СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«христианские ценности в изменяющемся мире: проблема выбора»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««христианские ценности в изменяющемся мире: проблема выбора»»

ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА


Кинаш Дарья Юрьевна

ОБПОУ «Курский педагогический колледж», г. Курск, Россия


Статья посвящена проблеме сохранения православных ценностей в нашем обществе, важности обращения к Библии, Житиям Святых. Именно Библия и духовная литература помогают человеку не отойти от вечных ценностей в непростом современном мире.

Россия была искони страною Православного Христианства. Её творчески ведущее национально-языковое ядро всегда исповедовало Православную веру. «Великий духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В этой священной стихии исчез и обновился мир», - пишет А. С.Пушкин.

С принятием христианства русские люди получили истинную веру, православно-христианское мировоззрение, письменность, литературу, школы, государственность, право. Этим и объясняется изобилие христианских качеств в русском народе, которые часто подмечают наблюдательные иностранцы, имевшие продолжительный контакт с русскими. Можно с уверенностью сказать, что православная вера является колыбелью русской культуры и воспитательницей русского характера.

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом большинство уважают и принимают традиции. В современной России, да и во все мире произошли перемены. К сожалению, все чаще и чаще встречаются случаи того, что православные люди отклоняются от веры. Мы видим, что во многих странах людей больше не объединяет вера в Бога. А ведь именно она во все века и времена поднимала войска на борьбу с врагом, на освобождение родной земли, на преодоление трудностей и невзгод. Именно вера объединяет, сплачивает людей. И как следствие безверия мы видим непрекращающиеся войны, конфликты. Сердца и души людей полны гневом, ненавистью не только к обществу, но и даже к самым родным и близким. Люди забыли заповеди Христовы: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим.

Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (от Матфея) [2]. Таким образом, выбор стоит перед каждым из нас: какой жизненный путь себе выбрать и какие ценности свято чтить. Безусловно, важен пример, исходящий из семьи. Но каждый поступает так, как считает нужным: прийти на помощь нуждающемуся, проявить милосердие, сострадание, великодушие или сосредоточиться на своих кажущихся глобальными и неразрешимыми проблемах и остаться равнодушным к чужому горю.

В настоящее время важно вспоминать жития Святых-людей, отказавшихся от всех мирских благ, посвятивших свою жизнь Богу, горячо молящихся за грешных людей.

Эту работу мне хотелось бы посвятить Преподобному Феодосию Печерскому - «отцу русского монашества», родоначальнику российской духовности, Святому, прошедшему долгий и сложный путь.

Феодосий родился недалеко от Киева в городе Василеве (дата рождения неизвестна). «Родители его были благочестивыми христианами. На восьмой день по обычаю понесли они ребенка к священнику, чтобы дать ему имя. Священник, провидя духовными очами, что отрок этот смолоду посвятит себя Богу, назвал его Феодосием. Когда исполнилось младенцу 40 дней, крестили его, и рос он, окруженный родительским попечением, и благодать Божия пребывала в нем» [3]. Когда Феодосий был маленьким, его семья переселилась в Курск. В 13 лет он остался без отца. Мать, теперь господствовавшая в доме, смогла умело «держать в руках большую торговлю», увеличивая семейное достояние. Феодосий не проявлял склонности к коммерческим делам, занимаясь чтением духовных книг, много времени проводя в церкви. В течение 10 лет каждый день, несмотря на запреты матери, он изготавливал просфоры, а на вырученные деньги покупал зерно. Молол и снова пек...

Однажды юноша вместе со странниками ушел из дома, чтобы совершить паломничество. Мать вернула сына домой, сурово наказав его, но Феодосий не оставил мысли о подвижничестве во имя Господа. Юноша был тверд в своем убеждении, поэтому даже запреты строгой матери не остановили его.

В двадцатилетнем возрасте пришел он в Киев к преподобному Антонию Печерскому, в 23 года принял монашество. Феодосий устроил в пещере монастырь, собрав 10 монахов-черноризцев. С 1062 года кроткий Феодосий стал игуменом Печерской (пещерной) обители.

Слава Феодосия разошлась повсюду. Люди приходили к нему за советом, князья с дружинами перед походами шли к нему за благословением. «Князь Изяслав глубоко почитал святого подвижника и часто навещал монастырь...Строго учил отец Феодосий братию соблюдать устав, а особенно учил их оставить заботу о завтрашнем дне и усердствовать в добродетели нестяжания - ничего лишнего не иметь, ожидая, что Господь даст все потребное в нужное время. Кротостью и молитвой возвращал он в монастырь тех из братии, кому дьявол внушил уйти из монастыря».

Феодосий был тих и застенчив, не боялся никакой работы. Не случайно после него иночество на Руси стали называть «трудничество».

Феодосий Печерский ввел в своей обители строгий Студийский (Константинопольский) устав, который впоследствии приняли почти все монастыри Руси. Согласно этому уставу монастырю запрещено владеть рабами и холопами, недопустимо копить богатство: каждый вечер привратник должен раздавать излишки нищим.

Прожил Феодосий на земле не более 40 лет. Он умер 3 мая 1074 года, похоронен в Антониевой пещере Печерского монастыря. 14 августа 1091 года Феодосий Печерский был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

Учитель славен своими учениками. Учеником Феодосия Печерского стал первый историк Древней Руси, один из лучших ее писателей Нестор-летописец [4].

Дидактическая церковная литература (а именно к этому жанру относится то, что написал Феодосий) выходит за рамки художественной литературы, не предназначена для изучения в школе.

Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли шесть поучений, два послания к великому князю Изяславу и «Молитва за всех христиан». Небольшой отрывок из этой молитвы мне хотелось бы привести: «Владыко Господи человеколюбче! Того, кто верен, укрепи, Господи, да будут вернейшими; того, кто неразумен, вразуми, Владыко. Язычников, Господи, обрати в христианство, и будут нам братьями. В темницах сущих, в оковах и беде — избави. Господи, от всякия печали. И братьям нашим в затворах и столпах, пещерах и пустынях дай силы, Господи, на подвиг их...» [5].

Господь всесилен, в Его власти вразумить людей, направить на путь истинный, независимо от их образа жизни. Стоит только искренне покаяться в своих грехах. Именно об этом говорит нам Святой словами молитвы: люди «будут нам братьями», если обратятся в христианство, оставят праздную и безнравственную жизнь и обратятся к Богу, сделают выбор в пользу истинной веры. И тогда Господь поможет нуждающимся «в темницах сущих, в оковах и беде...в затворах и столпах, пещерах и пустынях», не оставит Своей милостью.

Молится Святой не только о ныне живущих, но и о умерших христианах:

«Покой, Господи, души рабов своих, всех православных христиан, умерших по городам и селам и в пустынных местах, в пути и на море...».

Молился Феодосий за всех христиан, верующих в Господа и находящихся под Его защитой. Именно в ней люди находят утешение и благодать.

К сожалению, современный порядок жизни совсем другой. Люди живут в постоянной спешке, суете и подчас даже не замечают, как проходит целая жизнь. Лишь на склоне лет они вспоминают о том, что, возможно, жили не совсем так, как хотелось бы, не о том мечтали, не о том думали, не правильно поступали. Безусловно, тяжело сегодня сохранить душевную чистоту. Но как жить: с истинной верой в душе или поддаться искушению, тем самым остаться уязвимым, слабым и беззащитным человеком - это личный выбор каждого человека. Мы вольны сами творить свою судьбу, поступать так, как считаем нужным, делать то, что считаем правильным. Поэтому проблема выбора остается открытой не только сейчас, но и, скорее всего, в будущем.

Список литературы


1. http://www.stihi.ru/2009/07/28/6351

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B8_%D0%98%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81%D0%B0_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0

3. Нестор: «Житие Преподобного Феодосия Печерского»

4. Связь времен. Поэтическое слово земли Курской: «Феодосий Печерский». Курск 2002 г.

5. http://old-ru.ru/02-12.html

6. http://levitansky.ouc.ru/kazhdui-vubirayet-dlia-sebya.html