СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хор имени Пятницкого. "Песня русская лети..."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

     

          2 марта 2016 года  Государственный академический русский народный хор России имени Михаила Ефимовича Пятницкого отметил свой 105 летний юбилей. Вновь со сцены Государственного Кремлевского Дворца зазвучали наши дивные песни. И недавно вошедшие в программу хора, собранные современными энтузиастами по дальним станицам, старинные казачьи напевы, и ставшие классикой, исполнявшиеся еще Митрофаном Пятницким "Горы Воробьевские", и удивительно современные по темпу исполнения песни 30-х, 40-х годов ушедшего ХХ века...

Просмотр содержимого документа
«Хор имени Пятницкого. "Песня русская лети..."»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждении

Тхорёвская «ООШ» Каменского муниципального района

Воронежской области





« Песня русская лети…»





Выполнил:

учащийся VII класса

МКОУ «Тхорёвская ООШ»

Битюком Владимир Сергеевич

Научный руководидель:

учитель истории

Свистунов А.Б.







Тхорёвка, 2016

Оглавление


Введение.

1.Жизнь и деятельность М.Е.Пятницкого.

2.Становление хора.

3.Путь к успеху.

4..Признание.

5.Единственный в своем роде.

Заключение.

Список использованной литературы.





















Введение


Как-то, в школе, один из уроков музыки был посвящен военной теме. Звучало много разных песен, но мне особо запомнилась одна протяжная, мелодичная и, какая–то, задушевно печальная. Рассказывалось в ней о партизанах, об их нелегкой доле. Особенно понравилось мне исполнение этой песни. Пел ее хор, и мне захотелось узнать, что же это за коллектив.

Я начал собирать материал об этом хоре и мне многое удалось узнать о нем. В этом мне помогал учитель музыки. Что-то разыскал в библиотеке, использовал так же всемирную сеть Internet. Оказалось, что хор создал наш земляк, уроженец Воронежской губернии Митрофан Ефимович Пятницкий. В этом году хор, который теперь носит его имя, отметил свой стопятилетний юбилей.

При написании работы я поставил перед собой следующие цели: познакомиться с жизнью и деятельностью Митрофана Ефимовича Пятницкого и образованием его музыкального коллектива, проследить становление хора и его признание.

Передо мной стояла задача - собрать и изучить материал о нашем земляке Митрофане Ефимовиче Пятницком.


1. Жизнь и деятельность М.Е.Пятницкого


А начиналось все так:

"В четверг 17-го и пятницу 18-го в час дня имеет быть концерт крестьян-великороссов, специально выписанных из Воронежской, Рязанской и др. губерний. В программе:

1) Хоровые песни с сопровождением старинных инструментов - гуслей, жалеек, лиры.

2) Былины и исторические песни.

3) Причитания плакальщиц..."

Таким был подлинный текст афиш, появившихся в Москве 105 лет назад, на Масляной неделе 1911 года.

В назначенный срок в зал Дворянского собрания, всем известный сейчас как Колонный зал Дома союзов, заполнился публикой. Занавес медленно раздвинулся, и перед зрителями предстала... обыкновенная деревенская изба. Вдоль темных бревенчатых стен - грубо сколоченные, струганные лавки. Возле русской печки - чугунки, кочерга, ухваты... В углу перед образом Спасителя теплится лампадка. Люлька, прялки, сундук с приданым... Среди этой такой простой и привычной обстановки спокойно и естественно чувствовали себя исполнители - 11 крестьян. Жители центральных губерний России.

То были непрофессиональные актеры, в отличие от многочисленных и модных в начале прошлого века "народных" хоровых коллективов. Но именно этот, как бы сейчас сказали, "самодеятельный театр песни" произвел, замеченную далеко не сразу, тихую революцию в певческой культуре нашей родины. Ведь именно им впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении. Их пели никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Пели щемяще- бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях. "Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий. Ни в чем так ярко не выразилась жизнь и весь уклад русского народа, как в песне. В ней он изливал свою грусть безысходную, и радость, и веселье: Говорил с природой, воспевал цветок весенний, степи беспредельные, море синее и горы крутые. Душа русского человека вся отражена в песне как в зеркале. Поэтому я и пригласил певцов-крестьян в Москву, чтобы показать русскую песню в подлинном неиспорченном исполнении", - писал в те дни создатель хора Митрофан Пятницкий.

Музыкальный исполнитель и собиратель русских народных песен Митрофан Ефимович Пятницкий родился в 1864 г. селе Александровка ( ныне Таловский район) в семье дьячка. Учился в Воронежском духовном училище. Более 20 лет работал делопроизводителем в одной из московских больниц.

Его всегда влекла музыка. Уроки пения он брал у К.Эдварди. Но особую любовь питал Митрофан Ефимович к народной песне. В 1903 г. Он вошёл в состав музыкально-этнографической комиссии при московском обществе любителей естествознания, антропологии, этнографии.

Пятницкий ездил по деревням, собирал русские песни, главным образом воронежские. В 1904г. Он издаёт тоненькую книжечку « Двенадцать песен Воронежской губернии Бобровского уезда». Издал за свой счёт, но книжка стала пользоваться неожиданным успехом и принесла ему известность. Его всё чаще приглашали не только на благотворительные вечера, но и на занятия со студентами по фольклору. Его доходы возрастали, и вскоре он смог купить себе фонограф, чтобы делать записи народных песен и обрядов. Его вторая книга – « Жемчужины старинной песни Великой Руси» - пользовалась уже невероятной популярностью. У него появились поклонники и друзья, в скромном жилище Пятницкого собирались все те, кто увлекался фольклором и народной песней.

Вскоре в одной из деревень Митрофан Ефимович встретил свою « музу» - 70-летнюю крестьянку Аринушку Колобаеву, обладавшую великолепным голосом и знавшую огромное количество песен. Выступления Аринушки пользовались успехом. Она выступала с двумя своими дочерьми и внучкой Матрёной. Постепенно набрались и другие певцы из крестьян, и в феврале 1911г. Состоялись первые два концерта крестьянских певцов под руководством Пятницкого. Выступления состоялись на Малой сцене Дворянского собрания. Успех пришёл сразу.

Первоначально концерты были чисто этнографическими, крестьяне выступали в костюмах своих губерний. Сам Пятницкий утверждал, что концерты проводятся даже без предварительных спевок. « В том-то и вся прелесть народной песни, что певцы исполняют её « как умеют». Я делаю им только два указания: « Потише и погромче». Я их только об одном прошу: « Пойте, как у себя на завалинке и в хороводе поёте».

Песни « как на завалинке» завоевали всё больше поклонников. Хористы Пятницкого называли сами себя « певческой артелью».

Друг Пятницкого скульптор Сергей Конетков вспоминал: « Будучи человеком лёгким, добрым и ласковым, он всегда ровно общался со своими хористами, вникал в мелочи их жизни и часто водил на оперные спектакли в Большой театр».

2.Становление хора


Первый концерт коллектива состоялся 2 марта 1911 года в Москве на сцене Благородного собрания. Перед публикой предстали поющие крестьяне — прямо от земли, от сохи, с завалинки. Первоначальный состав насчитывал восемнадцать человек из Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. В программу первого концерта вошло 27 песен. Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Иван Бунин были потрясены первозданным и вдохновенным певческим искусством крестьян и дали высочайшую оценку крестьянским певцам и музыкантам. И.Бунин писал: "Это хорошо, как розовые зори, как широкая степь, как зеленый лес. Так хорошо... Так хорошо..."

Эта оценка в значительной степени способствовала становлению коллектива, как творческой единицы Российской эстрады тех лет.

Однако, несмотря на успех, выступления крестьянских артистов были редкими, с большим трудом удавалось Пятницкому организовать концерты хора два-три раза в год. Певцов приглашали на концерты в Москву, а затем они возвращались в свои деревни. В дореволюционной России он не имел возможности воплотить в жизнь свои творческие планы, во всей полноте показать замечательное искусство народных певцов.

Дальнейшая история хора представляется несколькими большими этапами. Каждый новый период развития хора явился как бы новой ступенькой; народная русская песня, народная русская музыка поднималась до высот подлинного искусства. Все эти годы росли репертуар и мастерство исполнителей, популярность и любовь к этому коллективу в самых широких массах слушателей.

После революции хор распался, но затем возродился вновь. Кого только не было в возрождённом хоре Пятницкого! Работницы и рабочие, дворники и сторожа – певцы самородки, не имевшие музыкального образования, но обладавшие отличным слухом, вокальными данными и музыкальной памятью. Мечта Митрофана Пятницкого стала реальностью. Перед хором открылись новые горизонты. Его концерты вызывали огромное воодушевление. И певцы выступали с необычайным подъемом, ведь - для них, простых крестьян, дело революции было родным, кровным делом.

Однажды, это было в 1918 году, хор пригласили выступать для уезжавших на фронт бойцов Красной Армии. Отказаться было категорически невозможно. Так вышло, что тот концерт услышал сам Ленин. Он был настолько растроган пением простых неграмотных крестьян, что распорядился "оказать талантливым самородкам всяческую поддержку"...

Владимир Ильич указал на необычайную важность пропаганды русского народного песенного искусства и расширение деятельности коллектива. Его высокая оценка еще больше воодушевила коллектив. Слова поддержки, одобрения, сказанные Лениным, вселяли веру, помогали преодолевать трудности.

Сразу после этого хор был окончательно переведен в Москву. Для репетиций и проживания артистов выделили довольно большой особняк на Божаниновке.

3.Путь к успеху


Выступления хора вскоре приобрели постоянный характер, его известность росла с каждым годом. И продолжала жить в хоре русская песня - привольная, широкая. Коллектив бережно хранил все лучшее, что было в ней: своеобразие звучности, импровизационную свободу, богатство оттенков народного исполнения.

Скончался Митрофан Ефимович Пятницкий в 1927г. Хор он передал своему племяннику – фольклористу Петру Михайловичу. Наставлял его перед смертью: « Крепко держите знамя народной песни». Хор получил имя Пятницкого.

Петр Михайлович Казьмин, возглавивший коллектив после смерти Пятницкого, - человек щедрого сердца, редкой энергии и целеустремленности. Литературовед- фольклорист по профессии, Казьмин был большим знатоком русской песни, народного языка, обычаев и обрядов.

Шли годы. Жизнь создавала новые песни - о колхозной нови, о проложенных в знойных степях каналах, о смелых летчиках, покоривших Северный полюс. И хор подхватывал эти песни, славя свой народ, свою Родину. Новые песни, новые темы рождали иной стиль исполнения - более активный, действенный, вызвав к жизни более современные средства выразительности. Но по-прежнему жив в этих песня народный мелодизм, народный язык, русский народный характер.

В судьбе хора соединены судьбы многих его участников. И тех, чьи голоса, сливаясь с другими, рождали песню, и тех, кому хор обязан своим ростом и становлением, кто руководил этим прославленным коллективом, продолжая прекрасное дело, начатое Пятницким.

В 1931 году с приходом Владимира Григорьевича Захарова, в дальнейшем Народного артиста СССР, хор впервые запел авторские песни, в которых находила отражение переживаемая тогда эпоха — коллективизация, индустриализация. Его приход знаменует новое направление в работе коллектива; он смело вводит в репертуар современные народные песни и песни советских композиторов. Хор успешно исполняет песни В.Захарова "Вдоль деревни", "Русская красавица", "Ой, туманы", "Провожанье". Современная тематика этих песен принесла коллективу широкую популярность и прославили хор имени Пятницкого на всю страну. Мир, изображенный в песнях Захарова, - радостный, реальный, счастливый. Напевы захаровских песен исполнены интонациями народной музыкальной речи.

