СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художник и цирк

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по программе Б.Неменского

Просмотр содержимого документа
«Художник и цирк»


художник и цирк

Праздник в городе.

Тема коллективной композиции: «Цирк. Парад-алле».

Форма организации совместной деятельности: совместное творчество.

Принцип организации коллективной композиции: мозаика.

Цели и задачи: ознакомить с элементами оформления зрелища, созданными художником в цирке (костюмы, грим, реквизит, детали общего оформления); развивать у детей творческое воображение и пространственное представление, умение передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними; тренировать умению передавать цветом пространства, цветовой гаммой заданное настроение; овладеть графическими умениями и навыками художественного материала; формировать умение компоновать целую группу людей, связанных единым сюжетом, навыки коллективной работы; воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

Оборудование урока: для учителя – аппаратура для показа слайдов, видеозаписей, методические таблицы; для учащихся – ножницы, клейкая лента, стеки, фломастеры, цветные мелки, тонированная бумага.

Зрительный ряд: слайды и крупные рисунки с примерами клоунады, жонглирования и другими цирковыми номерами.

Литературный ряд: С. Маршак «Цирк», стихотворения и загадки.

Музыкальный ряд: торжественные бравурные марши, передающие атмосферу цирка.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Вводная беседа.

Беседа о чудесах цирка, о его смелых и сильных, веселых и ловких артистах эмоционально настраивает детей на яркую и веселую тему «Парад-алле», когда все участники представления проходят по кругу арены.

Загадки:

В небо ласточкой вспорхнёт,

Рыбкой в озеро нырнёт. (Прыгун в воду с вышки.)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её… (лиса).

Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много чёрных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард.)

Что за коняшки –

На всех тельняшки. (Зебры.)

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд.)

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь. (Осел.)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи. (Собака.)

Твой хвостик

Я в руке держал,

Ты полетел –

Я побежал. (Воздушный шарик.)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса…

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (Велосипед.)

Держусь я только на ходу,

А если стану – упаду. (Велосипед.)

В заключение беседы учитель говорит, что только сообща можно сделать такую композицию за один урок.

III. Организация и выполнение коллективной композиции.

Задание (варианты):

1) изображение циркового представления и его персонажей (арена). Материалы: ножницы, клейкая лента, фломастеры;

2) изображение циркового персонажа (в движении). Материалы: цветные мелки, тонированная бумага или пластилин, стеки.

Последовательность работы:

1) Замысел и эскиз композиции.

Для выполнения большой совместной работы необходимо договориться о композиции будущего коллективного панно, цвете фона (берем цвет ковра арены – обычно красный). На большом листе белой бумаги цветным мелом учитель обозначает центр композиции – арену и выход на нее, вокруг – линии зрительных рядов.

2) Работа по оформлению частей композиции в парах и индивидуально.

Лист разрезают на части не менее листа альбома, на которых учащиеся изображают красками артиста или артистов циркового представления (в полный рост). Соседи по парте могут объединить свои композиции, установив смысловую связь между артистами представления (группа акробатов, дрессировщик со зверями и т. п.).

Индивидуальную работу дети выполняют гуашью, соблюдая одно важное условие – единый цвет ковра арены.

3) Компоновка композиции – коллективного панно.

В заключение собирается коллективное панно по принципу «сложи картинку». Композиция может быть обобщена рисунками цветных воздушных шаров, лент бумажного серпантина, флажками и т. п. (эти изображения могут быть выполнены учащимися, которые быстрее всех справились с фрагментами общей композиции). (См. Приложения, рис. 80.)

IV. Итоги урока.

Обмен впечатлениями от выполненного совместного творчества; мнения учащихся об индивидуальных вкладах каждого в общее дело. Анализ достоинств и недостатков коллективного панно.

Примечание. Количество листов-фрагментов должно соответствовать количеству участников коллективной деятельности. Для этого можно соединить 2 листа ватмана на большой стороне, что по площади соответствует 32 альбомным листам. Но такого размера коллективную работу очень сложно собрать, поэтому можно предложить выполнение 2–3 панно (для каждого ряда своя арена) или совмещение коллективного творчества (около 16 человек) и индивидуальной работы.

В конце урока можно сравнить результат индивидуальной и совместной деятельности.

На уроке при составлении коллективного панно отдельные фрагменты прикрепляются к доске клейкой лентой (скотчем), а позже они проклеиваются с обратной стороны полосками бумаги в местах соединения фрагментов.