Учитель химии МБОУ «Школа №3»
г. Богородск Нижегородской области
Попадинец Наталья Вячеславовна
Химия – наука о чудесах
Внеклассное мероприятие по химии для 7-8классов
Цель. Познакомить учащихся 7-8-х классов с наукой химией, сформировать у них интерес к этому предмету.
Задачи:
Образовательные: знакомство учащихся с наукой химия;
Развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету;
Воспитательные: воспитание соблюдения правил техники безопасности;
подчеркнуть значение химии в жизни человека.
Место проведения мероприятия: кабинет химии.
Оформление: презентация.
Оборудование: штатив с пробирками, штатив с пробирками ПХ -21, химические стаканы, спички, спиртовка, стеклянная палочка, скальпель, вата, 2 фарфоровые чашки, лучина, зажим для пробирок, предметный столик, асбестовая сетка.
Реактивы: раствор аммиака 25%-ный, соляная кислота (конц.), серная кислота(конц.), перманганат калия, этиловый спирт, вода, карбонат натрия, метиловый оранжевый, хлорид бария, серная кислота(раствор), соляная кислота (раствор), гидроксид калия, фенолфталеин, хлорид железа(III), тиоцианат калия, дихромат аммония.
Подготовка к мероприятию: до начала мероприятия были распределены роли между учащимися, все опыты были заранее проделаны.
Ход мероприятия:
Ведущий1. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в очень увлекательное путешествие. Вы совершите экскурсию в страну Химии. Химия – удивительная наука. Она не только интересна, она имеет огромное практическое значение для каждого из нас.
Ведущий2.Но химия и достаточно трудна. Трудно и интересно – это то, что мыслящему человеку необходимо, чтобы ум находился в постоянном поиске, трудился.
Ведущий1.Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее для космических кораблей и ракет.
Продукты химии широко используют в быту: изделия из искусственных волокон, искусственные кожи, пластмассы, лаки и краски, моющие средства.
Ведущий2.Химия проникает во все отрасли народного хозяйства. Поэтому, кем бы вы ни стали в будущем – строителем, медицинским работником, геологом, металлургом или работником сферы услуг – вам придется использовать знания химии.
Ведущий1.Сегодня мы пригласили вас в кабинет, в котором вы будете изучать химию – науку о веществах и их превращениях.
История развития химии.
Ученик1. Откуда же взялось само слово «химия»? Ученые рассматривают несколько вариантов происхождения этого слова. У древнегреческого писателя Плутарха встречается слово «chemia» – наука черной земли (Египта). На языке египтян слово «хем» означало «черный». Некоторые исследователи считают, что слово «химия», возможно, произошло от греческих слов «хюмос» – сок или «хюма» – так называлось металлическое литье, или «химевсис» – смешивание. По версии других ученых, в слове «химия» отражен ее практический исток: «chymeia» – наливание, настаивание. В этом – дальний отголосок древней практики восточных лекарей (фармацевтов), извлекавших соки лекарственных растений и изучавших их.
Первой реакцией, с которой познакомился человек еще на заре цивилизации, было горение. Огонь… Что это такое?
Ученик2. Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре…
Ученик1. Огонь явился источником тепла и света, защитником от диких зверей. Существует мнение, что употребление в пищу именно жареного и вареного мяса дало толчок развитию мозга и увеличению его массы. Еще с давних времен люди научились добывать огонь от искры. Впоследствии над проблемой добывания огня бились многие поколения людей. Спички, аналогичные тем, которыми мы пользуемся сегодня, были изобретены лишь в 1827 г. Мы же с вами сейчас увидим, что с помощью химии можно зажечь огонь и без спичек.
Опыт 1. Зажигание без спичек («волшебная палочка»)
Волшебство нас окружает,
Удивляет, поражает.
Палочкой волшебной тронь-
Зажигается огонь!
Обойдусь без спичек я
В получении огня!
Раз! Два! Три!
Огонь, гори!
Опыт 2. «Дым без огня».
В чудесах химических я уже остер,
Без огня и спичек развели костер.
Я еще не то умею.
Часто говорят, друзья!
Что нет дыма без огня.
Поражу сейчас вас я:
Вот он дым, но нет огня!
Ведущий1. В романе Ж.Верна «Таинственный остров» Сайрес Смит зажег мох с помощью линзы, изготовленной из двух выпуклых стекол от карманных часов. Кстати, подобной линзой, способной сфокусировать солнечные лучи, может стать и обыкновенная бутылка, брошенная жарким летом в лесу невоспитанным человеком. Нужно всегда помнить, что такая бутылка не только захламляет лес, но и может стать причиной лесного пожара.
Ведущий2.Человек приручил огонь, с его помощью совершает много полезных дел. Но иногда огонь выходит из повиновения, и это приводит к ужасным последствиям – пожарам. Недаром телефон борцов с огненной стихией – 01. И на уроках ОБЖ вы наверняка проходили, как вести себя в таких кризисных ситуациях и какие существуют способы тушения пожара. Ведь, к сожалению, пожар – это не химический «фокус», его последствия реальны и страшны. Мы же сейчас с вами увидим следующий химический эксперимент.
Опыт 3. «Несгораемый платок».
Ведущий1. Почему платок не сгорел, вы узнаете при изучении реакций горения в 8-м классе.
Ученик. Я еще не то умею,
Из песка полезут змеи,
Страшные, кусачие,
От страха не заплачите?
Видеоопыт. «Фараоновые змеи»
Опыт 4.
1-й ученик (в руках держит стакан)
Жарко здесь. Хочу я пить.
У кого б воды спросить?
2-й ученик (в руках стакан, в котором на дне находится раствор карбоната натрия)
Я бы выпил очень много
Газировки без сиропа!
3-й ученик (в руках стакан, в котором на дне находится метиловый оранжевый)
Ой, а я люблю с сиропом,
Только чтоб совсем немного
4-й ученик (в руках стакан, в котором на дне находится раствор хлорида бария)
Братцы, мне нужна корова –
Молочка хочу парного!
Выходит 5-й ученик, в руках которого большая колба с раствором серной кислоты.
5-й ученик
Вы, ребята, пить хотите?
В колбе сказочная жидкость.
Чудеса мне по плечу. Я ведь химию учу!
Подставляйте-ка стаканы,
Опыт точно проведем. Все у нас идет по плану! Подходит к каждому ученику и наливает в стаканы серную кислоту.
5-й ученик
Вот вода, вот газировка, вот парное молоко,
Получилось очень ловко, а секрет узнать легко!
Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.
Стоп, ребята! Погодите! Чтобы не было беды,
Вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды.
В этом строгом кабинете есть серьезные запреты.
Все запомните, друзья,
Здесь ни пить, ни есть нельзя!
Ведущий2. Давайте вспомним основные правила техники безопасности в кабинете химии.
1.При работе с веществами Не берите их руками И не пробуйте на вкус. Реактивы - это не арбуз: Слезет кожа с языка, И отвалится рука. | 2.Задавай себе вопрос, Но не суй в пробирку нос. Будешь кашлять и чихать, Слезы градом проливать. Помаши рукой ты к носу— Вот ответ на вес вопросы. |
3.С веществами неизвестными Не проводи смешивания неуместные: Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай, Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай. | 4.Если ты работаешь с твердым веществом. Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом. Ты возьми его немножко — одну восьмую чайной ложки. При работе с жидкостью каждый должен знать: Мерить надо в каплях — ведром не наливать. |
5.В кислоту не лей ты воду, а наоборот — Осторожненько мешая, Тонкой струйкой подливая, Лей в водичку кислоту — Так отвадишь ты беду. | 6.Если на руку тебе кислота или щелочь попала — Руку быстро ты водой промой из крана. И, чтоб осложнений себе не доставить, Не забудь учителя в известность поставить. |
7.Чистота — друг человека. Не забывай об этом никогда. И пользуйся чистой посудой На лабораторных работах всегда! |
Ведущий1. А сейчас спокойный опыт, без огня и пламени.