4.Признание


В 30-е годы бурно расцветает исполнительская деятельность хора имени Пятницкого. Широкое признание приносят ему выступления по радио и гастрольные поездки по стране. В 1936 году хор становится профессиональным коллективом, войдя в состав Московской филармонии.

В 1938 году были созданы две новые профессиональные группы — танцевальная и оркестровая. Это дало возможность значительно расширить выразительные сценические средства и такая структурная основа сохранена до настоящего момента и по этому образу созданы многие Государственные коллективы.
Плясуны, как и певцы, тоже отбирались «из народа» — не по наличию специальной хореографической подготовки, а по наличию одарённости.

Основателем и руководителем танцевальной группы ансамбля на протяжении 60 лет была Татьяна Алексеевна Устинова, балетмейстер, талантливый постановщик и репетитор, создатель более 200 танцевальных произведений, с 1961 года Народный артист СССР.

Оркестр под руководством Василия Васильевича Хватова очень скоро стал неповторимым ансамблем всех бытовавших в народе музыкальных инструментов.

В 1940 г. хор получает новое название - Государственный русский народный хор имени Митрофана Ефимовича Пятницкого и является ведущим российским музыкальным коллективом, исполняющим народную музыку.

Но при всем этом очевидном благополучии почти каждый концерт был для всех его участников довольно непростым испытанием. Дело в том, что на этих выступлениях часто присутствовал Сталин. И он, по своему разумению, как хозяин, "корректировал" репертуар любимого коллектива. Так, особо нравившуюся Иосифу Виссарионовичу популярную народную песню "Уж ты степь" хор Пятницкого обычно вынужден был исполнять "с душой и всем сердцем" за вечер по два, а то и три раза... След этого насилия оставался в коллективе довольно долго.

В годы Великой Отечественной Войны хор имени М.Е.Пятницкого ведет большую концертную деятельность в составе фронтовых концертных бригад. А песня "Ой,туманы" В.Г. Захарова стала гимном партизанского движения. 9 мая 1945 года хор был одним из основных коллективов в празднествах великой Победы в г. Москве. Кроме того, он был одним из первых коллективов, которому было доверено представлять страну за рубежом.

Все последующие десятилетия хор имени М.Е.Пятницкого вел огромную гастрольно-концертную деятельность. Он познакомил со своим искусством каждый уголок страны, побывал более чем в 40 странах мира. В коллективе были созданы шедевры мирового народного искусства.

Начиная с 1956 года хором руководил Мариан Викторович Коваль, советский композитор, народный артист РСФСР.

В 1962 году хор возглавил известный композитор Валентин Сергеевич Левашов, чьи песни стали основой репертуара коллектива. Репертуар пополнился новым жанром вокально-хореографической композиции. Это были в первую очередь масштабные, эпические полотна народной жизни в синтезе слова, музыки и танца, представляющие целые культурно-этнографические срезы: брянские игрища, калужские переборы, курская пляска с частушками. "Первейшая наша задача, - говорил В.Левашов, - развитие традиций и неуклонное, неодолимое движение вперед".

В.С.Левашов, композитор, творчество которого пользуется большой популярностью. Отличное знание специфики хорового искусства, глубокое ощущение стиля, тонкое понимание сущности народной песни позволили ему по-новому - свежо и современно - повести за собой талантливый коллектив, от программы к программе оттачивая мастерство, обогащая репертуар новыми произведениями советских композиторов.

"Мы стремимся сберечь и подарить народу все лучшее, что накопилось в песенных диалектах Центральной России,- говорил В.Левашов, но мы считаем, что хор должен быть не только собирателем и хранителем старинных песен: Ведь песня - это не только душа народа, богатая, чистая, щедрая. Это и его история, его жизнь, она неотделима от его труда, быта, досуга. Человек высказывает в песне свое отношение к жизни, к действительности. И поэтому мы широко привлекаем сейчас советских композиторов к работе с нашим хором. Мы открываем двери для тех, кто хочет попробовать свои силы в жанре, который основывается на старинной крестьянской песне.


5. Единственный в своем роде


В 1968 г.хор им. Пятницкого получает звание академического. С этого времени официальное название хора - Государственный академический русский народный хор России имени Михаила Ефимовича Пятницкого.

В 1970 при хоре им. Пятницкого создан первый в стране детский народный хор. Туда принимаются музыкально одаренные подростки в возрасте 13-14 лет. Конкурс - примерно 10 человек на место. Отбор происходит раз в три года. Это первая в истории отечественной хоровой культуры попытка воспитать будущие кадры для обновления состава народного хора.

С 1989 года Хор им. Пятницкого возглавляет Пермякова Александра Андреевна (с 1989 года – директор, а с 1995 года - Художественный руководитель – директор).

Сегодня после довольно трудного периода начала — середины 90-х Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого опять на подъеме. 90 процентов его артистов — выпускники созданной более 30-ти лет назад школы-студии хора Пятницкого им. Татьяны Устиновой.

Автором и режиссером-постановщиком большинства программ является художественный руководитель хора Александра Андреевна Пермякова – крупнейший режиссер России в области народного искусства, профессор, народная артистка РФ, автор проектов «Возродим в детях добро», «Молодые молодым», «Россия – Родина моя».

Разнообразие репертуара - ярчайшая черта хора имени Пятницкого; темы гражданственности и современности, трудового подвига, покорения космоса, темы мира, дружбы, героизма воспевает он в своих песнях. В коллективе ценят песни сюжетные, драматического содержания; ярко и радостно на их фоне звучит частушка, шуточная песня. Певческое искусство обогатилось более смелым использованием динамических нюансов, сложнее стала хоровая партитура, более богатым, тонким и гибким - деление голосов на группы; обогатился и изменился стиль, ставший более современным и в то же время сохранивший коренные черты старинного народного хорового исполнения.

Хор им. Пятницкого является непременным участников всех праздничных мероприятий и концертов государственного и правительственного значения. На базе хора проводятся крупнейшие фестивали – «Всероссийский фестиваль национальной культуры», «Казачий круг», «Славянский базар», «Дни славянской письменности и культуры».

О хоре имени М.Е.Пятницкого созданы художественные и документальные фильмы, такие как "Певучая Россия", " Русская фантазия", "Вся жизнь в танце", "Ты, Россия моя", О хоре имени М.Е.Пятницкого изданы книги "Государственный русский народный хор имени М.Е.Пятницкого", " Воспоминания о В.Г.Захарове", "Русские народные танцы" ; издано огромное количество музыкальных сборников "Из репертуара хора имени М.Е.Пятницкого",газетно-журнальных публикаций, выпущено множество пластинок.
Современный хор имени М.Е. Пятницкого представляет собой сложный творческий организм, состоящий из хоровой, оркестровой, балетной групп с художественно-административным аппаратом.
 Это большая творческая лаборатория, основная задача которой - сохранение,пропаганда и развитие всех жанров народного искусства. Главное - возвращение к народным истокам, заложенных М.Е.Пятницким. Основа репертуара - русские народные песни, танцы, музыка. Коллектив много работает над тем, чтобы придать подлинно народным, старинным произведениям современное звучание, сохранив при этом их целомудренность, простоту, величие и искренность. Это привело к тому, что в музыке хора зазвучали подлинно народные инструменты: жалейки, рожки, окарины, гудки, колесные лиры и другие русские народные инструменты. Хор имени М.Е.Пятницкого сохранил главную традицию своих знаменитых предшественников - высочайшее творческое мастерство. Об этом говорит то, что за последние годы зрительский интерес к деятельности коллектива огромен. Программы, создаваемые коллективом, такие как "России звонкая душа", "Россия - родина моя", "Молодые -молодым", "Возродим в детях добро" и многих других фестивалей и концертов народного искусства, стали этапными в современной истории не только хора имени М.Е. Пятницкого, но всего народного искусства страны в целом. Поставленные по принципу народно-музыкального действа (что является большим новаторством для жанра русского народного хора) они вобрали в себя песни и музыку различных областей России, которая не поется, а "играется" исполнителями. Хор имени Пятницкого имеет на сегодняшний день высочайший статус общественно-значимого коллектива. Он явился автором совершенно новых проектов, которые имели огромный резонанс в средствах массовой информации. Прославленный хор шефствует над самодеятельными коллективами. На основе творческой практики хора имени Пятницкого подобные коллективы созданы в Болгарии и Польше.

Хор имени М.Е. Пятницкого является непременным участником всех праздничных мероприятий и концертов Государственного значения.

Он ведет огромную общественную работу на благотворительной основе, выступая перед ветеранами труда и ВОВ; воинами Российской Армии. Много времени хор уделяет развитию народного творчества страны проводя фестивали, конкурсы, концерты коллективов народного творчества на основе Хора имени Пятницкого.


Заключение


Знаменитый коллектив награжден высокими государственными наградами: Орденом Трудового Красного знамени, Орденом Дружбы народов и особым знаком «Патриот России». А так же огромным количеством дипломов, грамот. Имеет благодарности Президентов РФ, грамоты Правительства РФ, Государственной Думы РФ, Совета федераций и многих других Правительственных и государственных учреждений.
2 марта 2001 года, в день 90-летнего юбилея того самого первого представления в московском Дворянском собрании, на Площади Звезд в Москве была заложена звезда. Звезда хора, носящего имя Митрофана Ефимовича Пятницкого.

2 марта 2016 года Государственный академический русский народный хор России имени Михаила Ефимовича Пятницкого отметил свой 100 летний юбилей. Вновь со сцены Государственного Кремлевского Дворца зазвучали наши дивные песни. И недавно вошедшие в программу хора, собранные современными энтузиастами по дальним станицам, старинные казачьи напевы, и ставшие классикой, исполнявшиеся еще Митрофаном Пятницким "Горы Воробьевские", и удивительно современные по темпу исполнения песни 30-х, 40-х годов ушедшего ХХ века...

Творчество коллектива высоко оценивается за пределами России. Так влиятельная французская газета "Нисматэ" написала : "Без преувеличения можно сказать, что имеющий 100-летнюю историю хор им. Пятницкого стал символом сохранения и развития традиций русского народного искусства"

Плодотворная и активная деятельность коллектива говорит о том, что на сегодняшний день - это один из главных действующих центров народного искусства страны.

"Мы сделаем все, - говорит нынешний художественный руководитель хора Александра Андреевна Пермякова, - чтобы наша звезда не затерялась крошечной пылинкой между других звезд, а навсегда оставалась символом идущего сквозь время немеркнущего непобедимого света вековой Русской культуры. Ее чистоты и подлинной глубинной духовности"

Список использованной литературы

1.Канарейкина Л.Б.Народная песня.- Воронеж: Центрально-Ченоземное,1978.

2.Колобова Н.М.Задушевная лира. .- Воронеж: Центрально-Ченоземное,1973.

3.Мамонов П.Г.Хоровое пение.-М:Просвещение,1963.

4.Орлов С.В.Русская душа.- М. Художественная литература,1989.

5. Рязанов Л.Л.Горы Воробьевские.- М.Правда,1978.


Сайты

1.Хор Пятницкого http://www.manage.ru. Management/index/shtml

2. Публикации job.ru http://www. job.ru/ public/them 4. html

3.Русская песня– статьи о русских народных песнях http://iag.ru/index/rule





















15