СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Художественное творчество – как условие формирования творческого развития и саморазвития личности ребенка»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших  проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.  

Просмотр содержимого документа
««Художественное творчество – как условие формирования творческого развития и саморазвития личности ребенка»»

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Буткинский Дом детского творчества»











«Художественное творчество – как условие формирования творческого развития и саморазвития личности ребенка»









Педагог дополнительного образования Зенкова Людмила Евгеньевна













с. Бутка. 2014г.

Содержание:





Введение ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 3

  1. Анализ результатов педагогической деятельности……………….. 4

  2. Диагностика результатов…………………………………………… 16

  3. Проектная часть……………………………………………………… 18

  4. Заключение……………………………………………………………. 19

  5. Библиографический список

  6. Приложения





























Введение.

Дополнительное образование играет огромную роль в формировании личности ребенка, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность и толерантность, современный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений в различных жизненных ситуациях. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, цель которого – повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала. В Федеральном Законе «О дополнительном образовании» отмечается, что дополнительное образование направленно на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению им новых знаний. Основополагающими требованиями также является изменение социального заказов со стороны государства, общества, родителей, направленного на новый уровень образования: развитие личностных качеств в процессе обучения, формирование новых навыков умений и способностей, создающих условия развития компетентности личности ребенка. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. А особая роль педагогов дополнительного образования заключается в том, чтобы заметить эти таланты, создать условия их развития, дать детям возможность радоваться собственным открытиям и достижениям. Центральная задача в системе развивающего обучения – формирование умений учиться в процессе активной познавательной деятельности и учебной самостоятельности. Это заставляет педагогов искать средства активизации и управления учебно - познавательным процессом.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.







Анализ результатов педагогической деятельности.

Цель аналитического отчета - самоанализ и самооценка профессиональной деятельности за межаттестационный период, определение круга проблем для дальнейшей работы.




Задачи аналитического отчета:

- проанализировать основные направления профессиональной деятельности в межаттестационный период;

- определение основных проблем и путей их решения.



























Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

Поэтому главной целью моей педагогической деятельности я считаю: развитие творческих способностей и возможностей ребенка, его творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Обосновывая актуальность данной цели, я исхожу из того, что в современных условиях возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, необходимостью подготовки детей к жизни в быстро меняющихся условиях. Проблема развития творческой активности учащихся приобретает доминирующее значение в дополнительном образовании детей.

Вопросы, на которые я пыталась найти ответ, работая над темой:

  • Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно?

  • Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях?

Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных видов декоративно-прикладного творчества. Здесь ребенку дается возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, дома, животных, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

Длительность работы над темой составляет 4 года. Чтобы повысить интерес к предмету «Бумагопластика», создать атмосферу творчества и расширить диапазон детского общения, я пришла к выводу, что необходимо изучать методы организации занятий коллективного и индивидуального творчества. Работать над этой проблемой я начала в 2009 году. Так как длительность работы напрямую связана с его результативностью, я рассматриваю ее, деля на три этапа.

I этап – теоретический - I полугодие 2009 - 2010 учебного года. II этап – практический – январь 2010 – апрель 2013 гг. III этап – аналитический – апрель - май 2013 года.

1-й этап был посвящен теоретическому изучению и анализу психолого-педагогической, методической и специальной литературы с целью определения степени разработанности проблемы. Проводилось изучение опыта работы педагогов за процессом обучения бумагопластики и влиянием его на развитие навыков художественного конструирования учащихся.

2-й этап - разрабатывалась методическая система занятий курса, с целью проведения эксперимента по развитию навыков художественного конструирования.

3-й этап - проведение заключительной диагностики. Для отслеживания изменений развития навыков художественного конструирования учащихся и определения результатов формирующего эксперимента в качестве основных методов были использованы: метод наблюдения за учебной и творческой деятельностью, метод анализа творческих работ. В качестве основных параметров оценки навыков художественного конструирования учащихся, по которым определялись уровни их развития, выступали следующие: овладение различными приемами работы с бумагой; подчинение технических приемов работы эмоционально-содержательным аспектам.

Прежде, чем говорить о теории развития творческих способностей детей в практической деятельности, необходимо определить понятие “способности”, так как каждый ребенок талантлив от рождения, каждый фантазер и выдумщик, только впоследствии он теряет эти способности, потому что их вовремя до конца не развили. Способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. По мнению Б.М. Теплова, В.М. Русалова «способности» существуют в постоянном развитии. Только благодаря постоянным упражнениям, связанными с систематическими занятиями, такими сложными видами человеческой деятельности, как художественное творчество, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности. Это связано с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах. Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие «креативности». Креативность - способность порождать множество оригинальных идей. Развивая творчество учащихся, я столкнулась с неравномерностью развития творческих способностей и различия личностных качеств. Я считаю необходимость использования внутригрупповой дифференциации, автором которой является педагог - новатор Н. П. Гузик. Изучением сути творчества и развития творческих способностей занимались Я. А. Пономарев, Э. П. Торренс. В оценке творческих способностей в отечественной педагогической психологии учитываются критерии быстроты, легкости, гибкости и оригинальности выполнения предлагаемых заданий.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей учащихся:

1. Определенный фонд знаний и умений, их качество. 2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения. 3. Уровень развития мышления ребёнка, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий... 4. Владение приёмами поисковой творческой деятельности. Новизна темы состоит в создании системы применения педагогических методов и приемов, нацеленных на развитие творческих способностей учащихся на основе обучения бумагопластике.

Достижение конечного результата предполагает решение следующих задач:

  1. Развивать художественный вкус и личностные качества обучающихся (трудолюбие, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, творческую индивидуальность, нестандартное мышление) в процессе принятия решений и выполнения практических задач;

  2. Формировать интерес и любовь к творчеству, декоративно-прикладному и изобразительному искусству.

  3. Создавать психологические, художественные, прикладные, социальные условия для проявления творческой одарённости детей.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих «путеводных положений», наиболее отвечающие специфике дополнительного образования детей:

  • Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

  • Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.

  • Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.

  • Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

  • Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

Большинство детей относится не к мыслительному, а к художественному типу восприятия. Очень важно, пробудить у детей желание «Хочу рисовать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «Хочу творить», вселить уверенность «Могу изобразить» и помочь довести работу до конца «Я сделал!». Очень важно, когда ребёнок видит то, что усилия, затраченные при работе, приводят к успеху. Это даёт ему уверенность в себе. Я убеждена, что интересы, желания, намерения играют большую роль в системе мотивирующих факторов. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций и умений. Стремление к улучшению результатов, неудовлетворённость достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться чего-либо – являться одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. На протяжении ряда лет я наблюдала, что дети, обладающие высоким уровнем мотивации, ищут пути достижения цели, уверены в успешном исходе, получают удовольствие от решения интересных задач.

Приложение №1. Анкета «Исследование мотивации к изучению предмета «Бумагопластика».

Приложение №2. Диаграмма «Мотивация учащихся к изучению предмета «Бумагопластика».

В современных условиях важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?», необходимо искать такие способы организации творческой деятельности, которые обеспечат развитие личности обучающегося.

Я стараюсь, чтобы образовательный процесс имел развивающий характер, т.е. был направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не целью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей.

Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, я исхожу из того, что каждое учебное занятие должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие ребенка. В своей работе я стараюсь использовать разнообразные педагогические технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию. Остановлюсь на некоторых из них, наиболее интересных на мой взгляд. В своей практике предпочтение отдаю личностно – ориентированным технологиям обучения. Отсутствие жестких стандартов, добровольность выбора деятельности, комфортные условий создают благоприятную среду для развития творческих способностей обучающихся. Индивидуальный подход к учащимся связан с учетом большого круга их индивидуальных особенностей и взаимодействия между ними. Существенной стороной организации индивидуальной работы, по моему мнению, является учет социально-психологических условий. При подготовке занятия я учитываю особенности детей, которые оказывают влияние на учебную деятельность и от которых зависят результаты обучения:

- психические - внимание, воля, способности, мотивация; - социальные - положение в коллективе, влияние, друзья; - физические - дефекты здоровья.

