СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хранители истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Хранители истории".

Просмотр содержимого документа
«Хранители истории»

Паспорт программы


Фамилия

автора-составителя программы

О.А.Смолина

Учреждение



Наименование программы


«Хранители истории»

Детское объединение

«Хранители истории»

Тип образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Направленность программы

Туристко -краеведческая

Образовательная область

Гражданско-патриотическое воспитание

Вид программы

Модифицированная, программа создана на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

Возраст учащихся

12-15 лет

Срок обучения

1 год

Объем часов по годам обучения

34

Уровень усвоения программы

Базовый

Цель программы:

Формирование интереса у обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему  Варгашинского района, села Мостовское; на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.

С какого года реализуется программа

С 2024

года




























Содержание


ПАСПОРТ программы……………………………………….…………….…………….…..стр.2

1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ »

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..стр.4

1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………….….стр.5

1.3 Планируемые результаты …………………………………………...……………….…..стр.6

1.4. Учебно-тематический план………………………………................................................стр.8

1.5. Содержание и методическое обеспечение программы……...……………………...стр. 9

2.«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

2.1. Условия реализации программы..............................................,…………..…………....стр.13

2.2. Формы аттестации\ контроля ……………………………………….........……...…....стр.13

2.3.Оценочные материалы …………………………………………………………….……стр.13

2.4.Методические материалы…………………………………………………………...….стр. 13

2.5.Список литературы(для педагогов и учащихся)…………………………….….......стр.14



































Аннотация

Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы

    1. Пояснительная записка

Направленность программы.

Программа имеет туристко -краеведческую направленность и предназначена для развития основ гражданско-патриотического воспитания. Программа кружка направлена на изучение истории своей малой Родины; к тому же музейное дело в школе предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску , к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы, так же программа направлена на формирования интереса и уважения к прошлому своего села, людям, их традициям, обычаем и быту, способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; а знание истории малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Так же программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

Актуальность программы.

Программа «Хранители » является актуальной так как занимается воспитанием юных патриотов своей Родины и приобщает к истории своей малой Родины, истории односельчан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику в качестве экскурсовода.

Таким образом, реализация программы будет способствовать расширению знаний о родном крае, воспитаний любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.

Адресат программы: программа рассчитана на учащихся в возрасте 12-15 лет

Возраст учащихся 12-15 лет.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год

Годовая нагрузка – 34 часов

Недельная нагрузка -1 час. Продолжительность занятия - 40 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю

Форма обучения и виды занятий

Форма обучения - групповая

Виды занятий: лекции; проектная и исследовательская деятельность; работа с документами из школьного архива; использование интернет – технологий; оформление выставок, обновление экспозиций; встречи с ветеранами и детьми войны.

Уровень сложности содержания программы – стартовый

Программа «Хранители истории» разработана в соответствии с основными положениями Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в действующей редакции);

Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся» от 29.12.2012 г.;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642);

Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196);

Национальный проект «Образование», Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н);

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки России (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи №09-3242 от 18.11.2015 г.);

Методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Курганской области (письмо Департамента образования и науки Курганской области от 26.10.2021 г. исх.№ 08-05794/21 «О структурной модели дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы»),

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р [20];

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);

Программа создана на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации »


1.2. Цели и задачи программы

Цель программы:

Формирование интереса у обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему  Варгашинского района, села Мостовское; на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.

Задачи программы:

1. Обучающие: ознакомление учащихся основами музеологии, вспомогательными историческими дисциплинами, методами исследования и описания предметов материальной культуры, с основами экскурсионной и поисковой деятельности.

2. Развивающие: формирование практических навыков комплексной работы с разными видами исторических источников; самостоятельных исследований; коммуникативно-речевых умений; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

3. Воспитательные: развитие интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения, привитие любви и уважения к истории и культуре своей страны, воспитание патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию.

1.3 Планируемые результаты обучения:

  1. Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения, открытия, победы; осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению;

4) формирование положительного отношения к краеведению; познавательный интерес к малой родине;уважительное отношение к окружающим людям;

5) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные:

1) понимание роли личности в истории России, родного села, района;

2)изучение истории родного села, районакультурных центров, исторических памятников, памятников культуры;

3)владение информацией о героическом прошлом односельчан, села и района;

4)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

5)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

6)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

2)умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Предметные результаты:

• установление синхронистических связей истории Руси и своей Малой Родины;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности и сегодня, памятников культуры, событий истории;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия народов Урала;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в архивах школьного краеведческого музея,

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• умение раз

личать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и оформление материалов истории своего села, края, региона, применение краеведческих знаний.

Обучающиеся будут уметь:

- работать с различными источниками краеведческой и музееведческой информации, самостоятельно добывать знания;

- находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;

применять полученные знания на практике;

- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;

- оформлять материалы, создавать экспозиции; проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;

-работать с основной документацией при подготовке научной концепции выставки, музея;

- работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта .

1.4 Учебный план

п/п

Название раздела программы

Количество часов

Формы организации занятий


Формы промежуточной аттестации

(контроля)

всего

теория

практика

1.

Музееведение


5

1

4

лекция

беседа, наблюдение

2.

Село, в котором я живу

29

8

21

лекция, практическое занятие, решение кейсов

беседа, наблюдение, решение кейсов

3.

Промежуточная аттестация





Тест


Итого

34

9

25



Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Всего часов по программе

34


Теория

Практика

9

25

Продолжительность учебного года

34

Первое полугодие

с 10.09.2024 г. по 27.12.2024 г.

Каникулы

с 28.12.2024 г. по 08.01.2025 г.

Второе полугодие

С 09.01.2025г. по 24.05.2025 г.

Итоговая аттестация

21.05.2025г.





1.5 Содержание программы

Раздел 1 «Музееведение» - 5 ч.

Тема 1. Вводное занятие.- 1 ч.

Теория.1ч. Познакомит. с целями, задачами и содержанием занятий по программе кружка. Разработка плана работы музейного уголка в школе.

Тема 2. О чем расскажет музейный экспонат. 1ч

Практика 1ч. Знакомство с фондами музея. Работа с «Книгой поступлений».

Тема 3. Подготовка электронного каталога (список экспонатов и фото)-3ч

Практика 3ч.Оформление поступивших экспонатов. Поиск информации по экспонатам музея. Составление каталога.

Раздел 2. «Село, в котором я живу» - 29 ч.

Тема 4. Мои земляки- труженики тыла- 4 ч

Теория 1ч. Знакомство с литературой по теме, с материалами школьного архива.

Практика 3 ч. Сбор и систематизация информации об односельчанах тружениках тыла. Встреча с родственниками тружеников тыла, оформление альбомов для музейного уголка.

Тема 5 День неизвестного солдата - 2ч

Теория 1ч Изучение материала по данной теме

Практика 1ч. Подготовка беседы и проведение для обучающихся начального звена.

6. Тема Мостовской маслозавод- 4 ч

Теория 1ч. Знакомство с литературой по теме, с материалами школьного архива.

Практика 3 ч. Работа с фондом Администрации Варгашинского МО. Сбор и систематизация информации, оформление альбома.

Тема 7. Урок мужества «Время выбрало нас» -3ч.

Теория 1ч. Знакомство с литературой по теме, с материалами школьного музея.

Практика 2 ч. Сбор, систематизация и оформление информации по данной теме, встречи с участниками афганской войны и СВО, проведение урока мужества для обучающихся начальных классов.

Тема 8. Памятники и мемориалы села.-4ч

Теория 1. Изучение истории памятников и мемориалов села Мостовское.

Практика 3. Благоустройство памятников села.

Тема9. Урок мужества «Герой Великой Отечественной войны – наши земляки».-2 ч

Теория 1ч. Изучение материала по данной теме.

Практика 1ч. Сбор и систематизация материала по данной теме, проведение урока.

Тема 10 Викторина «Эхо войны».-3ч

Теория1ч Изучение материала по данной теме

Практика 2. Сбор и систематизация информации, проведение викторины 5-9 класс

Тема 11.Игра по станциям «Путь к Победе»-3 ч

Теория 1 ч. Изучение материала по данной теме

Практика 2 ч. Сбор и систематизация материала, проведение игры в 3 и 4 классах

Тема 12. Подготовка видеоэкскурсии «История села».-3 ч

Практика 3ч.

Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.


Тема 9. Итоговое занятие1ч

Практика 1ч. Выполнение заданий для оценки, чему мы научились

1.6 Тематическое планирование



Дата проведения

Наименование раздела, темы



Всего часов

В том числе

Форма

занятия

Техническое оснащение программы

Формы

аттестации

контроля



Теор.

Прак.

1.


Вводное занятие.

1

1


Занятие –сообщение и усвоение новых знаний, умений, навыков

Ноутбук, интерактивная панель

Наблюдение, беседа

2


О чем расскажет музейный экспонат

1


1

Занятие –сообщение и усвоение новых знаний, умений, навыков

Ноутбук, интерактивная панель

Наблюдение, беседа, поиск информации

3-4-5


Подготовка электронного каталога

3


3

Занятие –сообщение и усвоение новых знаний, умений с последующей практической работой

Ноутбук, интерактивная панель

Наблюдение, беседа, поиск информации

6-7-8-9


Мои земляки- труженики тыла


4

1

3

Занятие –сообщение и усвоение новых знаний, умений, навыков с последующей практической работой

Ноутбук, интерактивная панель

Сбор материала, оформление альбомов.

10-11


День неизвестного солдата

2

1

1

Занятие –сообщение с последующей практической работой

Ноутбук, интерактивная панель

Наблюдение, беседа

12-13-14-15


Мостовской маслозавод

4

1

3

Занятие –сообщение с последующей практической работой

Ноутбук, интерактивная панель

Поиск информации, беседа, работа с материалами из архива Администрации Варгашинского МО.

16-17-18


Урок мужества «Время выбрало нас»

3

1

2

Занятие –сообщение с последующей практической работой

Ноутбук, интерактивная панель

Поиск информации, проведение урока

19-20-21-22


Памятники и мемориалы села

4

1

3

Занятие –сообщение с последующей практической работой

Ноутбук, интерактивная панель

Поиск информации, практическая работа

23-24


Урок мужества «Герой Великой Отечественной войны – наши земляки»

2

1

1

Занятие –сообщение с последующей практической работой

Ноутбук, интерактивная панель

Поиск информации, проведение урока

25-26-27


Викторина «Эхо войны»

3

1

2

Занятие –сообщение с последующей практической работой

Ноутбук, интерактивная панель

Поиск информации, проведение викторины, обработка результатов

28-29-30


Игра по станциям «Путь к Победе»

3

1

2

Занятие –сообщение с последующей практической работой

Ноутбук, интерактивная панель

Поиск информации, проведение игрны

31-32-33


Подготовка видеоэкскурсии «История села».-


3


3

Занятие –сообщение с последующей практической работой

Ноутбук, интерактивная панель

Поиск информации, создание видеоролика

34


Итоговое занятие

1


1

опрос


Проверка выполнения заданий



Итого

36

9

25





2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Условия реализации программы

Для успешной реализации программы требуется материально-техническое обеспечение: Компьютер, проектор, экран, ноутбук. Банк мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), экспонаты школьного музея, материалы школьного архива.

2.2 Формы аттестации

1. Беседа

2. Наблюдение

3. Взаимоконтроль

4.Опрос

5. Тестирование

6. Оформление выставок, обновление экспозиций; альбомов.

Формами подведения итогов реализации программы являются участие в конкурсах,

фестивалях, конференциях, выставках.



2.3 Оценочные материалы:

– текущий– осуществляется посредством наблюдения за деятельностью подростка в процессе занятий;

- промежуточный – контрольное задание; оформление музейных уголков;

- итоговый – экскурсия в музейный уголок для обучающихся начального звена.

2.4. Методические материалы

Название методического материала

Вид методического материала

1.

- Техническое оснащение.

2.

·     Различные дидактические материалы по всем темам курса(сведения из интернета (краеведческих сайтов), книги, брошюры, газетные материалы;фотографии)

3.

·        Материалы из школьного архива,

4.

·        Методическая литература .







2.5. Список литературы


Список литературы для педагога:



  1. Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.

  2. Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.

  3. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринс-кого. — М., 1987.

  4. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 1985.

  5. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.

  6. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.

  7. Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. —- М., 1988.

  8. Материалы школьного архива

  9. Хрестоматия по истории Курганской обл. 1945-1996гг. /Изд. «Зауралье» 1999

  10. История Курганской обл. т.2 ГИПП «Зауралье» 1996

Интернет ресурсы:

1 https://ru.wikipedia.org/wiki/Мостовское_(Варгашинский_район)

2. https://www.nashi-predki.ru/wiki/

Мостовское_(Марайское),_село_Варгашинского_района_Курганской_области

3.http://www.museumstudy.ru – Российское музееведение. Информационно-образовательный портал

4.http://www.shpl.ru/index.phtml - «Государственная Публичная Историческая Библиотека»;

5. http://mulittlehome.ucoz.ru/Зауральский исторический портал

8.http://elibrary.ru/ - Научная электронная библиотека

9.http://www.museum.ru – Российская музейная энциклопедия


Список литературы для детей:



1.Горский В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007.

2.Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринс-кого. — М., 1987.

3.Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., 2001.

4. Хрестоматия по истории Курганской обл. 1945-1996гг. /Изд. «Зауралье» 1999

5.История Курганской обл. т.2 ГИПП «Зауралье» 1996





20