СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественное слово, как средство воспитания патриотических чувств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны, - сохранение культурной самобытности  народа. Как же нам всем сохранить свою духовность, разобраться во всём и выбрать ориентиры для воспитания детей, научить их любить невыдуманную Родину, а такую, какая она есть. Но ведь любить и беречь можно лишь то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь

Просмотр содержимого документа
«Художественное слово, как средство воспитания патриотических чувств.»

МБДОУ «Детский сад «Медвежонок» с.Майма»










Художественное слово,

как средство воспитания

патриотических чувств.

( сообщение для воспитателей на педсовете)









Воспитатель:

Карпова С.Г.









2017г.

В государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Услышав это, кто-то подумает: “О господи, опять! Сколько можно об этом говорить, разрабатывать, писать, а результаты не видны”. И это правда. Основная часть родителей не могут объяснить, что такое ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды. Дети с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, к естественной среды обитания человека. Вот это ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ в широком смысле слова.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны, - сохранение культурной самобытности народа. Как же нам всем сохранить свою духовность, разобраться во всём и выбрать ориентиры для воспитания детей, научить их любить невыдуманную Родину, а такую, какая она есть. Но ведь любить и беречь можно лишь то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.

Что же может заинтересовать наших детей?

Это наша многовековая история и культура. Наша страна уникальна, и воспитывать патриотов, надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила наша могучая Россия. И обязательно надо помнить о сегодняшнем дне, вместе с детьми прослеживать связь между стариной и днём настоящим.

В этом плане велика роль художественной литературы. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, слушая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решаем как на занятиях, так и вне их. Некоторые сказки и рассказы, рекомендованные для чтения большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения.

При чтении, помимо задач воспитания чувств и формирования этических представлений, как правило, решаются и другие задачи: развития речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе вообще.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи. Значение стихотворений, разучиваемых с детьми на занятиях так же носит большое значение в формировании нравственных чувств у детей. Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, потешки, песенки, которые передаются из поколения в поколение. Т.о. закладываются основы любви к своему народу, к своей Родине. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, песенки. Их роль трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому слову.

Это первые произведения, которые ребёнок слышит и которые вызывают у него реакцию. Мы ведь всегда умиляемся, когда ребёнок рассказывает стихотворение выразительно, потому что он сопровождает это мимикой лица и конкретными движениями по содержанию произведения. Ясность речи зависит от того, насколько осмысленно то, что собираешься выразить.

Дети, пришедшие в детский сад, совсем не знают потешек, не говоря уж про стихи. В младшей группе, работая с детьми по привитию любви к маме, к своей семье я знакомлю детей со стихами. Они помогают ребёнку передать те чувства, которые он испытывает к родным людям. Как только закончится адаптационный период, и ребёнок сможет говорить о своей маме, я начинаю читать им стихи:


Много мам на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна-

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя!


Учу детей вначале чётко проговаривать хотя бы последние слова. Всегда в группе есть ребёнок, который запоминает быстро и хочет выучить стихотворение. Стараюсь рассказывать всегда выразительно, так как дети копируют мои интонации и движения. Во время разучивания у детей обогащается словарный запас и активизируется речь.


Маму очень я люблю,

Ей привет горячий шлю!

Но не только ей одной,

Шлю и бабушке родной!


Разучили с детьми песенку, и я предлагаю детям спеть её маме:

На маму я свою смотрю

И улыбаюсь ей.

И эту песенку дарю

Мамочке моей.


Мальчики любят стихотворение


Я один у мамы сын,

Нет у мамы дочки!

Как же маме не помочь

Постирать платочки?

Мыло пенится в корыте:

-Я стираю, посмотрите!


Как они стараются рассказывать его выразительно, и интонацию передают и движения головой и руками. А новое слово «корыто». И даже когда у Вити родилась сестрёнка, он всё равно хотел рассказывать его, говоря, что она ещё маленькая и не умеет стирать.

У Насти М. мама очень хорошо шьёт и Насте очень нравится стихотворение:


Мама куклу мне купила,

Платья нам обеим сшила.

Ленты в волосы вплела

И руками развела:

Где же кукла? Где же я?

Вот так мамочка моя!


А наши родные и любимые бабушки, ведь у некоторых детей они заменили маму: у Ксюши, Антона, Маши. Про них мы тоже учим стихи.


Очень бабушку свою

Маму мамину люблю.

У неё морщинок много

И на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.


Со мною бабушка моя,

И, значит, главный в доме – я!

Шкафы мне можно открывать,

Цветы кефиром поливать,

Играть подушкою в футбол

И полотенцем чистить пол.

Могу я есть руками торт,

Нарочно хлопать дверью,

А с мамой это не пройдёт –

Я уже проверил.



На планете целой я

Самая счастливая.

Так как бабушка моя

Самая красивая!

Добрая и много знает,

Мне читает книжки

И конфеты покупает,

Платьица, штанишки.


В средней группе мы начинаемся знакомиться с родной страной и основная задача наша – вызвать чувство восхищения и восторга нашей Родиной. Приобщая детей к русской культуре, я акцентирую внимание детей на то, что всё это придумал и написал русский народ. Предлагаю детям послушать записи различных сказок.

Сколько замечательных поэтов прославляют и воспевают нашу Россию - А.С. Пушкин, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.А.Блок, С.А. Есенин. Я приучаю детей с первых дней в детском саду к гармонии русского слова и наполняю их сердца чувством гордости.

РОДИНА.

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки березка скромница

И ромашковый бугор,

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной майминский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был ледок

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.


НАША РОДИНА. Н. Забилы.


Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней –

И то едва домчится.



Я уже говорила о том, что у каждого народа свои стихи. А наши местные поэты, которые воспели наш Горный Алтай. С какой любовью они пишут о том, что окружает нас.

А.Я. Ередеев, К.И.Козлов, В.В.Кучияк, С.С.Суразаков, Б.У.Укачин – без их произведений невозможно прививать любовь к Горному Алтаю. Особенно детям нравится то, что эти люди живут рядом с нами и пишут о том, что мы можем увидеть сами. Глаза светятся радостными огоньками восхищения, когда ребёнок слушает рассказы К.Тепукова, стихи С.Сартаковой, песенки Б.Бедюрова.


КАТУНЬ.


Мчись, Катунь, играя светом,

Шумная струя!

Нет волны на свете этом

Чище, чем твоя!

Так и блещет, голубая!..

В ней отражена,

Молодеет, улыбаясь,

Старая луна.

Ты летишь с вершин Алтая

Вниз, к теплу, к жилью,

Песню сбивчиво слагая

Длинную свою.


ГОРНЫЙ АЛТАЙ.


Он словно сон чудесный неземной,

Весь соткан из красот неповторимых,

Рождённый под счастливою звездой,

Ею обласканный и бережно хранимый.

Дан людям свыше сей бесценный дар…

Прохлада вод целебных силы множит.

И воздух как божественный нектар,

Поверьте, ни с каким другим не схожий.

Перед величием твоим любой

В восторге трепетном склонит главу.

Волшебный нимб сияет над тобой

Горный Алтай, ты – сказка наяву.


ЧУЙСКИЙ ТРАКТ.


Чуйский тракт – телеграфная лента,

Мчатся буквы машин.

Нет на свете прекрасней момента

Покорения трудных вершин.

Это – тонны срочного груза,

Это – наши таёжные шири,

Это – синяя вена России

На рабочей руке Сибири.




У Алтая даль крутая

И особенная стать,

У Алтая ширь такая,

Что пером не описать.

На Алтае реки сини,

Снег на горной высоте

И таких лугов красивых

Не увидишь ты нигде.


РОДИНА. А. Адаров.


Я люблю тебя, Родина, каждой слезой,

Я люблю тебя, Родина каждой улыбкой…

Чуть сощурюсь – и горы встают полосой,

Чуть прислушаюсь – кедр запевает, как скрипка.


ХОЗЯИН ГОР. С. Суразаков.


Перевал. Гляжу с его вершины

На цветущие вокруг долины…

До чего ж красив Алтай мой милый!

Не сдержать мне радости своей,

И кричу с горы я что есть силы:

-Э-э-эйй!..


Слушая стихи о родине, у детей возникает желание их выучить.


Так же я читаю алтайские сказки, которые передают из поколения в поколение основные ценности: добро, взаимопомощь, трудолюбие, дружбу.

  • Две одёжки.

  • Сто умов.

  • Медвежий подарок.

  • Лягушка и муравьи.

  • Дил-Кель.

  • Чертышке.

  • Ячменное зерно.

  • Медведь и кедровка.

  • Как синица беркута обманула.

При подготовке к празднику 23февраля мы читаем с детьми рассказы, в которых воспитывается уважение к российским воинам.

  • Я. Друголенский «Что могут солдаты?»

(О полосе препятствий.)

  • В. Коржиков «Вот какой Пахомов!»

(О нарушителях.)

Читая стихотворение З. Александровой «Дозор», мы вспоминаем о работе пограничников, о том, о чём беседовали уже раньше. Учу стихи, разучивая пословицы и поговорки, знакомлю детей с метким народным словом. И всё это для того чтобы вызвать у детей чувство гордости за нашу Армию, за солдат. Так же предлагалось послушать детям рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Оказалось современным детям трудно понять содержание рассказа. Дети слушали не внимательно, им было не интересно и не понятна суть, рассказ не вызвал эмоций, «духовная пропасть» поколений оказалась очень глубокой.

Знакомя детей с рассказами Н. Артюховой «Трудный вечер» и «Точка», я подвожу детей к тому, что надо заботиться о маме не только перед праздником, а всегда.

Рассказ В. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки» вызвал у детей столько эмоций. Хотя к собственным бабушкам не всегда относятся с уважением.

Праздник День Победы наполнен патриотическими чувствами, пронизан любовью к оставшимся воинам и поклонением к погибшим. Родина помнит и чтит своих героев. Чтение стихов, пение песен всё это пропускается через детские сердца и играет огромную роль в становлении личности патриота.



Вывод: Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Поэтому, включая детей в деятельность познания детской художественной литературы путем многочисленных методов и приемов, образуются широкие возможности для формирования у детей нравственно-патриотических чувств и отношений, необходимых для полноценной жизни человека в гуманном обществе.