СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественно- стилистический анализ новеллы И. Шухова "Рассказ о девичьих косах"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный анализ новеллы И.П. Шухова " Рассказ о девичьих косах" для работы  на уроке литературы 8 класса по теме  "Русские писатели Казахстана"

Просмотр содержимого документа
«Художественно- стилистический анализ новеллы И. Шухова "Рассказ о девичьих косах"»

Художественно- стилистический анализ текста новеллы И. П. Шухова «Рассказ о девичьих косах».

Написанное в жанре новеллы произведение «Рассказ о девичьих косах» звучит как песня. Героика гражданской войны, романтика и пафос составили идейное содержание цикла новелл. Слова из «Последней песни» «Он может выпеть себе жизнь» стали эпилогом к «Рассказу о девичьих косах».

Новелла построена по принципу антитезы и описывает один из эпизодов гражданской войны. Несмотря на простоту сюжетной линии, рассказ наполнен поэтическими зарисовками и романтическими отступлениями: « На моей родине удушливые косы девушек тяжелы. Как дым кизячных костров, и притворно недоступны как счастье. Они струятся из накипи черных волос, ослепительно кроткие, вкрадчивые и живые. Я не раз слушал их неуловимое дыхание и не раз, зачарованный звериной прелестью их, путал степные дороги, ронял из рук повода, улыбался во сне и слагал расточительные песни…»

В степи было неспокойно. Шла борьба. Однажды в один из аулов, когда не было мужчин, обрушилась «стая казачьих пик». И есаул сказал: «Мне надоело их тлить и вешать», приказав отрезать косы у девушек. «И косы звенели тускнеющей чешуей монет, воровато сползали с войлока, падали к ногам есаула, впиваясь в его малиновые, как собачья кровь, краги…» Повествование завершается тем, что мужчины аула возвращаются и вешают инициатора расправы на аркане из девичьих кос.

Новелла написана в форме ритмической прозы, в которой ощутимы определенные стопные закономерности, присущие только стиху. Однако в построении новеллы нет строгого ритмического единства, какое имеется в метрическом стихе. В ритмической прозе наблюдается переходная форма, еще далекая от симметричности стиха, но в то же время позволяющая ощутить повышенную ритмичность прозаического текста. Изучение ритма художественной прозы еще не очень изучено, но уже можно сделать вывод, что вносит в произведение это понятие. Вывод: благодаря тому, что новелла написана в форме ритмической прозы, она читается как стихи, написанные светло, броско и ярко. В широком смысле —это поэтическая проза.

«Рассказ о девичьих косах» - это небольшое по объему прозаическое произведение, четко обозначенным острым сюжетом, динамизмом развития действия с выраженной кульминацией и развязкой.

Из названия рассказа возникает  образ девичьей косы. При описании девичьих кос автор следующие художественно-изобразительные средства:

  1. Олицетворения: притворно недоступны, вкрадчивы;

  2. Эпитеты: удушливые косы, ослепительно кроткие, вкрадчивые и живые, степные дороги;

  3. Сравнения: тяжелы, как дым кизячьих костров; недоступны, как счастье.

Произведение Шухова насыщено этнокультуроведческим материалом на уровне слова, словосочетания, словесно- образного комплекса, например, в изображении противоборствующих сторон:

  1. Слова, словосочетания, которые рисуют родину и ее коренных жителей: Моя родина, аул моей возлюбленной, мудрые советы старейшин. Степные люди, скуластые лица, отцы поруганных дочерей, непобедимая плоть;

  2. Слова, словосочетания, которые описывают врагов: колонизаторские крепости, воинские сотни атаманов, адмирал Колчак, английские краги, английские песенки, дикая стая казачьих пик, Карательный эскадрон анненковских сабель, Губа, эскадрон смерти, есаульские погоны.

  3. Использованы слова из казахского и украинского языков: шолпы- золотое или серебряное украшение в косах молодых женщин и девушек. 
    краги – плотные, кожаные накладки, охватывающие икры ног и голени. 

В тексте автор называет девичьи косы: шальной подарок атаману, тяжелая коса, тускнеющая чешуя монет, аркан из кос, крепкий аркан.  

Девичьи косы – аркан. Уже встречалось в тексте это слово.  «Беда, которая падала, как аркан на непокорную голову ревнивой Кобылицы». 
Еще один яркий образ-символ, звук-образ. Когда девушки плели аркан, звучала песня.
«Убийственно», - прошептал есаул и умолк, пораженный песней. 
Образ-символ песни. При изображении этого образа писатель использовал
такие художественно-изобразительные средства: 
1. Сравнения: неукротимая, как смерть; торжествующая, как рождение. 
2. Эпитеты: гортанные вопли. 
3. Метафоры: смерч тоски, отчаяния, ненависти и мести. 

Песня девушек хоть и очень грустная, но это не плач, а торжествующий плач, песня гордых и сильных людей, стремящихся к свободе.

В новеллах русского писателя и поэта Ивана Петровича Шухова очень узнаваемо звучат степные мотивы, оживают родные пейзажные зарисовки, что, помимо собственной художественной значимости литературных произведений, мы ощущаем необъяснимую духовную близость, общность судеб и характеров.