:

  1. Определите элемент, расположенный на пересечении определенного периода и группы, укажите его электронную конфигурацию.

  2. Объясните, почему свойства металлов усиливаются сверху вниз в подгруппе щелочных металлов.

  3. Нарисуйте энергетическую схему атома натрия и калия, сравните их и сделайте вывод о сходстве и различии.

IV этап. Проверочная самостоятельная работа (15 минут)

Проведение письменной проверочной работы. Задания составлены таким образом, чтобы проверить ключевые аспекты знаний.

1 вариант

Часть А (Выбрать один правильный ответ)

1. Электронная конфигурация 1s22s22p63s23p6 соответствует частице:

1)

Li+

2)

K+

3)

Cs+

4)

Na+

2. Число энергетических уровней и число внешних электронов атома хлора равны соответственно:

1)

4, 6

2)

2, 5

3)

3, 7

4)

4, 5

3. В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса?

1)

Na, Mg, Al, Si                                              2)   Li, Be, B, C

3)

P, S, Cl, Ar                                                  4)   F, O, N, C

4. Напишите химические элементы, зная распределение электронов по энергетическим уровням.

2,8,7

2,8,8

2,6

2,8,1

2,4

2,8,3

2,8,8,1

2, 8,4


5. Изобразить строение атомов: хлора и калия. Записать электронную и графическую формулы распределения электронов в основном состоянии и в состоянии ионов.


Вариант № 2

Часть А (Выбрать один правильный ответ)

А1. Электронная конфигурация 1s22s22p63s23p6 соответствует частице

1)

N–3

2)

Cl

3)

S+4

4)

Na+

А2. Число энергетических уровней и число внешних электронов алюминия равны соответственно

1)

2, 1

2)

2, 3

3)

3, 3

4)

3, 2

А3. В порядке возрастания атомного радиуса химические элементы расположены        в ряду:

1)

Be, B, C, N

2)

Rb, K, Na, Li

3)

O, S, Se, Te

4)

Mg, Al, Si, Р

4. Напишите химические элементы, зная распределение электронов по энергетическим уровням.

2,8,8,2

2,1

2,8,6

2,8, 5

2,2

2,8,2

2,2

2,6

5.Изобразить строение атомов: натрия и кислорода. Записать электронную и графическую формулы распределения электронов в основном состоянии и в состоянии ионов.

V этап. Подведение итогов (10 минут)

Взаимопроверка. Учитель совместно с учениками подводит итоги урока, выделяет основные моменты, обращает внимание на типичные ошибки и трудности, возникшие при выполнении заданий.

Фронтальное обсуждение наиболее сложных моментов и ошибок в проверочной работе.

VI этап. Рефлексия (3 минуты)

Организация рефлексивного анализа:

  • Вопросы классу: Что было легко, что вызвало затруднения?

  • Самооценка выполненной работы.

VII этап. Домашнее задание (1 минута)