Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №47»
Художественная обработка древесины
Набор шкатулок
(Три медведя)
Выполнил: Фоменков Валерий
10 «б» класс МБОУ «СОШ №47»
Руководитель: Марина О.Н. учитель
технологии МБОУ «СОШ №47»
2012
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3-4
Введение в художественную обработку древесины………………..5-8
. Художественное ремесло…………………………………………...9-10
. Инструменты для изготовления токарных игрушек и посуды….11-14
. Заточка инструментов……………………………………………..15-17
. Породы деревьев………………………………………………………18
История возникновения шкатулки…………………………………...19
История музыкальной шкатулки………………………………….20-21
Практическая часть (конструкторская часть)………………………..22-24
Практическая часть (технологический этап)…...………………………….
Технологическая карта. Изготовления шкатулки «Медведь»…25-27
Эколого-экономическое обоснование проекта…………………..28-31
Заключение…………………………………………………………………...32
Список используемой литературы…………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………..34
Введение
На уроках технологии мы проходим тему «Технология обработки конструкционных материалов» ,древесина ,металл, пластмасс, стекло ,камен, рога и т.д. возникают разные идеи преобразования казалось бы уже никому ненужного куска материала мы можем сделать удивительные красивые вещи ,которые могут быть полезными и украсят интерьер комнаты, доставят море положительных эмоций и принесут пользу .Очень часто перед праздником я задумываюсь о том, что подарить своим близким. Чтобы этот подарок был неповторим, оригинален и практичен. На современном этапе рынок заполнен работами массового производства, креативная работа выделяется на их фоне. Чтобы мои шкатулки были не только красивы, но и функциональны мне предстоит проанализировать множество вариантов уже существующих шкатулок.
Очень красивы и оригинальны шкатулки из бересты, но я не знаком с технологией работы с берестой, металлические шкатулки не в моем вкусе, пластмассовые, или обшитые тканью считаю не практичными, из лазы красивы, оригинальны и легки, но шкатулки, выполненные из дерева, все-таки самые практичные, самые оригинальные, удобные и т.д.
Полученные навыки при выполнении работы помогут мне при дальнейших работах, которые мы по программе уроков технологии могли бы продать, чтобы эти изделия имели спрос на современном рынке.
Во время работы мастер развивает творческие способности, мышление, воображение и фантазии. Для реализации своих фантазий в изображении образов на шкатулках, мне пригодились мои способности в изобразительном искусстве и знания, полученные на уроках мировой художественной культуры, литературы, черчения, физики (механические свойства древесины), ОБЖ (техника безопасности).
Целями данной работы является:
Обобщение имеющихся данных по художественной обработке материалов, в частности древесины;
Знакомство с особенностями поиска и структурой творческого проекта;
Представление информации по данной теме;
Критическое сопоставление литературных источников и приведенного в них фактического материала;
Совершенствование своих возможностей в области художественной обработки древесины;
Сопоставление ручного труда и механической обработки древесины.
Основные задачи состоят в следующем:
Обоснование его актуальности и постановка цели творческого проекта;
Изучение состояния вопроса по литературным источникам;
Написание обзора по литературным источникам;
Формулировка выводов, опирающихся на данные, собранные в ходе работы.
Новизна работы прослеживается в форме выполнения шкатулки. В журнале «Школа и производство» была выполнена копилка в форме бычка, дно было приклеено. Взяв идею за основу, мы продумали такую форму шкатулки.
1.
Введение в художественную обработку древесины
Художественная обработка дерева – один из самых древних и распространенных видов русского народного искусства. Издавна народные мастера изготовляли из дерева мебель, орудия труда, посуду, всевозможную утварь и забавную игрушку. Все эти предметы, а часто и жилища украшались резьбой и росписью (Рис. 1.1.1). Руки народного мастера, художественно преображая практически полезные вещи, превращали их в произведения искусства [1].
«Рис. 1.1.1»
Ворота. Дерево, «глухая» резьба. XIX в., Поволжье.
Современные художественные промыслы продолжают народные традиции, в их искусстве развивается богатое художественное наследие (Рис. 1.1.2).
«Рис. 1.1.2»
«Птицы счастья». Сосна, щепная работа. А. И. Петухов. 1972 г., Архангельская обл.
Не случайно многие современные художественные изделия из дерева стали своеобразными символами России. Это завоевавшая всемирную славу хохлома: роспись мастериц Ковернинского района, воспевающая красоту сельской природы, и чеканная каллиграфия росписи мастеров города Семенова, раскрывающая прелесть садовых растений. Это яркие матрешки Загорска, Семенова и Кирова, отражающие самобытность искусства росписи каждой области. Широко известна городецкая роспись с характерными только для нее мотивами цветов, изображениями птиц, коней и всадников, а также сюжетными сценами. Это работы живописцев Полхов-Майдана. Их звучные и полубочному яркие растительные узоры украшают разнообразные по формам декоративные токарные изделия и игрушки. Вряд ли найдется человек, который не знает богородскую резную игрушку и скульптуру. С XVIII в. в селе Богородском существует искусство объемной резьбы. Сегодня на смену скульптурным группам, отражающим будни крестьянской жизни, и изображениям «барынь» и «гусаров» пришли сюжеты русских народных сказок, басен и современной жизни. Тонким чувством пластики форм, четкой ритмикой резного растительного и геометрического орнамента отличаются изделия хотьковского промысла – ковши, братины, блюда, шкатулки.
Художественная обработка дерева давно интересовала исследователей русской народной культуры. Собранные любителями старины и впервые опубликованные на рубеже XIX-XX вв. иллюстрации произведений русской резьбы и росписи по дереву, образцы народной утвари и мебели, фрагменты росписи крестьянских домов поражали современников своей цельностью, самобытностью художественных решений, совершенством техники изготовления. Они стали предметом внимательного изучения исследователей искусства и художников. В первых научных трудах российских искусствоведов, основоположников теории о народном искусстве, художественная обработка дерева стала важной составной частью исследований, позволивших уже на научной основе работать с народными мастерами и развивать народные художественные промыслы. В результате многочисленных экспедиций, проводившихся музеями и научными учреждениями, были открыты неизвестные ранее разновидности русской народной резьбы и росписи по дереву. Благодаря этим находкам стало возможным восстановление многих угасших промыслов. Резьба и роспись по дереву активно возрождаются на Русском Севере, роспись – в Прикамье, на Урале, в Западной Сибири (Рис. 1.1.3). В Кировской области возобновлено производство традиционной вятской ложки, росписи шкатулок [1].
«Рис. 1.1.3»
Хлебница. Дерево, бондарная работа, роспись. 1983 г., Петрозаводск, комбинат «Карельские сувениры».
1.1. Художественное ремесло
Художественное ремесло, традиционное прикладное искусство имеют большое значение в эстетическом воспитании человека. Большинство учебно-методических публикаций по художественной обработке дерева посвящено декоративной резьбе, инкрустации, выжиганию и широко известной сейчас разновидности художественного творчества – скульптуре из корней. В то же время многие интересные способы традиционной художественной обработки дерева до сих пор остаются без внимания. Кроме того, в работах такого плана, а также в многочисленных статьях и богато иллюстрированных альбомах находит отражение преимущественно искусство декоративного оформления изделий, а технология их изготовления и особенности материалов, применяемых в прошлом и настоящем, почти не освещены. А ведь это начало начал любого производства и особенно такого, каким является художественный промысел, основу которого составляет ручной творческий труд.
В результате исторических изысканий, творческих и технологических экспериментов, многолетней кропотливой работы художников и мастеров становятся известными и доступными для использования в производстве художественных изделий тонкости технологических и художественных традиций обработки древесины.
Народные мастера всегда использовали доступные материалы. В рамках традиции они вырабатывали рациональные и экономные способы их обработки. Если же появлялись новые материалы, лаки, краски, инструменты, более производительное оборудование, то народные мастера осваивали их, вырабатывали соответствующие приемы обработки, сохраняя при этом традиционные формы изделий и характер их украшения. Особенности основных материалов, качество применяемых отделочных покрытий и традиционный технологический процесс влияют не только на конструкцию, размеры и форму изготовляемых изделий, они в значительной степени определяют их художественный облик. Трудно освоить процесс изготовления городецких инкрустированных донец без знания тонкостей обработки отделочного материала – мореного дуба. Производство целого класса художественных изделий основано на способности распаренной древесины и луба сохранять после высыхания приданную им форму [2].
1.2. Инструменты для изготовления токарных игрушек и посуды
Точность и чистота работы, разнообразие форм поделок зависят от различных приспособлений к токарному станку. Основным приспособлением при вытачивании изделий является патрон. Всякий патрон одной стороной удерживает обрабатываемую деталь, а с другой имеет внутреннюю нарезку, с помощью которой навинчивается на шпиндель станка. Патрон делают из чугуна или стали. Универсального патрона нет. Наиболее часто употребляются десять следующих приспособлений: патрон с конической резьбой для обточки простых и мелких поделок; трехкулачковый патрон для быстрого и надежного закрепления обрабатываемой детали (очень удобен); трубчатый патрон для обточки изделий с обоих концов, для небольших изделий применяют трубчатый патрон с зажимным кольцом; чашечный патрон для закрепления тех изделий, у которых нужно выбрать глубокие внутренние полости; патрон-цапфа для обтачивания колец, трубок и различных мелких деталей с длинными внутренними полостями; патрон-трезубец используется при работе с длинной деталью, которая дополнительно укрепляется в задней бабке; патрон-планшайба для обработки больших заготовок и плоских дисков (для точения тарелок и блюд); планшайбу навинчивают на шпиндель после закрепления заготовки; опорная стойка – приспособление, применяемое при работе с длинными и тонкими деталями для предохранения их от прогиба; тисочный патрон для обработки деталей с гранеными поверхностями; суппорт применяется при точении очень больших деревянных изделий и при фигурном точении.
При выполнении токарных работ иногда бывает достаточно нескольких полукруглых и плоских стамесок, остальные инструменты служат для облегчения и увеличения скорости работы. Инструменты для токарных работ делятся на ручные стамески – для работы на станках с подручником и суппортные резцы – для работы на станках с механической подачей. Размер стамесок и резцов подбирается каждый раз и зависит от размера обрабатываемой поверхности (рис. 1.3.1).
«Рис. 1.3.1»
Набор инструментов для токарных работ: 1 – полукруглая стамеска-трубка; 2 – плоская стамеска-косяк; 3 – двухугловой резак; 4 – штихель; 5 – крючок; 6 – разновидности крючка.
Полукруглые стамески-трубки 1 имеют желобчатую форму. Лезвия их заточены по дуге с наружной стороны. Ширина режущей кромки может быть от 6 до 50 мм, толщина 2 – 3 мм, угол заточки, т. е. угол между гранями, образующими режущую кромку, 25 – 30°. Общая длина стамески 350 – 380 мм, длина рукояти 160 – 180 мм. Применяют их для грубой обточки.
Стамеска-косяк 2 – плоская стамеска с прямым полотном и режущей кромкой, сточенной под углом 70 – 75° к оси, что позволяет во время работы держать ее под углом 45 – 60° к болванке. Для обточки древесины мягких пород угол заострения, т. е. угол между гранями, образующими режущую кромку, 20 – 30°, а для обработки твердых пород – 30 – 40°. Лезвие образуется путем снятия фасок с двух сторон. Режущая кромка стамески всегда должна быть гранью двух прямых поверхностей. Косяк используется для чистовой отделки поверхности изделия. Скос полотна дает возможность работать серединой режущей части инструмента, если необходимо обточить прямые или выпуклые поверхности. Острым углом удобно подрезать торцы и отрезать изделие; тупым углом или пяткой – обтачивать с образованием углублений. Следует иметь набор косяков с шириной полотна от 6 до 50 мм. Общая длина стамески с рукоятью 360 – 800 мм, длина рукояти 160 – 350 мм.
Двухугловой резак 3 – плоская стамеска с двумя скосами, имеющими общую вершину; угол при вершине 70 – 130°. Ширина полотна такой стамески может быть от 6 до 50 мм. Заточка лезвия производится с двух сторон, как у косяка, с тем же углом заострения. Этими стамесками вытачивают выступы, впадины и угловые переходы.
Штихель 4 по форме напоминает отделочную стамеску-косяк, но лезвие у него расположено перпендикулярно к оси и затачивается только с одной стороны. Употребляется при вытачивании узких прямоугольных бороздок.
Плоская прямоугольная стамеска с заточенными боковыми гранями служит для вытачивания узких углублений.
Остроугольный резец используется для выборки остроугольных выемок с наружной стороны изделия.
Крючки 5 и 6 разных размеров и форм применяются при вытачивании углублений и внутренних полостей у изделий разных объемов. Крючки с двумя режущими лезвиями используются для сглаживания шероховатостей дна и стенок внутренней полости. При обточке крючок опирают на подручник в горизонтальном положении. Угол заострения на разных участках крючка изменяется от 30 до 45° в зависимости от условий резания. Больший угол заострения должен быть у крючка для торцевого резания.
Выточки применяются для обтачивания с наружной стороны изделий из твердых пород древесины, для внутренней выборки и обтачивания больших плоских предметов.
Ложечные и винтовые сверла применяются для сверления на токарном станке отверстий.
У всех токарных инструментов должны быть удобные овальной или овально-граненой формы ручки, которые лучше изготовлять из древесины твердых лиственных пород. Длина ручки должна быть примерно равна длине рабочей части инструмента. Общая длина токарных инструментов значительно больше длины инструментов, применяемых в столярных работах и резьбе по дереву. Наиболее часто встречающиеся диаметры головки ручек 30-45 мм. Для подготовки древесины к токарным работам могут понадобиться следующие столярные инструменты: складной метр, пила, топор, шерхебель, рубанок. В процессе работы нужны будут молоток, дрель, рашпили, столярная, плоская стамеска и основные контрольно-измерительные инструменты – масштабная линейка, угольник, циркуль, кронциркуль, нутромер, штангенциркуль и шаблоны [3].
1.3. Заточка инструментов
Для заточки режущих инструментов пользуются наждачным точилом, брусками и оселками. На наждачном точиле точат вчерне новые или сильно зазубренные инструменты. Правят инструмент на брусках. В процессе выполнения этого этапа заточки инструменту придается возвратно-поступательное движение. Чтобы брусок во время заточки не двигался, его прикрепляют к столу. Перед правкой брусок смачивают водой. Дополнительная правка производится на оселке. Инструменту при этом придают самые неправильные круговые движения. Перед пользованием оселок смазывают машинным маслом, которое удаляют с инструмента по окончании правки. Прежде чем приступить к вытачиванию деталей для токарной игрушки, надо создать ее эскиз, продумать конструкцию, составить чертеж с указанием размеров. Так как в основе конструкции большинства токарных игрушек имеются цилиндр, шар, конус или тор, необходимо научиться их вытачивать.
Точение цилиндра
Для вытачивания цилиндра берут липовую, осиновую или березовую болванку округлого сечения с припусками по толщине и ширине 5 мм, по длине 40-50 мм. На торцах болванки проводят две пересекающиеся линии и находят центр вращения. Мастера художественных промыслов болванку для токарных работ вытесывают топором из расколотого по радиусу чурака. Болванку, если она длинная, закрепляют на станке трезубцем и центром задней бабки так, чтобы она была установлена строго горизонтально, или трубчатым патроном, если она короткая. Почти вплотную к болванке подводят подручник и крепят его параллельно к ней на уровне линии оси или немного выше. Для первоначальной обработки цилиндра берут полукруглую стамеску. Правой рукой держат рукоятку, а левой – плотно прижимают металлическую часть стамески к подручнику. Режущая кромка стамески должна быть направлена под углом 15-30° к оси вращения. При обточке нужно стараться держать инструмент твердо. Резец проводят несколько раз вдоль всей болванки до тех пор, пока она не приобретет строго цилиндрическую форму. Снимаемая стружка по всей длине болванки должна быть не толще 0,5-1 мм. Первую стружку снимают серединой лезвия стамески, а последующую для более чистой обработки – его боковыми частями. После первой обточки выключают станок, обмеряют полученный цилиндр и выясняют запас материала для дальнейшей обточки. Он должен быть не более 1-2 мм. Чистовую обточку выполняют косяком. Его держат так же, как и полукруглую стамеску, но с большим углом наклона, угол между лезвием стамески и обтачиваемой поверхностью должен быть около 45°. Тупой угол косяка должен быть обращен при этом в сторону движения стамески. Лезвие не должно скользить по поверхности, его надо слегка углублять в древесину и снимать тонкую стружку. Доведя работу до нужных размеров и еще раз проверив прямолинейность поверхности, цилиндр шлифуют. Затем подрезают правый торец, карандашом или стамеской отмечают нужную длину цилиндра и, отступив от проведенной линии немного влево, острым углом косяка подрезают левый торец. При этом косяк держат наклонно к горизонтальной плоскости, отчего вытачиваемая бороздка приобретает треугольное сечение. Это дает возможность продолжать торцевание до минимально остаточного диаметра (12-14 мм). Дальше торцевать нельзя, потому что цилиндр может сорваться и работа может быть испорчена. Станок останавливают и цилиндр срезают косяком или спиливают ножовкой.
Точение конуса
Точение конуса мало отличается от точения цилиндра. Конусообразную болванку закрепляют на станке таким образом, чтобы меньший торец был обращен к передней бабке и точение происходило бы вдоль волокон. Подручник устанавливают параллельно плоскости конуса. Сначала поверхность обрабатывают полукруглой стамеской, а затем косяком. Точить косяком нужно очень осторожно, так как конус у вершины может легко сломаться. Конус торцуют так же, как и цилиндр.
Точение шара
Точить шар намного сложнее двух первых фигур. Болванку цилиндрической формы закрепляют на станке и обрабатывают сначала полукруглой стамеской, а потом косяком. При точении шара необходимо чаще проверять размеры обтачиваемой поверхности кронциркулем или шаблонами. Убедившись в правильности размера заданного диаметра и идеальности поверхности шара, косяком перерезают шейки, соединяющие его с оставшейся частью болванки, и выглаживают места среза. Шлифуют шар мелкой шкуркой.
Точение круглых колец
Вытачивают цилиндр заданного диаметра, размечают его на нужное количество колец. Резцом-крючком выбирают необходимый внутренний объем и выравнивают внутреннюю поверхность получившегося цилиндрического стакана. При этом подручник разворачивают в сторону торцевой поверхности цилиндра, а резец-крючок прижимают к нему в строго горизонтальном положении. Затем по разметке обрезают кольца. Эти кольца требуют дополнительной обработки, для чего их сначала одной, потом другой стороной надевают поочередно на патрон-цапфу, обтачивают, придавая нужное сечение – круглое и овальное – и шлифуют.
Готовые детали игрушек соединяют штырьками, смазанными клеем, которые вставляют в предварительно высверленные отверстия. Клей для этой цели лучше брать столярный. Декоративность собранной фигурки зависит от фантазии мастера, от его способности подобрать нужные по форме и размерам детали и цвета для раскраски.
Выжигать и раскрашивать детали можно до сборки. Для раскраски используют акварель и гуашь. Собранные фигурки покрывают два-три раза бесцветным лаком [3].
1.4. Породы деревьев
Сосна – мягкая, пропитана смолистыми веществами светло-красного цвета; применяется для изготовления окон, дверей, мебели, полов, потолков и другого оборудования.
Ель – мягкая, пропитана смолистыми веществами; белая с желтоватым оттенком; применяется для изготовления музыкальных инструментов, мебели, окон, дверей.
Береза – твердая лиственная порода; имеет белый цвет с бурым оттенком; применяется для изготовления фанеры, мебели, посуды, ручек инструментов, лыж и др.
Осина – мягкая; белая с зеленоватым оттенком; применяется для изготовления посуды, игрушек, спичек и др.
Липа – белый цвет с розовым оттенком; применяется для изготовления чертежных досок, карандашей, изделий с художественной резьбой.
Ольха – мягкая; цвет белый, на воздухе краснеет; применяется для изготовления фанеры, долбленой посуды, упаковочных ящиков и других принадлежностей.
Дуб – твердая лиственная порода; цвет светло-желтый; применяется для изготовления мебели, паркета, облицовывания ценных изделий.
Наиболее красивую текстуру имеют такие породы как дуб, ясень и различные виды красного дерева. Эти породы строгают на тонкие листы - шпон, а затем их наклеивают на ценные изделия [4].
2.1. История возникновения шкатулки
Шкатулки и ларцы - одни из древнейших подарков. Богато инкрустированные ларцы с дарами привозили купцы заморским правителям в знак признания и расположения. Небольшие шкатулки с дорогими украшениями были привычным подарком для женщин несколько веков назад. Сегодня шкатулки имеют наряду с функциональным назначением еще и декоративное свойство. Как правило, они используются для хранения ювелирных украшений, бижутерии, ценных вещей и тому подобного. Однако, красиво исполненная шкатулка это еще и прекрасный элемент интерьера.
Шкатулка для рукоделия – прекрасный подарок женщине, которая увлекается вышивкой, вязанием или рукоделием. Шкатулки для рукоделия предназначены для хранения предметов, относящихся к вышивке и вязанию, а также для хранения мелких вещей и бижутерии. Внутри шкатулок находится пластиковый лоток для мелких вещей.
Ювелирные украшения имеют особую ценность, поэтому место их хранения тоже должно быть особым. Представленные шкатулки для ювелирных украшений — идеальное место, где каждая модница может спрятать свои драгоценности. Современные дизайны, формы, материалы, отделка - удовлетворят вкус любой женщины. Каждая шкатулка имеет внутреннее зеркальце для простой и удобной примерки украшений. Кроме того, оригинальные цветовые решения изделий позволят прекрасно дополнить или украсить ваш интерьер. В группе представлены так же шкатулки для автозавода часов. Существуют часы, с автоматическим под заводом. Если их не носить более одного дня, они останавливаются. Такие шкатулки и предназначены для того чтобы в них хранить часы и поддерживать их в рабочем состоянии. Шкатулки для ювелирных украшений порадуют любую женщину.