В детском объединении обучались дети - инвалиды. Учащиеся отличаются и по уровню способностей и потенциальным возможностям развития. Поэтому я считаю необходимым предлагать задания, отвечающие уровню их умственного развития, различные по темпу выполнения, соответственно возрасту и году обучения. Приложение №3. Классификация учащихся по году обучения».

После выполнения общих заданий учащиеся приступают к более трудным, в это время просыпаются их творчество и индивидуальность. Не у каждого младшего школьника развито пространственное и образное мышление. В связи с этим возникают ситуации, которые ведут к созданию ситуации не успеха и ребёнок теряет интерес к предмету. Следовательно, необходимо пересмотреть всю систему работы и найти выход из этой ситуации. Именно поэтому я стараюсь разнообразить деятельность обучающихся, в содержание изучаемого материала введены задания, расширяющие возможности работы в разнообразных техниках бумагопластики: аппликация, объемная аппликация, оригами, квилинг, моделирование и др. Это содействует развитию художественного творчества. При этом не нарушается логическое построение программы. Чередование этих видов позволяет избежать потери интереса к предмету, сохраняет эффект новизны и в то же время даёт возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками. Это, в свою очередь, положительно сказывается на качестве творческих работ учащихся. Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение окружающего мира, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества, вкуса.
В основе технологии конструирования из бумаги лежат приемы ее обработки и способы соединения. Для освоения данных навыков используются два пути: выполняя специальные упражнения или художественно-творческие задания. Происходит освоение работы со сгибанием, разрезанием, склеиванием бумаги. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, "лесенка", "гармошка").

В плане занятия предусматриваются некоторые отклонения в расчете на творческий подъем учащихся. Из бумаги можно изготовить много самых разных предметов и для обустройства дома, и для праздников: стаканчики для карандашей, шкатулки, настольные лампы, елочные украшения, упаковки для подарков. Самодельные вещи из бумаги, выполненные с выдумкой и качественно, - эксклюзивные произведения, единственные в своем роде. Они будут всегда желанными подарками для тех, кто умеет ценить мастерскую ручную работу - такие изделия действительно уникальны. 

Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства. Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.

Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие.

Художественная деятельность находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам. Художественные знания и навыки, получаемые учащимися на занятиях, закрепляются и пополняются в процессе изготовления художественных изделий.

На каждом занятии я встречаюсь со своими пытливыми, непоседливыми, любознательными и порой трудными ребятами. Как заинтересовать и увлечь детей? Как подготовить занятия, чтобы при своей методической и воспитательной направленности они были интересными для ребят? В своей педагогической практике я придерживаюсь педагогики сотрудничества, в которой два субъекта учебной деятельности (я - педагог и ребенок) действуем вместе, являясь равноправными партнерами. Личностный подход к ребенку, заложенный в основу педагогики сотрудничества, ставит в центр дополнительного образования развитие личности ребенка, его внутреннего мира, где скрываются неразвитые способности и возможности, не раскрытые таланты и потенции. Цель – разбудить эти внутренние силы ребенка и использовать их для более полного развития его личности. Я проявляю искреннюю заинтересованность в сотрудничестве, общении; одобряю право каждого участника образовательного процесса на собственную точку зрения. Стараюсь создать ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

Занятия по выполнению работ из бумаги обычно проводятся по следующему плану:

- беседа на выбранную тему; - анализ формы объекта, выбранного для художественной работы; - показ и обсуждение возможных сюжетов, мотивов для работы; - составление плана работы; - самостоятельная работа учащихся; - обсуждение готовых работ.

Огромное значение при выполнении творческих работ играет коллективный труд, когда учащиеся выполняют единый замысел. Широко применяю технологию коллективной творческой деятельности. Целью которой является формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях, обучение творческой деятельности. Занятия предполагают такую организацию совместной деятельности детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Это позволяет выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Детям для получения результата необходимо, прежде всего, договориться между собой: что?, как?, из чего? Часто учебный кабинет становится творческой лабораторией или мастерской. Для работы создаются свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно. Результатом такого труда является создание макетов фантастических зданий, сооружений и конструкций: «Фантастический город», «Средневековая крепость». Важным для самореализации и самовыражении детей является оценивание результатов – похвала за инициативу, награждение, «присвоение звания». Для оценивания результатов разработана методика оценки «Лестница успешности», «Пьедестал», где отмечаются достижения и успехи освоения различных техник бумагопластики. Приложение №4. «Лестница успешности», «Пьедестал».

Для активизации и интенсификации учебного процесса я использую игровые технологии. Игра позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения. «Игра, по определению Л.С. Выготского, - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок». На занятии «Путешествие в страну Оригамию» дети в игровой форме познакомились с историей возникновения оригами, изучили базовые формы, научились читать схемы складывания.

Приложение №5. Конспект занятия «Путешествие в страну Оригамию».

Занятия по оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. В одном листике скрыты многие образы: кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. А из простого модуля можно сложить красивые шары, героев любимых мультфильмов, роскошные цветы, животных, птиц и даже машины, корабли, замки. При проведении контрольных или итоговых занятий я также использую дидактические игры применение ЗУН на практике «Своя игра», развитие определенных умений и навыков: викторины «Ножницы и бумага заставляют думать», интерактивные игры для расширения кругозора «Радуга». Приложение №6. Методическая разработка «Радуга».

Большое внимание я уделяю технологии проектного обучения, при которой учащимся не даются готовые знания, а предлагается лишь тема, над которой предстоит работать. Здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс, при котором происходит развитие творческого мышления, вводятся элементы исследовательской деятельности. Моя роль сводится в этом случае лишь к помощи в поиске источников информации, ее логическому применению и координации процесса. У учащихся формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой деятельности,  а продукт (игрушка, открытка) – это одно из воплощений замысла. Многообразие и универсальность проектов позволяет выбрать соответствующий интересам детей и их возможностям. Приведу примеры краткосрочных проектов (1-2 занятие):

  1. «Поздравительная открытка для близких и друзей»

  2. «Мой любимый Новый год»

  3. «Мое село вчера, сегодня, завтра»

  4. «Милой мамочке моей»

  5. «Изготовление цветов в технике бумагопластика».

По характеру деятельности эти проекты творческие и прикладные. Мною созданы педагогические проекты по темам «Квилинг. Декорирование пасхальных яиц», «Взмах крыльев» - конструирование из бумаги и проекты, рассчитанные на весь курс обучения, например: «Современные техники бумагопластики». Приложение №7. Педагогический проект «Современные техники бумагопластики».

В программе курса по бумагопластике предусмотрена тема «Творческая мастерская». Здесь дается большой простор для детской фантазии. В результате чего появляются замечательные произведения. При анализе работы над проектами, выяснилось отношение учащихся к проектной деятельности. Большинство детей считает, что эта работа для них полезна и интересна. Приложение №8. Диаграмма «Отношение учащихся к проектной деятельности».

Стремительно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии требуют внедрения новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании. Для усиления интенсивности занятия создаю дидактические материалы. Это позволяет повысить общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся. По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. ИКТ-технологии позволяют раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, показать достигнутые результаты. познавательные и игровые потребности учащихся. Использование ИКТ помогает повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к положительным результатам:

  • обеспечивает процесс усвоения учебного материала;

  • вовлекает каждого ребенка в процесс обучения;

  • увеличивает объем выполненной работы;

  • вызывает живой интерес к предмету;

  • осуществляет дифференцированный подход;

  • расширяет общий кругозор учащихся;

  • слайды презентации на уроке, вызывают у детей эмоциональный подъем.

