| 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Зачитываю стихотворение: Что может быть семьи дороже? Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле. -О чём данное стихотворение, какие ценности выделяет автор?
- А чем понятие «семья» отличается от понятия «христианская семья»? - Какую УЗ поставим на уроке? Фиксация УЗ на доске: Христианская семья - ? | Учащиеся определяют основную мысль стихотворения, отвечают на вопросы. -Отчий дом, любовь, добро, дружба, мудрость, счастье. Семья – это то, что воспитывает ценности и объединяет близких людей. Предполагается, что дети затруднятся ответить на этот вопрос. УЗ: Определить, что такое «христианская семья»? | Регулятивные УУД: Умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: Умение ставить перед собой учебную задачу |
| 3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Практическая работа - Составьте синквейн к понятию «семья». Зачитайте синквейны. – Молодцы! Уже сейчас вы увидели емкость данного слова. А может быть синквейн к понятию «Христианская семья» будет аналогичным? - В каком случае мы сможем составить синквейн? | Обучающиеся составляют синквейн, пользуясь алгоритмом (слайд 2) Зачитывают желающие. Пример: Семья родная, любимая любит, поддерживает, воспитывает Семья - это самое родное для меня. очаг Дети высказывают свои предположения. - Когда определим, какие ценности входят в данное понятие? | Познавательные УУД: Умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные УУД: Умение обобщать знания по теме «Семья» Познавательные УУД: анализ понятия с выделением существенных и несущественных признаков. |
| 5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Работа с текстом учебника – Откройте 86 страницу учебника. Прочитайте первое предложение. Парная работа Организую парную работу с текстом (1-я микротема текста учебника): «Семья - это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, любимый человек нравится. Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нем радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется - и я счастлив. Но если он болеет - и мне плохо». -Прошу озвучить результаты работы. - С чем сравнивает семью автор учебного пособия? Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется? - Христианская семья начинается с таинства брака. Об этом мы уже упоминали на уроке, когда знакомились с церковными таинствами. Фронтальная работа Организую фронтальную работу с тексом учебника (2 и 3 микротемы) Задаю вопросы на понимание текста. Как в православии называется вступление в брак? Что возлагают жениху и невесте на головы во время венчания? Какое значение имеет венец? Почему венцы, похожие на корону, символизирую не богатство и власть, а терпение? Почему обручальное кольцо является символом вечности? (слайд 5) Рассказ учителя: (слайд 6) – Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевали венки из полевых цветов. – Давайте, попробуем «сплести» такой венок из добродетелей. Определим, какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым? (слайд 7) –В одной из заповедей говорится: «Почитай отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен ты будешь на земле». Как вы понимаете эти слова?
- В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». Как вы понимаете эту пословицу? Чтение и анализ текстов (работа по вариантам) На партах у вас лежат карточки с текстами по вариантам. Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно). 1 вариант Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились. Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают. Если крутятся колеса у телеги – это дело, Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело, Э-ге-гей, не ленись, Э-ге-гей, улыбнись! Если крутятся колеса, то не стоит горевать, Если трудная работа, нужно дружно напевать, Э-ге-гей, не ленись, Э-ге-гей,улыбнись! Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье? 2 вариант Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую. Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря: – Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб. Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря: – Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему. Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях. Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?
Работа с текстом учебного пособия (выборочное чтение) – Прочитаете четвертую микротему на странице 87, то сможете назвать мне еще несколько составляющих понятия «христианская семья».
– Ребята, а кто пояснит нам значение слова «традиция»? – Прочитаем вслух предпоследний абзац («по цепочке).
– О каких понятиях узнали мы из содержания.
– Ребята, вот мы и сплели венок из добродетелей. Посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы брак был счастливым, дружным, крепким. – Скажите, пожалуйста, какую ценность нам необходимо поставить первой в понятии «христианская семья»? | Ребята работают в паре, используя алгоритм: 1.Прочитайте текст. 2. О ком или о чем говорится в тексте? Что об этом говорится? 3.Объясните непонятные слова, используя словарь. 4.Какие слова считаете основными? Объясните их. Отвечают желающие. - Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.
-Венчанием. (Слайд 3) Венцы. (Слайд 4) -Награда за решимость людей подарить себя друг другу. - Венцы означают одновременно и награду, и мученичество. Выражение «мученический венец» напоминает о терновом венце Христа. -Нет начала и конца. Жених и невеста до смерти должны быть верными друг другу, когда станут мужем и женой. -Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа. (Появляется запись: «Уважение родителей, старших членов семьи».) - Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. (Появляется запись: «Дети, радость») Учащиеся читают тексты и отвечают на вопросы. - В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети. (Запись – «Труд каждого»; «Общее дело».) - Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. (Запись – «Братская любовь», «Нравственный долг».) - Общие события и праздники, семейные традиции. (Запись на слайде) - Рождество Христово, Пасха. В эти дни люди становятся ближе друг к другу. Если дети затрудняются, обращаются к словарю. - То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. - Тактичность, постоянное прощение и терпение. (Запись на слайде)
- Любовь | Познавательные УУД: Умение работать с разными видами информации. Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника и приходить к общему решению. Познавательные УУД: Умение выделять важную информацию из текста. Умение работать со словарём. Личностные УУД: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственную отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Познавательные УУД: Умение выделять важную информацию из текста. Познавательные УУД: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Познавательные УУД: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Личностные УУД: Понимание основных моральных норм. Личностные УУД: Уважительное отношение к православным праздникам и семейным традициям. Познавательные УУД: Умение анализировать, сопоставлять и обобщать. |
| 9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | - Какую УЗ ставили на уроке? Решили? - На какие вопросы получили ответы? - Что вас заинтересовало? – Посмотрите, сколько ценностей включает «Христианская семья». – А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? - Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. -Каким может быть домашнее задание?
- На этом наш урок закончен. Благодарю вас за хорошую работу. - По каким критериям вы хотели бы оценить свою работу на уроке? | Учащиеся отвечают на вопросы, выявляют, что их заинтересовало по этой теме. - Христианская семья начинается с таинства брака. Символами брака являются венцы и кольца. Венцы – знак того, что жених и невеста готовы всё претерпеть ради сохранения семьи, обручальные кольца - знак вечности и неразрывности брачного союза. Дети рефлексируют в итоге урока. Материал урока осмыслен
. Возможный вариант ответа: Нарисовать рисунок «Моя семья». Рассказать о традициях своей семьи. Написать сочинение «Ценности моей семьи». Составить кроссворд «Христианская семья». Придумать сценарий семейного праздника. Дети предлагают критерии, оценивают работу. | Познавательные УУД: Умение выделять главное.. Регулятивные УУД: Контроль, оценка знаний. |