Опыт 5. «Изменение окраски индикаторов»
Не страшны кислоты мне
Даже очень сильные,
Но в растворах щелочей
Становлюсь малиновым.
Ярче сока всех малин и зовусь –
Фенолфталеин!
(в стакан с раствором щелочи капает фенолфталеин)
В щелочах я очень желтый,
А в кислотах очень красный.
В среде нейтральной – цвет оранжевый, прекрасный.
Индикатор очень важный –
Метиловый оранжевый!
(в стаканы с раствором щелочи, кислоты и водой капает метиловый оранжевый)
Ведущий2. А сейчас загадки.
Ведущие по очереди загадывают загадки.
Опыт 6. «Кровавая операция»
1-й ученик
Вот еще одно развлечение.
Кто даст руку на отсечение?
Жалко руку на отсечение?
Тогда нужен больной для лечения.
(Из числа зрителей выбирают ученика для проведения опыта, усаживают на стул)
Оперируем без боли,
Правда, будет много крови!
При каждой операции нужна стерилизация.Помогите, ассистент, дайте йод!
2-й ученик
Один момент!
(Подает раствор роданида калия. Ватку обильно смачивают данным раствором и обрабатывают руку «пациента»
1-й ученик
Йодом смочим мы обильно,
Чтобы все было стерильно.
Не вертитесь, пациент!
Нож подайте, ассистент!
(Нож обрабатывают раствором хлорида железа (III) и тупым концом ножа проводят по руке «пациента»)
Посмотрите, прямо струйкой «кровь» течет, а не вода!
Но сейчас я вытру руку - от разреза ни следа!
(Обрабатывает «кровяной» след ваткой, смоченной раствором тиосульфата натрия)
Опыт 7. «Вулкан»
А сейчас, друзья, для вас
По истории рассказ:
Ночью спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана
Показалось пламя.
Гул и грохот,
Через жерло льют потоки лавы.
Покажу вам, как умею,
Гибель города Помпеи!
Ведущий1. Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в страну Химии. Скоро вы начнете изучать химию. И если будете учиться с увлечением, то сможете объяснить все увиденные сегодня опыты.
Ведущий2. До встречи на уроках химии!
Приложение1.
Опыт 1. Зажигание без спичек («волшебная палочка»).
Для опыта необходимо приготовить кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты в фарфоровой чашечке. Волшебную палочку готовят заранее. Для этого возьмите указку, на конец которой наденьте стеклянную трубочку длиной 1–2 см. Стеклянную трубочку погрузите в свежеприготовленную окислительную смесь. Коснувшись палочкой фитиля, зажгите спиртовку. В смеси образуется сильный окислитель – Mn2O7, который окисляет спирт. В ходе данной реакции выделяется большое количество тепла, из-за чего и происходит воспламенение спирта.
Опыт 2. «Дым без огня».
В один чисто вымытый стеклянный стакан налейте несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой – 25%-й раствор аммиака. Оба стакана закройте крышками и поставьте их на некотором расстоянии друг от друга. Перед опытом следует показать, что стаканы «пустые». Во время демонстрации стакан с соляной кислотой (на стенках) переверните вверх дном и поставьте на стакан с аммиаком. Крышку уберите: образуется белый дым (хлорид аммония) – признак химической реакции.
Опыт 3. «Несгораемый платок».
Прополощите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его (так, чтобы он был достаточно влажным) и хорошо пропитайте спиртом. Захватив платок за один из его концов тигельными щипцами и держа их в вытянутой руке, поднесите к ткани длинную горящую лучину (опыт должны проводить два человека). Спирт сразу вспыхнет – создается впечатление, что платок горит. Но горение прекращается, а платок остается невредимым, т.к. температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем температура воспламенения спирта.
Опыт 7. «Вулкан»
На столе модель, имитирующая вулкан. На асбестовой сетке находится дихромат аммония, смоченный спиртом. Поджигаете смесь, начинается реакция разложения и образуется оксид хрома зеленого цвета.