СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Художественная роспись надглазурными красками»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Программа «Художественная роспись надглазурными красками» имеет художественно - эстетическую направленность. В ходе её освоения дети приобщаются к искусству художественной росписи по эмали (финифти), керамике и фарфору, приобретают художественные способности и навыки работы, воображение и аккуратность, координацию, мелкую моторику руки…

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические навыки и умения в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создаёт условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, а также проявлять свои лидерские качества. Программа заинтересует ребёнка, разбудит стремление к художественному самовыражению и творчеству, а выполненная им работа вызовет чувство радости, удовлетворения и восхищения. Программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории художественной росписи по эмали (финифти), керамике и фарфору, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Поскольку надглазурная роспись выполняется ручным способом с использованием керамических красок при росписи эмали (финифти), керамической плитки и фарфора, эти три дисциплины объединены в одну большую программу. Тем самым программа «Художественная роспись надглазурными красками» не только даст основательную базу по данному виду художественной деятельности, но и создаст для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном

поле данного образовательного учреждения, а при особой одарённости ребёнка – за его пределами в специализированных художественных вузах.

При реализации программы «Художественная роспись надглазурными красками» со сроком обучения 3 года, в 3, 4, 5 классах, продолжительность учебных занятий составляет 198 часов в году, по 3 часа в неделю. Содержание программы направлено на изучение истории возникновения художественных промыслов, обучение учащихся владению техникой росписи, законам основных цветосочетаний, последовательности наложения красок, обжигу в муфельной печи и др.

Целью занятий по предмету «Художественная роспись надглазурными красками» является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащихся, овладение знаниями и представлениями о предмете, формирование практических навыков и умений в области художественного творчества, устойчивого интереса к самостоятельной работе над художественной росписью по эмали, керамике и фарфору.

Задачи:

  • развитие наблюдательности, умения видеть и воспринимать

           красоту    окружающего мира;

  • развитие эстетических, художественных, творческих способностей

           и дарований в их органичном взаимодействии;

  • уметь владеть техникой росписи в 3-4 цвета;
  • понимать законы основных цветосочетаний;
  • знать последовательность наложения красок в зависимости от

          температуры их плавления;

  • знать законы построения орнаментальной композиции в

 живописи;

  • знать основы пластической анатомии животных и человека;
  • знать основные законы перспективы и нанесения теней.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета «Художественная роспись надглазурными красками» используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы) ;
  • практический (самостоятельная работа).

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и традициях изобразительного творчества в области расписных эмалей, керамики и фарфора.

Просмотр содержимого документа
««Художественная роспись надглазурными красками»»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Черняховская художественная школа им. Марии Тенишевой»



Рабочая программа

«Художественная роспись надглазурными красками»

Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»

для учащихся 3;4;5классов.

Срок реализации программы 3 года

Количество часов 594









Разработчик программы Баркалова Екатерина Андреевна

Преподаватель высшей категории

МАУДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой




Черняховск 2017г

"Одобрено"

методическим советом МАУ ДО"Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой"



25августа 2017 г.


"Утверждаю"

Директор - Карпичева Ирина

Викторовна ________





25 августа 2017 г.







Организация-разработчик: МАУ ДО "Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой".



Разработчик: Баркалова Екатерина Андреевна, преподаватель высшей категории МАУ Д О "Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой".
















Содержание

I. Пояснительная записка:
-характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе;

-срок реализации программы;

-объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;

-форма проведения учебных аудиторных занятий;

-цель и задачи программы учебного предмета;

-методы обучения;

-описание материально технических условий для реализации

программы учебного предмета


II. Содержание учебного предмета:

-тематический план

-содержание тем и разделов


III. Требования к уровню подготовки учащихся



IV. Формы и методы контроля, система оценок



V. Методическое обеспечение








I. Пояснительная записка.

Программа «Художественная роспись надглазурными красками» имеет художественно - эстетическую направленность. В ходе её освоения дети приобщаются к искусству художественной росписи по эмали (финифти), керамике и фарфору, приобретают художественные способности и навыки работы, воображение и аккуратность, координацию, мелкую моторику руки…

