Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 комбинированного вида» города Пикалёво
Работа по самообразованию
на тему:
«Влияние произведений художественной литературы на развитие речи детей раннего возраста».
Выполнила: воспитатель второй
квалификационной категории
Любовь Анатольевна Синельщикова
Октябрь 2014
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Е. Щукина.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.
В младшем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своем развитии. Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду это речевое развитие, речевое общение.
Эта задача включает ряд специальных, частных задач:
воспитание звуковой культуры речи;
обогащение, закрепление и активизация словаря;
совершенствование грамматической правильности речи;
обучение разговорной (диалогической) речи;
развитие связной монологической речи;
воспитание интереса к художественному слову.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. И этому в полной мере служит использование педагогами художественного слова, т. е. художественной литературы. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию:
в произведениях устного народного творчества и стихах улавливается музыкальность, напевность, образность русской речи;
в рассказах узнается лаконичность и точность слова;
в народных сказках раскрывается меткость и выразительность русского слова, показывается, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Перед воспитателем стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей, как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить ребят эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно поставленная речь.
В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, какое у них будет отношение к книге, зависит от взрослых, которые отбирают книги для чтения и читают их малышу.
В работу по развитию речи детей раннего возраста включены произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, считалки и т.д.). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Также используются пальчиковые игры, игры с ладошками, разработанные на фольклорном материале, т.е с использованием художественного слова. Они максимально полезны для развития ребёнка раннего возраста, содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Серьёзное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками и народными песенками, которые построены по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов. Потешки и народные песенки отличаются богатством слов и размеров: одни небольшие, другие достаточно велики; содержание одних не нуждаются в пояснениях, других – требуется показ соответствующих предметов, разъяснения. Например, в ряде случаев воспитатель сопровождает чтение показом действия, описанных в потешке («Водичка, водичка...»; «Ладушки» и т.д.).
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Народные сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка. Важнейшая общая характерная черта сказок заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребенка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла. Например, если сказка по содержанию невелика, можно рассказать её 2-3 раза, а можно повторить только самые яркие моменты. После рассказывания лучше предложить детям вспомнить наиболее понравившиеся или запомнившиеся моменты и повторить их словами сказки (передавая силу голоса и тембр, сказка «Маша и медведь»). Повторяя эти строки, дети лучше усваивают содержание и учатся интонационно передавать слова её героев. Сказки незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие и многое другое.
Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Ребенок легко запоминает такие образы, как «петушок-золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и другие. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Эти произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат тонкостям родного языка, развивают речь.
Особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. Это могут быть чтение стихов на утренник маме или бабушке, чтобы их порадовать, выступить перед малышами и другие мотивы. Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие стихи (А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик» и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5–6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Также чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Например, читая стихотворение Е. Благининой «Флажок», воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто «Лошадка» дети изображают, как они едут на лошадке. Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова.
После 2 лет (1 младшая группа дошкольников) организуется чтение и рассказывание с использованием наглядного материала. Например, чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними), настольный театр (картонный или фанерный по сказке «Репка»), кукольный и теневой театр, фланелеграф, диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
Также используется чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам, которое зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Примером могут служить книги В. Маяковского «Что ни страница – то слон, то львица», А. Барто «Игрушки» и т.д.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
Начиная с младшей группы детей, подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь. В связи с возросшим пониманием слов и быстрым увеличением их запаса речь превращается для ребенка в основное средство общения.
Ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой проходит как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий (во всех моментах жизни детей в детском саду, в играх, на прогулке, в бытовой деятельности и труде). Известно, что речевое умение или навык не может быть сформирован за одно занятие, поэтому программный материал, который изучался на предыдущем занятии, как правило, повторяется на последующем, причем интервал между ними должен быть не более 1-3 дней. В дальнейшем интервалы между занятиями, на которых совершенствуются определенные речевые умения, могут быть увеличены.
Нужно отметить, что, развивая речь детей, посредством приобщения их к художественной литературе формируется внимание, мышление, память, усидчивость. Это способствует подготовке ребёнка к обучению в школе. А чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности – словесном творчестве. И это всё оказывает положительное влияние на развитие речи детей.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Список литературы
Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 2005. – 176с.
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.: Медецина 2007. – 304с.
Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно / В.Г. Алямовская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 159с.
Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада / Под ред. Т.И. Оверчук. – СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", – 2003. – 136 с.
Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2006 – 420 с.
Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. – 472 с.
Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В.В. Гербова – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 241 с.
Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Логиновой В.И. – М., Просвещение, 1992 – 64 с.
Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева – М.: изд. "Педагогика", 1998. – 138 с.
Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка / А.Р. Лурия Ф.А. Юдович. – М.: Просвещение, 2006. – 315 с.
Павлова Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Д. Павлова. – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.
Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора Г.В. Пантюхина. – М.: Владос, 2007. – 176с.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже – М., 1998. – 347 с.
Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской – М.: Экспо, 2005. – 208 с.
Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Мозаика-Синтез, 2006
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 176с.
Ушинский К.Д. Родное слово – Новосибирск,1994.-128с.
Флерина Е.А. Живое слово в дошкольных учреждениях. М.-1993-91с.
В работе использованы интернет-источники
nsportal.ru «Детский сад» Развитие речи›…sredstvo–razvitiy- rechimaam.ru›…razvitie-rechi-detei-posredstvom…ih-k…maam.ru›…oznakomlenie-detei-s…razvitija-rechi.htmldohcolonoc.ru›…khudozhestvennoj…v-razvitie-rechi…ext.spb.ru›Образовательный портал›…/819-2011-11-24-19-33…