ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
На левом берегу Волги, среди густых лесов, вокруг старинного села Хохлома (ныне территория Ковернинского района Нижегородской области) возник этот удивительный промысел. Из поколения в поколение совершенствовалось доселе не виданное искусство здешней "огненной" росписи. В самом селе ею никто не занимался, зато на еженедельных торгах продавали целые горы расписной деревянной посуды. Отсюда и пошло название - "хохломская роспись" или просто "хохлома".
Просмотр содержимого документа
«Хохломская роспись»
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
На левом берегу Волги, среди густых лесов, вокруг старинного села Хохлома (ныне территория Ковернинского района Нижегородской области) возник этот удивительный промысел. Из поколения в поколение совершенствовалось доселе не виданное искусство здешней "огненной" росписи. В самом селе ею никто не занимался, зато на еженедельных торгах продавали целые горы расписной деревянной посуды. Отсюда и пошло название - "хохломская роспись" или просто "хохлома".
Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи - край насыщенной истории и самобытной культуры.
Технология изготовления посуды такова. Вначале изготавливаются деревянные основы (т.н. баклуши), которые после просушки хорошенько обмазывают чистой глиной. Затем опять просушивают и покрывают на несколько слоёв льняным маслом. Далее посуда подвергается лужению, т.е. покрытию специальным порошком из алюминия. Весь этот процесс довольно трудоёмкий и ответственный, но если говорить коротко, то всё происходит именно так.
После лужения посуда становится зеркально блестящей и абсолютно готовой к нанесению узоров масляными красками. По старинным наставлениям роспись производят исключительно кистями из беличьих хвостиков, а краски используют натурального происхождения. Солируют в хохломской росписи красный и чёрный цвета. Такие краски получают из киновари и сажи. Для придания изделиям живости и объёма разрешается иногда добавлять к основным цветам дополнительные. Как правило, это цвет нежной зелени, коричневый или чуть жёлтый.
На заключительном этапе, после нанесения всех узоров, посуда покрывается в несколько слоёв специальным лаком. Каждый слой имеет индивидуальное время сушки. Далее посуда подвергается температурному воздействию (закаливается в печи) при определённых температурах. В результате всех этих манипуляций и появляется всемирно известная посуда — «золотая» хохлома.
Изначально жившие среди красивейшей природы Заволжья, хохломские мастера учились у нее бесконечному разнообразию красок и форм, творчески перерабатывая которые переносили в роспись. Тут и ягоды - малина, клубника, рябина, и фантастические птицы, и различные цветы.
Художественная хохлома
Современная хохлома