СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Художественно-образные ассоциации в процессе обучения игре на фортепиано"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе обучения на фортепиано наряду с освоением фортепианной игровой техники важную роль играют художественно-образные ассоциации для развития музыкально-образного мышления детей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Художественно-образные ассоциации в процессе обучения игре на фортепиано"»



















Методическая разработка на тему

«Художественно-образные ассоциации

в процессе обучения игре на фортепиано»











Выполнила

преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДОД «Победненская ДШИ»

Якимчук Клавдия Николаевна















2021г.



В процессе обучения на фортепиано наряду с освоением фортепианной игровой техники важную роль играют художественно-образные ассоциации для развития музыкально-образного мышления детей.

Метод ассоциаций, сравнений и сопоставлений исполняемой музыки с явлениями жизни и искусства широко используется в практике фортепианного обучения. К этому методу обращались практически все крупные пианисты-педагоги (А.Рубинштейн, К.Игумнов, Г.Нейгауз, С.Фейнберг, Э.Гилельс и др.). Л.Баренбойм так описывает механизмы эмоционального воздействия ассоциаций: "Вводимый образ, допустим, зрительный, напоминает о той или иной пережитой эмоции (скажем, о гневе); подобная же эмоция определяет и характер исполняемого музыкального отрывка; конкретное и яркое сопоставление "выманивает" нужную эмоцию, которая "переносится" на исполняемый музыкальный отрывок, помогает лучше понять, почувствовать его и стимулирует работу воображения".

С самого начала обучения игре на инструменте важно вести работу в данном направлении,побуждая ребёнка с первых шагов за фортепиано играть выразительно, с пониманием художественного образа произведения. Словесные пояснения являются необходимыми в процессе обучения юного пианиста. Уже на первом этапе педагог при исполнении произведения дополняет, разъясняет художественное содержание музыки. При этом важно ориентироваться на возраст учащегося,используя в словесном комментарии понятные и близкие для него ассоциации. Наряду со словесными приёмами важную роль играют художественные средства образной наглядности. К ним относятся: звуковые выразительные средства; наглядные художественные средства (произведения изобразительного искусства или фотоискусства); современные аудиовизуальные и компьютерные средства. Чем шире кругозор учащегося, богаче духовный мир,тем больше возникает ассоциативных представлений.

Материалом для ассоциаций и сопоставлений могут служить самые различные образные представления: от самых простейших, основанных на ощущениях (световых, пространственных и др.) - до сложных, развернутых ассоциативных образов, приобретающих иногда характер программности. Так, произведения П. Чайковского часто ассоциируются с картинами русской природы, музыка Л. ван Бетховена - с образами революционной борьбы, стремления к свободе. Многие фортепианные пьесы имеют программные названия, которые уже сами по себе вызывают ряд ассоциативных образов (например,фортепианные циклы "Картинки с выставки" М. Мусоргского, "Карнавал" Р. Шумана, "Времена года" П. Чайковского и др). Программность особенно характерна для детской фортепианной музыки: альбомы пьес для детей П. Чайковского, Р. Шумана,С. Прокофьева, Д. Кабалевского, Г. Свиридова почти полностью состоят из произведений с программными названиями. Они связаны с миром образов и предметов, близких и понятных детям - с жанровыми сценками, игровыми ситуациями, сказочными образами, зарисовками природы.

Одно из важных мест в классе фортепиано занимает работа над музыкальным произведением, которая включает несколько основных этапов:

1) ознакомительный этап (создание общего представления о произведении);

2) разучивание (техническая работа, поиск более точного исполнительского воплощения образа);

3) заключительный этап (художественное исполнение).

Образные ассоциации могут применяться на всех этих этапах, но их роль возрастает по мере работы над произведением (определить художественное содержание произведения, характер музыкальных образов; наметить возможный круг ассоциаций и аналогий с привлечением материала других музыкальных произведений, других видов искусств, исторических событий и т.д.).В работе над музыкальным произведением ассоциативная функция воображения помогает раскрытию его образно-эмоционального содержания, наиболее соответствующего замыслу композитора, передаче его поэтической атмосферы. В младших классах можно придумывать небольшие рассказы, использовать подтекстовки мелодии, сочинять стихи, рисовать услышанное. В старших — опираться на знания из музыкальной литературы, сольфеджио, истории, географии. Полезны творческие задания: о чем рассказывает музыка; какие средства она использует; нарисовать изображаемые в ней музыкальные портреты; найти подходящие сравнения с картинами, событиями, характерами и т.д. Можно в работе с учеником мысленно «оркестровать» музыкальное произведение,сопоставляя звучание с тембрами разных инструментов симфонического оркестра. Особенно нагляден этот приём при разучивании сонатин и сонат. Меняя образы, “открываем” смысловое значение звука - “глубину”, “звонкость”, “мягкость”, “густоту”, “прозрачность”. Работая над динамической нюансировкой, исследуем зависимость: образ - технология исполнения.

Владение методом ассоциаций - умение выявлять ассоциативные связи музыки с окружающим миром, умение говорить о музыке языком метафор, образных сравнений - необходимо преподавателю фортепиано. Найденные в работе над фортепианным произведением образные сравнения могут с успехом использоваться на уроке - в рассказе о музыкальном произведении, в разъяснении его художественного содержания. Применяя метод ассоциаций, необходимо также помнить, что он требует осторожности в обращении, вдумчивого подхода; при неумелом использовании он может принести не столько пользы, сколько вреда. Важно помнить, что нельзя детям навязывать своих ассоциаций. Неуклюжее, примитивное "сюжетное" истолкование музыки может привести к грубому искажению авторского замысла, обескровить поэтическую концепцию произведения.

Как показывает практика, широкое применение ассоциаций в фортепианном обучении способствует более глубокому и разностороннему развитию учащихся: ассоциации помогают вызвать нужное настроение, обогатить эмоциональную и звуковую палитру юного исполнителя.Развитие воображения, эмоциональной отзывчивости путём использования художественно-образных ассоциаций позволяет сделать сложный и трудоёмкий процесс обучения игре на фортепиано более творческим, увлекательным и интересным.



Список используемой литературы

1. Благой Д. Значение образных ассоциаций в работе педагога-пианиста / Д. Благой // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1966.

2. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства / В.Н. Холопова. – М., 1991.

3. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М., 1993.

4. Коган Г. Работа пианиста / Г. Коган. – М., 2004.

5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Нейгауз. – М., 1961.

6. Савранский И. О художественной функции ассоциативности / И. Савранский // Эстетика и жизнь. – 1973. – Вып. 2.