СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Художественно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства»

2021 год

«Художественно-эстетическое воспитание детей

средствами декоративно-прикладного искусства»


Публичное представление собственного педагогического опыта

педагога дополнительного образования



Занятия декоративно-прикладным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.

Образовательная программа «Художественная вышивка» реализуется в рамках художественного направления. Приобщение детей к прикладному народному творчеству, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно богатой личности ребенка.

Успешное развитие способностей ребенка, во многом зависит от педагога. Перед каждым педагогом дополнительного образования встает вопрос: как организовать работу с детьми так, чтобы дать возможность каждому воспитаннику открыть для себя мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Как сделать занятия более интересными, плодотворными, используя наиболее эффективные средства всестороннего развития детей.

Сл.2 Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

В Центре творчества работаю по дополнительной общеобразовательной программе «Художественная вышивка» с 2001 года, направленная на художественно-эстетическое развитие детей.

Занятия по данной программе позволяют развивать творческие задатки, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получать результат своего художественного творчества.

Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении учащихся и побуждает к творчеству детей. Актуальность работы объединения продиктована тем, что и художественное воспитание в состоянии решать задачи, связанные с необходимостью эстетического развития личности, и место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Сл. 3 Именно с помощью декоративно-прикладного искусства можно воспитать уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности детей. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.

Новизна программы учитывает развитие современной вышивки: создание схем и проектов для вышивания счётными швами; создание объёмных изделий (3D).

Учатся получать и использовать информацию через информационные источники, печатные издания предметы декоративного характера.

Сл. 4 Концептуальность (своеобразие и новизна опыта,

Обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Использование разнообразных педагогических технологий, создание благоприятных условий, всё это способствует:

- формированию у детей интереса к художественному творчеству.

- обучению воспринимать прекрасное и доброе,

- заложит основы духовно-нравственного воспитания.

- развитию умения рассуждать, сравнивать и работать коллективно.

Сл. 5 а самое главное – будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к народной культуре и гармоничному развитию личности каждого ребёнка.

Сл. 6 Главная цель занятий – пробудить в детях способность к творчеству – важному качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – задача педагога. Поэтому провожу свои занятия в совместной творческой деятельности с обучающимися.

Для достижении цели отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации творческой деятельности детей. Использую методы исследовательского характера, беседы о красоте окружающего мира, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением информационно-коммуникационных технологий.

Наличие теоретической базы опыта

Сл. 7 Чтобы знания и умения моих учащихся соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-коммуникационные, технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения.

Основной целью художественного образования считаю развитие творческой личности ребёнка, которая способствует психическому и физическому оздоровлению. Каждое занятие планирую с учётом интересов детей к декоративно-прикладному искусству, его востребованности в современном мире, в быту и других ситуациях. Включаю в занятия разнообразные игры (творческие, дидактические, импровизированные, познавательные), направленные на развитие творчества, фантазии, воображения, логического мышления, художественно-эстетического вкуса детей.

Сл. 8 В своей педагогической деятельности активно использую технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям творческой деятельности, типам памяти, умению учиться.

Использую задания:

  • с наличием образца выполнения;

  • со вспомогательными вопросами;

  • с инструкциями;

  • с применением классификации (предлагается сам-но составить схему).


Сл. 9 Еще плодотворно используется работа в паре, которая позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Применение парной формы на занятиях приобретения новых знаний даёт возможность учащемуся оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Также эффективна технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка выполнения творческой работы. Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.

Использование технологии проектирования даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести учащегося из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, дети, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.

Также широко использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре.

Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.

Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к декоративно-прикладному искусству, развивает внимание, память, пробуждает желание изготавливать красивые вещи своими руками.


Ведущая педагогическая идея

В процессе работы с детьми учу тому, чтобы они понимали тесную связь практического назначения предмета и его формы, материала, элементов украшения, научились отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от менее удачного. При обучении детей декоративно-прикладному искусству осуществляется воспитание у детей интереса к предметам искусства в быту.


Сл. 10 Оптимальность и эффективность средств

Практика показывает, что на каждом этапе занятия возможно и необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации.

Основной задачей при объяснении материала – является актуализация полученных ранее знаний обучающимися. Форма проверки может быть любой.

Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого обучающегося.

Задания классифицируются на три вида:

Тренировочные, предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки: упражнения по кистевой росписи, различные виды швов.

Частично-поисковые, учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения и декорирования предметов. Для того, чтобы ребёнок действительно развивался в процессе занятий, нужно дать ему возможность самому придумывать, комбинировать, создавать, пробовать.

Творческие, характерна новизна, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь. К заданиям творческого характера относятся: роспись изделий по мотивам народных промыслов, сюжетные аппликации, изготовление куклы в праздничном народном костюме.

Применение современных образовательных технологий в процессе занятий по декоративно-прикладному искусству помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий.

Сл. 11 Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)


В результате посещения кружка «Художественная вышивка» дети успешно участвуют в конкурсах, выставках, на уровне муниципалитета, области; углубляют свои умения, знания, обогащают свое мастерство.

Результат применения вышеперечисленных технологий:

  • Развитие способностей каждого учащегося,

  • Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою творческую деятельность,

  • Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,

  • Формирование личностных качеств ученика,

  • Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

Мои ученики ежегодно участвуют в муниципальных, региональных, областных и всероссийских конкурсах. Что способствует расширению кругозора учащихся, развитию творческого мышления, повышению самооценки.

Результатом работы по проблеме можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку.