СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественно-эстетическое образование с учетом требований ФГОС

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Художественно-эстетическое образование с учетом требований ФГОС»



Художественно-эстетическое образование

с учетом требований ФГОС

В настоящее время обеспечения качества образования и воспитания на всех его ступеняхявляется   приоритетной  задачей   модернизации   российской  образовательной системы.  В качестве необходимого условия выступает непрерывность образования, которая обеспечивается, выстраиванием преемственных связей между его звеньями. Преемственность в развитии ребенка при переходе от начальной школы на ступень средней означает, что появившиеся у младших школьников качества, черты, особенности переходят с ним на следующий возраст и становятся основой для его дальнейшего развития. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных путей и средств развития духовной сферы личности обучающегося. В этом плане приобретает важность художественно-эстетическое воспитание, являющейся показателем высокой развитости личности и позволяющей ей не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его созидании.

В свете гуманизации образовательного процесса данная проблема становится актуальной как для образовательных учреждений, так и учреждений дополнительного образования детей, которые, благодаря вариативности и пластичности, способны наилучшим образом осуществлять художественно-эстетическое воспитание.

Процесс приобщения обучающихся к эстетической культуре осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно – творческая деятельность учеников на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с 5 класса (новый этап художественного развития) оно строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.


Суть художественно-эстетического воспитания заключается в расширении возможностей для самореализации обучающегося, создании условий для разностороннего и свободного развития личности. Задача художественно-эстетического образования в школе - развивающее обучение. Оно рассматривается сточки зрения творческой самореализации учащихсяХудожественно-эстетическое воспитание и образование рассматривается ФГОС ООО не как узкопрофессиональное изучение отдельных предметов художественно-эстетического цикла, а как развитие творческого потенциала каждого ученика, формирование его духовной культуры, овладение компетентностями по одному из видов искусства.

Система эстетического воспитания включает в себя пробуждение и развитие чувства прекрасного, возвышенного, трагичного и комичного. С помощью этой системы человек познает мир и выражает свое отношение ко всему окружающему. Она имеет свое ядро, на котором она базируется. Ядром в системе эстетического воспитания является искусство: музыка, живопись, дизайн, архитектура, киноиндустрия, имеджеология, театр, танец и другие виды художественного творчества. Искусство охватывает в себе большой потенциал для развития личности. Приобщая школьников к огромному богатому опыту всего человечества, накопленному в искусствах, тем самым можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства учащихся, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Также художественно-эстетическое воспитание тесно связанно с нравственным. Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. В основной школе учащиеся в рамках образовательной области «Искусство» знакомятся с изобразительным искусством и музыкой. Особенности содержания обучения искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики. 

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе на базе музейной педагогике и т.п.

Содержание изучения музыки представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.
В основной школе происходит становление и развитие динамической системы ценностных ориентаций и мотиваций. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.
Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию.

Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

Сформированные ранее навыки активного диалога с искусством становятся основой процесса обобщения и рефлексии, в рамках учебного курса происходит переосмысление итогов изучения мировой художественной культуры. Таким образом, содержание изучения предметной области «Искусство» в основной школе является итогом первого этапа эстетического развития личности и представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования. 
При изучении области искусство выносится задача восприятия учащимися произведений искусства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.
Особое место отводится изучению отечественного искусства. Искусство, в котором звучит родное слово, запечатлены чувства и устремления соотечественников, ближе, понятнее и воспринимается острее. Это позволяет создать условия для диалога между культурами не только различных исторических эпох, но и внутри одной эпохи (отечественное и зарубежное искусство); помогает выявить то общее и своеобразное, что обусловлено исторической судьбой, психологическим складом, традициями, своеобразием духовной жизни каждого народа; способствует достижению социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества.
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении искусству должна быть направлена на достижение учащимися следующих результатов:

  • развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

  • развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания;

  • развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по поводу произведений искусства;

  • формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения;

  • усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;

  •  структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников;

  • представлять систему общечеловеческих ценностей;

  • осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;

  • уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

  • формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;

  • развивать в себе индивидуальный художественный вкус,

  • воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

  • проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор; 

  • реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале;

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

  • развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
    Личностное, коммуникативное, социальное развитие учащихся определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой

  • применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных) технологиях.
    Основные содержательные линии при изучении искусства: роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искусство народов России и мировой художественный процесс; искусство XX в.; новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности).

Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений искусства (слушание музыки, восприятие произведений пластических искусств, просмотры фильмов, и т. п.); творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах и художественных техниках; выполнение исследовательских проектов с использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация). Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в диспутах, конкурсах, мастер-классах и экскурсиях признаны обеспечить оптимальное решение проблемы творческих способностей учащихся, а также подготовить их к выбору будущей профессии.

Одним из новшеств, которые предполагает ФГОС основного общего образования это появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Внеурочные занятия – не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.

Внеурочная деятельность обучающихся организуется в форме кружков, секций, позволяющих в полной мере реализовать требования Федерального образовательного стандарта основного общего образования.

Так, одним из видов внеурочной работы могут быть:

  • концерты, инсценировки, праздники на уровне класса, школы, города;

  • выставки художественного творчества;

  • посещение концертов, выставок;

  • ролевые игры;

  • мастер-классы;

  • недели искусств;

  • проведение литературно-музыкальных вечеров;

  • участие в конкурсах, олимпиадах.

  • творческие конкурсы рисунков, декоративно-прикладного искусства, сочинений и стихов, фоторабот.

Учащиеся могут получать представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России и мира не только в ходе изучения учебных предметов, но в результате встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, просмотра учебного фильма.

Знакомиться с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами, как занятиях, так и в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения.

Также, предметы искусства могут, изучаться учащимися факультативно (графика и дизайн) или через занятия в объединениях дополнительного образования (хор, театр, сольное пение, овладение игре на музыкальных инструментах, хореография)

Одним из видов внеклассной работы является проведение тематических классных часов на эстетические темы, такие как «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др., возможно обсуждение прочитанных книг, художественных фильмов, телевизионных передач, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания.

Таким образом, новая модель учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей оптимальные условия для художественно-эстетического образования школьников, развитию художественной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей культуры и как основы формирования их мировоззренческой позиции.
Реализация художественно-эстетического образования с учетом требование ФГОС ООО реализуется, в ходе учебного процесса в рамках реализации программы основного общего образования в образовательной области «Искусство» (художественно-эстетическая направленность) представлена предметами: изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, так и через внеклассную работу и систему дополнительного образования.

Не маловажную роль при обучении, в новом стандарте отводится умению учащимся организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание, и учету личностных результатов. К ним, прежде всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение.