Просмотр содержимого документа
«Храм Рождества Пресвятой Богородицы.»
Храм Рождества Пресвятой Богородицы.
В центре города, чуть левее над еще сохранившимися остатками рва крепости, возвышается шатровая колокольня Рождественской церкви бывшего Высоцкого монастыря (михайловцы издавна называют ее Монастырьком). Храм остался от некогда существовавшего Богородицерождественского монастыря, который был упразднен в 1765 г. Храм же этот был построен в 1761 г. вместо некогда существовавшего там деревянного храма. Монастырь же был основан в 1607 году повелением великого князя Василия Ивановича и по благословению архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита.
В 1669 году в Рязанских Достопамятностях упоминается о схимонахине Христине - основательнице и первой строительнице обители. В 1756 году деревянная церковь монастыря была заменена на каменную. Строил ее подьячий Михайловской воеводской канцелярии Петр Селезнев. В 1764 г. монастырь с пятью кельями был упразднен, а церковь обращена в приходскую.
Земли при церкви было 728 кв. саженей, пахотной 11 дес. Земля усадебная и пахотная находилась в 120 саж., а полевая и пахотная – в 4 верстах от церкви. Всего у церкви было 11 дес. 728 кв. саж. земли. Дома для священнослужителей находились на усадебной земле. Они были приобретены тщанием канцеляриста Петра Кроткова в 1893 г. (двухэтажный смешанный) Он составлял собственность церкви. Церкви принадлежала также деревянная сторожка и деревянная небольшая часовня.
К церкви неоднократно делали пристройки (приделы), была видоизменена форма кровли. В недалеком прошлом сняли шатер с колокольни, чтобы устроить там деревянную будку для пожарно-сторожевого поста.
И только в конце 60-х годов силами Рязанских реставрационных мастерских на основании научных исследований и прекрасного знатока данного объекта, взятого под государственную охрану, рязанского архитектора-реставратора С.В. Чугунова в 1967 году, церковь была отреставрирована и предстала в первозданном виде. Что собой представляет Монастырек в архитектурном смысле? Он являет собой изумительный по строгости форм памятник, где черты архитектуры барокко XVII века сочетаются с деталями древнерусского посадского зодчества. Особенно его кровля, выполненная из прямых осиновых широких тесин, подчеркивает это своеобразие.
После передачи памятника Церкви в начале 90-х отцу Афанасию и его добровольным помощникам пришлось долго и серьезно выбивать снаружи и внутри слои штукатурки и даже кирпичи, чтобы как-то ликвидировать последствия «работы» соли.
Монастырек занесен во Всероссийский свод памятников истории и культуры и как объект федерального значения стоит на государственный охране.