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические навыки и умения в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создаёт условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, а также проявлять свои лидерские качества. Программа заинтересует ребёнка, разбудит стремление к художественному самовыражению и творчеству, а выполненная им работа вызовет чувство радости, удовлетворения и восхищения. Программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории художественной росписи по эмали (финифти), керамике и фарфору, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Поскольку надглазурная роспись выполняется ручным способом с использованием керамических красок при росписи эмали (финифти), керамической плитки и фарфора, эти три дисциплины объединены в одну большую программу. Тем самым программа «Художественная роспись надглазурными красками» не только даст основательную базу по данному виду художественной деятельности, но и создаст для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном

поле данного образовательного учреждения, а при особой одарённости ребёнка – за его пределами в специализированных художественных вузах.

При реализации программы «Художественная роспись надглазурными красками» со сроком обучения 3 года, в 3, 4, 5 классах, продолжительность учебных занятий составляет 198 часов в году, по 3 часа в неделю. Содержание программы направлено на изучение истории возникновения художественных промыслов, обучение учащихся владению техникой росписи, законам основных цветосочетаний, последовательности наложения красок, обжигу в муфельной печи и др.

Целью занятий по предмету «Художественная роспись надглазурными красками» является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащихся, овладение знаниями и представлениями о предмете, формирование практических навыков и умений в области художественного творчества, устойчивого интереса к самостоятельной работе над художественной росписью по эмали, керамике и фарфору.

Задачи:

  • развитие наблюдательности, умения видеть и воспринимать

красоту окружающего мира;

  • развитие эстетических, художественных, творческих способностей

и дарований в их органичном взаимодействии;

  • уметь владеть техникой росписи в 3-4 цвета;

  • понимать законы основных цветосочетаний;

  • знать последовательность наложения красок в зависимости от

температуры их плавления;

  • знать законы построения орнаментальной композиции в

живописи;

  • знать основы пластической анатомии животных и человека;

  • знать основные законы перспективы и нанесения теней.


Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета «Художественная роспись надглазурными красками» используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы) ;

  • практический (самостоятельная работа).

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и традициях изобразительного творчества в области расписных эмалей, керамики и фарфора.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечному фонду, аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами. Класс должен быть просторным, светлым, оснащён необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.


II.Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Художественная роспись надглазурными красками» построено с учётом возрастных особенностей учащихся, а также с учётом особенностей развития их пространственного мышления, включает теоретическую и практическую части. Следует обратить внимание, что учащиеся с заболеванием органов зрения, нарушением координации движения рук, дальтонизма и аллергии на рабочие материалы к обучению по медицинским показателям допускаются с осторожностью. Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории изобразительного творчества в области расписных эмалей, керамики и фарфора, центрах художественных промыслов, исторических сведениях о традиционных видах художественной росписи надглазурными красками. Практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте, а также применение полученных знаний и умений в быту.


Учебно-тематический план

Первый год обучения (первое полугодие 48 часов)

(художественная роспись по эмали (финифть))

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

общее

аудиторное

сам. раб.

1

Введение в программу. Цели и задачи. Знакомство с учебным планом

3

3

-

2

Знакомство с оборудованием и техника безопасности при работе с муфельной печью.

9

6

3

3

Знакомства с художественными материалами. Подготовка красок.

3

3

-

4

Изготовление контрольной палитры.

6

3

3

5

Нанесение рисунка на эмалевую поверхность.

9

6

3

6

Технологический процесс.

9

6

3

7

Самостоятельная работа

9

6

3


48

33

15

Содержание программы 1

« Художественная роспись по эмали (финифти)»

Финифть-древнерусское название эмали, а произошло оно от греческого «финифтис», что означает - блестящий. Финифть - прочное стекловидное покрытие, нанесённое на металлическую пластину(медную, стальную, серебряную, золотую), и выполняется специальными красками на основе стекла с добавлением различных окислов металлов, закреплённых обжигом при температуре 800-900*. Искусство украшения финифтью металлических изделий пришло в Россию из Византии ещё в 10 в. Одновременно с принятием христианства и достигло своего совершенствования на Руси в 16-17 веках. Финифть применяют для исполнения миниатюрных портретов, украшений, ювелирных изделий, икон, гербов и других предметов роскоши. Художественная эмаль во все времена ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день признана ведущими искусствоведами как живопись 21 века. Миниатюра на эмали играла значительную роль в истории искусства, существовала как вполне оригинальный и самостоятельный его вид. Роспись эмали близка по технике к росписи фарфора. Роспись по эмали вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается воздействию таких факторов, как перепады температуры и влажности, загрязнения. Роспись по эмали практически никогда не повторяется. Поэтому эмали всегда были и остаются элитарным видом искусства.


Первый год обучения

( первое полугодие 48 часов)

  1. Введение в программу. Цели и задачи программы. Знакомство с учебным планом, организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

2) Знакомство с оборудованием и техника безопасности при работе с муфельной печью. Для обжига эмалевых пластинок (финифти) лучшим приспособлением является муфельная печь .Особенности обжига в муфельной печи. Соблюдение техники безопасности при работе с электрооборудованием.

3) Знакомство с художественными материалами. Подготовка надглазурных красок для работы. Растирание красок стальным шпателем. Сухой пигмент краски растереть шпателем с применением машинного масла до однородной консистенции в течение 15 минут (на одну краску).

4) Изготовление контрольной палитры с последующим обжигом красок. Разложить подготовленные цвета на палитре (в качестве палитры используем эмалевую пластинку) с помощью кисти и с учётом температуры плавления каждой краски. Цвета пронумеровать.

5) Нанесение рисунка на эмалевую поверхность. Способы нанесения рисунка. Научить детей трём способам нанесения рисунка на рабочую поверхность.

а) нанесение рисунка от руки

б) нанесение рисунка на кальку

в) нанесение рисунка способом «припорох»

6). Технологический процесс. Какие этапы включает в себя

технологический процесс росписи по эмали (финифти)

а) нанесение рисунка на пластинку

б) живопись над глазурными красками

в) просушка

г) устранение небольших дефектов (потекла краска, мусоринки в

работе)

д) обжиг изделия

7) Самостоятельная работа с учётом всех технологических процессов. Свободная композиция.




Первый год обучения (второе полугодие 51 час)


п/п

Наименование темы

Кол-во часов

общее

аудиторное

сам. раб.

1

Живопись по эмали (финифти).

Самостоятельная работа

9

6

3

2

Смешение красок

9

6

3

3

Способы устранения погрешностей в работе.

6

5

1

4

Закрепление краски. Продолжительность обжига.

6

5

1

5

"Розы." Самостоятельная работа. Не сложная цветочная роспись.

10

7

3

6

Пейзаж "Времена года."

12

9

3


51

37

14


  1. Живопись по эмали (финифти). Самостоятельная работа. Последовательность нанесения красок с учётом температуры плавления каждой краски. При работе сначала необходимо наносить краски на поверхность пластинки, плавящиеся при высокой температуре(700-800*с), затем те, которые оплавляются при более низкой температуре(400-600*с). Таким образом можно избежать недожога или выгорания красок. Недожог-дефект не менее опасный, чем выгорание краски, т. к. в этом случае краски не держатся на эмалевой поверхности, осыпаются, на них образуются трещины и т. п. В результате пережигания краски обычно выгорают, изменяя свой цвет: розовые и пурпурные краски станут синеватыми, бирюзовые-серыми.

  2. Смешение красок. Какие краски смешивать можно, а какие необходимо использовать только в чистом виде. При росписи эмалевых поверхностей необходимо использовать чистые краски, избегая их смешивания. Другими словами, данный способ получения новых цветов, к которому прибегают в других видах росписи и в живописи, при росписи по эмали в целом не применим. В принципе, некоторые краски допускают смешивание, но их так мало, что полагаться на этот способ не рекомендуется.

  3. Способы устранения погрешностей в работе. Если рисунок нанесён неудачно, его нужно исправить до обжига, т. к. после него это будет невозможно сделать. Краску в этом случае можно смыть скипидаром, вытереть тряпочкой или снять подточенным концом тонкой деревянной палочки.

  4. Закрепление краски. Перед каждым обжигом живопись просушивают в муфельной печи при температуре 200-300*с. Это необходимо для того, чтобы «испарилось» масло из красок. Повышение температуры сушки приводит к тому, что флюс начинает плавиться. Поскольку в процессе просушки в результате выгорания органических примесей образуется большое количество газов, краски могут начать пузыриться, а это означает, что работа будет непоправимо испорчена. Чтобы избежать этого, сушку проводят в муфельной печи с приоткрытой дверцей, давая газам полностью испариться. В процессе просушки поверхность пластинки может приобрести коричневатый оттенок, но после обжига он исчезает. Обжиг производят при температуре 800*с в течение 1,5-3 минуты. Продолжительность обжига желательно делать более короткой, чтобы флюс, расплавившись, не успел вступить во взаимодействие с красителями и эмалевой основой, что приводит к такому дефекту, как опускание краски в грунт. Кроме того, при длительном обжиге, краски могут утратить свою яркость. Знаком того, что обжиг закончен, является блеск эмалевой пластинки.

  5. « Розы». Самостоятельная работа. Несложная цветочная роспись с учётом всего технологического процесса.

а) выполнение эскиза на бумаге

б) перенос эскиза с бумаги на кальку

в) перенос с кальки на эмалевую поверхность

г) живопись огнеупорными красками

д) просушка в муфельной печи и устранение погрешностей

ж) обжиг эмалевой пластины в муфельной печи

5. «Пейзаж». Несложный пейзажный мотив «Времена года» с

учётом всего технологического процесса

а) выполнение эскиза на бумаге

б) перенос эскиза с бумаги на кальку

в) перенос с кальки на эмалевую поверхность

г) живопись огнеупорными красками

д) просушка в муфельной печи

ж) обжиг эмалевой пластины в муфельной печи


Учебно-тематический план.

Второй год обучения (первое полугодие 48 часов) ("Художественная роспись по керамической плитке")

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

общее

аудиторное

сам. раб.

1

Изучение приемов кистевой росписи.

6

5

1

2

Правила обжига керамической плитки в муфельной печи.

3

2

1

3

Геометрический узор в квадрате.

9

6

3

4

Композиция из растительных элементов.

9

6

3

5

Композиция "Цветы и бабочки"

9

6

3

6

Композиция "Натюрморт"

12

9

3


48

34

14


Второй год обучения (второе полугодие 51 час)


п/п

Наименование темы

Кол-во часов

общее

аудиторное

сам. раб.

1

Композиция "Цветущая ветка"

9

6

3

2

Композиция "Жар-птица"

9

6

3

3

Композиция Геометрический узор

9

6

3

4

Композиция "Городские мотивы", "Мой город"

12

9

3

5

Композиция "Фантастические животные"

12

9

3


51

36

15


Содержание программы. 2

«Роспись керамической плитки». Керамика - один из наиболее «благородных» материалов для декорирования. К керамике относятся изделия и материалы, получаемые из однородной смеси глинистых материалов, а также оксидов металлов и других неорганических соединений с минеральными и искусственными добавками методами формования и упрочняемые в процессе обжига. Керамика получила широкое распространение во всех областях жизни - в быту(бытовая посуда), строительстве(кирпич, черепица, трубы, плитка, изразцы), технике, скульптуре и прикладном искусстве. В понятие художественной керамики входят керамические изделия различного назначения: столовая, чайная и кофейная посуда, декоративно-художественные и сувенирные изделия, скульптура и т. п. О существовании керамики в те далёкие времена свидетельствуют находки, сделанные во время археологических раскопок. Уже в 4-м тысячелетии до н.э. египтяне владели секретом изготовления цветных глазурованных изделий, ассирийцы - цветных глазурованных кирпичей и изразцов с рельефом. Постепенно это производство стало достоянием Греции, а затем перекочевало и на территорию современной Италии. На территории нашей страны производство керамики возникло за сотни лет до н. э. Уже в 3 веке до н. э. люди, населявшие Поволжье и местности в районе рек Москвы и Клязьмы, пользовались глиняной посудой.


