Художественные особенности лирики Сергея Есенина
Пространственная организация лирики Сергея Есенина
Солнца луч золотой
Бросил искру свою
И своей теплотой
Согрел душу мою.
(«И.Д. Рудинскому» 1911)
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
Долина тихая внимает
Журчанью мирного ручья.
И темный лес, склоняся, дремлет,
Под звуки песен соловья.
(«Ночь» 1910-1912)
Цветопись
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
(«Там, где капустные грядки…» 1910)
Дымом половодье
Зализало ил.
Желтые поводья
Месяц уронил.
Еду на баркасе,
Тычусь в берега.
Церквами у прясел
Рыжие стога.
(«Дымом половодье …» 1910)
Цветопись
В терем темный, в лес зеленый ,
На шелковы купыри,
Уведу тебя под склоны
Вплоть до маковой зари.
(«Темна ноченька, не спится…» 1910)
В палитре есенинской Руси множество оттенков и полутонов:
Выткался на озере алый цвет зари.
(«Выткался на озере алый цвет зари…»1910)
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха ………………………
Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.
(«Заиграй, сыграй, тальяночка…» 1912)
Метонимия и метафора
По меже на переметке
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы – кроткие монашки.
(«Край любимый!...»1914 )
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
(«Гой ты, Русь моя родная…» 1914)
Правит Русь праздники победные,
Гудит земля от звона монастырского .
(«Богатырский посвист» 1914 )
Образный ряд
Покраснела рябина,
Посинела вода.
(«Покраснела рябина…»1916)
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
(«Зеленая прическа…» 1918)
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клен перед костром зари.
(«Исповедь хулигана» 1920)
Черемуха душистая,
Развесившись стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
(«Черемуха» 1915)
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
(«Клен ты мой опавший…» 1925)
Цветопись
Неуютная жидкая лунность …
………………………………
Мне теперь по душе иное…
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
(«Неуютная жидкая лунность…» 1925)
Снежная равнина, белая луна ,
Саваном покрыта наша сторона.
(«Снежная равнина…» 1925)
Олицетворение. Гротеск.
Уж вечер. Жидкой позолотой
Закат обрызгал серые поля.
Деревья олицетворяют
опустошенность, обездоленность:
И ноги босые, как телки под ворота,
Уткнули по канавам тополя.
И клены морщатся ушами длинных веток,
И бабы охают в немую полутьму.
Эвфемизм
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Кольцевая композиция
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
……………………………………
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь