II.Мотивация учебной деятельности обучающихся. Цель этапа: мотивировать обучающихся, подготовить к восприятию нового материала по теме урока. | Притча Однажды дедушка разваривал со своим внуком. – Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук. – Плохих людей не бывает, – ответил дед. – В каждом человеке есть две половины – светлая и темная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – темный. Понимаешь? – Понятно, – сказал малыш и на какое–то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк победит в конце? – А как вы думаете? Черный или белый? И почему? – А хотите узнать, как ответил дед на этот вопрос? – Победит тот волк, которого ты вырастишь, – ответил мудрый дед. – А какой ответ дал бы на этот вопрос Л.Н. Толстой? Для этого обратимся к тексту произведения и в конце урока мы дадим на него ответ.
–Тему нашего занятия вы самостоятельно определите в конце урока. | | Личностные: –нравственно-этическая ориентация; интерес к личности и творчеству автора и к чтению в целом; развитие эстетического вкуса. Регулятивные: – контроль и самоконтроль; Коммуникативные: – взаимодействие с учителем и сверстниками. |
III.Аналитическая работа над текстом произведения Цель этапа: организовать работу с текстом, беседу по произведению, его анализ, выполнение обучающимися заданий | – Какая историческая эпоха изображена автором в произведении? Что вы знаете об особенностях того времени? – Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование? – Что мы знаем об Иване Васильевиче? – Правильно. Перед нами рассказ в рассказе. Это одна из особенностей композиции произведения. Что за эпический жанр – рассказ? – Известно, что первоначально рассказ имел несколько черновых названий: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Так почему автор отдал предпочтение названию «После бала», хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц? – Как вы думаете с какой целью обычно автор создает образ повествователя, рассказывающего от первого лица? – Автор вводит в произведение двух рассказчиков, чтобы иллюзия достоверности была наиболее полной: нам кажется, что все, рассказанное Л.Н. Толстым, – правда, что именно так оно и было. Произведение автора представляет из себя рассказ в рассказе. Художественное время первого рассказа (семидесятые–восьмидесятые годы) заключает в себе художественное время второго (сороковые годы). – В чём ещё необычность построения рассказа?
– Что такое контраст?
– Какие события построены на контрасте?
| – Эпоха правления Николая I, 40–е годы 19 века, время, когда в царской армии солдаты жестоко наказывались за малейшую вину. – Повествователей два: первый, очевидно, молодой человек, ведет повествование от первого лица. Он вводит нас в ситуацию, в которой происходит беседа молодых людей о влиянии условий на формирование человека; в беседе принимает участие «всеми уважаемый Иван Васильевич». Второй повествователь, который, собственно, и рассказывает главную повесть, – Иван Васильевич. Он ведет повествование об определяющем эпизоде своей жизни от первого лица. – Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека (потрясение от увиденного после бала) – Именно события, произошедшие после бала, изменили жизнь героя. (Выбранный заголовок «После бала» раскрывает суть проблемы, помогая осознать, как одно событие может изменить всю жизнь человека.) – Повествование от первого лица усиливает иллюзию достоверности. – Рассказ построен на контрасте. – Противопоставление. – Описание событий бала и после, психологическое состояние рассказчика. | Личностные: – нравственно–этическая ориентация; – интерес к творчеству автора; – любовь и уважение к своему языку; Регулятивные: контроль и самоконтроль; Коммуникативные: – взаимодействие с учителем и сверстниками; – соблюдение правил речевого поведения; – умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: – развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста; – построение логической цепи рассуждений, ее доказательство. |
IV.Закрепление материала. Цель этапа: подведение итогов | – в основу композиции положен прием антитезы – художественного противопоставления. В рассказе противопоставлены друг другу и образы, и персонажи, и художественные детали. Теперь проведём работу над текстом и заполним таблицу, приводя примеры противопоставления, контраста. В таблицу записываем цитаты из первой части – описания бала, и второй части – после бала, т.е. экзекуции. Заполняем таблицу (см. Приложение) –Где происходят действия? ––С какой целью автор описывает бал у предводителя и сцену наказания солдата? –Что вы можете сказать о музыке? Какая звучала музыка? Каков её характер? – Опишите главных героев, как вели они себя на балу? – С каким чувством полковник творит это зло?
– А есть ли персонаж, который по–другому относится к этому? Каково его психологическое состояние в этот момент? – Каковы образы солдат? Что можно сказать о цвете их мундиров? Какую роль это играет? – Какие чувства испытывает Иван Васильевич, рассказывая о страшном наказании?
– Как относится к происходящему полковник? Мог ли полковник Б. поступить иначе? Аргументируйте свою позицию.
– Почему в эпизоде наказания вновь возникает деталь (замшевая перчатка), на которую Иван Васильевич обратил внимание на балу? – Итак, проанализировав эти два эпизода, сделайте вывод о том, как они соотносятся. Вывод: Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа. Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста помогает показать перелом в душе героя. – Обратимся к понятию конфликт. Что обозначает этот термин? – Есть ли в рассказе конфликт между персонажами? – Можем ли мы сказать, что существует конфликт внутренний – в душе полковника? – Как рассказчик пытается объяснить поведение полковника? | | Во время бала | После бала | Место действия | | | Музыка | | | Персонажи | | | Чувства Ивана Васильевича | | | Детали | | | – В зале у предводителя и на поле. – показать социальные противоречия в России тех лет.
– Он творит это зло с равнодушием, точно выполняя свою работу, все предписания инструкции. – Иван Васильевич – Солдаты: «в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружье к ноге, и не двигались» – Иван Васильевич испытывает чувство сострадания к татарину даже через много лет. – Чувства Ивана Васильевича и полковника противопоставлены друг другу. Для Ивана Васильевича экзекуция – это узаконенная мерзость; для полковника – обычное воинское поручение. Он не чувствует чудовищной несовместимости того, что происходило на балу, и того, что он делает после бала. Вот почему он может так поступить. – Действуя «по закону», он после бала той же «сильной рукой в замшевой перчатке» бьет по лицу слабосильного солдата. Полковник убежден, что во всех его действиях и поступках нет ничего необычного, что, подвергая экзекуции беглого солдата, он поступает так, ка велит закон. – Эти два эпизода противопоставлены друг другу. – Конфликт – это художественно значимое противоречие. – Нет – Разные точки зрения: 1.Страдание солдата не вызывает противоречий в его душе. В сцене наказания полковник все тот же – тот же румянец, та же походка. Он уверен, что он имеет полное право ударить солдата. 2. Полковник в рассказе не мог поступить иначе, так как если бы он не поступил так жёстко, он бы мог потерять всякий авторитет. – «Очевидно, он что–то знает такое, чего я не знаю, – думал я про полковника. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Но сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник | Личностные: – нравственно–этическая ориентация; – интерес к творчеству автора; – любовь и уважение к своему языку; Регулятивные: контроль и самоконтроль; Коммуникативные: – взаимодействие с учителем и сверстниками; – соблюдение правил речевого поведения; – умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: – развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста; – построение логической цепи рассуждений, ее доказательство. |
V. Рефлексия. Цель этапа: подвести итог, оценить свою работу на уроке | – Теперь обратимся к названию рассказа. Как вы понимаете его смысл? Вывод: действительно, в этом произведении говорится о сложном нравственном выборе. У каждого человека есть 2 пути – идти дорогой добра, совершать благие дела, или творить зло, приносить людям несчастье и страдание. – Ребята, что мы сегодня рассматривали на уроке? Кто сможет назвать тему? – А давайте мы вернемся к вопросу, поставленному в начале урока – Кто из двух волков победит: светлый или темный? Как на этот вопрос ответил бы Л.Н. Толстой? – Л.Н. Толстой считал, что если не можешь противиться злу, то лучше отойти от него, постараться быть лучше. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. – Я хочу вам сказать спасибо за урок. А сейчас оцените свою работу сами. У вас на партах лежат сердечки, вы можете отдать это сердечко тому, кто, по вашему мнению, показал свои знания. Или же вы можете их оставить себе, если считаете, что на уроке вы тоже хорошо поработали. | – Случившееся после бала изменило и самого героя, и его жизненные взгляды. –Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала» Ответы детей. | Регулятивные: – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |