СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хрубилова Т.И., учитель географии ГКОУ "Красноярская школа-интернат". Рабочая программа по географии для школ VIII вида"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптирована к данной школе.

Просмотр содержимого документа
«Хрубилова Т.И., учитель географии ГКОУ "Красноярская школа-интернат". Рабочая программа по географии для школ VIII вида"»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Географии

6 - 9 классы

























Составитель:

Хрубилова Т.И.. учитель первой

квалификационной категории









р п Красный Яр

2016г.

Рабочая программа по географии разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,инструктивными письмами Министерства образования и науки.

Рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. На основе примерных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности, Новосибирской области осуществляющих образование обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья всех видов здоровья на 2012-2013, 201302014 учебные годы, утвержденных приказом Министерства образования науки и инновационной политики Новосибирской области от 23.07.2012 за №1602, в программу включены темы по изучению регионального компонента «География Новосибирской области».

Программа включает:

1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.

2. Основное содержание с распределением учебных часов по годам обучения и отдельным темам.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся в каждом классе отдельно и требования к знаниям выпускников.

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение». Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению учащимися элементарных географических знаний. В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс - «Начальный курс физической географии», 7 класс – «География России», 8 – 9 классы – «География материков и океанов».

В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.

Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Здесь изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа должна изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание следует уделить экологическим проблемам.

При изучении географии нашей страны учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России).

На изучение «Географии России» отведен весь учебный год, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

I. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)

II. Природные зоны России

Учителю необходимо рационально распределить время на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая, таким образом, учащихся к изучению отдельных природных зон.

При изучении географии России необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы — развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел.

Изучение курса «География материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Подбор материала в 9 классе (“География материков и океанов”) предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о материках и океанах. Здесь изучение вопросов физической, экономической и социальной географии разных стран должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства.

Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.

На протяжении обучению курса географии отводится 34 часа на изучение темы «Живая природа Новосибирской области».

В предлагаемой программе на изучение своей местности отводится 4-я четверть 9 класса.

Эта тема стала концентром всего курса географии. Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в своей местности. В 7 классе более подробно может быть изучена своя природная зона. В 8 классе учитель должен уделить больше внимания той местности, в которой расположена школа.

В данной программе тема «Свой край» (9 класс) завершает весь географический цикл.

На краеведческих уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.

Астрономический материал, посвященный изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне, космических полетов, явлений природы на Земле и в космосе, тесно связан с географией, но не является ее органичной частью. Это дало основание не выделять его в программе в самостоятельный раздел, а включить в тему «Земной шар» (6 класс).

Данная программа - основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретного региона и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний. Цели и задачи обучения географии: Цель: всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире. Задачи:

Образовательные:

Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.

Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.

Помочь усвоить правила поведения в природе.

Воспитательные:

Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

Корреционно - развивающие:

Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Общая характеристика учебного предмета.

География как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: 6 класс — «Начальный курс физической географии», 7 класс — «География России», 8 класс - «География материков и океанов», 9 класс — «Государства Евразии».

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения:

- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

- пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

- логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);

- понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.

Требования к уровню подготовки учащихся

6 класс

Учащиеся должны знать:

  • Что изучает география;

  • Горизонт, линию и стороны горизонта;

  • Основные формы земной поверхности;

  • Виды водоемов, их различия;

  • Меры по охране воды от загрязнения;

  • Правила поведения в природе;

  • Отличие плана от рисунка и географической карты;

  • Масштаб, его обозначения;

  • Основные направления на плане, географической карте;

  • Условные цвета и знаки географической карты;

  • Расположение воды и суши на Земле;

  • Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

  • Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

  • Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых космонавтов;

  • Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

  • Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

  • Основные типы климатов;

  • Географическое положение нашей страны на физической карте России и корте полушарий.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;

  • Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

  • Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

  • Читать планы местности (для начальных классов массовой школы);

  • Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

  • Читать географическую карту;

  • Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

  • Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.



7 класс

Учащиеся должны знать:

  • Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

  • Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

  • Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

  • Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

  • Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;

  • Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;

  • Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

  • Правила поведения в природе;

  • Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе.

Учащиеся должны уметь:

  • Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

  • Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;

  • Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

  • Делать несложные макеты изучаемых природных зон;

  • Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе.

8 класс

Учащиеся должны знать:

  • Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;

  • Особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и его особенности размещения.

Учащиеся должны уметь:

  • Показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;

  • Определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.

9 класс

Учащиеся должны знать:

  • Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;

  • Границы, государственный строй и символику России;

  • Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

  • Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;

Учащиеся должны уметь:

  • Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;

  • По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;

  • Показывать Россию на политических картах мира и Евразии;

  • Находить свою местность на карте России;

  • Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

  • Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

  • Правильно вести себя в природе.

Личностными результатами изучения курса являются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

  • развитие мотивации к изучению предмета.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  • формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе, интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;

  • формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителяделать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.