Второй год обучения (первое полугодие 48 часов)

1. Изучение приёмов кистевой росписи. Положение руки при выполнении кистевой росписи. Использование специальной скамейки, на которой располагается рука и под которой находится расписываемое изделие.

2. Правила обжига керамической плитки в муфельной печи. Обжиг в печи с нанесённым рисунком выполняют при температуре 800*с. Сразу ставить в печь расписное изделие запрещается. Необходимо произвести просушку изделия при температуре 300*с, исправить погрешности в росписи, растекание краски, попадание мусоринок в работу, а затем следует произвести обжиг. После завершения обжига, изделие следует оставить в печи до полного её остывания, иначе произойдёт разрушение плитки в связи с резким перепадом температуры.

3. «Геометрический узор в квадрате» (15 на 15) или (10 на 10)

а) выполнение эскиза несложного геометрического узора на бумаге в размер керамической плитки

б) перенесение рисунка с эскиза на кальку

в) перенесение рисунка с кальки на керамическую плитку

г) выполнение живописи огнеупорными красками с помощью кисти

д) просушка изделия в муфельной печи, исправление погрешностей

е) обжиг изделия в муфельной печи с последующим остыванием.

4. «Композиция из растительных элементов». Роспись несложных растительных элементов (листья, цветы, бутоны) кистью без предварительного эскиза с последующим обжигом. Самостоятельная работа с использованием кистевой свободной росписи, включая весь технологический процесс.

5. Композиция «Цветы и бабочки». Составление композиции на основе растительных элементов (листья, цветы) с включением насекомых (бабочки, стрекозы)

а ) выполнение предварительного эскиза на бумаге в размер

керамической плитки

б) перенесение рисунка с эскиза на кальку

в) перенесение рисунка с кальки на поверхность керамической плитки

г) выполнение живописи надглазурными красками

д) просушка изделия в муфельной печи с открытой дверцей,

исправление погрешностей

ж) обжиг изделия в муфельной печи с последующим остыванием

6. Композиция «Натюрморт». Составление композиции из простых предметов (кувшин, яблоко, груша…). Композиционное размещение изображения в квадрате или прямоугольнике, выполнение кистью и пером надглазурными красками.

а) выполнение предварительного эскиза на бумаге в размер

керамической плитки

б) перенесение рисунка с эскиза на кальку

в) перенесение рисунка с кальки на поверхность керамической плитки

г) выполнение живописи надглазурными красками

д) просушка работы в муфельной печи, исправление погрешностей

ж) обжиг в муфельной печи с последующим остыванием.


Второй год обучения (второе полугодие 51 час)

  1. «Цветущая ветка».

Составление композиции «Цветущая ветка» для керамической плитки.

а) выполнение эскиза на бумаге в размер плитки

б) перенесение рисунка с эскиза на кальку

в) перенесение рисунка с кальки на плитку

г) выполнение живописи огнеупорными красками с помощью кисти

д) просушка изделия в муфельной печи, исправление дефектов

ж) обжиг изделия с последующим остыванием


  1. « Жар-птица».

Составление композиции на тему «Жар- птица» для

керамической плитки.

а) выполнение эскиза на бумаге в размер плитки

б) перенесение рисунка с эскиза на кальку

в) перенесение рисунка с кальки на плитку

г) выполнение живописи огнеупорными красками

д) просушка плитки в муфельной печи и исправление дефектов

ж) обжиг изделия в муфельной печи с последующим остыванием.

3. «Геометрический узор».

а) Выполнение эскиза не сложного геометрического узора в размер

керамической плитки на бумаге

б) перенесение эскиза с бумаги на кальку

в) перенесение рисунка с кальки на плитку

г) выполнение рисунка с использованием пера одним цветом

(чёрный, красный, синий)

д) просушка изделия в муфельной печи, исправление дефектов

ж) обжиг изделия в муфельной печи с последующим остыванием.

4 . Композиция «Городские мотивы», «Мой город».

Выполнение декоративной композиции с использованием

пленэрных зарисовок городских пейзажей.

а) выполнение эскиза в размер керамической плитки

б) перенесение эскиза на кальку

в) перенесение эскиза с кальки на керамическую плитку

г) выполнение рисунка пером одним цветом

д) просушка изделия, исправление дефектов

ж) обжиг изделия в муфельной печи с последующим остыванием

5.Композиция «Фантастические животные».

Выполнение композиции с изображением фантастических образов

животных.

а) выполнение эскиза в размер керамической плитки

б) перенесение эскиза на кальку

в) перенесение эскиза с кальки на керамическую плитку

г) выполнение рисунка в смешанной технике(кистью, пером)

д) просушка плитки в муфельной печи с исправлением дефектов

е) обжиг плитки в муфельной печи с последующим остыванием


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.3 «Роспись фарфора»

В Европе о фарфоре узнали в 15-16 в.в., когда венецианские купцы привезли туда «китайское чудо». Более 2-х веков понадобилось европейцам получить свой фарфор, т. к. тайна китайского фарфора хранилась очень строго. В 1709 г в Германии И.Ф.Бётгером был получен первый европейский фарфор, а в 1710 г.был основан первый в Европе европейский фарфор в г. Мейсене (Саксония). Первый в России фарфоровый завод был основан в 1744 г. В Петербурге, а в1766 г. в селе Вербилки под Москвой английским промышленником Ф.Я. Гарднером была создана частная фабрика, выпускавшая столовую и чайную посуду. В настоящее время существует много современных керамических предприятий по всей стране. Это заводы в Москве, Санкт-Петербурге, Дулёво, Вербилках, Гжели…









Учебно-тематический план

Третий год обучения (первое полугодие 48 часов) (художественная роспись по фарфору)

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

общее

аудиторное

сам. раб.

1

Изучение приемов кистевой росписи при работе с фарфоровой посудой

6

5

1

2

Правила обжига фарфоровых изделий в муфельной печи.

3

2

1

3

Композиция "Волшебный завиток"

12

9

3

4

Композиция "Сказочная Жар-птица"

15

12

3


Композиция "Городской пейзаж"

12

9

3


48

37

11



Третий год обучения(первое полугодие 51 час)

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

общее

аудиторное

сам. раб.

1

Композиция "Цветочная фантазия"

12

9

3

2

Композиция "Мой любимый зверь"

12

9

3

3

"Роспись чашки"

12

9

3

4

Композиция "Сказочный сюжет"

15

12

3


51

39

12




Третий год обучения (первое полугодие 48 часов)


  1. Изучение приёмов кистевой росписи при работе с фарфоровой посудой. Положение руки «на весу» при выполнении росписи .Отличие живописи по эмали от живописи по фарфору состоит лишь в том, что огнеупорные краски наносятся на разный материал. В остальном, вплоть до технических приёмов росписи, эти два способа совершенно идентичны.

  2. Правила обжига фарфоровых изделий в муфельной печи. Первым этапом обжига фарфоровой посуды является просушка после живописи при температуре 300*с. Изделие ставится в камеру муфельной печи с приоткрытой дверцей. Происходит испарение окислов металлов, что предотвращает растекание краски на работе. Остужаем, и если произошло растекание краски, то подчищаем и исправляем. Только после исправления приступаем к обжигу . Работа ставится в холодный муфель, затем выбираем температурный режим (800-900*с), включаем печь и обжигаем 40 минут. После всего отключаем печь и даём остыть, только после полного остывания можно выбрать изделие из печи.

  3. Композиция «Волшебный завиток». Выполнение не сложного растительного орнамента на чашке, кружке (одним цветом) кистью.

а) выполнение эскиза растительного орнамента в размер чашки,

кружки на бумаге

б) перенесение эскиза с бумаги на кальку

в) перенесение эскиза с кальки на рабочую поверхность

г) выполнение живописи одним цветом (синий, зелёный)

д) просушка работы в муфельной печи в вертикальном положении,

исправление дефектов

ж) обжиг в муфельной печи при температуре 900*с 50-60 минут с

последующим остыванием

  1. Композиция «Жар- птица».

Выполнение росписи «Жар- птицы» на блюдце или на тарелке небольшого размера надглазурными красками кистью в 2-3 цвета (голубой, зелёный, красный)

а) выполнение эскиза в размер блюдца или тарелки на бумаге

б) перенесение эскиза с бумаги на кальку

в) перенесение с кальки на рабочую поверхность

г) выполнение живописи

д) просушка работы в муфельной печи в горизонтальном

положении, исправление дефектов

ж) обжиг работы в муфельной печи 50 минут при температуре 800*с

с последующим остыванием

  1. Композиция «Городской пейзаж».

Роспись тарелки не большого размера. Выполнение работы пером одним цветом (чёрный) с добавлением небольших оттенков другого цвета (красный, голубой, жёлтый…) В качестве эскиза можно использовать пленэрные зарисовки.

а) выполнение эскиза в размер тарелки на бумаге

б) перенесение эскиза с бумаги на кальку

в) перенесение эскиза с кальки на рабочую поверхность

г) выполнение живописи пером с добавлением других цветов

д) просушка работы в муфельной печи в горизонтальном

положении, исправление дефектов

ж) обжиг работы в муфельной печи 50 минут при температуре 800*с

с последующим остыванием






Третий год обучения (второе полугодие.51 час)


1. Композиция «Цветочная фантазия». Выполнение росписи цветов (маки, ромашки, васильки) на блюдце или тарелке не большого размера надглазурными красками кистью в 3-4 цвета ( в размер блюдца или тарелки).

а) выполнение эскиза цветов (маки, ромашки, васильки) на бумаге

б) перенесение эскиза с бумаги на кальку

в) перенесение рисунка с кальки на блюдце, тарелку

г) выполнение живописи надглазурными красками кистью с

прочёркиванием стебельков, листиков, тычинок…

д ) просушка работы в муфельной печи в горизонтальном положении

с исправлением дефектов

ж) 0бжиг в муфельной печи 50 минут при температуре 800*с

2. Композиция «Мой любимый зверь». Выполнение росписи животного (кот, собака) на тарелке не большого размера надглазурными красками в 3-4 цвета с использованием кисти и пера.

а) выполнение эскиза животного( в размер тарелки)

на бумаге

б) перенесение рисунка с эскиза на кальку

в) перенесение рисунка с кальки на рабочую поверхность

г) выполнение живописи надглазурными красками кистью в 3-4 цвета

с прочёркиванием пером

д) просушка работы в муфельной печи, исправление дефектов

ж) обжиг работы в муфельной печи в горизонтальном положении

50 минут при температуре 800*с. с последующим остыванием.

3. «Роспись чашки». Самостоятельная работа по выбору учащихся. Роспись кистью на предметах сложной формы. Сюжет по выбору.

а) выполнение эскиза на бумаге

б) перенесение рисунка с эскиза на кальку

в) перенесение рисунка с кальки на рабочую поверхность

г) выполнение живописи

д) просушка в муфельной печи, исправление дефектов

ж) обжиг изделия до полного остывания в печи

4. Композиция «Сказочный сюжет». Роспись тарелки. Выполнение росписи тарелки надглазурными красками кистью и пером на любой сказочный сюжет.

а) выполнение эскиза в размер тарелки на бумаге. По краю

тарелки можно ввести несложный растительный орнамент.

б) перенесение эскиза с бумаги на кальку

в) перенесение рисунка с кальки на рабочую поверхность

г) выполнение живописи кистью и пером на рабочей поверхности

д) просушка работы в муфельной печи в горизонтальном положении

и исправление дефектов

ж) обжиг в муфельной печи 50 минут при температуре 800*с. до

полного остывания




III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ

Результатом освоения учебного предмета « Художественная роспись надглазурными красками» является приобретение учащимися следующих умений и навыков:

  • знание технологии росписи эмали, керамики, фарфора.

  • умение владения техникой росписи в 3-4 цвета.

  • понимание законов основных цветосочетаний.

  • знание и умение последовательности наложения красок в

  • зависимости от температуры их плавления.

  • знание законов построения орнаментальной композиции и

построения элементов растительных форм.

  • знание основных законов перспективы и нанесения теней.

  • знание основ пластической анатомии животных и человека.

  • умение находить живописно-пластические решения для каждой

творческой задачи.

  • умение работать в материале (эмаль, керамика, фарфор,

надглазурные краски).

  • знать и соблюдать технику безопасности.


IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА

ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Оценка качества реализации учебного предмета «Художественная роспись надглазурными красками» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестации. Особым видом аттестации учащихся является итоговая аттестация. В качестве средств текущего контроля и успеваемости являются просмотры и выставки.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.


Формы промежуточной аттестации:

  • Просмотр.

  • Экзамен - творческий просмотр (проводится во внеурочное время).

  • Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия.

  • Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ.

В форме итогового просмотра-выставки проводится: при сроке образовательной программы «Декоративно - прикладное творчество» 5 лет, учебный предмет «Художественная роспись надглазурными красками» проводится в 3, 4, 5 классах.

Итоговая аттестация проводится в форме просмотра-выставки. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.





СИСТЕМА ОЦЕНОК.

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», « удовлетворительно»

5(отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задания на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным выполнением, творческим подходом.

4(хорошо)- ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполняется с незначительными ошибками.

3(удовлетворительно)- ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или по нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям. Предложенные в программе темы заданий по учебному предмету «Художественная роспись надглазурными красками» следует рассматривать как рекомендательные. Это даёт возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики, разнообразные по техникам и материалам задания.

Работа над учебной программой «Художественная роспись надглазурными красками» ведётся в основном во время учебных аудиторных занятий, отведённых на этот предмет. Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.

Итогом каждого из 2х полугодий должна стать , как минимум одна законченная работа, выполненная в материале. После выбора темы начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, обращение к справочному материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, выстраивая графический ряд, затем, если итоговая работа задумана в цвете, - её выполнение в материале (на эмалевой поверхности, на керамической плитке, на предметах кухонной утвари: посуде, блюдцах, чашках, тарелках…


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Самостоятельные работы по росписи просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, выполнение эскиза, выполнение в материале.

Необходимо дать возможность учащемуся глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности. Самостоятельная работа ( внеаудиторная) может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

Для успешного результата в освоении программы «Художественная роспись надглазурными красками» необходимы следующие учебно- методические пособия:

  • Таблицы по этапам работы с надглазурными красками.

  • Наглядные пособия с росписью (расписные эмали,

керамические плитки, посуда)

  • Репродукции мастеров художественной росписи

  • Работы учащихся из методического фонда

  • Методические разработки по художественной росписи

надглазурными красками




СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

  • Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, лампами дневного освещения.

  • Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работы учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски.

  • Демонстрационные: живописные эмали (цветочная роспись, декоративная, иконописная, пейзажная, портретная)

  • Расписные керамические плитки (декоративные, живописные, геометрические)

  • Расписные тарелки, чашки, блюдца (декоративная роспись, живописная, орнаментальная)



VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Д.А. Чирков «Основы художественного ремесла» М., 1979

  2. В.П.Новиков «Современные художественные изделия из

металла» Л., 1990

  1. Л.Д.Самонова «Живопись по эмалям» Ярославль 2007

  2. О.Л.Голубева «Основы композиции» Обнинск, 1996

  3. Н.М.Сокольников «Технология росписи» М., 2000

  4. С.М.Даниэль «Учебный анализ композиции» М., 1984

  5. Ю.П.Урманцев «Симметрия природы и природа симметрии» М.,1974

  6. Л.И.Алфёров « Технология росписи керамики» Ростов- на-Дону, 2000

  7. О.С.Попова «Народные художественные промыслы» М.,1984

  8. Рэчел Байэсс «Роспись керамики» М.,2010

  9. «Белое золото» Классика и современность китайского фарфора. Санкт-Петербург 2007

  10. Н.Н.Волков «Композиция в живописи» М., 1977

  11. Вейль Герман «Симметрия» М., 1968

ЖУРНАЛЫ :

  1. «Декоративное искусство»

  2. «Юный художник»