СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Христианская семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модуль

Основы православной  культуры

УМК

УМК «Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова»

Тема урока

Христианская семья

Тип урока

Урок постановки учебной задачи

Цель, задачи

УЗ: формирование первоначальных представлений о православной семье.

Цели урока:

а) формировать представление  учащихся о христианской семье, её ценностях. б) развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока. в) воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения, взаимное уважение друг к другу.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока ОРКСЭ "Христианская семья"»

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ




Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Шафикова Светлана Аркадьевна

Район

Автозаводский

Место работы

МБОУ «Лицей №165 имени 65-летия «ГАЗ»

Должность

Учитель начальных классов


Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

УМК «Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова»

Тема урока

Христианская семья

Тип урока

Урок постановки учебной задачи

Цель, задачи

УЗ: формирование первоначальных представлений о православной семье.

Цели урока:

а) формировать представление учащихся о христианской семье, её ценностях.
б) развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
в) воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения, взаимное уважение друг к другу.


Необходимое оборудование

мультимедийный проектор, персональные ноутбуки для учащихся

Дидактическое обеспечение

  • А.В. Кураев «Основы православной культуры» учебник для  4-5 класса;

  • презентация «Христианская семья»;

  • С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»;

  • Рабочая тетрадь;

  • Задания для учащихся на ноутбуках.


Планируемые результаты урока
  • личностные

  • осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.


  • предметные

  • понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;

  • понимать значение религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье;

  • испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей;


  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.


Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

синквейн, работа на ноутбуках (задание «Составь пословицу»)



Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры» -М.:Просвещение,2012, рабочая тетрадь на печатной основе


Дополнительная

  • С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»


Интернет-ресурсы

  • http://festival.1september.ru/

  • http://ejka.ru/blog/stihi/320.html


ЭОРы





План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся


Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).


- Ребята, когда вы произносите слово «семья», что или кого вы представляете?



- Свой дом, родителей, бабушку и дедушку.


Познавательные УУД: Умение отвечать на вопросы, строить речевые высказывания.



2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Зачитываю стихотворение:

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.


-О чём данное стихотворение, какие ценности выделяет автор?



- А чем понятие «семья» отличается от понятия «христианская семья»?


- Какую УЗ поставим на уроке?


Фиксация УЗ на доске:

Христианская семья - ?
















Учащиеся определяют основную мысль стихотворения, отвечают на вопросы.


-Отчий дом, любовь, добро, дружба, мудрость, счастье. Семья – это то, что воспитывает ценности и объединяет близких людей.


Предполагается, что дети затруднятся ответить на этот вопрос.


УЗ: Определить, что такое «христианская семья»?




















Регулятивные УУД: Умение выражать свои мысли.







Регулятивные УУД: Умение ставить перед собой учебную задачу


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Практическая работа

- Составьте синквейн к понятию «семья».


Зачитайте синквейны.








– Молодцы! Уже сейчас вы увидели емкость данного слова.

А может быть синквейн к понятию «Христианская семья» будет аналогичным?

- В каком случае мы сможем составить синквейн?


Обучающиеся составляют синквейн, пользуясь алгоритмом (слайд 2)


Зачитывают желающие.

Пример:

Семья

родная, любимая

любит, поддерживает, воспитывает

Семья - это самое родное для меня.

очаг



Дети высказывают свои предположения.


- Когда определим, какие ценности входят в данное понятие?

Познавательные УУД: Умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные УУД: Умение обобщать знания по теме «Семья»

Познавательные УУД: анализ понятия с выделением существенных и несущественных признаков.


4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

- При каком условии вы смогли бы решить УЗ?

-Если исследуем данную проблему по разным источникам: работа с учебником, со словарём, рассказ учителя, выполнение практических заданий.



Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять задачу учебной деятельности, находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Работа с текстом учебника

– Откройте 86 страницу учебника. Прочитайте первое предложение.

Парная работа

Организую парную работу с текстом (1-я микротема текста учебника):

«Семья - это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, любимый человек нравится. Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нем радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется - и я счастлив. Но если он болеет - и мне плохо».


-Прошу озвучить результаты работы.


- С чем сравнивает семью автор учебного пособия? Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?

- Христианская семья начинается с таинства брака. Об этом мы уже упоминали на уроке, когда знакомились с церковными таинствами.

Фронтальная работа

Организую фронтальную работу с тексом учебника (2 и 3 микротемы)

Задаю вопросы на понимание текста.

  1. Как в православии называется вступление в брак?

  2. Что возлагают жениху и невесте на головы во время венчания?

  3. Какое значение имеет венец?



  1. Почему венцы, похожие на корону, символизирую не богатство и власть, а терпение? 



  1. Почему обручальное кольцо является символом вечности? (слайд 5)



Рассказ учителя: (слайд 6)

– Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевали венки из полевых цветов.

Давайте, попробуем «сплести» такой венок из добродетелей. Определим, какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым?  (слайд 7)


–В одной из заповедей говорится: «Почитай отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен ты будешь на земле». Как вы понимаете эти слова?



- В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха»Как вы понимаете эту пословицу?



Чтение и анализ текстов (работа по вариантам)

На партах у вас лежат карточки с текстами по вариантам. Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно).

1 вариант

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.

Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Если крутятся колеса у телеги – это дело,

Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,

Э-ге-гей, не ленись,

Э-ге-гей, улыбнись!

Если крутятся колеса, то не стоит горевать,

Если трудная работа, нужно дружно напевать,

Э-ге-гей, не ленись,

Э-ге-гей,улыбнись!

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?


2 вариант

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.

Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:

Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.

Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:

Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.

Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?





Работа с текстом учебного пособия (выборочное чтение)

– Прочитаете четвертую микротему на странице 87, то сможете назвать мне еще несколько составляющих понятия «христианская семья».



– Ребята, а кто пояснит нам значение слова «традиция»?

– Прочитаем вслух предпоследний абзац («по цепочке).



– О каких понятиях узнали мы из содержания.



– Ребята, вот мы и сплели венок из добродетелей. Посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы брак был счастливым, дружным, крепким.

– Скажите, пожалуйста, какую ценность нам необходимо поставить первой в понятии «христианская семья»?






Ребята работают в паре, используя алгоритм:

1.Прочитайте текст.
2. О ком или о чем говорится в тексте? Что об этом говорится?
3.Объясните непонятные слова, используя словарь.
4.Какие слова считаете основными? Объясните их.









Отвечают желающие.

- Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.











-Венчанием. (Слайд 3)

Венцы. (Слайд 4)


-Награда за решимость людей подарить себя друг другу.

- Венцы означают одновременно и награду, и мученичество. Выражение «мученический венец» напоминает о терновом венце Христа.


-Нет начала и конца. Жених и невеста до смерти должны быть верными друг другу, когда станут мужем и женой.















-Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.

(Появляется запись: «Уважение родителей, старших членов семьи».)

- Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. (Появляется запись: «Детирадость»)

















Учащиеся читают тексты и отвечают на вопросы.


































- В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети.

(Запись – «Труд каждого»; «Общее дело».)











































- Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. (Запись – «Братская любовь», «Нравственный долг».)




- Общие события и праздники, семейные традиции. (Запись на слайде)

- Рождество Христово, Пасха. В эти дни люди становятся ближе друг к другу.

Если дети затрудняются, обращаются к словарю.

- То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

- Тактичность, постоянное прощение и терпение. (Запись на слайде)











- Любовь













Познавательные УУД: Умение работать с разными видами информации.












Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника и приходить к общему решению.
















Познавательные УУД: Умение выделять важную информацию из текста. Умение работать со словарём.































Личностные УУД: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственную отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.





















Познавательные УУД: Умение выделять важную информацию из текста.

































Познавательные УУД: Умение устанавливать причинно-следственные связи.
















































Познавательные УУД: Умение устанавливать причинно-следственные связи.


Личностные УУД: Понимание основных моральных норм.





Личностные УУД: Уважительное отношение к православным праздникам и семейным традициям.
























Познавательные УУД: Умение анализировать, сопоставлять и обобщать.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Практическая работа

Составьте синквейн на тему «Христианская семья»



Прошу зачитать синквейн



(слайд 8)



Составляют синквейн, используя алгоритм



Читают желающие.

Пример:

Христианская семья

самоотверженная, благословенная.

венчает, любит, преодолевает

Любовь является основой для создания семьи.

венец


Познавательные УУД: Умение обобщать знания по изученной теме


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Работа с пословицами.

Учитель предлагает составить пословицы.

(Начало пословиц находится в первом столбике, концовка – во втором.)



Затем идет фронтальная проверка.

Дети на ноутбуках составляют пословицы.


Вся семья вместе – и душа на месте.

На что клад, коли в семье лад.

Семейное согласие всего дороже.

Не смейся над старым

и сам будешь стар.

Дай, Бог, с кем венчаться,

с тем и кончаться.

У кого детей много – тот не забыт от Бога.

Дети – благодать Божья.


Личностные УУД:  Проявление самостоятельности в разных видах детской деятельности


Регулятивные УУД: Самооценка, исправление ошибок.


8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Работа в группах

Задания в рабочей тетради


Учащиеся работают в группах, результаты представляют в рабочей тетради.

Коммуникативные УУД: Умение прислушиваться к мнению собеседников, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее



9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

- Какую УЗ ставили на уроке? Решили?

- На какие вопросы получили ответы?

- Что вас заинтересовало?








– Посмотрите, сколько ценностей включает «Христианская семья».

– А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная?

- Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким.

-Каким может быть домашнее задание?











- На этом наш урок закончен. Благодарю вас за хорошую работу.

- По каким критериям вы хотели бы оценить свою работу на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы, выявляют, что их заинтересовало по этой теме.

- Христианская семья начинается с таинства брака. Символами брака являются венцы и кольца. Венцы – знак того, что жених и невеста готовы всё претерпеть ради сохранения семьи, обручальные кольца - знак вечности и неразрывности брачного союза.


Дети рефлексируют в итоге урока. Материал урока осмыслен




.







Возможный вариант ответа:

  • Нарисовать рисунок «Моя семья».

  • Рассказать о традициях своей семьи.

  • Написать сочинение «Ценности моей семьи».

  • Составить кроссворд «Христианская семья».

  • Придумать сценарий семейного праздника.





Дети предлагают критерии, оценивают работу.




Познавательные УУД: Умение выделять главное..




































Регулятивные УУД: Контроль, оценка знаний.



ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»