СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гаджиева Рабият Абдуллаевна. Учитель русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
««Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала»»




Технологическая карта урока литературы в 8 «Б» классе

Тема: «Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала»



Класс: 8 «Б»

УМК: Коровина В.Я. Литература 8 класс. – М.: Просвещение, 2012. – Ч.2 – 384 с.

Тема: Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Место урока: второй урок в системе уроков по данной теме.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

воспитывающие:

– способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании;

– способствовать пониманию учащимися нравственных понятий, характеризующих личность: чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью;

– способствовать формированию художественного вкуса, интереса к творчеству Л.Н. Толстого и чтению в целом;

– формировать положительную мотивацию обучения.

развивающие:

– способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся;

– углубить и расширить знания о творчестве Л.Н. Толстого, об одной из сторон жизни николаевской России – положение царского солдата и отношение к нему офицеров;

– способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

– способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи у обучающихся.

обучающие:

–познакомить учащихся с рассказом «После бала»;

–выявить значение рассказа Л.Н. Толстого «После бала»;

–  помочь ученикам выявить особенности рассказа, писательский замысел;

– познакомить с основным художественным приемом рассказа (контрастом);

– совершенствовать навыки выразительного чтения текста;

– развивать навыки анализа текста;

– развивать способности работать в группах.


Личностные результаты.

– приобщение обучающихся к духовному миру литературы;

– пробуждение в обучающихся нравственных качеств (доброта, сострадание, справедливость);

– сформировано осознание потребности в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы.

Предметные результаты:

– сформировано представление о ключевых проблемах произведения: проблема двойственности человеческой натуры, проблема становления личности, проблема столкновения юношеского идеализма с реальной жизнью;

– обучающиеся владеют литературоведческими терминами: рассказчик, антитеза, эпитет, сравнение.

Метапредметные результаты:

– умеют поставить цель и организовать ее достижение;

– владеют монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;

– развивается рефлексивное мышление;

– формируются критерии самооценки и принципы самоанализа;

– способны осознавать цели учебной деятельности и пояснять их.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, метод эмоционально-образного постижения, эвристическая беседа.

Оборудование: фотографии Л.Н. Толстого, учебник, раздаточный материал (см. приложение)

Основные понятия: рассказ, повествователь, антитеза.


План урока:

I.Организационный момент

II.Мотивация учебной деятельности обучающихся

III.Аналитическая работа над текстом произведения

IV.Закрепление материала

V.Рефлексия

VI.Домашнее задание













Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I.Организационны

й момент.


Цель этапа:

подготовить

обучающихся

к работе на уроке


Приветствие.


Отчет командира.

Приветствуют учителя. Ученики проверяют наличие учебного материала к уроку.

Регулятивные: самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками

II.Мотивация

учебной

деятельности

обучающихся.


Цель этапа:

мотивировать

обучающихся,

подготовить к

восприятию нового

материала по теме

урока.



Притча

Однажды дедушка разваривал со своим внуком.

Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

Плохих людей не бывает, – ответил дед. – В каждом человеке есть две половины – светлая и темная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – темный. Понимаешь?

Понятно, – сказал малыш и на какое–то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк победит в конце?

– А как вы думаете? Черный или белый? И почему?

– А хотите узнать, как ответил дед на этот вопрос?

– Победит тот волк, которого ты вырастишь, – ответил мудрый дед.

– А какой ответ дал бы на этот вопрос Л.Н. Толстой? Для этого обратимся к тексту произведения и в конце урока мы дадим на него ответ.





–Тему нашего занятия вы самостоятельно определите в конце урока.





Личностные:

–нравственно-этическая ориентация; интерес к личности и творчеству автора и к чтению в целом; развитие эстетического вкуса.

Регулятивные:

– контроль и самоконтроль;

Коммуникативные:

– взаимодействие с учителем и сверстниками.

III.Аналитическая работа над текстом произведения


Цель этапа: организовать работу с текстом, беседу по произведению, его анализ, выполнение обучающимися заданий


– Какая историческая эпоха изображена автором в произведении? Что вы знаете об особенностях того времени?










– Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование?










– Что мы знаем об Иване Васильевиче?







– Правильно. Перед нами рассказ в рассказе. Это одна из особенностей композиции произведения. Что за эпический жанр – рассказ?






– Известно, что первоначально рассказ имел несколько черновых названий: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Так почему автор отдал предпочтение названию «После бала», хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц?





– Как вы думаете с какой целью обычно автор создает образ повествователя, рассказывающего от первого лица?



– Автор вводит в произведение двух рассказчиков, чтобы иллюзия достоверности была наиболее полной: нам кажется, что все, рассказанное Л.Н. Толстым, – правда, что именно так оно и было.

Произведение автора представляет из себя рассказ в рассказе. Художественное время первого рассказа (семидесятые–восьмидесятые годы) заключает в себе художественное время второго (сороковые годы).






– В чём ещё необычность построения рассказа?





– Что такое контраст?



– Какие события построены на контрасте?






– Эпоха правления Николая I, 40–е годы 19 века, время, когда в царской армии солдаты жестоко наказывались за малейшую вину.









– Повествователей два: первый, очевидно, молодой человек, ведет повествование от первого лица. Он вводит нас в ситуацию, в которой происходит беседа молодых людей о влиянии условий на формирование человека; в беседе принимает участие «всеми уважаемый Иван Васильевич».

Второй повествователь, который, собственно, и рассказывает главную повесть, – Иван Васильевич. Он ведет повествование об определяющем эпизоде своей жизни от первого лица.







– Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека (потрясение от увиденного после бала)








– Именно события, произошедшие после бала, изменили жизнь героя. (Выбранный заголовок «После бала» раскрывает суть проблемы, помогая осознать, как одно событие может изменить всю жизнь человека.)




– Повествование от первого лица усиливает иллюзию достоверности.



















– Рассказ построен на контрасте.





– Противопоставление.




– Описание событий бала и после, психологическое состояние рассказчика.


Личностные:

– нравственно–этическая ориентация;

– интерес к творчеству автора;

– любовь и уважение к своему языку;

Регулятивные:

контроль и самоконтроль;

Коммуникативные:

– взаимодействие с учителем и сверстниками;

– соблюдение правил речевого поведения;

– умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

– развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

– построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.


IV.Закрепление материала.

Цель этапа: подведение итогов

– в основу композиции положен прием антитезы – художественного противопоставления. В рассказе противопоставлены друг другу и образы, и персонажи, и художественные детали.

Теперь проведём работу над текстом и заполним таблицу, приводя примеры противопоставления, контраста. В таблицу записываем цитаты из первой части – описания бала, и второй части – после бала, т.е. экзекуции.


Заполняем таблицу (см. Приложение)


–Где происходят действия?



––С какой целью автор описывает бал у предводителя и сцену наказания солдата?



–Что вы можете сказать о музыке? Какая звучала музыка? Каков её характер?




– Опишите главных героев, как вели они себя на балу?


– С каким чувством полковник творит это зло?









 

– А есть ли персонаж, который по–другому относится к этому? Каково его психологическое состояние в этот момент?


– Каковы образы солдат? Что можно сказать о цвете их мундиров? Какую роль это играет? 





– Какие чувства испытывает Иван Васильевич, рассказывая о страшном наказании?



– Как относится к происходящему полковник? Мог ли полковник Б. поступить иначе? Аргументируйте свою позицию.

























– Почему в эпизоде наказания вновь возникает деталь (замшевая перчатка), на которую Иван Васильевич обратил внимание на балу?











– Итак, проанализировав эти два эпизода, сделайте вывод о том, как они соотносятся.



Вывод: Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу.

Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный

прием для постижения идеи рассказа.

Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста

помогает показать перелом в душе героя.







– Обратимся к понятию конфликт. Что обозначает этот термин?




– Есть ли в рассказе конфликт между персонажами?




– Можем ли мы сказать, что существует конфликт внутренний – в душе полковника?













– Как рассказчик пытается объяснить поведение полковника?










Во время бала

После бала

Место действия



Музыка



Персонажи



Чувства Ивана Васильевича



Детали





– В зале у предводителя и на поле.



– показать социальные противоречия в России тех лет.














– Он творит это зло с равнодушием, точно выполняя свою работу, все предписания инструкции.



– Иван Васильевич





– Солдаты: «в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружье к ноге, и не двигались»



– Иван Васильевич испытывает чувство сострадания к татарину даже через много лет.



– Чувства Ивана Васильевича и полковника противопоставлены друг другу. Для Ивана Васильевича экзекуция – это узаконенная мерзость; для полковника – обычное воинское поручение. Он не чувствует чудовищной несовместимости того, что происходило на балу, и того, что он делает после бала. Вот почему он может так поступить.





– Действуя «по закону», он после бала той же «сильной рукой в замшевой перчатке» бьет по лицу слабосильного солдата.

Полковник убежден, что во всех его действиях и поступках нет ничего необычного, что, подвергая экзекуции беглого солдата, он поступает так, ка велит закон.






– Эти два эпизода противопоставлены друг другу.


















– Конфликт – это художественно значимое противоречие.




– Нет





– Разные точки зрения:

1.Страдание солдата не вызывает противоречий в его душе. В сцене наказания полковник все тот же – тот же румянец, та же походка. Он уверен, что он имеет полное право ударить солдата.

2. Полковник в рассказе не мог поступить иначе, так как если бы он не поступил так жёстко, он бы мог потерять всякий авторитет. 





– «Очевидно, он что–то знает такое, чего я не знаю, – думал я про полковника.

Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Но сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник 

Личностные:

– нравственно–этическая ориентация;

– интерес к творчеству автора;

– любовь и уважение к своему языку;

Регулятивные:

контроль и самоконтроль;

Коммуникативные:

– взаимодействие с учителем и сверстниками;

– соблюдение правил речевого поведения;

– умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

– развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

– построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.

V. Рефлексия.

Цель этапа:

подвести итог, оценить свою работу на уроке


– Теперь обратимся к названию рассказа. Как вы понимаете его смысл? 


Вывод: действительно, в этом произведении говорится о сложном нравственном выборе. У каждого человека есть 2 пути – идти дорогой добра, совершать благие дела, или творить зло, приносить людям несчастье и страдание.


– Ребята, что мы сегодня рассматривали на уроке? Кто сможет назвать тему?


– А давайте мы вернемся к вопросу, поставленному в начале урока – Кто из двух волков победит: светлый или темный? Как на этот вопрос ответил бы Л.Н. Толстой?


– Л.Н. Толстой считал, что если не можешь противиться злу, то лучше отойти от него, постараться быть лучше. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.


– Я хочу вам сказать спасибо за урок. А сейчас оцените свою работу сами. У вас на партах лежат сердечки, вы можете отдать это сердечко тому, кто, по вашему мнению, показал свои знания. Или же вы можете их оставить себе, если считаете, что на уроке вы тоже хорошо поработали.

– Случившееся после бала изменило и самого героя, и его жизненные взгляды.








–Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала»



Ответы детей.

Регулятивные:

– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VI.Домашнее задание.

Цель этапа:

объяснить ход выполнения домашнего задания.

Прочитать рассказ А.П. Чехова «О любви»

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные:

– планируют необходимые действия.

























Приложение



Во время бала

После бала

Место действия

Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещики–любителя, буфет великолепный.

Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что–то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана.

Музыка

Танцевал до упаду – и кадрили, и

вальсы, и польки, мазурку.


Музыка весёлая, праздничная.


Звуки флейты и барабана; жёсткая,

нехорошая

музыка; неприятная

визгливая мелодия.


Персонажи

Варенька: «...Прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, держалась она необыкновенно прямо... царственный вид, ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа. В белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. ...Высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Нельзя было не любоваться».



«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a laNicolas I, подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Сапоги, обтянутые штрипками, – хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником»

Солдаты: «в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружье к ноге, и не двигались»




«Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Это было что–то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека»





«И, не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата.

Подать свежих шпицрутенов! – крикнул он, оглядываясь, и увидел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся»




Чувства Ивана Васильевича

«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен – был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви.  Я обнимал в то время весь мир своей любовью»

«Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой. Почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот–вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил. Заснул только к вечеру, и то после того, кик пошел к приятелю и напился с ним совсем пьян»

Детали

Натянул замшевую перчатку на правую руку, – надо все по закону

Он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата