Хоровые традиции вчера и сегодня
Развитию массового хорового движения всегда уделялось немало внимания, что не случайно. Пение, как сольное, так и хоровое, это наиболее доступная исполнительская деятельность школьников любого возраста, тогда как овладение игрой на музыкальных инструментах в условиях общеобразовательной школы не только затруднительно, но порой и невозможно.
Если немного заглянуть в прошлое, то мы заметим, что в неспециализированных учебных заведениях основным занятием на уроках музыки было хоровое пение: исполнялись церковные песнопения, народные песни, позднее включались сочинения светского характера. В начале XX века в России, в Москве ученый-музыковед Б.Л. Яворский основал Народную консерваторию, где одним из предметов было слушание музыки. Основным методом практического освоения музыкального материала было хоровое пение, так как слушателями Народной консерватории были так называемые «люди с улицы», не владевшие ни музыкальной грамотой, ни игрой на инструментах.
Один из последователей учения Б.Л. Яворского Борис Асафьев, а после композитор и педагог Дмитрий Кабалевский чрезвычайно важным считали именно исполнительскую деятельность в постижении музыки, а она наиболее успешно осуществляется в хоровой практике.
В настоящее время хоровое пение на уроках музыки и во внеурочной деятельности остается значительным компонентом в музыкальном воспитании современных школьников. Особое внимание при этом уделяется образно-эмоциональному осознанному исполнению. Формирование же собственно вокально-хоровых навыков ни в коем случае не должно быть самоцелью. Хоровое пение во многом является основой внеклассной кружковой работы, внеурочной деятельности, направленной на формирование разносторонне развитой культурной личности.
Огромное значение имеет хоровое пение для организации различных общешкольных мероприятий, праздников, акций, проектов. Не секрет, что многие дети любят выступать перед зрительской аудиторией, каждый ребенок стремится проявить себя как творческая личность. Выступление на общем школьном празднике в составе класса-хора помогает ребятам в этом стремлении, давая возможность проявить себя сразу многим.
Пение хором, вместе со всеми – это еще и один из способов формирования коллектива, как отдельного класса, параллели, так и школы в целом. Дети порой разобщены, с трудом находят общий язык, большие и маленькие коллективы состоят из мелких групп, зачастую не взаимодействующих между собой. В хоровом же пении, в совместном музицировании дети проникаются единым эмоциональным настроем, а любая деятельность вместе помогает формированию общих интересов, целей, учит детей общению между собой.
В городе Магнитогорске хоровые традиции поддерживаются силами преподавателей Магнитогорской государственной консерватории имени М.И.Глинки, многочисленными хоровыми коллективами как профессиональными, так и самодеятельными, а также учителями музыки школ города. Более двадцати лет в Магнитогорске проходит фестиваль «Поющий город», инициатором которого стал методист городского методического объединения учителей музыки Петров В.В. В этом фестивале принимают участие учащиеся школ города, в том числе и нашего лицея. Праздники песни с конкурсом «Лучший класс-хор» ежегодно проводится среди учащихся Отделения лицея. Тематика этих праздников разная, и каждая требует от учеников и учителей тщательной подготовки и эмоциональной отдачи.
Несколько лет назад у фестиваля появились новые номинации: «Лучшая инсценированная песня» и «Лучший смешанный хор». Последняя номинация предполагает участие в хоре не только детей разного возраста, но и взрослых участников образовательного процесса, а именно учителей, представителей администрации, родителей. Эта номинация поначалу была воспринята неоднозначно, однако практика показала, что интерес к совместному творчеству детей и взрослых с каждым годом увеличивается, ширится репертуар, умножается число участников, растет исполнительский уровень.
Как было сказано выше, тематика фестиваля каждый год разная, и преследует разные цели. Так, праздник песни «Ты песня русская, родная» способствовал приобщению лицеистов к древним пластам народно-песенного искусства. С каким воодушевлением дети пели и плясали! Кроме того, этот праздник позволил вовлечь в работу и родителей, ведь ребятам понадобились элементы народного костюма, которые они делали вместе с мамами и папами.
Очень проникновенным и добрым оказался праздник, посвященный учителям, а детские песни, исполненные на празднике «Дружба начинается с улыбки» вернули даже взрослых в безоблачный беспечный и солнечный мир детства. Гордостью и любовью был пропитан праздник песни, посвященный Родине. Впервые он прошел в формате битвы хоров, где соревновались не отдельные классы, а сборные разновозрастные группы учащихся. Фестиваль на тему «Героям – слава!» объединил в своем содержании два направления – спорт и героизм. Этот праздник объединил в совместном пении ребят с первого по шестой классы, а также учителей и родителей, поскольку праздник песни прошел в форме битвы уже сводных хоров.
В 2018-2019 учебном году праздник песни был посвящен юбилейной дате в истории нашего родного города – 90-летию со дня основания Магнитогорска. При подготовке к этому событию ребята смогли познакомиться с историей города, воплощенной в стихах и песнях, вместе с первостроителями Магнитки ощутить тяготы, холод и голод далеких трудных лет стройки века, испытать великую гордость за то, что они – жители славного города. Победители этого мероприятия стали участниками городского яркого шоу в составе огромного сводного хора численностью более 700 человек. Это был новый опыт для детей, который принес им массу эмоций, приобщил к созданию общего настроения народного празднества.
На очень высоком эмоциональном уровне прошел в этом учебном году праздник песни, посвященный 75-летию Победы. Не секрет, что Великая Отечественная война как историческое событие, трагическое для нашей страны, нынешними школьниками воспринимается отстраненно, а потому спокойно, без трепета в душе, порой просто равнодушно. Знакомство же с музыкой военных лет, разучивание и осознанное исполнение песен побудило ребят к более глубокому изучению истории родной страны. Зрители и многие участники не смогли сдержать слез, настолько высоким был эмоциональный накал всего праздника.
Праздники включают в себя конкурс между классами на лучший хоровой коллектив. Соревновательность - одно из необходимых условий успешного обучения и усвоения знаний. Музыка – не исключение. Любому человеку вне зависимости от возраста свойственно желание выделиться, проявить себя, в чем-то быть лучше других. Когда соревнуются целые классные коллективы, то на первый план выступает не личное «Я», а желание быть первыми всем вместе.
Лучшее подтверждение востребованности, нужности таких праздников с массовым хоровым пением – вдохновенные лица ребят, когда весь зал охвачен общим настроем и в едином порыве поет любимые песни.