СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественный стиль

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности художественного стиля

Художественный стиль — это стиль художественной литерату­ры. Цель — сообщение определённой информации и эмоциональ­но-эстетическое воздействие на читателя. В своих произведениях писатели и поэты рассказывают о жизни народа. Они раскрыва­ют духовный мир персонажей. Передают своеобразие их речи. Поэтому в художественных текстах широко используется разго­ворный стиль.

Сфера употребления разговорного стиля — бытовые отноше­ния. Функция — общение, обмен мыслями, информацией по бытовым вопросам. Основные черты разговорного стиля:

  • диалогичность;
  • неофициальность;
  • простота общения;
  • неподготовленность речи;
  • эмоциональность, образность, конкретность;
  • использование мимики и жестов.

В основе разговорного стиля лежит разговорная речь, которая имеет следующие особенности.

На лексическом и словообразовательном уровне:

—            основной фонд лексики составляют нейтральные, обще­употребительные слова;

  • используются слова со сниженной стилистической окрас­кой. Они даются в словарях с пометой «разг.» (разговорные). Они не нарушают нормы литературной речи, вызывают ощущение простоты: печка, застрять, хворь;
  • употребляются слова с ещё более сниженной стилистичес­кой окраской. В словарях они имеют помету «прост.» (простореч­ное). Просторечные слова из-за своей грубости являются нежела­тельными даже в непринуждённой беседе, например: мыкаться — ходить, базарить — шуметь, ошпарить — обжечь;

—  часто используются разговорные фразеологизмы: заморить червячка; подложить свинью; сколько лет, сколько зим; танце­ вать от печки;

—  в словосочетаниях происходит сокращение слов, напри­мер: участковый милиционер участковый, медицинская сест­ра медсестра.

При замене словосочетания одним словом ис­пользуется суффикс -к(а), например: поливальная машина —поливалка.

На морфологическом уровне:

  • наиболее часто употребляются личные местоимения (я, ты, он, мы и др.);
  • широко используются глаголы повелительного и сослага­тельного наклонения. Употребляются все три времени глагола с преобладанием настоящего времени.
  • употребляются варианты форм родительного и предложно­го падежей на -у (в отпуску);
  • активно употребляются частицы (ну, значит, вот), междо­метия (батюшки, вот тебе и на, фу ты), междометные глаголы (бах, бац, шмяк).

На синтаксическом уровне:

  • употребляются односоставные и прерванные предложения (недоговорённые);
  • неполные предложения (восполняются обстановкой речи);
  • повторы сказуемого (я жду, жду);
  • пропуск подлежащего и сказуемого (Чаю?);

—      свободный, часто обратный порядок слов. Замечательные образцы разговорной речи дал В. М. Шукшин. В его произведениях мы находим не только стилистически окра­шенную лексику и грамматические средства. Писателю удаётся показать интонационные особенности разговорного стиля: значи­мые паузы, эмоциональное напряжение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Художественный стиль»

  МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН  РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПО ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ПРИ УЗГУМЯ     САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  ПО МОДУЛЮ “2.1. ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ”.  НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОЛОГИЯ И ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКАМ (РУССКИЙ ЯЗЫК)      ВЫПОЛНИЛА: Худайкулова Феруза Холовна.  ПРОВЕРИЛА: д.п.н., профессор Л.Т.АХМЕДОВА

  МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

  • РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПО ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ПРИ УЗГУМЯ   САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МОДУЛЮ “2.1. ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ”. НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОЛОГИЯ И ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКАМ (РУССКИЙ ЯЗЫК)   ВЫПОЛНИЛА: Худайкулова Феруза Холовна. ПРОВЕРИЛА: д.п.н., профессор Л.Т.АХМЕДОВА
Сравнительная характеристика «Толстого» и «Тонкого» в рассказе «Толстый и тонкий« А.П. Чехова.  ДИАГРАММА ВЕННА Толстый Тонкий Женат;  имеет сына-подростка;  чин коллежского асессора;  один орден; Не известно о его семье; чин тайного советника; небогатый;  с особым почтением относится к людям, которые выше его по чину;  не скрывает своего чинопочитания даже перед своим другом детства. есть два ордена;  богатый; считает, что чины не должны влиять на старинную дружбу;  ему неприятно чинопочитание и рабское благоговение, которое показывает его друг.    друзья с детства;  мужчины средних лет;  одинаковое начальное образование;  вместе учились в гимназии;  чиновники.

Сравнительная характеристика «Толстого» и «Тонкого» в рассказе «Толстый и тонкий« А.П. Чехова.

ДИАГРАММА ВЕННА

Толстый

Тонкий

Женат; имеет сына-подростка; чин коллежского асессора; один орден;

Не известно о его семье;

чин тайного советника;

небогатый; с особым почтением относится к людям, которые выше его по чину; не скрывает своего чинопочитания даже перед своим другом детства.

есть два ордена; богатый;

считает, что чины не должны влиять на старинную дружбу; ему неприятно чинопочитание и рабское благоговение, которое показывает его друг.

друзья с детства; мужчины средних лет; одинаковое начальное образование; вместе учились в гимназии; чиновники.

Двухчастный дневник на материале рассказа  И. Тургенева «Муму» ЦИТАТА КОММЕНТАРИЙ   Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. Герасим приехал из деревни, где он жил вольготно. Его вырвали из обычной для него среды.  Всё это происходило весною. Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой. Через год, Капитон все равно не изменился, стало еще хуже. Как человек был непригоден ни к чему.  И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Герасим так и не женился. Герасим до сих пор бобылём живёт в своей ветхой избушке, на женщин даже не глядит и «ни одной собаки у себя не держит

Двухчастный дневник на материале рассказа И. Тургенева «Муму»

ЦИТАТА

КОММЕНТАРИЙ

Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье.

Герасим приехал из деревни, где он жил вольготно. Его вырвали из обычной для него среды.

Всё это происходило весною. Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой.

Через год, Капитон все равно не изменился, стало еще хуже. Как человек был непригоден ни к чему.

И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен.

Герасим так и не женился. Герасим до сих пор бобылём живёт в своей ветхой избушке, на женщин даже не глядит и «ни одной собаки у себя не держит

Трехчастный дневник на материале рассказа И. Тургенева «Муму»

Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке

ЦИТАТА

Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом

Герасиму очень нравилась Татьяна, он делал ей подарки и собирался просить ее руки у барыни.

КОММЕНТАРИЙ

ВОПРОСЫ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Герасим возился с Муму , укладывал ее, обтирал. Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. Герасим сам ее любил без памяти... и ему было неприятно, когда другие ее гладили

Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее... Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки...

Если бы он захотел, то женился бы на Татьяне, так как все его боялись. Почему он уступил Татьяну Капитону?

Если Герасим собирался уехать в деревню, даже вопреки воле барыни, нужно ли было топить Муму? Взял бы ее с собой?

Герасим ничего не слыхал, ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды; для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас.

Зачем он так привязался к собачке , если так жестоко с ней поступил?

Интеллект-карта по разделу «ЛЕКСИКОЛОГИЯ» место в лексической системе языка Описательная / синхронная Лексикология эмоционально- стилистические оттенки Историческая / диахроническая использование слов в процессе общения термин лексикология используется в узком значении (А.В. Калинин, А.П. Мордвилко, М.И. Фомина) рассматривает происхождение слов пути и способы обновления лексической системы В широком смысле слово семасиология ономасиология этимология

Интеллект-карта по разделу «ЛЕКСИКОЛОГИЯ»

место в лексической системе языка

Описательная / синхронная

Лексикология

эмоционально- стилистические оттенки

Историческая / диахроническая

использование слов в процессе общения

термин лексикология используется в узком значении (А.В. Калинин, А.П. Мордвилко, М.И. Фомина)

рассматривает происхождение слов

пути и способы обновления лексической системы

В широком смысле

слово

семасиология

ономасиология

этимология

Интеллект-карта И.А.Крылов «Демьянова уха»

Интеллект-карта И.А.Крылов «Демьянова уха»

ПОПС формула на материале произведения М.Шолохова «Судьба человека» на тему: «Смысл жизни»

П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения)

… я считаю, что каждый человек должен сам строить свою судьбу и не падать духом не смотря ни на какие обстоятельства.

О – обоснование (на чём вы обосновываетесь, довод в поддержку вашей позиции)

… потому, что война отняла у него все самое дорогое, что он имел. Семья его погибла, дом разрушен. Податься некуда. Казалось после всех испытании, выпавших на его долю, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод)

… например, понимая как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу, у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни .

С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции)

таким образом, я считаю, что Андрей Соколов проявил себя не только как храбрый, мужественный солдат, но нашел в себе силы посвятить себя воспитанию молодого поколения, не смотря на трагически сложившуюся судьбу.

КЕЙС СТАДИИ «Маленький мужчина» Мальчик подходит к хозяину машины и спрашивает: - Не помыть ли вашу машину?, на что хозяин машины дает ему денег посчитав его попрошайкой. Мальчик злобно отворачивается сказав – Я не попрошайка. Хозяин вслед кричит мальчику, чтоб он помыл стекла и фары машины но он говорит что этой тряпкой моет колеса и что она может поцарапать стекла, тогда хозяин просит помыть колеса. У них развязывается разговор, мальчик рассказывает что отец ушел из семьи, мать заболела и что ему приходиться работать и учиться, но он не жалуется на жизнь –Я здоровый, руки ноги целы, попрошайничать не буду, работаю как могу – говорит он. Хозяин машины дает ему много денег, на что мальчик говорит что это слишком много, он сует их ему в карман сказав чтобы что-нибудь купил маме. В конце ролика он желает здоровье его маме, женщине которая вырастила такого сына.

КЕЙС СТАДИИ «Маленький мужчина»

Мальчик подходит к хозяину машины и спрашивает:

- Не помыть ли вашу машину?, на что хозяин машины дает ему денег посчитав его попрошайкой. Мальчик злобно отворачивается сказав – Я не попрошайка. Хозяин вслед кричит мальчику, чтоб он помыл стекла и фары машины но он говорит что этой тряпкой моет колеса и что она может поцарапать стекла, тогда хозяин просит помыть колеса. У них развязывается разговор, мальчик рассказывает что отец ушел из семьи, мать заболела и что ему приходиться работать и учиться, но он не жалуется на жизнь –Я здоровый, руки ноги целы, попрошайничать не буду, работаю как могу – говорит он. Хозяин машины дает ему много денег, на что мальчик говорит что это слишком много, он сует их ему в карман сказав чтобы что-нибудь купил маме. В конце ролика он желает здоровье его маме, женщине которая вырастила такого сына.

КЕЙС СТАДИИ «Маленький мужчина» Проблема Ключевая лексика, отображающая проблему Конфликт между хозяином машины и мальчиком, пренебрежительно посмотрел, посчитав, что он попрошайка. Причины возникновения проблемы Помыть машину? Бросил отец Дал деньги Ваши действия/поступки в создавшейся проблемной ситуации Решение проблемы Я не попрошайка! На месте хозяина машины, я попробовала бы помочь семье мальчика материально. Временно, пока мать поправиться, показала бы ее врачу. Мать больна не может работать Найти мальчику постоянную легкую работу. Отец ушел Нужны деньги на лекарства и питание Обратиться в органы опеки. Мать болеет Провести беседу в махалле, где проживает мальчик. Руки ноги целы! Маленький мужчина.

КЕЙС СТАДИИ «Маленький мужчина»

Проблема

Ключевая лексика, отображающая проблему

Конфликт между хозяином машины и мальчиком, пренебрежительно посмотрел, посчитав, что он попрошайка.

Причины возникновения проблемы

Помыть машину?

Бросил отец

Дал деньги

Ваши действия/поступки в создавшейся проблемной ситуации

Решение проблемы

Я не попрошайка!

На месте хозяина машины, я попробовала бы помочь семье мальчика материально. Временно, пока мать поправиться, показала бы ее врачу.

Мать больна не может работать

Найти мальчику постоянную легкую работу.

Отец ушел

Нужны деньги на лекарства и питание

Обратиться в органы опеки.

Мать болеет

Провести беседу в махалле, где проживает мальчик.

Руки ноги целы!

Маленький мужчина.