  • повышает уровень использования наглядности на занятии.

ИКТ технологии, при необходимости, я использую на любом этапе занятия:

  • для обозначения темы занятия;

  • для сопровождения объяснения при помощи презентации, схем, рисунков, видеофрагментов и т.д.;

  • для контроля учащихся.































Диагностика результатов.

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных, а потому вызывает реальные затруднения. В силу индивидуального характера программы по бумагопластике я разработала диагностические методики, отражающие ее цели и задачи:

  1. Тестирование по темам.

  2. Контроль за усвоением знаний, умений, навыков в процессе освоения им дополнительной образовательной программы.

  3. Контроль личностного развития ребенка.

  4. Изучение творческого потенциала, социальной адаптации в обществе.

  5. Изучение творческой активности.

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, о ее результатах можно судить по двум группам показателей:

  • учебным, фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;

  • личностным, выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в детском объединении.

Для диагностики данных показателей я использую «Матрицу диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей» авторов Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В.), которые в совокупности позволяют наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы, а также систему важнейших личностных свойств, которые желательно сфор­мировать у ребенка за период его обучения. Кроме того, таблицы позволяют определить возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит, степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.

Мониторинг результатов обучения учащихся



















Таблица 2

Мониторинг личностного развития учащихся







Результаты мониторинга подтвердили предположение о том, что занятия бумагопластикой активизируют внимание, способность к сравнительному анализу, пробуждают ассоциативное мышление, вызывают необходимость изучать разнообразные способы композиционно-структурного, стилистического решения, что и является стимулами развития навыков художественного конструирования у учащихся. В результате диагностики выяснилось, что построение целенаправленной работы на развитие навыков художественного конструирования учащихся посредством организации постепенно усложняющихся заданий позволяет добиваться существенного продвижения по уровням развития навыков художественного конструирования. Таким образом, разумно организованная система контроля и оценки образовательных результатов детей в системе дополнительного образования дает возможность определить степень освоения каждым ребенком программы, выявить наиболее способных и одаренных учащихся, а также проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.



Проктная часть.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.

На следующий межаттестационный период для работы я выбрала тему:

«Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности».

В работе с одаренными и талантливыми детьми можно выделить несколько этапов:
• диагностика - прежде всего, необходимо отыскать одарённых детей,
• предоставление выбора - талантливый человек талантлив во многом,

поэтому ребенок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно.
• разработка личностно – ориентированного подхода к обучению одаренных детей: талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету.

Наиболее эффективно в работу будут включены такие формы как специально организованная интерактивная, проектная и творческая деятельность; тренинги развития творчества; мастер-классы развития творческой одаренности; научно-исследовательская работа; конкурсы, фестивали, научно-практические конференции; самоуправление.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты моей педагогической деятельности показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Это свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании развития творческой активности учащихся; включении их в активную творческую деятельность на основе сотворчества педагога и ученика.

Работая над развитием творческой активности детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат. Ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании.

Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество всех субъектов образования. А сам педагог должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам неумехами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

Таким образом, формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.













Библиографический список



  1. «Закон об образовании в Российской Федерации» 2012г.

  2. Устав МКОУ ДОД «Буткинский Дом детского творчества».2013г.

  3. Образовательная программа МКОУ ДОД «Буткинский ДДТ». 2013г.

  4. Развитие творческой одарённости детей школьного возраста // Школьный психолог. 2001. №11, с. 7.

  5. Алгоритмы активизации творческого мышления (по Бухвалову) // Школьный психолог. 2004. №4, с. 26.

  6. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. №4 с. 20

  7. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: «Наука», 1978

  8. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. 1998 №5 с. 82 т




22