2.2. История музыкальной шкатулки
Когда-то давно жил-был один часовщик, и конечно же, он был влюблён. Но дама, которая разбила его сердце, не отвечала ему взаимностью. Её не прельщали ни красота, ни ум молодого человека. Может быть, потому, что это была Грустная дама, которая носила чёрную вуаль и никогда в жизни не улыбалась. И часовщик решил снять с неё колдовство грусти. Он изобрёл музыкальную шкатулку и подарил её своей избраннице. И когда Грустная дама открыла крышечку, то заиграла сказочная мелодия, хрупкая балерина в белом платье плавно закружилась в танце. И впервые в жизни дама улыбнулась. Чары были уничтожены.
Случилось ли это на самом деле или эта история - лишь плод воображения? По крайней мере, всегда надеешься на чудо, когда к тебе в руки попадает музыкальная шкатулка...
С давних времён люди стремились жить в гармонии с музыкой. Ещё в IX веке три багдадских мудреца изобрели самый ранний из ныне известных механический музыкальный инструмент, описав его в "Книге хитроумных устройств".
Затем появились карийоны, певчие птички и шарманки.
Простые музыкальные механизмы встраивались в часы, флаконы духов, табакерки и разные безделушки.
А вот изобретателем первой музыкальной шкатулки (1796 год) считается женевский часовщик Антуан Фавр. В XVIII - начале XIX века они стали очень популярными.
Со времен Средневековья разнообразные шкатулки были символом благосостояния и занимали почетное место в доме. Совершенствуясь, типология сундучка включила собственно ларцы, рабочие шкатулки, предназначенные для дамского рукоделия, строгие несессеры, кокетливые шкатулочки для драгоценностей, сами по себе представлявшие дорогостоящее произведение искусства. И, конечно, музыкальные шкатулки, такие изысканные в своем исполнении, и в то же время наивная забава, наполняющая дом атмосферой настоящей сказки.
В антикварных шкатулках особенно ценится секрет: наиболее дорогими на антикварном рынке считаются шкатулки с двойным дном, с потайными ящичками и отделениями, с зеркальными обманками. Такие шкатулки в Европе достигли совершенства еще в эпоху Ренессанса, и уже тогда их качество и цены измерялись возможностями заказчиков. Так, по заказу семьи Медичи шкатулки расписывал сам Сандро Боттичелли.
А вот в России на смену небольшим ларцам, заимствованным из Византии, шкатулки пришли только при Петре I.
Музыкальные шкатулки существуют исключительно ради удовольствия. Они будят воспоминания о прошлом, успокаивают нежными мелодиями и помогают вновь почувствовать себя детьми. Стоит лишь приподнять крышку или несколько раз повернуть ручку шкатулки. За всей незатейливостью скрывается исключительно сложный механизм взаимосвязанных колесиков, зубчиков и приводов.
Основное производство шкатулок находится в Швейцарии [5].
3. Практическая часть (конструкторский этап)
Приступая к проектированию изделия, необходимо представить ряд вариантов подобного изделия, чтобы выявить ряд существенных преимуществ и недостатков. При выборе конструкции и технологии изготовления этого изделия мы определили параметры, которые следует учесть при изготовлении шкатулки.
Назначение: использовать для хранения ювелирных изделий, как украшение, дополняющее интерьер комнаты.
Надежность: зависит от качества подобранного материала. Легкость и простота изготовления: достигаются путем применения простых приемов работы, с которыми знаком любой школьник, приобретая навыки практической работы на токарном станке. Вращает деталь станок, а мастер должен лишь правильно соблюдать технологию производства. Предельная масса и габариты изделия: необходимо использовать полуфабрикаты, а также заготовки сухих стволов деревьев, подобрав нужный участок, предварительно высушив его.
Дизайн: изделие можно покрыть морилкой, чтобы оттенить некоторые участки, с дальнейшим покрытием лаком, нанести рисунок и расписать в технике: хохлома, гжель, городецкая роспись и др. А так же использовать природный рисунок в виде текстуры древесины.
Компактность изделия, пропорции и объемные цветовые элементы отличают его от изделий промышленного производства. Хотелось бы, чтобы нас окружали предметы естественного происхождения, которые не вредят нашему здоровью [6].
«Диаграмма 2.1»
Выбор направления темы творческого проекта.
«Диаграмма 2.2»
Выбор предмета изготовления.
«Диаграмма 2.3»
Выбор основных вариантов изделия.
«Диаграмма 2.4»
Выбор вариантов соединения деталей.
«Диаграмма 2.5»
Выбор красок для оформления изделий.
4. Практическая часть (технологический этап)
4.1. Технологическая карта. Изготовления шкатулки «Бычок».
«Таблица 4.1.1»
Технология выполнения шкатулки «бычок».
Последовательность операций | Эскиз | Инструменты и приспособления |
Выбрать и вырезать заготовку туловища. | | Линейка, ножовка, карандаш. |
Разметить центр заготовки. | | Линейка, карандаш. |
Нанести разметку. Строгать по длине 50мм на конус под патрон. | | Стамеска, молоток, линейка. |
Закрепить заготовку в патроне. Точить наружную цилиндрическую поверхность до диаметра105 мм. | | Станок, линейка. |
Расточить внутреннюю поверхность до диаметра 95мм. | | Стамеска на 10мм,15мм, шлифовальная шкурка, станок, линейка. |
Выполнить чистое точение внешней и внутренней поверхности. | | Станок, шкурка шлифовальная. |
Отрезать деталь. | | Лобзик по дереву. |
Сверлить глухое отверстие диаметром 5мм под шкант на высоте 75-80 мм. | | Линейка, карандаш, сверло диаметром 5мм. |
Выбрать заготовку. Выполнить разметку по шаблону головы. | | Линейка, карандаш, лобзик, шаблон. |
Выпилить по контуру. | | Лобзик, тиски. |
Приклеить деталь №2 к детали №1. | | Клей ПВА. |
Отшлифовать. | | Шкурка шлифовальная. |
Покрасить. | | Акриловые краски. |
Выбрать заготовку основания с учетом припусков. | | Линейка, карандаш. |
Строгать под конус, под патрон. | | Резцы по дереву, станок, стамески. |
Расточить внутреннюю поверхность. | | Станок, стамески – фигурные, шлифовальная шкурка. |
Отпилить, собрать все вместе. | | Отшлифовать, покрасить. |
Все детали собрать, склеить клеем ПВА, раскрасить. Шкатулка в виде медведя готова.
Эколого-экономическое обоснование проекта
Приступая к проектированию изделия, необходимо сделать предварительный расчет его себестоимости, который выполняется следующим образом: Собщ= С1+ С2 + С3 + С4+ С5 + ...;
где Собщ - общая стоимость изделия;
С1— стоимость материала;
С2 - стоимость оборудования и инструментов;
С3 - стоимость электроэнергии;
С4 - заработная плата (из расчета оплаты мастера за 8 ч рабочего времени);
С5, С6, Су и т. д. - амортизационные отчисления за здание, сооружения, заработная плата сторожа, и т. д.
С1 — рассчитывается из стоимости за материал: стоимость пиломатериала + стоимость клея.
Кубический метр пиломатериала сегодня стоит 5500 р. Мы используем для изготовления шкатулок брусок. Его объем рассчитывается по формуле V, что составляет:
Учур = 3,14 • 602 • 400 я 0,2 (м3).
Решаем пропорцию:
1м3-5500р.
0,7м3-хр
х= 79руб
Всего мне понадобилось 10 граммом клея ПВА. Стоимость одного литра равна 76 р. Стоимость 10 граммов равна:
76 р.-1000 г; 10 г-0,76 р.
С1 = 79 р. + 0,76 р. = 79,76 р.
С2 - рассчитывается исходя из того, что каждый инструмент имеет свой срок службы в процессе эксплуатации. В стоимость изделия включается 5 % от первоначальной стоимости использованных при его изготовлении инструментов. При изготовлении светильника мне понадобились следующие инструменты:
Сверло. Новое стоит 10 р.
10 р.-100%;
х р. - 5 %;
х = (Шр. • 5 %) / 100 % = 0,5 р.
Карандаш. Новый стоит 3 р. Зр. - 100%;
хр.-5%;
х = (3 р. • 5 %) / 100 % = 0,15 р.
Линейка. Новая стоит 5р.
5 р.-100%;
*р.-5%;
х = (5 р. • 5 %)/! 00 % = 0,25 р.
Ластик. Новый стоит 3 р.
Зр.-100%;
хр.-5%;
х = (3 р.-5%)/100% = 0,15 р.
Электродрель. Новая стоит 750 р.
750 р.-100%;
хр.-5%;
х т (900 р. • 5 %) /100 % = 38 р.
Лак стоит 90руб. Всего мне понадобилось 100 граммом лака НЦ-222. Стоимость одного литра равна 90 р. Стоимость 100 граммов равна:18р
Токарный станок. Стоит 3400р.
3 400 р.-100%;
л; р.-5%;
х = (3 400 р. • 5 %) / 100 % = 170 р.
Общая стоимость инструментов и оборудования составляет: С2 - 0,5 + 0,15 + 0,25 + 170+ 0,15 = 170,60 (р.).
Сз - расчеты выполняются с учетом потребляемой энергии, измеряемой в киловатт-часах. Я потратил при изготовлении изделия, работая на станке, 0,5 кВт-ч.
Зная, что 1 кВт-ч стоит 1.50 р., составим и решим пропорцию:
1 кВт-ч 1.50 р.;
0,5 кВт-ч - х р.;
х = (1.50 р. • 0,5 кВт-ч) /1 кВт-ч « 7.5р.
Я работал 4 ч, значит, стоимость энергии равна: Сз = 30руб.
С4 - рассчитывается из расчёта заработной платы помощника мастера .т.е.ученика: 150 р. - 8 ч рабочего времени:
8 ч-150р.;
2ч-хр.;
С4 = 75р
Собщ = С1+ С2+ Сз + С4 = 79.76 + 170,60 + 30 + 75 = 155.36 р. (Без учета С5, Сб, С7 и т. д.)
Реальная стоимость составила 155.36 р. Но, если учесть, что древесину мне дали, ее просто хотели сжечь, бесплатно. На станке и инструментом работал в школе, то фактически я потратил деньги только на краску, лак и кисточку. Фурнитуру я снял со старой шкатулки так как в Троицке в магазинах я таких предметов не нашел. В финансовом отношении ничего не потратил. На мой взгляд, реальная цена не очень высокая по отношению к товару, который продают сегодня на рынке или в магазине, к тому же таких шкатулок в виде коровки я в продаже не встречал. Призматической формы есть в продаже, но дорого в пределах 350 рублей, но и роспись там совсем другая, так как это просто полет фантазий.
Изготавливая свой проект, я старался как можно меньше нарушать экологию природы и беречь свое здоровье. Поэтому я использовал высохшую древесину, которую так или иначе хотели сжечь. Покрывал лаком в хорошо проветриваемом помещении, с дополнительной вентиляцией. Отходов производства практически не было, так как стружку и опилки я использовал для рассады.
Экологическое обследование. Свою работу я выполнил из древесины липы. Это экологически чистый продукт, его производство не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека.
Оценка. На изготовление потребовалось совсем мало материала, зато польза огромная.
Положительные стороны:
Цель достигнута;
Материалы общедоступные;
Технология изготовления посильна;
Работа пробуждает интерес к работе и является инициатором новых идей;
Дизайн изделия соответствует назначению.
Рекламный проспект. Художественная обработка древесины - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством, развивает творческое мышление, художественный труд, любовь к национальным традициям.
Заключение
Поставленные цели и задачи в начале работы были достигнуты и выполнены;
Выполнение проекта способствует развитию и совершенствованию своих возможностей в области художественной обработки древесины и проектной деятельности, овладению технологического мастерства, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе;
На выполнение шкатулки призматической формы (ручная обработка) было затрачено 9 часов. На выполнение шкатулки «медведь »,(работа на токарном станке) затрачено было 3 часа. Выполнение шкатулки призматической формы с использованием нескольких станков (шлифовальной машины, фуганка, фрезерного станка, распиловочник) затрачено 2 часа. (вместе с простым оформлением) Можно сделать вывод, что механическая обработка древесины увеличивает производительность труда;
Задуманный мной проект по художественной обработке материалов выполнен. Цвета хорошо сочетаются между собой. В целом получилось хорошее изделие.
Список используемой литературы
1. Афанасьев, А. Ф. Резьба по дереву / А. Ф. Афанасьев. - М.: Культура и традиции, 1999,2002. - 408 с.;
Бузинов, М. Искусство резьбы по дереву: учеб. пособие / М. Бузинов, Г. Потапов; под общ. ред. М. 3. Сорокина. - М.: Антиква, 1998.-207 с.;
Левин, Л. П. Резьба по дереву: учеб. пособие для уч-ся проф.- худож. учебных заведений / Л. П. Левин. - М.: Всесоюз. кооперативное изд-во, 1957.-239 с.;
Технология: 9 кл.: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. -2-е изд., перераб. / Под ред. В. Д. Симоненко. -М.: Вентана -Граф, 2008.-272с.;
file://localhost/I:/шкатулка/61901-muzykalnaya-shkatulka.html
Технология 7-11 кл.: практико-ориентированные проекты/ авт.-сост. В.П.Боровых. – Волгоград: Учитель, 2009. – 134с.
Приложение
«Рис. 1»
«Рис. 2»
«Рис. 3»
39